Рекомендации по организации и проведению регионального обязательного зачета по учебному предмету «Физическая культура» для обучающихся 4-х, 9-х, 10-х классов общеобразовательных организаций области в 2022/2023 учебном году
07.04.2023
Для организации и проведения обязательного
зачета по физической культуре утверждается состав комиссии: председатель
комиссии - директор общеобразовательной организации (или один из его
заместителей); члены комиссии - учитель физической культуры,
преподаватель-организатор ОБЖ, учитель биологии, врач (медицинский работник).
Перед проведением зачета проводится инструктаж
по технике безопасности при выполнении практической части, что фиксируется в
книге регистрации по технике безопасности.
Зачет по
физической культуре состоит из двух частей: практической и теоретической.
Сдача практической и теоретической части зачета
соответствует федеральным государственным образовательным стандартам начального
общего, основного общего и среднего общего образования по учебному предмету
«Физическая культура».
В целях сохранения здоровья детей перед началом
практической части обязательно проводится осмотр обучающихся медицинским
работником, результаты которого фиксируются в справке о допуске обучающихся к
зачету согласно приложению № 5 к рекомендациям. Присутствие медицинского работника
во время зачета обязательно.
При проведении зачета по решению муниципального
органа, осуществляющего управление в сфере образования, возможно объединение
нескольких общеобразовательных организаций (далее - ОО) на базе опорных
(базовых) школ, формирование независимой аттестационной комиссии. Присутствие
учителя физической культуры на зачете обязательно.
Обучающиеся,
занимающиеся в детско-юношеских спортивных школах и имеющие спортивные разряды
по видам спорта, от зачета не освобождаются. Теоретическая и практическая части
зачета сдаются ими на общих основаниях.
Обучающиеся школ, отнесенные по состоянию
здоровья к специальной медицинской группе (подгруппа «А»), сдают зачеты на
общих основаниях.
Обучающимся, отнесенным по состоянию здоровья к
специальной медицинской группе (подгруппа «Б»), необходимо предоставить
справки, с указанием подгруппы для занятий физической культурой (совместное
письмо Департамента образования Оренбургской области и Главного управления
здравоохранения Оренбургской области от 21.01.2005 № 01/18-50).
Обучающиеся специальной медицинской группы
подгруппы «Б» сдают теоретическую часть зачета и комплекс упражнений по
заболеванию.
Сдача обучающимися только теоретической части
зачета не допускается.
Результаты сдачи зачета заносят в соответствующий
протокол (приложения № 2, № 3, № 4 к рекомендациям).
Инвентарь и оборудование, используемые для
проведения обязательного зачета, должны быть сертифицированы. Для проведения
гимнастики необходимо использовать полужесткие гимнастические маты, сверху -
мягкие маты. В баскетболе для обучающихся 4-х классов используется мяч № 3, для
обучающихся 9-х классов - мяч № 6.
Примечание: Отчет о результатах зачета по
физической культуре необходимо направить в районный отдел образования
администрации Тоцкого района до 5 мая 2023 года по форме (приложения № 2, № 3,
№ 4 к рекомендациям).
Обязательный зачет в 9-х классах
Инструкция к выполнению задания
Зачет по
физической культуре для обучающихся 9 классов состоит из двух частей:
практической и теоретической. Практическая и теоретическая части зачета сдаются
по билетам. Каждый билет состоит из трех вопросов.
Первый
вопрос - теоретический. Обучающийся должен показать знание определения понятий,
составляющих содержание данного понятия, методов воспитания физических качеств,
самоконтроля, самостоятельной организации физкультурной деятельности.
Второй вопрос - практический. Обучающиеся
должны составить и показать комплексы упражнений, направленных на решение
двигательных задач.
Третий
вопрос - практический. Обучающиеся должны показать сформированность
двигательных умений и навыков в гимнастике.
Максимально
возможное количество баллов за задание - 15.
Оценивание видов испытаний:
15 - 13 баллов - «отлично»,
12 - 11 баллов - «хорошо»,
10 - 9 баллов - «удовлетворительно»,
8 и ниже баллов - «неудовлетворительно».
Билет № 1
1. Физическое
качество «сила».
2. Баскетбол.
Показать основные технические приемы: ведение, передачи, штрафные броски,
атака кольца (комбинацию разрабатывает учитель).
3. Гимнастика с основами акробатики
(приложение 1.1).
Билет № 2
1. Физическое
качество «выносливость».
2. Использование
средств видов спорта для воспитания специальной выносливости.
3. Гимнастика с основами акробатики
(приложение 1.1).
Билет № 3
1. Физическое
качество «гибкость».
2. Использование
средств общей физической подготовки для воспитания гибкости.
