Министерство образования Оренбургской области
Администрация Тоцкого района
МАОУ Тоцкая СОШ им. А.К. Стерелюхина
РАССМОТРЕНО
ШМО
Морозова Н.И.
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УР
Парахненко Ю.С.
УТВЕРЖДЕНО
директор
РыжковВ.К.
Протокол №1
Протокол №1
Приказ №37
от "22" августа 2022 г.
от "30" августа 2022 г.
от "01" сентября 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ID 5110769)
учебного курса «ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА»
для 7 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Морозова Наиля Ильясовна,
учитель математики
с.Тоцкое - 2022
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Оренбургской области
Администрация Тоцкого района
МАОУ Тоцкая СОШ им. А.К. Стерелюхина
РАССМОТРЕНО
ШМО
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
УТВЕРЖДЕНО
Директор
______________Морозова Н.И.
______________Парахненко Ю.С.
______________Рыжков В.К.
Протокол №1
Протокол №1
Приказ №37
от "22" августа2022 г.
от "30" августа 2022 г.
от "01" 092022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 5450040)
учебного курса
«Вероятность и статистик»
для 8 класса основного общего образования
на 2022 - 2023 учебный год
Составитель: Морозова Наиля Ильясовна
учитель математики
с.Тоцкое 2022
7 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА "ВЕРОЯТНОСТЬ и СТАТИСТИКА"
Рабочая программа по учебному курсу "Вероятность и статистика" для обучающихся 7 классов
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к математическому
образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми
компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также
целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В программе
учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской
Федерации. В эпоху цифровой трансформации всех сфер человеческой деятельности невозможно стать
образованным современным человеком без базовой математической подготовки. Уже в школе
математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а после школы реальной
необходимостью становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой
общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. Это обусловлено тем, что в наши дни
растёт число профессий, связанных с непосредственным применением математики: и в сфере
экономики, и в бизнесе, и в технологических областях, и даже в гуманитарных сферах. Таким образом,
круг школьников, для которых математика может стать значимым предметом, расширяется.
Практическая полезность математики обусловлена тем, что её предметом являются
фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения от
простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для
развития научных и прикладных идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание
принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация
разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна
повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять
расчёты и составлять алгоритмы, находить и применять формулы, владеть практическими приёмами
геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц,
диаграмм и графиков, жить в условиях неопределённости и понимать вероятностный характер
случайных событий.
Одновременно с расширением сфер применения математики в современном обществе всё более
важным становится математический стиль мышления, проявляющийся в определённых умственных
навыках. В процессе изучения математики в арсенал приёмов и методов мышления человека
естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез,
классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических
умозаключений, правила их конструирования раскрывают механизм логических построений,
способствуют выработке умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым
развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике и в формировании
алгоритмической компоненты мышления и воспитании умений действовать по заданным алгоритмам,
совершенствовать известные и конструировать новые. В процессе решения задач — основой учебной
деятельности на уроках математики — развиваются также творческая и прикладная стороны
мышления.
Обучение математике даёт возможность развивать у обучающихся точную, рациональную и
информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые, символические, графические
средства для выражения суждений и наглядного их представления.
Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство
с методами познания действительности, представление о предмете и методах математики, их отличий
от методов других естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для
решения научных и прикладных задач. Таким образом, математическое образование вносит свой
вклад в формирование общей культуры человека.
Изучение математики также способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию
красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению
идеи симметрии.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
В современном цифровом мире вероятность и статистика при обретают всё большую значимость, как
с точки зрения практических приложений, так и их роли в образовании, необходимом каждому
человеку. Возрастает число профессий, при овладении которыми требуется хорошая базовая
подготовка в области вероятности и статистики, такая подготовка важна для продолжения
образования и для успешной профессиональной карьеры. Каждый человек постоянно принимает
решения на основе имеющихся у него данных. А для обоснованного принятия решения в условиях
недостатка или избытка информации необходимо в том числе хорошо сформированное вероятностное
и статистическое мышление.
Именно поэтому остро встала необходимость сформировать у обучающихся функциональную
грамотность, включающую в себя в качестве неотъемлемой составляющей умение воспринимать и
критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать
вероятностный характер многих реальных процессов и зависимостей, производить простейшие
вероятностные расчёты. Знакомство с основными принципами сбора, анализа и представления данных
из различных сфер жизни общества и государства приобщает обучающихся к общественным интересам.
