МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Оренбургской области
Районный отдел образования администрации Тоцкого района
МАОУ Тоцкая СОШ им. А.К. Стерелюхина
РАССМОТРЕНО
Методическое объединение
учителей
____Тухфатуллина Л. М.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Протокол №__
Протокол №__
от "__" сентября 2022 г.
от "__" сентября 2022 г.
______Парахненко Ю. С.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ Тоцкая СОШ им. А.
К. Стерелюхина
_______Рыжков В. К.
Приказ №__
от "___" сентября 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 4267363)
учебного предмета «Биология»
для 7 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Волченко Ольга Николаевна
учитель биологии
с. Тоцкое 2022
Рабочая программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного
общего образования, а также Примерной программы воспитания.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа по биологии основного общего образования разработана в соответствии с
требованиями обновлённого Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (ФГОС ООО) и с учётом Примерной основной образовательной программы
основного общего образования (ПООП ООО).
Программа направлена на формирование естественно-научной грамотности учащихся и
организацию изучения биологии на деятельностной основе. В программе учитываются возможности
предмета в реализации Требований ФГОС ООО к планируемым, личностным и метапредметным
результатам обучения, а также реализация межпредметных связей естественно-научных учебных
предметов на уровне основного общего образования.
В программе определяются основные цели изучения биологии на уровне 7 класса основного общего
образования, планируемые результаты освоения курса биологии: личностные, метапредметные,
предметные.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»
Учебный предмет «Биология» развивает представления о познаваемости живой природы и методах её
познания, он позволяет сформировать систему научных знаний о живых системах, умения их
получать, присваивать и применять в жизненных ситуациях. Биологическая подготовка обеспечивает
понимание обучающимися научных принципов человеческой деятельности в природе, закладывает
основы экологической культуры, здорового образа жизни.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»
Целями изучения биологии на уровне основного общего образования являются:
— формирование системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности биологических
систем разного уровня организации;
— формирование системы знаний об особенностях строения, жизнедеятельности организма
человека, условиях сохранения его здоровья;
— формирование умений применять методы биологической науки для изучения биологических
систем, в том числе и организма человека;
— формирование умений использовать информацию о современных достижениях в области
биологии для объяснения процессов и явлений живой природы и жизнедеятельности
собственного организма;
— формирование умений объяснять роль биологии в практической деятельности людей,
значение биологического разнообразия для сохранения биосферы, последствия деятельности
человека в природе;
— формирование экологической культуры в целях сохранения собственного здоровья и охраны
окружающей среды.
Достижение целей обеспечивается решением следующих ЗАДАЧ:
— приобретение знаний обучающимися о живой природе, закономерностях строения,
жизнедеятельности и средообразующей роли организмов; человеке как биосоциальном существе; о
роли биологической науки в практической деятельности людей;
— овладение умениями проводить исследования с использованием биологического
оборудования и наблюдения за состоянием собственного организма;
— освоение приёмов работы с биологической информацией, в том числе о современных
достижениях в области биологии, её анализ и критическое оценивание;
— воспитание биологически и экологически грамотной личности, готовой к сохранению
собственного здоровья и охраны окружающей среды.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с ФГОС ООО биология является обязательным предметом на уровне основного
общего образования. Данная программа предусматривает изучение биологии в 7 классе - 1 час в
неделю, всего - 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Систематические группы растений
Классификация растений. Вид как основная систематическая категория. Система растительного
мира. Низшие, высшие споровые, высшие семенные растения. Основные таксоны (категории)
систематики растений (царство, отдел, класс, порядок, семейство, род, вид). История развития
систематики, описание видов, открытие новых видов. Роль систематики в биологии.
Низшие растения. Водоросли. Общая характеристика водорослей. Одноклеточные и
многоклеточные зелёные водоросли. Строение и жизнедеятельность зелёных водорослей.
Размножение зелёных водорослей (бесполое и половое). Бурые и красные водоросли, их строение и
жизнедеятельность. Значение водорослей в природе и жизни человека.