3. Гимнастика с основами акробатики
(приложение 1.1).
Билет № 4
1. Развитие
физического качества «ловкость».
2. Использование
средств игровых видов спорта для воспитания ловкости.
3. Гимнастика с основами акробатики
(приложение 1.1).
Билет № 5
1. Развитие
физического качества «быстрота».
2. Использование
средств подвижных игр для воспитания быстроты.
3. Гимнастика с основами акробатики
(приложение 1.1).
Билет № 6
1. Формы
организации физкультурно-спортивной деятельности.
2. Баскетбол.
Показать основные технические приемы: ведение, передачи, штрафные броски,
атака кольца (комбинацию разрабатывает учитель).
3. Гимнастика с основами акробатики
(приложение 1.1).
Билет № 7
1. Формы
организации физкультурно-спортивной деятельности.
2. Баскетбол.
Показать основные технические приемы: ведение, передачи, штрафные броски,
атака кольца (комбинацию разрабатывает учитель).
3. Гимнастика с основами акробатики
(приложение 1.1).
Билет № 8
1. Здоровый
образ жизни.
2. Утренняя
гигиеническая гимнастика в режиме дня (показать комплекс
упражнений).
3. Гимнастика с основами акробатики
(приложение 1.1).
Билет № 9
1. Здоровый
образ жизни.
2. Выполнение
тестов на координацию (челночный бег).
3. Гимнастика с основами акробатики
(приложение 1.1).
Билет № 10
1. Личная
гигиена в формировании здорового образа жизни.
2. Малые
формы организации двигательной активности.
3. Гимнастика с основами акробатики
(приложение 1.1).
Билет № 11
1. Основные
правила оздоровительной тренировки.
2. Комплекс
упражнений для формирования телосложения.
3. Гимнастика с основами акробатики
(приложение 1.1).
Билет № 12
1.
Гигиенические правила при занятиях физическими упражнениями.
2. Комплекс
упражнений для формирования осанки.
3. Гимнастика с основами акробатики
(приложение 1.1).
Билет № 13
1. Основные
правила организации самостоятельных занятий.
2. Комплекс
упражнений для профилактики ожирения.
3. Гимнастика с основами акробатики
(приложение 1.1).
Билет № 14
1. Физическая
нагрузка. Самоконтроль.
2. Баскетбол.
Показать основные технические приемы: ведение, передачи, штрафные броски,
атака кольца (комбинацию разрабатывает учитель).
3. Гимнастика с основами акробатики
(приложение 1.1).
Билет № 15
1. Физическое
развитие. Оценка показателей физического развития.
2.
Баскетбол. Показать основные технические приемы: ведение, передачи,
штрафные броски, атака кольца (комбинацию разрабатывает учитель).
3. Гимнастика с основами акробатики
(приложение 1.1).
Критерии
оценивания обучающихся по первому вопросу
Оценка/ балл |
Примерные требования к оценке знаний |
«Отлично» («5») |
- обучающийся
демонстрирует глубокие знания, умеет выделять главные положения в изученном
материале, логично излагать. В ответах отсутствуют ошибки и недочеты, при
устных ответах устраняются отдельные неточности с помощью дополнительных
вопросов учителя. |
«Хорошо» («4») |
- обучающийся демонстрирует
знание изученного программного материала, выделяет главные положения в
изученном материале. В ответах имеются незначительные (негрубые) ошибки и
недочеты или нарушена определенная последовательность ответа. |
«Удовлетво- рительно»
(«3») |
- обучающийся демонстрирует знание
и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, испытывает
затруднение при самостоятельном рассказе, нуждается в необходимости
незначительной помощи учителя; затрудняется
отвечать на видоизмененные вопросы. В ответах - наличие грубой ошибки,
нескольких негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала,
отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании
материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике. |
«Неудовлет-ворительно»
(«2») |
- обучающийся демонстрирует знание
и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы,
отдельные представления об изученном материале. В ответах - наличие
нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении
изученного материала или полное незнание изученного материала, отсутствие
элементарных умений и навыков. |
Критерии
оценивания обучающихся по второму вопросу
Оценка/балл |
Примерные требования к оценке умений
осуществлять физкультурную деятельность |
«Отлично» («5») |
- обучающийся без ошибок выполняет
все технические действия, умеет:
организовывать режим дня, утреннюю гимнастику, физкультурно-оздоровительные
мероприятия в режиме учебного дня и т.д.; самостоятельно организовать места
занятий физическими упражнениями с учетом требований их безопасности;
подбирать средства и инвентарь и применять их в конкретных условиях;
наблюдать и осуществлять контроль за своим физическим состоянием, величиной
физических нагрузок, данными мониторинга здоровья, показателями развития
основных физических качеств. |
«Хорошо» («4») |
- обучающийся умеет то же, что и на оценку «отлично»,
но выполняет все с незначительной помощью; допускает незначительные ошибки в
подборе средств (не менее 75% от общего объема требований) |
«Удовлетво- рительно»
(«3») |
- обучающийся
выполняет не менее 50% от всех видов самостоятельной
физкультурно-оздоровительной деятельности, предусмотренных программой, использует
помощь учителя |
«Неудовлет-ворительно»
(«2») |
- обучающийся не может
выполнить самостоятельно ни один из пунктов, представленных в требованиях на
оценку «удовлетворительно» |
Критерии
оценивания обучающихся по третьему вопросу:
Соответствие
количества баллов, набранных обучающимися при выполнении гимнастики с элементами акробатики, с оценками:
10,0 - 8,0
баллов - «отлично» («5»);
7,9 - 6,9
баллов - «хорошо» («4»);
6,0 - 5,0 баллов - «удовлетворительно» («3»);
4,9 - и ниже
баллов - «неудовлетворительно» («2»).