Изучение основ комбинаторики развивает навыки организации перебора и подсчёта числа вариантов, в
том числе, в прикладных задачах. Знакомство с основами теории графов создаёт математический
фундамент для формирования компетенций в области информатики и цифровых технологий. Помимо
этого, при изучении статистики и вероятности обогащаются представления учащихся о современной
картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника
социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
В соответствии с данными целями в структуре программы учебного курса «Вероятность и
статистика» основной школы выделены следующие содержательно-методические
линии: «Представление данных и описательная статистика»; «Вероятность»; «Элементы
комбинаторики»; «Введение в теорию графов».
Содержание линии «Представление данных и описательная статистика» служит основой для
формирования навыков работы с информацией: от чтения и интерпретации информации,
представленной в таблицах, на диаграммах и графиках до сбора, представления и анализа данных с
использованием статистических характеристик средних и рассеивания. Работая с данными,
обучающиеся учатся считывать и интерпретировать данные, выдвигать, аргументировать и
критиковать простейшие гипотезы, размышлять над факторами, вызывающими изменчивость, и
оценивать их влияние на рассматриваемые величины и процессы.
Интуитивное представление о случайной изменчивости, исследование закономерностей и тенденций
становится мотивирующей основой для изучения теории вероятностей. Большое значение здесь имеют
практические задания, в частности опыты с классическими вероятностными моделями.
Понятие вероятности вводится как мера правдоподобия случайного события. При изучении курса
обучающиеся знакомятся с простейшими методами вычисления вероятностей в случайных
экспериментах с равновозможными элементарными исходами, вероятностными законами
позволяющими ставить и решать более сложные задачи. В курс входят начальные представления о
случайных величинах и их числовых характеристиках.
Также в рамках этого курса осуществляется знакомство обучающихся с множествами и основными
операциями над множествами, рассматриваются примеры применения для решения задач, а также
использования в других математических курсах и учебных предметах.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В 7 классе изучается курс «Вероятность и статистика», в который входят разделы: «Представление
данных и описательная статистика»; «Вероятность»; «Элементы комбинаторики»; «Введение в теорию
графов». На изучение данного курса отводит 1 учебный час в неделю, всего 34 учебных часа в год.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА "ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА"
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Заполнение таблиц, чтение и построение
диаграмм (столбиковых (столбчатых) и круговых). Чтение графиков реальных процессов. Извлечение
информации из диаграмм и таблиц, использование и интерпретация данных.
Описательная статистика: среднее арифметическое, медиана, размах, наибольшее и наименьшее
значения набора числовых данных. Примеры случайной изменчивости.
Случайный эксперимент (опыт) и случайное событие. Вероятность и частота. Роль маловероятных и
практически достоверных событий в природе и в обществе. Монета и игральная кость в теории
вероятностей.
Граф, вершина, ребро. Степень вершины. Число рёбер и суммарная степень вершин. Представление
о связности графа. Цепи и циклы. Пути в графах. Обход графа (эйлеров путь). Представление об
ориентированном графе. Решение задач с помощью графов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение учебного курса «Вероятность и статистика» должно обеспечивать достижение на уровне
основного общего образования следующих личностных, метапредметных и предметных
образовательных результатов:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного предмета «Вероятность и статистика»
характеризуются:
Патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением
к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих
достижений в других науках и прикладных сферах.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о
математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского
общества (выборы, опросы и пр.);
готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением
достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного.
Трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности,
осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитием необходимых умений;
осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов
с учётом личных интересов и общественных потребностей.
Эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач,
решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве.
Ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как
сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации;
овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира;
овладением простейшими навыками исследовательской деятельности.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового
образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же
права другого человека.
Экологическое воспитание:
ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей
среды; осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды:
— готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
— необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия,
гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты
собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
— способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как
вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и
оценивать риски и последствия, формировать опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы учебного курса «Вероятность и
статистика»характеризуются овладением универсальными познавательными действиями,
универсальными коммуникативными действиями и универсальными регулятивными
действиями.
1) Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых когнитивных
процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение логических,
исследовательских операций, умений работать с информацией).
Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий,
отношений между понятиями; формулировать определения понятий; устанавливать
существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии
проводимого анализа;
— воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и
отрицательные, единичные, частные и общие; условные;
— выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных,
наблюдениях и утверждениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и
противоречий;
— делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии;
— разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить
самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию,
приводить примеры и контрпримеры; обосновывать собственные рассуждения;
— выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения,
выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы,
фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное,
формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
— проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое
исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов
между собой;
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и
обобщений;
— прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его
развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
— выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения
задачи;
— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
— выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
— оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно.
2) Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность социальных
навыков обучающихся.
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения;
ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать
пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;
— в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой
задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения с
суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; в
корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
— представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории.
Сотрудничество:
— понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
учебных математических задач;
— принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы,
распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; обобщать
мнения нескольких людей;
— участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и
др.);
— выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды;
— оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным
участниками взаимодействия.
3) Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых установок и
жизненных навыков личности.
Самоорганизация:
самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и
корректировать варианты решений с учётом новой информации.
Самоконтроль:
— владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения
математической задачи;
— предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в
деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;
— оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять
причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому
опыту.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения курса «Вероятность и статистика» в 7 классе
характеризуются следующими умениями.
— Читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах;
— Представлять данные в виде таблиц, строить диаграммы (столбиковые (столбчатые) и
круговые) по массивам значений.
— Описывать и интерпретировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на
диаграммах, графиках.
— Использовать для описания данных статистические характеристики: среднее арифметическое,
медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах.
— Иметь представление о случайной изменчивости на примерах цен, физических величин,
антропометрических данных; иметь представление о статистической устойчивости.
8 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА "ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА"
Рабочая программа по учебному курсу "Вероятность и статистика" для обучающихся 8 классов
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к математическому
образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми
компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также
целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В программе
учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской
Федерации. В эпоху цифровой трансформации всех сфер человеческой деятельности невозможно стать
образованным современным человеком без базовой математической подготовки. Уже в школе
математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а после школы реальной
необходимостью становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой
общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. Это обусловлено тем, что в наши дни
растёт число профессий, связанных с непосредственным применением математики: и в сфере
экономики, и в бизнесе, и в технологических областях, и даже в гуманитарных сферах. Таким образом,
круг школьников, для которых математика может стать значимым предметом, расширяется.
Практическая полезность математики обусловлена тем, что её предметом являются
фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения от
простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для
развития научных и прикладных идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание
принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация
разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна
повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять
расчёты и составлять алгоритмы, находить и применять формулы, владеть практическими приёмами
геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц,
диаграмм и графиков, жить в условиях неопределённости и понимать вероятностный характер
случайных событий.
Одновременно с расширением сфер применения математики в современном обществе всё более
важным становится математический стиль мышления, проявляющийся в определённых умственных
навыках. В процессе изучения математики в арсенал приёмов и методов мышления человека
естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез,
классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических
умозаключений, правила их конструирования раскрывают механизм логических построений,
способствуют выработке умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым
развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике и в формировании
алгоритмической компоненты мышления и воспитании умений действовать по заданным алгоритмам,
совершенствовать известные и конструировать новые. В процессе решения задач — основой учебной
деятельности на уроках математики — развиваются также творческая и прикладная стороны
мышления.
Обучение математике даёт возможность развивать у обучающихся точную, рациональную и
информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые, символические, графические
средства для выражения суждений и наглядного их представления.
Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство
с методами познания действительности, представление о предмете и методах математики, их отличий
от методов других естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для
решения научных и прикладных задач. Таким образом, математическое образование вносит свой
вклад в формирование общей культуры человека.
Изучение математики также способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию
красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению
идеи симметрии.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
В современном цифровом мире вероятность и статистика при обретают всё большую значимость, как с
точки зрения практических приложений, так и их роли в образовании, необходимом каждому человеку.
Возрастает число профессий, при овладении которыми требуется хорошая базовая подготовка в
области
вероятности
и
статистики,
такая
подготовка
важна
для
продолжения
образования и для успешной профессиональной карьеры. Каждый человек постоянно принимает
решения на основе имеющихся у него данных. А для обоснованного принятия решения в условиях
недостатка или избытка информации необходимо в том числе хорошо сформированное вероятностное
и статистическое мышление.
Именно поэтому остро встала необходимость сформировать у обучающихся функциональную
грамотность, включающую в себя в качестве неотъемлемой составляющей умение воспринимать и
критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать
вероятностный характер многих реальных процессов и зависимостей, производить простейшие
вероятностные расчёты. Знакомство с основными принципами сбора, анализа и представления данных
из различных сфер жизни общества и государства приобщает обучающихся к общественным интересам.