Высшие споровые растения. Моховидные (Мхи). Общая характеристика мхов. Строение и
жизнедеятельность зелёных и сфагновых мхов. Приспособленность мхов к жизни на сильно
увлажнённых почвах. Размножение мхов, цикл развития на примере зелёного мха кукушкин лён. Роль
мхов в заболачивании почв и торфообразовании. Использование торфа и продуктов его переработки в
хозяйственной деятельности человека.
Плауновидные (Плауны). Хвощевидные (Хвощи), Папоротниковидные (Папоротники). Общая
характеристика. Усложнение строения папоротникообразных растений по сравнению с мхами.
Особенности строения и жизнедеятельности плаунов, хвощей и папоротников. Размножение
папоротникообразных. Цикл развития папоротника. Роль древних папоротникообразных в
образовании каменного угля. Значение папоротникообразных в природе и жизни человека.
Высшие семенные растения. Голосеменные. Общая характеристика. Хвойные растения, их
разнообразие. Строение и жизнедеятельность хвойных. Размножение хвойных, цикл развития на
примере сосны. Значение хвойных растений в природе и жизни человека.
Покрытосеменные (цветковые) растения. Общая характеристика. Особенности строения и
жизнедеятельности покрытосеменных как наиболее высокоорганизованной группы растений, их
господство на Земле. Классификация покрытосеменных растений: класс Двудольные и класс
Однодольные. Признаки классов. Цикл развития покрытосеменного растения.
Семейства покрытосеменных* (цветковых) растений. Характерные признаки семейств класса
Двудольные (Крестоцветные, или Капустные, Розоцветные, или Розовые, Мотыльковые, или Бобовые,
Паслёновые, Сложноцветные, или Астровые) и класса Однодольные (Лилейные, Злаки, или
Мятликовые)**. Многообразие растений. Дикорастущие представители семейств. Культурные
представители семейств, их использование человеком.
* Изучаются три семейства растений по выбору учителя с учётом местных условий. Можно
использовать семейства, не вошедшие в перечень, если они являются наиболее распространёнными в
данном регионе.
** Морфологическая характеристика и определение семейств класса Двудольные и семейств класса
Однодольные осуществляется на лабораторных и практических работах.
Лабораторные и практические работы
1. Изучение строения одноклеточных водорослей (на примере хламидомонады и хлореллы).
2. Изучение строения многоклеточных нитчатых водорослей (на примере спирогиры и улотрикса).
3. Изучение внешнего строения мхов (на местных видах).
4. Изучение внешнего строения папоротника или хвоща.
5. Изучение внешнего строения веток, хвои, шишек и семян голосеменных растений (на примере ели,
сосны или лиственницы).
6. Изучение внешнего строения покрытосеменных растений.
7. Изучение признаков представителей семейств: Крестоцветные (Капустные), Розоцветные
(Розовые), Мотыльковые (Бобовые), Паслёновые, Сложноцветные (Астровые), Лилейные, Злаки
(Мятликовые) на гербарных и натуральных образцах.
8. Определение видов растений (на примере трёх семейств) с использованием определителей растений
или определительных карточек.
2. Развитие растительного мира на Земле
Эволюционное развитие растительного мира на Земле. Сохранение в земной коре растительных
остатков, их изучение. «Живые ископаемые» растительного царства. Жизнь растений в воде. Первые
наземные растения. Освоение растениями суши. Этапы развития наземных растений основных
систематических групп. Вымершие растения.
Экскурсии или видеоэкскурсии
Развитие растительного мира на Земле (экскурсия в палеонтологический или краеведческий музей).
3. Растения в природных сообществах
Растения и среда обитания. Экологические факторы. Растения и условия неживой природы: свет,
температура, влага, атмосферный воздух. Растения и условия живой природы: прямое и косвенное
воздействие организмов на растения. Приспособленность растений к среде обитания. Взаимосвязи
растений между собой и с другими организмами.
Растительные сообщества. Видовой состав растительных сообществ, преобладающие в них
растения. Распределение видов в растительных сообществах. Сезонные изменения в жизни
растительного сообщества. Смена растительных сообществ. Растительность (растительный покров)
природных зон Земли. Флора.