Приложение 1.1.
Задания по
разделу «Гимнастика с основами акробатики»
для
обучающихся 9 класса
Испытуемый после того, как его
вызвали, поднимает выпрямленную руку вверх, что сообщает о его готовности
выполнить упражнение. Ожидает команду «Можно!», после чего выполняет
комбинацию.
№, п/п |
Содержание |
Баллы |
1 |
И. п. –
основная стойка |
|
2 |
Шагом одной ногой, равновесие на
правой (левой), руки в стороны |
1 |
3 |
Кувырок
вперед в стойку на лопатках (держать) |
1 |
4 |
Перекат вперед
в сед углом (держать) |
1 |
5 |
Из
положения лежа на спине - «мост» (держать) |
1 |
6 |
Поворот направо(налево) кругом в упор присев
(девушки), в упор лежа (юноши) |
0,5 |
7 |
Кувырок
назад, прыжок с поворотом на 1800 |
1 |
8 |
Махом одной, толчком другой, переворот боком,
приставить ногу |
1 |
9 |
Махом одной, толчком другой переворот боком с
поворотом на 90° |
1 |
10 |
Приставляя
ногу в положение «старт пловца» |
0,5 |
11 |
Кувырок
прыжком, поворот на 3600 |
2 |
Конечный результат выставляется в
баллах, исходя из требований классификационной программы по гимнастике и правил
судейства соревнований. Максимально возможная оценка - 10 баллов. За
невыполнение (или выполнение с ошибками) определенных фаз двигательного
действия, положений туловища, рук, ног и головы, предусмотренных техникой
элемента, вычитывается сбавка согласно следующей классификации:
1. Грубые ошибки (влияющие на
искажение техники) - от 0,5 баллов до полной «стоимости» элемента:
- выполнение в другом положении
или другим способом - 0,5 баллов - «невыполнение».
2. Мелкие ошибки (не влияющие
на искажение техники) - от 0,1 балла до 0,4 баллов:
- не оттянуты носки - 0,1 - 0,2
балла;
- разведены ноги (если не
предусмотрено техникой) - 0,2 - 0,3 баллов;
- согнуты ноги - 0,3 - 0,4 баллов.
Обязательный зачет в 4-х и 10-х
классах
Оценивание выполнения испытаний.
Выставление
отметки обязательного зачета в 4-х, 10-х
классах.
Обучающийся
должен набрать за все виды технической подготовки (по легкой атлетике,
баскетболу, гимнастике с основами акробатики):
25 - 20 баллов - «отлично»,
19 - 15 баллов -
«хорошо»,
14 - 12 баллов -
«удовлетворительно»,
11 и ниже баллов -
«неудовлетворительно».
Выставление
отметки обязательного зачета в 10-х классах.
Обучающийся
должен набрать за все виды технической подготовки (по гимнастике, комплексу
упражнений):
10 - 9 баллов -
«отлично»,
8 - 7 баллов -
«хорошо»,
6 баллов -
«удовлетворительно»,
5 и ниже баллов -
«неудовлетворительно».
В программе
обязательного зачета по предмету «Физическая культура» для обучающихся 4-х
классов:
-
определение сформированности основ технических умений и навыков в легкой
атлетике, баскетболе, гимнастике с основами акробатики.
Тест 1.
«Комбинированное выполнение специально-беговых упражнений».
Назначение:
оценка освоения навыков бега.
Оборудование:
4 фишки; свисток.