Изучение основ комбинаторики развивает навыки организации перебора и подсчёта числа вариантов, в
том числе, в прикладных задачах. Знакомство с основами теории графов создаёт математический
фундамент для формирования компетенций в области информатики и цифровых технологий. Помимо
этого, при изучении статистики и вероятности обогащаются представления учащихся о современной
картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника
социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
В соответствии с данными целями в структуре программы учебного курса «Вероятность и
статистика»
основной
школы
выделены
следующие
содержательно-методические
линии:«Представление данных и описательная статистика»; «Вероятность»; «Элементы
комбинаторики»;«Введение в теорию графов».
Содержание линии «Представление данных и описательная статистика» служит основой для
формирования навыков работы с информацией: от чтения и интерпретации информации,
представленной в таблицах, на диаграммах и графиках до сбора, представления и анализа данных с
использованием статистических характеристик средних и рассеивания. Работая с данными,
обучающиеся учатся считывать и интерпретировать данные, выдвигать, аргументировать и
критиковать простейшие гипотезы, размышлять над факторами, вызывающими изменчивость, и
оценивать их влияние на рассматриваемые величины и процессы. Интуитивное представление о
случайной изменчивости, исследование закономерностей и тенденций становится мотивирующей
основой для изучения теории вероятностей. Большое значение здесь имеют практические задания, в
частности опыты с классическими вероятностными моделями.
Понятие вероятности вводится как мера правдоподобия случайного события. При изучении курса
обучающиеся знакомятся с простейшими методами вычисления вероятностей в случайных
экспериментах с равновозможными элементарными исходами, вероятностными законами
позволяющими ставить и решать более сложные задачи. В курс входят начальные представления о
случайных величинах и их числовых характеристиках. Также в рамках этого курса осуществляется
знакомство обучающихся с множествами и основными операциями над множествами,
рассматриваются примеры применения для решения задач, а также использования в других
математических курсах и учебных предметах.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В 8 классе изучается курс «Вероятность и статистика», в который входят разделы: «Представление
данных и описательная статистика»; «Вероятность»; «Элементы комбинаторики»; «Введение в теорию
графов». На изучение данного курса отводит 1 учебный час в неделю, всего 34 учебных часа в год.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА "ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА"
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Множество, элемент множества,
подмножество. Операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение. Свойства
операций над множествами: переместительное, сочетательное, распределительное, включения.
Использование графического представления множеств для описания реальных процессов и явлений,
при решении задач.
Измерение рассеивания данных. Дисперсия и стандартное отклонение числовых наборов.
Диаграмма рассеивания.
Элементарные события случайного опыта. Случайные события. Вероятности событий. Опыты с
равновозможными элементарными событиями. Случайный выбор. Связь между маловероятными и
практически достоверными событиями в природе, обществе и науке.
Дерево. Свойства деревьев: единственность пути, существование висячей вершины, связь между
числом вершин и числом рёбер. Правило умножения. Решение задач с помощью графов.
Противоположные события. Диаграмма Эйлера. Объединение и пересечение событий.
Несовместные события. Формула сложения вероятностей. Условная вероятность. Правило
умножения. Независимые события. Представление эксперимента в виде дерева. Решение задач на
нахождение вероятностей с по мощью дерева случайного эксперимента, диаграмм Эйлера.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение учебного курса «Вероятность и статистика» должно обеспечивать достижение на уровне
основного общего образования следующих личностных, метапредметных и предметных
образовательных результатов:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного курса «Вероятность и статистика»
характеризуются:
Патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением
к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих
достижений в других науках и прикладных сферах.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о
математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского
общества (выборы, опросы и пр.);
готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением
достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного.
Трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности,
осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитием необходимых умений;
осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов
с учётом личных интересов и общественных потребностей.
Эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач,
решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве.
Ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как
сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации;
овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира;
овладением простейшими навыками исследовательской деятельности.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового
образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же
права другого человека.
Экологическое воспитание:
ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей
среды; осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды:
— готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
— необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия,
гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты
собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
— способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как
вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и
оценивать риски и последствия, формировать опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы учебного предмета «Вероятность и
статистика»характеризуются овладением универсальными познавательными действиями,
универсальными коммуникативными действиями и универсальными регулятивными действиями.
1) Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых когнитивных
процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение логических,
исследовательских операций, умений работать с информацией).
Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий,
отношений между понятиями; формулировать определения понятий; устанавливать
существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии
проводимого анализа;
— воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и
отрицательные, единичные, частные и общие; условные;
— выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных,
наблюдениях и утверждениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и
противоречий;
— делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии;
— разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить
самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию,
приводить примеры и контрпримеры; обосновывать собственные рассуждения;
— выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения,
выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы,
фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное,
формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
— проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое
исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов
между собой;
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и
обобщений;
— прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его
развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
— выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения
задачи;
— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
— выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
— оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно.
2) Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность социальных
навыков обучающихся.
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения;
ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать
пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;
— в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой
задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения с
суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; в
корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
— представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории.
Сотрудничество:
— понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
учебных математических задач;
— принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы,
распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; обобщать
мнения нескольких людей;
— участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и
др.);
— выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды;
— оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным
участниками взаимодействия.
3) Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых установок и
жизненных навыков личности.
Самоорганизация:
самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и
корректировать варианты решений с учётом новой информации.
Самоконтроль:
— владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения
математической задачи;
— предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в
деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;
— оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять
причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому
опыту.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения курса «Вероятность и статистика» в 8 классе характеризуются
следующими умениями.
— Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм,
графиков; представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков.
— Описывать данные с помощью статистических показателей: средних значений и мер
рассеивания (размах, дисперсия и стандартное отклонение).
— Находить частоты числовых значений и частоты событий, в том числе по результатам
измерений и наблюдений.
— Находить вероятности случайных событий в опытах, зная вероятности элементарных
событий, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями.
— Использовать графические модели: дерево случайного эксперимента, диаграммы Эйлера,
числовая прямая.
— Оперировать понятиями: множество, подмножество; выполнять операции над множествами:
объединение, пересечение, дополнение; перечислять элементы множеств; применять свойства
множеств.
— Использовать графическое представление множеств и связей между ними для описания
процессов и явлений, в том числе при решении задач из других учебных предметов и курсов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Наименование
п/п программы
разделов
и
тем Количество часов
всего
кр
Виды деятельности
Виды, формы Электронные
контроля
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Осваивать способы
представления статистических
данных и числовых массивов с
помощью таблиц и диаграмм с
использованием актуальных и
важных данных (демографические
данные, производство
промышленной и
сельскохозяйственной продукции,
общественные и природные
явления).;
Изучать методы работы с
табличными и графическими
представлениями данных с
помощью цифровых ресурсов в
ходе практических работ.
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа.
пр
Раздел 1. Представление данных.
1.1. Представление данных в таблицах.
1
1.2. Практические вычисления по табличным
данным.
1
1.3. Извлечение и интерпретация табличных
данных.
0,5
1.4. Практическая работа «Таблицы».
0,5
0,5
https://www.yaklass.ru/p/inf
ormatika/9-klass/obrabotkachislovoi-informatcii13600/obzor-elektronnykhtablitc-13530/re-1817d078ec2c-425b-b2470b0b4909f7f6
https://foxford.ru/wiki/mate
matika/tablitsy-variantov
1.5. Графическое представление данных в виде
круговых,
столбиковых
(столбчатых)
диаграмм.
1
https://resh.edu.ru/subject/le
sson/1988/start/
1.6. Чтение и построение диаграмм.
1
https://foxford.ru/wiki/mate
matika/stolbchatye-ikrugovye-diagrammy
1.7. Примеры
демографических
диаграмм.
1.8. Практическая работа «Диаграммы»
1
1
1
Итого по разделу
7
1,5
Раздел 2. Описательная статистика.
2.1. Числовые наборы.
1
2.2. Среднее арифметическое.
1
2.3. Медиана числового набора.
1
2.4. Устойчивость медианы.
1
0,5
2.5. Практическая работа «Средние значения».
1
1
2.6. Наибольшее и наименьшее значения
числового набора.
1
2.7. Размах.
Итого по разделу
Раздел 3. Случайная изменчивость.
2
1
8
1
Осваивать понятия: числовой
набор, мера центральной
тенденции (мера центра), в том
числе среднее арифметическое,
медиана.
Описывать статистические
данные с помощью среднего
арифметического и медианы.
Решать задачи.
Изучать свойства средних, в том
числе с помощью цифровых
ресурсов, в ходе практических
работ.