4. Растения и человек
Культурные растения и их происхождение. Центры многообразия и происхождения культурных
растений. Земледелие. Культурные растения сельскохозяйственных угодий: овощные, плодовоягодные, полевые. Растения города, особенность городской флоры. Парки, лесопарки, скверы,
ботанические сады. Декоративное цветоводство. Комнатные растения, комнатное цветоводство.
Последствия деятельности человека в экосистемах. Охрана растительного мира. Восстановление
численности редких видов растений: особо охраняемые природные территории (ООПТ). Красная
книга России. Меры сохранения растительного мира.
Экскурсии или видеоэкскурсии
1. Изучение сельскохозяйственных растений региона.
2. Изучение сорных растений региона.
5. Грибы. Лишайники. Бактерии
Грибы. Общая характеристика. Шляпочные грибы, их строение, питание, рост, размножение.
Съедобные и ядовитые грибы. Меры профилактики заболеваний, связанных с грибами. Значение
шляпочных грибов в природных сообществах и жизни человека. Промышленное выращивание
шляпочных грибов (шампиньоны).
Плесневые грибы. Дрожжевые грибы. Значение плесневых и дрожжевых грибов в природе и жизни
человека (пищевая и фармацевтическая промышленность и др.).
Паразитические грибы. Разнообразие и значение паразитических грибов (головня, спорынья,
фитофтора, трутовик и др.). Борьба с заболеваниями, вызываемыми паразитическими грибами.
Лишайники — комплексные организмы. Строение лишайников. Питание, рост и размножение
лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека.
Бактерии — доядерные организмы. Общая характеристика бактерий. Бактериальная клетка.
Размножение бактерий. Распространение бактерий. Разнообразие бактерий. Значение бактерий в
природных сообществах. Болезнетворные бактерии и меры профилактики заболеваний, вызываемых
бактериями. Бактерии на службе у человека (в сельском хозяйстве, промышленности).
Лабораторные и практические работы
1. Изучение строения одноклеточных (мукор) и многоклеточных (пеницилл) плесневых грибов.
2. Изучение строения плодовых тел шляпочных грибов (или изучение шляпочных грибов на
муляжах).
3. Изучение строения лишайников.
4. Изучение строения бактерий (на готовых микропрепаратах).
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение учебного предмета «Биология» на уровне основного общего образования должно
обеспечивать достижение следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных
результатов:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Патриотическое воспитание:
— отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и
советских учёных в развитие мировой биологической науки.
Гражданское воспитание:
— готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и
проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.
Духовно-нравственное воспитание:
— готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм
экологической культуры;
— понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в медицине и биологии.
Эстетическое воспитание:
— понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности.
Ценности научного познания:
— ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических
закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
— понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения;
— развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков
исследовательской деятельности.
Формирование культуры здоровья:
— ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность);
— осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков,
курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
— соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной
среде;
— сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием.
Трудовое воспитание:
— активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края)
биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий,
связанных с биологией.
Экологическое воспитание:
— ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей
среды;
— осознание экологических проблем и путей их решения;
— готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
— адекватная оценка изменяющихся условий;
— принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании
анализа биологической информации;
— планирование действий в новой ситуации на основании знаний биологических
закономерностей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений);
— устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений,
процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
— с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и
противоречий;
— выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по
аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
— самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
— формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
— формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать свою
позицию, мнение;
— проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный биологический
эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей биологического объекта
(процесса) изучения, причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектов
между собой;
— оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе наблюдения и
эксперимента;
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и
обобщений;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах.
Работа с информацией:
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической
информации или данных из источников с учётом предложенной учебной биологической задачи;
— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую
информацию различных видов и форм представления;
— находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать
решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
— оценивать надёжность биологической информации по критериям, предложенным учителем
или сформулированным самостоятельно;
— запоминать и систематизировать биологическую информацию.