Процедура:
тест выполняется на волейбольной площадке, по углам которой расположены 4
фишки. По сигналу обучающийся выполняет бег с высоким подниманием бедра от
первой фишки до второй (15-16 м); от второй фишки до третьей бег с
захлестыванием голени назад (9-10 м); от третьей до четвертой фишки - прыжки в
шаге (16-18м); от четвертой до пятой фишки бег приставными прыжками: 3 правым
боком, поворот, 3 левым боком (9-
Дается одна
попытка.
Отметка
выставляется по окончании задания.
«Отлично» -
обучающийся выполняет задание на передней части стопы. При беге с высоким
подниманием бедра, прыжках в шаге опорная нога выпрямлена в коленном суставе;
маховая нога согнута, бедро параллельно опоре. При беге с захлестыванием голени
опорная нога выпрямлена, маховая - активно сгибается, пятка двигается под
ягодицу, подошва ноги - вверх. При передвижении правым и левым боком прыжки
примерно одной длины с активным отталкиванием вверх-вперед. Во всех упражнениях
руки согнуты в локтевых суставах. В беге с высоким подниманием бедра и
захлестыванием голени, прыжках в шаге руки двигаются как при беге - в
передне-заднем направлении в перекрестной координации. В беге приставными
прыжками руки двигаются «на взлет», вперед-вверх одновременно с отталкиванием.
Положение туловища составляет беговой наклон 85 градусов.
«Хорошо» -
обучающийся выполняет задание с незначительными ошибками. Нарушается ритм
движения. При прыжках в шаге носок оттянут, не «взят на себя». Руки немного
согнуты. Незначительное отклонение туловища, недостаточная работа рук в
переднее - заднем направлении (работа поперек туловища).
«Удовлетворительно»
- обучающийся выполняет задание с большим количеством ошибок. Не во всех
упражнениях удерживается на передней части стопы. В беге с высоким подниманием бедра,
в прыжках в шаге опорная нога полностью не выпрямляется. В беге с
захлестыванием голени не до конца сгибает маховую в коленном суставе. Руки в
упражнениях почти выпрямлены или согнуты, но прижаты к туловищу. Положение
туловища с большим отклонением от вертикали.
«Неудовлетворительно»
- обучающийся выполняет задание с грубыми ошибками: передвигается с пяток,
опорную ногу не выпрямляет в коленном суставе. Упражнение выполняется на
согнутых ногах. Движение рук и ног не согласовано. Положение туловища отклонено
сильно назад или наклонено сильно вперед. В беге с высоким подниманием бедра,
прыжках в шаге бедро маховой ноги не удерживается в параллельном опоре
положении. В беге с захлестыванием голени маховая нога мало сгибается в
коленном суставе. Руки выпрямлены. Положение головы неестественное: либо очень
низко опущен подбородок – ученик смотрит вниз, либо очень высоко поднят –
голова наклонена назад.
Тест 2.
«Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги».
Назначение:
оценка освоения навыков прыжков в длину с разбега.
Оборудование:
3 гимнастических мата;
Процедура:
обучающийся самостоятельно отмеряет разбег. С 6-8 беговых шагов (средний
разбег) обучающийся выполняет прыжок в длину способом «согнув ноги». Дается три
попытки.
Оценка.
Каждая попытка оценивается. Из трех отметок в зачет идет средняя.
«Отлично» -
обучающийся уверенно выполняет разбег с 6 или 8 шагов. В разбеге удерживается
на передней части стопы, скорость набирается плавно к месту отталкивания.
Движение рук согласованно с движением ног, Отталкивание выполняется
вперед-вверх. В фазе полета двигательные действия обучающегося обеспечивают
равновесие тела и далекое «выбрасывание» ног при приземлении.
«Хорошо» -
обучающийся выполняет задание с незначительными ошибками. Не согласованная
работа рук и ног, чрезмерно высокое поднимание рук при отталкивании. Маховое
движение выполняется скованно, закрепощено.
«Удовлетворительно»
- обучающийся выполняет задание с большим количеством ошибок. Не может
правильно выполнить разбег с 6-8 беговых шагов: шаги либо растягивает, либо
укорачивает; не согласованно работают руки и ноги, выполняет бег с пяток.
Отталкивание производит под очень низким углом. Приземляется на выпрямленные
ноги.
«Неудовлетворительно»
- обучающийся не может выполнить прыжок в длину способом «согнув ноги» с 6-8
беговых шагов.
Тест 3.
«Метание теннисного мяча с места в стену, из положения стоя боком в
направлении метания с расстояния 6 м».
Назначение:
оценка овладения навыками метания малого мяча.
Оборудование:
теннисные мячи - 3 штуки, фишки - 2 штуки, мел.
Процедура:
отмерить
Оценка.
Каждая попытка оценивается. Из трех отметок в зачет идет средняя («5»; «4»;
«3»). При двух одинаковых отметках в зачет идет одна из них («5»; «3»;
«3»).