Осваивать понятия:
наибольшее и наименьшее
значения числового массива,
размах.
Решать задачи на выбор способа
описания данных в соответствии
с природой данных и целями
исследования.
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа.
https://foxford.ru/wiki/mate
matika/statisticheskieharakte
ristiki https://ui.mobedu.ru/ui/index.html#/books
helf/course/3/topic/2900/less
on/6309?page=1
https://foxford.ru/wiki/mate
matika/mediana-chislovogoryada
https://ui.mobedu.ru/ui/index.html#/books
helf/course/3/topic/2900/less
on/6309?page=1
https://foxford.ru/wiki/mate
matika/razmah-chislovogoryada
1,5
3.1. Случайная изменчивость (примеры).
1
3.2. Частота значений в массиве данных.
1
3.3. Группировка.
1
3.4. Гистограммы.
2
3.5. Практическая работа
«Случайная изменчивость»
1
1
Итого по разделу:
6
1
Осваивать понятия: частота
значений в массиве данных,
группировка
данных,
гистограмма.
Строить
и
анализировать
гистограммы,
подбирать
подходящий шаг группировки.
Осваивать
графические
представления разных видов
случайной изменчивости, в том
числе с помощью цифровых
ресурсов, в ходе практической
работы.
Устный опрос; http://www.myshared.ru/slid
Письменный
e/172945/
контроль;
Контрольная
работа.
https://resh.edu.ru/subject/le
sson/1556/start/
Осваивать понятия: граф,
вершина графа, ребро графа,
степень (валентность вершины),
цепь и цикл.
Осваивать понятия: путь в
графе, эйлеров путь, обход графа,
ориентированный граф.
Решать задачи на поиск суммы
степеней вершин графа, на поиск
обхода графа, на поиск путей в
ориентированных графах.
Осваивать способы
представления задач из курса
алгебры, геометрии, теории
вероятностей, других предметов с
помощью графов (карты, схемы,
электрические цепи,
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа.
https://obrazovaka.ru/matem
atika/stolbchatayadiagramma-primery-6klass.html
Раздел 4. Введение в теорию графов.
4.1. Граф, вершина, ребро.
0,5
4.2. Представление задачи с помощью графа.
0,5
https://www.yaklass.ru/p/inf
ormatika/11-klass/grafy-ialgoritmy-na-grafakh40408/sposobypredstavleniia-grafov37023/re-ce12c4a0-6196442f-a2ca-0bc0842b54f1
https://kopilkaurokov.ru/info
rmatika/presentacii/rieshieni
ie-zadach-s-pomoshch-iughrafa
функциональные соответствия)
на примерах.
4.3. Степень (валентность) вершины.
0,5
4.4. Число рёбер и суммарная степень вершин.
0,5
https://foxford.ru/wiki/mate
matika/grafy
4.5. Цепь и цикл.
0,25
https://foxford.ru/wiki/mate
matika/derevya
4.6. Путь в графе.
0,25
https://foxford.ru/wiki/mate
matika/grafy
4.7. Представление о связности графа.
0,25
https://www.yaklass.ru/p/inf
ormatika/11-klass/grafy-ialgoritmy-na-grafakh40408/sposobypredstavleniia-grafov37023/re-ce12c4a0-6196442f-a2ca-0bc0842b54f1
4.8. Обход графа (эйлеров путь).
0,25
https://foxford.ru/wiki/mate
matika/eylerovy-grafy
https://www.yaklass.ru/p/inf
ormatika/11-klass/grafy-ialgoritmy-na-grafakh40408/sposobypredstavleniia-grafov37023/re-ce12c4a0-6196442f-a2ca-0bc0842b54f1
4.9. Представление об ориентированных
графах.
1
Итого по разделу:
4
https://foxford.ru/wiki/infor
matika/grafy-osnovnyeterminy
Раздел 5. Вероятность и частота случайного события.
5.1. Случайный опыт и случайное событие.
1
5.2. Вероятность и частота события.
1
5.3. Роль
маловероятных
и практически достоверных событий в
природе и в обществе.
1
5.4. Монета и игральная
вероятностей.
кость в теории
1,5
5.5. Практическая работа «Частота выпадения
орла»
0,5
Итого по разделу:
№
п/п
Наименование
программы
5
разделов
и
Осваивать понятия:
случайный опыт и случайное
событие, маловероятное и
практически достоверное
событие.
Изучать значимость
маловероятных событий в
природе и обществе на важных
примерах (аварии, несчастные
случаи, защита персональной
информации, передача
данных).