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения
практических и лабораторных работ;
— выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
— распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
— понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
— в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержание
благожелательности общения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
— понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной биологической
— проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при
решении поставленной учебной задачи;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь
обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
— планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и
иные);
— выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды;
— оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и
вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой;
— овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая обеспечивает
сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
— выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя
биологические знания;
— ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
— самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых биологических знаний об
изучаемом биологическом объекте;
— делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
— владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
— давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
— учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
биологической задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
— оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
— различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
— выявлять и анализировать причины эмоций;
— ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
— регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
— осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
— признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
— открытость себе и другим;
— осознавать невозможность контролировать всё вокруг;
— овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности), и жизненных
навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
— характеризовать принципы классификации растений, основные систематические группы
растений (водоросли, мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные или
цветковые);
— приводить примеры вклада российских (в том числе Н. И. Вавилов, И. В. Мичурин) и
зарубежных (в том числе К. Линней, Л. Пастер) учёных в развитие наук о растениях, грибах,
лишайниках, бактериях;
— применять биологические термины и понятия (в том числе: ботаника, экология растений,
микология, бактериология, систематика, царство, отдел, класс, семейство, род, вид, жизненная
форма растений, среда обитания, растительное сообщество, высшие растения, низшие растения,
споровые растения, семенные растения, водоросли, мхи, плауны, хвощи, папоротники,
голосеменные, покрытосеменные, бактерии, грибы, лишайники) в соответствии с поставленной
задачей и в контексте;
— различать и описывать живые и гербарные экземпляры растений, части растений по
изображениям, схемам, моделям, муляжам, рельефным таблицам; грибы по изображениям,
схемам, муляжам; бактерии по изображениям;
— выявлять признаки классов покрытосеменных или цветковых, семейств двудольных и
однодольных растений;
— определять систематическое положение растительного организма (на примере
покрытосеменных, или цветковых) с помощью определительной карточки;
— выполнять практические и лабораторные работы по систематике растений, микологии и
микробиологии, в том числе работы с микроскопом с постоянными (фиксированными) и
временными микропрепаратами, исследовательские работы с использованием приборов и
инструментов цифровой лаборатории;
— выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности растений, бактерий, грибов,
лишайников;
— проводить описание и сравнивать между собой растения, грибы, лишайники, бактерии по
заданному плану; делать выводы на основе сравнения;
— описывать усложнение организации растений в ходе эволюции растительного мира на Земле;
— выявлять черты приспособленности растений к среде обитания, значение экологических
факторов для растений;
— характеризовать растительные сообщества, сезонные и поступательные изменения
растительных сообществ, растительность (растительный покров) природных зон Земли;
— приводить примеры культурных растений и их значение в жизни человека; понимать причины
и знать меры охраны растительного мира Земли;
— раскрывать роль растений, грибов, лишайников, бактерий в природных сообществах, в
хозяйственной деятельности человека и его повседневной жизни;
— демонстрировать на конкретных примерах связь знаний биологии со знаниями по
математике, физике, географии, технологии, литературе, и технологии, предметов гуманитарного
цикла, различными видами искусства;
— использовать методы биологии: проводить наблюдения за растениями, бактериями, грибами,
лишайниками, описывать их; ставить простейшие биологические опыты и эксперименты;
— соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием,
химической посудой в соответствии с инструкциями на уроке и во внеурочной деятельности;
— владеть приёмами работы с биологической информацией: формулировать основания для
извлечения и обобщения информации из нескольких (2—3) источников; преобразовывать
информацию из одной знаковой системы в другую;
— создавать письменные и устные сообщения, грамотно используя понятийный аппарат
изучаемого раздела биологии, сопровождать выступление презентацией с учётом особенностей
аудитории сверстников.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Наименование
п/п разделов и тем
программы
1. Классификация растений
2. Низшие растения.
Водоросли
3. Высшие споровые
растения.
Моховидные (Мхи)
4. Плауновидные (Плауны).