«Отлично» -
обучающийся правильно выполняет исходное положение, оставляя себе место до
линии для остановки после броска. Движение начинается с ног, последовательно
включаются все звенья тела, заканчивается броском метающей руки. Обучающийся
активно выполняет положение «захвата снаряда», метающая рука двигается над
плечом. Левая рука находится перед грудью, в согнутом положении, бросок
заканчивается мощным движением – «рывком» - о чем свидетельствует хороший
отскок от стены (примерно в линию, где стоит обучающийся, и дальше). Обучающийся
после броска не наступает на линию выброса снаряда.
«Хорошо» -
обучающийся выполняет задание с незначительными ошибками: напряженное держание
мяча, закрепощенность метающей руки; ранний поворот оси плеч при захвате
снаряда, раннее движение туловищем вперед.
«Удовлетворительно»
- обучающийся выполняет бросок сбоку из-за раннего движения метающей руки.
Бросок выполняется только одной рукой. Обучающийся не умеет разгонять снаряд,
прикладывая к нему силу, что отражается в слабом отскоке. Левая рука не участвует
в процессе метания.
«Неудовлетворительно»
- обучающийся наступает или заступает за линию выброса снаряда во время или
после броска. Принимает и. п. - стоя на выпрямленных ногах, метающую руку не
выпрямляет или очень низко опускает. Не может выполнить положение «захвата»
снаряда. Мяч не долетает до стены.
Тест 4.
Диагностика технической подготовленности обучающихся 4-х классов по
спортивным играм (баскетбол).
Общие
требования к оценке технической подготовленности школьников.
Оборудование:
упражнение выполняется на площадке со специальной разметкой для игры в
баскетбол, мяч баскетбольный, фишки - ориентиры.
Выполнение и
содержание тестового упражнения («владение мячом»).
Испытуемый
находится за лицевой линией с мячом в руках (с левой стороны от щита) лицом к
средней линии.
В беге
выполняет ведение мяча правой рукой по прямой до средней линии. Выполнив
остановку, продолжает ведение шагом правой рукой до игрока № 1 (на штрафной
линии). Находясь на расстоянии 2-х метров от него, передает мяч, ускоряется, получает
обратную передачу, останавливается в ограниченной зоне с правой стороны от
щита, выполнят удар в щит, ловит мяч и с ведением правой рукой движется к
фишкам (5 штук, расположенных на одной линии вдоль боковой на расстоянии
Оценка
выполнения технических элементов владения мячом:
Ведение
мяча:
«Отлично» -
нет потери мяча, осуществляется постоянный контроль мяча.
«Хорошо» -
мяч поднимается до уровня груди и выше.
«Удовлетворительно»
- «хлопанье» по мячу кистью, мяч постоянно отстает от игрока (в движении).
«Неудовлетворительно»
- мяч поднимается до уровня груди и выше, кистью хлопанье по мячу, мяч
постоянно отстает от игрока (в движении), постоянно взгляд на мяч.
Передача
двумя руками:
«Отлично» -
нет потери мяча и замечаний, указанных ниже,
«Хорошо» -
отдергивание рук (положение рук прямо в сторону направления полета мяча),
«Удовлетворительно»
- передача с большим усилием и искривлением туловища в момент передачи, потеря
равновесия в момент замаха мяча.
«Неудовлетворительно»
- передача с большим усилием и искривлением туловища в момент передачи, потеря
равновесия в момент замаха мяча – отдергивание рук (положение рук прямо в
сторону направления полета мяча) мяч летит неточно (с большим отклонением от
игрока, получающего мяч).
Ловля мяча:
«Отлично» -
нет потери мяча.
«Хорошо» -
руки не вытянуты навстречу мячу.
«Удовлетворительно»
- руки вытянуты навстречу мячу, кисти параллельно, при ловле мяч ударяется об
грудь (кисти мяча не касаются, ловит мяч предплечьем - как вратарь).
«Неудовлетворительно»
- руки не вытянуты навстречу мячу, кисти параллельно, при ловле мяч ударяется о
грудь, потеря мяча.
Тест 5.
Организация и методика диагностики технической подготовленности по
гимнастике с основами акробатики.
Опорный
прыжок:
Содержание
теста: опорный прыжок через козла в ширину, h =
Вскок в упор
стоя на коленях, взмахом руками соскок прогнувшись.
Максимально
возможная оценка - 10 баллов.