Изучать роль классических
вероятностных моделей
(монета, игральная кость) в
теории вероятностей.
Наблюдать и изучать
частоту событий в простых
экспериментах, в том числе с
помощью цифровых ресурсов, в
ходе практической работы.
1
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа.
https://foxford.ru/wiki/mate
matika/sluchaynyy-opyt-isluchaynoye-sobytiye
https://ui.mobedu.ru/ui/index.html#/books
helf/course/3/topic/2900/less
on/6306?page=1
https://foxford.ru/wiki/mate
matika/veroyatnostsluchaynogo-sobytiya
https://ui.mobedu.ru/ui/index.html#/books
helf/course/3/topic/2900/less
on/6307
0,5
1
0,5
тем Количество часов
Виды деятельности
Виды, формы Электронные
контроля
(цифровые)
образовательные
ресурсы
всего
кр
пр
Раздел 6. Описательная статистика. Рассеивание данных.
6.1.
Отклонения.
2
6.2.
Дисперсия числового набора.
1
6.3.
Стандартное
набора.
6.4.
Диаграммы рассеивания
отклонение
числового
Итого по разделу
1
1
Осваивать понятия:
дисперсия и стандартное
отклонение, использовать
эти характеристики для
описания рассеивания
данных.
Выдвигать гипотезы об
отсутствии или наличии
связи по диаграммам
рассеивания.
Строить диаграммы
рассеивания по имеющимся
данным, в том числе с
помощью компьютера.
Устный опрос;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru/subject/le
Контрольная
sson/3409/start/
работа.
https://resh.edu.ru/subject/le
sson/1301/
5
Раздел 7. Множества.
7.1.
Множество, подмножество.
7.2.
Операции
над
множествами:
объединение, пересечение, дополнение.
1
0,5
Осваивать понятия:
множество, элемент
множества, подмножество.
Выполнять операции
над множествами:
объединение, пересечение,
дополнение.
Использовать свойства:
переместительное,
сочетательное,
распределительное,
включения. Использовать
https://foxford.ru/wiki/mate
matika/mnogestvoelementm
nogestva
https://foxford.ru/wiki/mate
matika/peresechenie-obedinenie-i-raznostchislovyh-mnozhestv
7.3.
Свойства операций над множествами:
переместительное,
сочетательное,
распределительное, включения.
7.4.
Графическое представление множеств.
Итого по разделу
0,5
2
графическое представление
множеств при описании
реальных процессов и
явлений, при решении
задач из других учебных
предметов и курсов.
4
Раздел 8. Вероятность случайного события.
8.1.
Элементарные события.
0,5
8.2.
Случайные события.
0,5
8.3.
Благоприятствующие
элементарные события.
0,5
Осваивать понятия:
элементарное событие,
случайное событие как
совокупность
благоприятствующих
элементарных событий,
равновозможные
элементарные события.
Решать задачи на
вычисление вероятностей
событий по вероятностям
элементарных событий
случайного опыта.
Решать задачи на
вычисление вероятностей
событий в опытах с
равновозможными
элементарными
событиями, в том числе с
помощью компьютера.
Проводить и изучать
опыты с равновозможными
элементарными событиями
(с использованием монет,
игральных костей, других
моделей) в ходе
практической работы.
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа.
https://www.yaklass.ru/p/alg
ebra/11-klass/nachalnyesvedeniia-teoriiveroiatnostei-9277/kakiebyvaiut-sluchainye-sobytiia12794
https://www.yaklass.ru/p/alg
ebra/11-klass/nachalnyesvedeniia-teoriiveroiatnostei-9277/kakiebyvaiut-sluchainye-sobytiia12794
https://www.yaklass.ru/p/eg
e/matematika2022/egetrenazher-profilnyi-uroven6670658/nakhozhdenieveroiatnosti-sobytiiazadanie-2-6645636/re-
6e3f250c-d096-4aad-bef36ed647eb94c8
8.4.
Вероятности событий.
8.5.
Опыты с равновозможными
элементарными событиями.
0,5
https://www.yaklass.ru/p/alg
ebra/9-klass/elementykombinatoriki-statistiki-iteorii-veroiatnostei10205/elementy-teoriiveroiatnosti-nakhozhdenieveroiatnosti-12691
https://www.yaklass.ru/p/alg
ebra/11-klass/nachalnyesvedeniia-teoriiveroiatnostei9277/veroiatnost-sobytiia9278
1
https://www.yaklass.ru/p/alg
ebra/9-klass/elementykombinatoriki-statistiki-iteorii-veroiatnostei10205/elementy-teoriiveroiatnosti-nakhozhdenieveroiatnosti-12691/rebdb9810f-c34b-44a9-bea4c73c7c1120ff
8.6.