Хвощевидные (Хвощи),
Папоротниковидные
(Папоротники)
Количество часов
Виды деятельности
Дата
всег контроль практичес изучени
я
о ные
кие
1
0работы 0работы
06.09.20 Классифицирование
22 основных категорий
систематики растений:
высшие
споровые,
4
1
2
Выявление
существенных
13.09.20 низшие,
высшие
семенные;
22 признаков растений
04.10.20 отделов: Зелёные
22 водоросли, Моховидные,
3
0
1
11.10.20 Описание
многообразия
Папоротниковидные,
22 мхов,
Хвощевидные,
25.10.20 папоротникообразных,
Плауновидные,
22 голосеменных;
Голосеменные,
4
0
2
08.11.20 Описание
многообразия
Покрытосеменные;
22 мхов,
29.11.20 папоротникообразных,
22 голосеменных;
5. Высшие семенные
растения.
Голосеменные
6. Покрытосеменные
(цветковые) растения
2
0
1
2
0
0
7. Семейства
покрытосеменных
(цветковых)
растений
8. Развитие растительного
мира на Земле
4
1
3
2
0
0
Электронные (цифровые)
Виды,
образовательные ресурсы
формы
контро
ля
Устны
https://resh.edu.ru/
й
https://www.yaklass.ru/
опрос;
https://sdamgia.ru/
Устный https://www.youtube.com/channel/UC8VJfY2r
https://resh.edu.ru/
cq6Qwx0ySOzJzNQ
опрос;
https://www.yaklass.ru/
Контроль https://sdamgia.ru/
ная
https://www.youtube.com/channel/UC8VJfY2r
Устный
https://resh.edu.ru/
работа;
cq6Qwx0ySOzJzNQ
https://www.yaklass.ru/
опрос;
Практичес https://sdamgia.ru/
кая работа; https://www.youtube.com/channel/UC8VJfY2r
Устный
cq6Qwx0ySOzJzNQ
Тестирова https://resh.edu.ru/
https://www.yaklass.ru/
опрос;
ние;
Контрольн https://sdamgia.ru/
https://www.youtube.com/channel/UC8VJfY2r
ая
cq6Qwx0ySOzJzNQ
работа;
Зачет;
Устный
06.12.20 Описание многообразия
Практичес https://resh.edu.ru/
22 мхов,
опрос;
кая работа; https://www.yaklass.ru/
13.12.20 папоротникообразных,
Практичес
Тестирова https://sdamgia.ru/
22
голосеменных;
кая
20.12.20 Выявление существенных
Устный
https://resh.edu.ru/
ние;работа; https://www.youtube.com/channel/UC8VJfY2r
cq6Qwx0ySOzJzNQ
22 признаков
опрос;
https://www.yaklass.ru/
27.12.20 растений: отдела
Практичес https://sdamgia.ru/
22 Покрытосеменные
кая работа; https://www.youtube.com/channel/UC8VJfY2r
10.01.20 Выявление
существенных
Устный https://resh.edu.ru/
cq6Qwx0ySOzJzNQ
(Цветковые), классов
23 признаков
https://www.yaklass.ru/
опрос;
(Однодольные,
31.01.20 растений:
https://sdamgia.ru/
отдела
Практичес
Двудольные) и семейств
23 Покрытосеменные
(Крестоцветные, Паслёновые кая работа; https://www.youtube.com/channel/UC8VJfY2r
и обоснование
Устный
07.02.20 Описание
cq6Qwx0ySOzJzNQ
(Цветковые),
классов
Тестирова https://resh.edu.ru/
и др.);
23 процесса
развития
https://www.yaklass.ru/
опрос;
(Однодольные,
ние;
14.02.20 растительного
мира
на
Земле
и
https://sdamgia.ru/
Практичес
Двудольные) и семейств
23 основных
его этапов;
(Крестоцветные,
Паслёновые кая работа; https://www.youtube.com/channel/UC8VJfY2r
Тестирова cq6Qwx0ySOzJzNQ
и др.);
ние;
9. Растения в природных
сообществах
2
0
0
10. Растения и человек
4
0
0
11. Грибы. Лишайники.