За
выполнение (или выполнение с ошибками) определенных фаз прыжка, положений
туловища, рук, ног и головы, предусмотренных техникой элемента, вычитается
сбавка согласно следующей классификации:
1. Грубые
ошибки (влияющие на искажение техники) - от 0,5 б. до полной «стоимости»
элемента:
- наскок на мост в не толчковую зону - 0,5 б.;
-
отталкивание поочередной постановкой ног (если не предусмотрено техникой) - 0,5
- 0,7 б.;
- отсутствие замаха (если предусмотрено
техникой) - 0,5 - 1,5 б.;
- положение туловища над снарядом - 0,7 - 1,0
б.;
- постановка и толчок руками - 0,5 б. –
«невыполнение»;
- падение в приземлении - 0,7 б. -
«невыполнение».
2. Мелкие
ошибки (не влияющие на искажение техники) - от 0,1 б. до 0,4 б.
- не
оттянуты носки - 0,1 - 0,2 б.;
- разведены
ноги (если не предусмотрено техникой) - 0,2 - 0,3 б.;
- согнуты
ноги - 0,3 - 0,4 б.;
- ошибки
приземления - 0,1 - 0,4 б.
Гимнастика с элементами акробатики (мальчики и девочки):
И. п. – о.
с. |
|
0,5 |
|
- шаг правой (левой) равновесие (держать) |
2,0 |
- приставляя ногу упор присев – кувырок назад в упор
присев |
0,5 |
- перекатом назад стойка на лопатках (держать) |
2,0 |
- перекат вперед в упор присев
|
1,0 |
- стойка руки в стороны, боковое равновесие |
2,0 |
- основная стойка, шаг, наскок, прыжок с поворотом
на 1800 прыжок прогнувшись, руки вверх – в стороны |
2,0 |
Максимально возможная
оценка – 10 баллов. За невыполнение (или выполнение с ошибками) определенных
фаз двигательного действия, положений туловища, рук, ног и головы,
предусмотренных техникой элемента, вычитается сбавка согласно следующей
классификации:
1. Грубые
ошибки (влияющие на искажение техники) - от 0,5 б. до полной «стоимости»
элемента.
- выполнение
в другом положении или другим способом - 0,5 б. - «невыполнение»;
- выполнение
в неопределенном положении – «невыполнение».
2. Мелкие
ошибки (не влияющие на искажение техники) - 0,1 - 0,2 б.
- не
оттянуты носки - 0,1 - 0,2 б.;
- разведены
ноги (если не предусмотрено техникой) - 0,2 - 0,3 б.;
- согнуты
ноги - 0,3 - 0,4 б.;
Баллы,
полученные в опорном прыжке и гимнастике с элементами акробатики, суммируются
и переводятся в отметку:
20,0 - 16,0 баллов - «отлично»;
15,9 - 12,0 баллов - «хорошо»;
11,9 - 10,0 баллов -
«удовлетворительно»;
Ниже 10 баллов -
«неудовлетворительно».
В программе
обязательного зачета по предмету «Физическая культура» для обучающихся 10-х классов
(юноши и девушки):
- выполнение
групповых вольных упражнений,
- комплекс
упражнений, составленный обучающимся из предложенного перечня заданий, с
обязательным теоретическим обоснованием методики составления данного комплекса.
Тест 1.
Групповые вольные упражнения (девушки).
Выполняются с музыкальным
сопровождением.
И. п. -
основная стойка.
I.
1 - встать
на носки, руки вверх, ладони вперёд;
2 -
полуприсед, правую руку в сторону, левую руку вперед;
3 - встать
на носки, руки вверх, ладони вперед;
4 - полуприсед,
левую руку в сторону, правую руку вперед;
5 - встать,
отставляя левую, поворот туловища направо, правую руку в сторону, левую руку на
пояс;
6 - стойка
ноги врозь, руки на пояс;
7 - наклон
вправо, левую руку вверх;
8 - выпрямиться,
приставляя левую, руки вверх.
II.
1 - правую
(левую) назад на носок, руки в стороны;
2 -
равновесие на левой (правой);
3 - 4 -
держать;
5 -
выпрямляясь, правую (левую) назад на носок, руки в стороны;
6 - шаг
правой (левой) вперед, правую (левую) руку перед грудью;
7 -
одновременный поворот на 360˚, сгибая свободную ногу вперед, руки к плечам;
8 - стойка
ноги врозь, руки в стороны.
III.
1 - наклон
вперед с поворотом туловища направо, руки в стороны (правой рукой коснуться
стопы левой ноги);
2 - поворот
туловища налево;
3 - наклон
вперед, руки скрестно, (кистями коснуться разноименных стоп);
4 -
выпрямиться, руки перед грудью;
5 - встать
на левую, правую в сторону, руки в стороны;
6 - выпад
вправо, руки вверх;
7 - дугою
внутрь, правую руку в сторону;
8 - дугою
внутрь, левую руку в сторону.