Бактерии
5
1
3
Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1
34
3
12
21.02.20 Объяснение сущности
23 экологических
28.02.20 факторов: абиотических,
23 биотических
и антропогенных
07.03.20
Объяснение роли
и значения
и
их
влияния
на
организмы;
23 культурных растений в жизни
04.04.20 человека;
23 Выявление черт
приспособленности
дикорастущих растений к
жизни в
экосистеме отличительных
города;
11.04.20 Выявление
Объяснение
23 признаков причин и
описаниеГрибы;
мер охраны
16.05.20 царства
растительного
мира иЗемли;
23 Описание строения
Описание
современных
жизнедеятельности
экологических
одноклеточных,
проблем,
их влияния
на
многоклеточных
грибов;
собственную жизнь
и жизнь
Установление
взаимосвязи
окружающих людей;
между
особенностями строения
шляпочных грибов и
процессами
жизнедеятельности;
Определение роли грибов в
природе, жизни человека;
Практичес https://resh.edu.ru/
кая работа; https://www.yaklass.ru/
Тестирова https://sdamgia.ru/
ние;
Устный https://www.youtube.com/channel/UC8VJfY2r
https://resh.edu.ru/
cq6Qwx0ySOzJzNQ
опрос;
https://www.yaklass.ru/
Тестирова https://sdamgia.ru/
ние;
https://www.youtube.com/channel/UC8VJfY2r
cq6Qwx0ySOzJzNQ
Устный https://resh.edu.ru/
https://www.yaklass.ru/
опрос;
Контрольн https://sdamgia.ru/
ая работа; https://www.youtube.com/channel/UC8VJfY2r
cq6Qwx0ySOzJzNQ
Зачет;
Практичес
кая работа;
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
Дата
Виды,
изучения формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы
1
0
0
06.09.2022 Устный
опрос;
2.
1
Общая характеристика
водорослей. Одноклеточные и
многоклеточные зелёные
водоросли. Лабораторная
работа №1 по теме
"Изучение строения
одноклеточных водорослей
(на примере хламидомонады
и хлореллы)".
0
1
13.09.2022 Практическая
работа;
3.
Строение и
жизнедеятельность зелёных
водорослей. Размножение
зелёных водорослей
(бесполое и половое).
1
0
1
20.09.2022 Практическая
работа;
Бурые и красные водоросли, 1
их строение и
жизнедеятельность.
0
0
1.
Вид как основная
систематическая категория.
Количество часов
Система растительного
мира. Низшие, высшие
споровые, высшие семенные
растения. Основные таксоны
(категории) систематики
растений (царство, отдел,
класс, порядок, семейство,
род, вид). История развития
систематики, описание
видов, открытие новых
видов. Роль систематики в
биологии
Лабораторная работа №2 по
теме " Изучение строения
многоклеточных нитчатых
водорослей (на примере
спирогиры и улотрикса)".
4.
Значение водорослей в
природе и жизни человека
27.09.2022
Устный
опрос;
5.
Входная контрольная
работа.
1
1
0
04.10.2022 Контрольная
работа;
ВПР;
6.
Общая характеристика мхов. 1
Строение зелёных и
сфагновых
мхов.Приспособленность
мхов к жизни на сильно
увлажнённых почвах.
0
1
11.10.2022 Практическая
работа;
Лабораторная работа №3 по
теме "Изучение внешнего
строения мхов (на местных
видах)".
7.
Цикл развития на примере
зелёного мха кукушкин лён
1
0
0
18.10.2022 Устный
опрос;
8.
Роль мхов в заболачивании
почв и торфообразовании.
1
0
0
25.10.2022 Устный
опрос;
1
0
0
08.11.2022 Тестирование;
10. Особенности строения и
1
жизнедеятельности плаунов,
хвощей и папоротников.
0
1
15.11.2022 Практическая
работа;
0
0
Использование торфа и
продуктов его переработки в
хозяйственной деятельности
человека
9.
Плауновидные (Плауны).
Хвощевидные (Хвощи),
Папоротниковидные
(Папоротники). Общая
характеристика.
Усложнение строения
папоротникообразных
растений по сравнению с
мхами
Лабораторная работа №4 по
теме "Изучение внешнего
строения папоротника или
хвоща".
11. Размножение
1
папоротникообразных. Цикл
развития папоротника.
22.11.2022
Устный
опрос;
12. Роль древних
1
папоротникообразных в
образовании каменного угля.
0
0
29.11.2022 Устный
опрос;
13. Общая характеристика.
1
Хвойные растения, их
разнообразие. Строение и
жизнедеятельность хвойных.
Лабораторная работа №5 по
теме "Изучение внешнего
строения веток, хвои, шишек
и семян голосеменных
растений (на примере ели,
сосны или лиственницы)".
0
1
06.12.2022 Практическая
работа;
14. Размножение хвойных, цикл 1
развития на примере сосны.
Значение хвойных растений в
природе и жизни человека
0
0
13.12.2022 Устный
опрос;
15. Общая характеристика.
Особенности строения и
жизнедеятельности
покрытосеменных как
наиболее
высокоорганизованной
группы растений, их
господство на Земле.
1
0
1
20.12.2022 Практическая
работа;
16. Классификация
1
покрытосеменных растений:
класс Двудольные и класс
Однодольные. Признаки
классов. Цикл развития
покрытосеменного растения
0
0
27.12.2022 Устный
опрос;
Значение
папоротникообразных в
природе и жизни человека.
Лабораторная работа №6 по
теме "Изучение внешнего
строения покрытосеменных
растений".
17. Характерные признаки
1
семейств класса Двудольные
(Крестоцветные, или
Капустные, Розоцветные,
или Розовые, Мотыльковые,
или Бобовые, Паслёновые,
Сложноцветные, или
Астровые). Лабораторная
работа №7 по теме
"Изучение признаков
представителей семейств:
Крестоцветные (Капустные),
Розоцветные (Розовые),
Мотыльковые (Бобовые),
Паслёновые,
Сложноцветные
(Астровые)".
0
1
10.01.2023 Практическая
работа;
18. Характерные признаки
семейств класса
Однодольные (Лилейные,
Злаки, или
Мятликовые)Лабораторная
работа №8 по теме
"Изучение признаков
представителей семейств:
Лилейные, Злаки
(Мятликовые) на гербарных
и натуральных образцах.
1
0
1
17.01.2023 Практическая
работа;
19. Многообразие растений.
Дикорастущие
представители семейств.
1
0
1
24.01.2023 Практическая
работа;
1
1
0
31.01.2023 Контрольная
работа;
Культурные представители
семейств, их использование
человеком. Лабораторная
работа №9 по теме
"Определение видов
растений (на примере трёх
семейств) с использованием
определителей растений или
определительных карточек".
20. Контрольная работа №1 по
теме "Многообразие
растений".
21. Эволюционное развитие
1
растительного мира на
Земле. Сохранение в земной
коре растительных остатков,
их изучение. «Живые
ископаемые» растительного
царства
0
0
07.02.2023 Устный
опрос;
22. Жизнь растений в воде.
1
Первые наземные рас- тения.
Освоение растениями суши.
0
0
14.02.2023 Тестирование;
1
0
0
21.02.2023 Устный
опрос;
1
0
0
28.02.2023 Письменный
контроль;
Этапы развития наземных
растений основных
систематических групп.
Вымершие растения
23. Растения и среда обитания.
Экологические факторы.
Растения и условия неживой
природы: свет, температура,
влага, атмосферный воздух.
Растения и условия живой
природы: прямое и
косвенное воздействие
организмов на растения.
Приспосо- бленность
растений к среде обита- ния.
Взаимосвязи растений
между собой и с другими
организмами
24. Растительные сообщества.
Видовой состав
растительных сообществ,
преобладающие в них
растения. Распределение
видов в растительных
сообществах. Сезонные
изменения в жизни
растительного сообщества.
Смена растительных
сообществ. Растительность
(растительный покров)
природных зон Земли.