IV.
1 - выпад
влево, дугою к низу правую руку влево и
2 - наклон
вправо, руки вверх;
3 - встать
на левую, правую в сторону, дугою внутрь, левую руку в сторону;
4 - приставить
правую;
5 - правую
назад, руки вверх и
6 -
приставляя правую, полуприсед с полунаклоном, руки назад («старт пловца»)
7 - прыжок
вверх прогибаясь;
«и» -
доскок;
8 - встать,
руки вверх.
V.
1 - упор
присев на правой, левую в сторону на носок;
2 - прыжком
сменить положение ног;
3 - поворот
направо в сед согнув левую;
4 - сед
согнув ноги;
5 - сед
углом;
6 - руки в
стороны;
7 - 8 -
держать;
VI.
1 - сед,
руки вверх;
2 - наклон
вперед;
3 - 4 -
держать;
5 - лечь на
спину, руки вверх;
6 - поворот
направо кругом в положение лежа прогнувшись, руки в стороны;
7 - упор
лежа на согнутых руках;
8 -
выпрямить руки, прогнуться.
VII.
1 - сед на
пятках с наклоном вперед, руки вверх;
2 - упор
стоя на прямом колене, мах левой назад;
3 - сед на
пятках с наклоном вперед, руки вверх;
4 - упор
стоя на левом колене, мах правой назад;
5 - сед на
пятках с наклоном вперед, руки вверх;
6 - толчком,
упор присев
7 -
выпрямляя ноги, упор стоя согнувшись;
8 -
выпрямиться, руки вверх.
VIII.
1 - сгибая
правую вперед и опуская руки к плечам, коснуться локтем левой руки колена
правой ноги;
2 -
приставляя правую, руки вверх;
3 - тоже к
левой ноге;
4 -
приставляя левую, руки в сторону;
5 - мах
правой в сторону, руки в сторону;
6 -
приставить правую, руки вверх;
7 - мах
левой в сторону, руки в стороны;
8 -
приставляя левую, руки вверх - наружу.
Тест 1.
Групповые вольные упражнения (юноши).
Выполняются с музыкальным
сопровождением.
И. п. - основная стойка
I.
1 - встать на носки, руки назад;
2 - дугами книзу, руки вперед;
3 - руки в стороны;
4 - руки вверх;
5 - дугою внутрь, правую руку в
сторону;
6 - дугою внутрь, левую руку в
сторону;
7 - дугами книзу руки вверх-наружу;
8 - отставляя правую в сторону, руки
на пояс.
II.
1 - поворот туловища направо, правую
руку в сторону;
2 - стойка ноги врозь, руки на пояс;
3 - поворот туловища налево, левую
руку в сторону;
4 - приставляя левую, руки на пояс;
5 - правую в сторону, руки в
стороны;
6 - выпад вправо, руки на пояс;
7 - встать на левую, правую в
сторону, руки в стороны;
8 - приставляя правую, упор присев.
III.
1 - встать, руки вверх;
2 - правую в сторону на носок, руки
к плечам;
3 - наклон вправо, левую руку вверх,
правую руку на пояс;
4 - выпрямиться в стойку ноги врозь,
руки вверх;
5 - круг руками влево;
6 - сгибая правую, наклон влево;
7 - встать на левую, правую в
сторону, дугою внутрь правую руку в сторону, «и» - приставляя правую, руки
вниз;
8 - руки вверх.
IV.
1 - левую на шаг в сторону, дугами
вправо, руки в стороны;
2 - наклон вперёд прогнувшись, руки
в стороны;
3 - упор стоя согнувшись;
4 - прыжком упор присев;
5 - перекат назад в стойку на
лопатках;
6 - 7 - держать;
8 - перекат вперёд в упор присев.
V.
1 - встать, левую назад на носок,
руки в стороны;
2 - равновесие на правой;
3 - 4 - держать;
5 - из основной стойки, левую назад
на носок, руки в стороны;
6 - левую в сторону на носок,
согнуть правую перед грудью;
7 - одноимённый поворот на 3600
на носке, левую назад, руки в стороны;
8 - стойка ноги врозь¸ руки в
стороны.
VI.
1 - прыжком упор присев;
2 - упор лёжа;
3 - поворот направо кругом в упор
лёжа сзади;
4 - сед;
5 - сед углом;
6 - руки в стороны;
7 - 8 - держать.
VII.
1 - поворот налево кругом в упор
лёжа на согнутых руках;
2 - сед на пятках с наклоном вперёд,
руки вверх;
3 - перекат согнувшись вправо ноги
врозь;
4 - стойка на левом колене, правую в
сторону на носок, руки в стороны;
5 - перекат согнувшись влево ноги
врозь;
6 - стойка на правом колене, левую в
сторону на носок;
7 - упор присев;
8 - встать, руки вверх, ладони
вперёд.