Флора
25. Культурные растения и их
происхождение. Центры
многообразия и
происхождения культурных
растений
1
0
0
07.03.2023 Устный
опрос;
26. Земледелие. Культурные
растения
сельскохозяйственных
угодий: овощные, плодовоягодные, полевые
1
0
0
14.03.2023 Устный
опрос;
27. Растения города,
особенность городской
флоры. Парки, лесопарки,
скверы, ботанические сады.
Декоративное цветоводство
1
0
0
21.03.2023 Устный
опрос;
28. Комнатные растения,
комнатное цветоводство.
1
0
0
04.04.2023 Устный
опрос;
Последствия деятельности
человека в экосистемах.
Охрана растительного мира.
Восстановление
численности редких видов
растений: особо охраняемые
природные территории
(ООПТ). Красная книга
России. Меры сохранения
растительного мира
29. Грибы. Общая
1
характеристика. Шляпочные
грибы, их строение,
питание, рост, размножение.
0
0.5
11.04.2023 Практическая
работа;
0
0.5
18.04.2023 Практическая
работа;
Съедобные и ядовитые
грибы. Меры профилактики
заболеваний, связанных с
грибами. Значение
шляпочных грибов в
природных сообществах и
жизни человека.
Промышленное
выращивание шляпочных
грибов (шампиньоны).
Практическая работа №1 по
теме "Изучение строения
плодовых тел шляпочных
грибов (или изучение
шляпочных грибов на
муляжах)".
30. Плесневые грибы.
1
Дрожжевые грибы. Значение
плесневых и дрожжевых
грибов в природе и жизни
человека (пищевая и
фармацевтическая
промышленность и др.).
Паразитические грибы.
Разнообразие и значение
паразитических грибов
(головня, спорынья,
фитофтора, трутовик и др.).
Борьба с заболеваниями,
вызываемыми
паразитическими грибами.
Практическая работа №2 по
теме "Изучение строения
одноклеточных (мукор) и
многоклеточных (пеницилл)
плесневых грибов".
31. Лишайники —
комплексные организмы.
Строение лишайников.
1
0
1
25.04.2023 Практическая
работа;
1
0
1
09.05.2023 Практическая
работа;
33. Промежуточная аттестация . 1
Контрольная работа за год.
1
0
16.05.2023 Контрольная
работа;
34. Резервное время
1
0
0
23.05.2023 ВПР;
34
3
12
Питание, рост и
размножение лишайников.
Значение лишайников в
природе и жизни человека.
Лабораторная работа №10
по теме"Изучение строения
лишайников".
32. Бактерии — доядерные
организмы. Общая
характеристика бактерий.
Бактериальная клетка.
Размножение бактерий.
Распространение бактерий.
Разнообразие бактерий.
Значение бактерий в
природных сообществах.
Болезнетворные бактерии и
меры профилактики
заболеваний, вызываемых
бактериями. Бактерии на
службе у человека (в
сельском хозяйстве,
промышленности).
Лабораторная работа №11
по теме "Изучение строения
бактерий (на готовых
микропрепаратах)".
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С.; под редакцией Бабенко В.Г. Биология, 7 класс/
Общество с ограниченной ответственностью «Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ»; Акционерное
общество «Издательство Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Биология. Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. Под ред. Пономаревой И.Н.М: ВентанаГраф
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Российская электронная школа (РЭШ) - https://resh.edu.ru/
Цифровой образовательный ресурс «ЯКласс» – https://www.yaklass.ru/
Образовательный портал для подготовки к экзаменам СДАМ ГИА: РЕШУ ВПР, ОГЭ, ЕГЭ –
https://sdamgia.ru/
https://www.youtube.com/channel/UC8VJfY2rcq6Qwx0ySOzJzNQ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Справочные таблицы по биологии по всем темам курса
Портреты ученых биологов
Систематика растений определитель
Строение, размножение и разнообразие растений
Схема строения клеток живых организмов
Уровни организации живой природы
Наглядные и демонстрационные средства образования: гербарии, образцы ископаемых растений,
набор микропрепаратов ботаника 1-2,
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ
Лоток для раздаточного материала, лупа ручная, набор инструментов для препарирования, микроскоп
световой школьный, компьютер, мультимедийный проектор.