VIII.
1 - мах правой в сторону, руки в
стороны;
2 - приставить правую, руки вверх;
3 - мах левой в сторону, руки в
стороны;
4 - приставлять левую, руки вверх;
5 - наклон вперёд;
6 - упор присев;
7 - прыжок вверх прогнувшись ноги
врозь
«и» - доскок;
8 - встать, руки вверх-наружу.
Тест 2. Составление комплекса упражнений с гантелями (девушки, юноши).
Используя
предлагаемые упражнения на различные группы мышц, обучающийся самостоятельно
должен составить комплекс упражнений (не менее 10 упражнений) на основе
методики и показать его. Масса гантелей не должна превышать 5-ти кг.
I. Мышцы груди.
1. Подъём
гантелей вперёд (фронтальная часть дельты).
2.
Разведение рук с гантелями в стороны (боковая часть).
3.
Разведение гантелей в наклоне (задняя часть дельты).
II. Бицепсы.
1. Сгибание
рук с гантелями (стоя, сидя) хват снизу, сверху, одной рукой с опорой локтя о
колено, попеременно.
2. Сидя на
наклонной скамье, сгибание рук с гантелями, хват внутрь, вперед.
III. Трицепсы.
1.
Выпрямление рук вверх с гантелью (сидя, стоя) двигается только предплечье.
2. Лежа на
скамье выпрямление рук, хват гантелей ладонями внутрь.
3.
Выпрямление одной руки назад в наклоне, плечо фиксировано горизонтально.
IV. Мышцы спины.
1. Тяга к
поясу, в наклоне, другая рука в упоре.
2. Отведение
гантелей назад вверх в наклоне.
V. Грудные мышцы.
1.
Разведение рук с гантелями, лежа на горизонтальной скамье.
2. Отведение
выпрямленных рук назад, лёжа на горизонтальной доске.
3. Жим
тяжёлых гантелей.
VI. Мышцы живота.
1. Подъём
туловища из положения лежа, руки с гантелями за головой.
2. Подъём ног
из положения лежа.
VII. Разгибание спины.
1. Наклон
вперёд, гантели в руках за головой.
VIII. Мышцы бедра.
1. Присед,
руки с гантелями у плеч.
2. Сидя на
высокой скамье выпрямить ногу с гантелью, закрепленной к ступне.
IX. Мышцы голени.
1. Подъём на
носки, стоя на бруске.
2. Подъём на
носок одной ноги, гантель внизу.
X. Упражнения на растяжку.
Оценивание выполнения тестов
Тест 1
(девушки, юноши)
При выполнении вольных групповых
упражнений оценивается каждый обучающийся из 10 баллов.
Снижение
баллов за нарушение техники исполнения, гимнастического стиля и осанки,
допускаемые участками.
1. Недостаточная амплитуда выполнения отдельных движений |
до 0,2 балла каждый раз |
2. Нарушение осанки, неточное положение отдельных частей тела |
до 0,2 балла каждый раз |
3. Явное невыполнение элемента (движения) |
0,4 балла за каждое |
4. Явно выраженная потеря равновесия (падение) |
0,4 балла с каждого участника |
Ошибки
исполнения и композиции могут быть следующими:
мелкие |
0,1 балла |
средние |
0,2 балла |
грубые |
0,4 балла |
Оценка
исполнения.
А. Снижение
баллов нарушение композиционной целостности упражнения.
1. Несогласованность движений с темпо - ритмом музыкального
сопровождения |
до 0,2 балла за каждый эпизод |
2. Несогласованное выполнение движений гимнастики |
до 0,2 балла за каждый эпизод |
В. Снижение
баллов за нарушение техники исполнения, гимнастического стиля и осанки,
допускаемые отдельными участками.
1. Недостаточная амплитуда выполнения
отдельных движений |
до 0,2 балла каждый раз |
2. Нарушение осанки, неточное
положение отдельных частей тела |
до 0,2 балла каждый раз |
3. Явное невыполнение
элемента (движения) |
0,4 балла за каждое |
4. Явно выраженная потеря
равновесия (падение) |
0,4 балла с каждого участника |
Тест 2
(девушки и юноши)
Ошибки
исполнения могут быть следующими:
мелкие |
0,1 балла |
средние |
0,2 балла |
грубые |
0,4 балла |
Тест 3
(девушки и юноши)
До начала
выполнения теста 3 или после, обучающийся теоретически обосновывает методику
составления и выполнения комплекса.
Ответ
оценивается с позиции профессиональной компетентности учителя по пятибалльной
шкале.