Случайный выбор.
2
8.7.
Практическая работа «Опыты с
равновозможными элементарными
событиями»
1
1
6
1
Итого по разделу
https://www.yaklass.ru/p/alg
ebra/9-klass/elementykombinatoriki-statistiki-iteorii-veroiatnostei10205/elementy-teoriiveroiatnosti-nakhozhdenieveroiatnosti-12691/rebdb9810f-c34b-44a9-bea4c73c7c1120ff
Раздел 9. Введение в теорию графов.
9.1.
Дерево.
0,5
9.2.
Свойства дерева: единственность пути,
существование висячей вершины, связь
между числом вершин и числом рёбер.
1,5
9.3.
Правило умножения.
3
1
Осваивать
понятия:
дерево как граф без цикла,
висячая вершина (лист),
ветвь дерева, путь в дереве,
диаметр дерева.
Изучать свойства дерева:
существование висячей
вершины, единственность
пути между двумя
вершинами, связь между
числом вершин и числом
рёбер.
Решать задачи на поиск
и перечисление путей в
дереве, определение числа
вершин или рёбер в дереве,
обход бинарного дерева, в
том числе с применением
правила умножения.
Устный опрос; https://foxford.ru/wiki/mate
Письменный
matika/polnyj-graf
контроль;
Контрольная
работа.
https://foxford.ru/wiki/mate
matika/derevo-variantov
https://foxford.ru/wiki/mate
matika/praviloproizvedeniya
Итого по разделу
5
1
Раздел 10. Случайные события.
10.1. Противоположное событие.
0,5
10.2. Диаграмма Эйлера.
0,5
10.3. Объединение и пересечение событий.
0,5
10.4. Несовместные события.
0,5
10.5. Формула сложения вероятностей.
1
Осваивать понятия:
взаимно противоположные
события, операции над
событиями, объедине ние и
пересечение событий,
диаграмма Эйлера
(Эйлера—Венна),
совместные и
несовместные события.
Изучать теоремы о
вероятности объединения
двух событий (формулы
сложения вероятностей).
Решать задачи, в том
числе текстовые задачи на
определение вероятностей
объединения и пересечения
событий с помощью
числовой прямой,
диаграмм Эйлера,
формулы сложения
вероятностей.
Осваивать понятия:
правило умножения
вероятностей, условная
вероятность, независимые
события дерево
случайного опыта.
Изучать свойства
(определения) независимых
событий.
Решать задачи на
определение и использование
независимых событий.
Решать задачи на поиск
вероятностей, в том числе
условных, с использованием
дерева случайного опыта.
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа.
https://www.yaklass.ru/p/alg
ebra/11-klass/nachalnyesvedeniia-teoriiveroiatnostei9277/kombinatcii-sobytiiprotivopolozhnye-sobytiia12795
https://infourok.ru/material.h
tml?mid=54589
https://www.yaklass.ru/p/alg
ebra/11-klass/nachalnyesvedeniia-teoriiveroiatnostei-9277/kakiebyvaiut-sluchainye-sobytiia12794/re-8438e5dc-d5d54d2d-8b77e6ea037d22c9/pe?resultId=3
739832575&c=1
https://www.yaklass.ru/p/alg
ebra/11-klass/nachalnyesvedeniia-teorii-
veroiatnostei9277/slozhenieveroiatnostei-12796
10.6. Правило умножения вероятностей.
0,5
https://www.yaklass.ru/p/alg
ebra/11-klass/nachalnyesvedeniia-teoriiveroiatnostei9277/nezavisimye-sobytiiaumnozhenie-veroiatnostei12797
10.7. Условная вероятность.
0,5
https://resh.edu.ru/subject/le
sson/4064/conspect/38068/
10.8. Независимые события.
1
https://www.yaklass.ru/p/alg
ebra/11-klass/nachalnyesvedeniia-teoriiveroiatnostei9277/nezavisimye-sobytiiaumnozhenie-veroiatnostei12797
10.9. Представление случайного эксперимента
в виде дерева.
3
Итого по разделу
8
Раздел 11. Обобщение, контроль.
11.1. Представление данных.
1
11.2. Описательная статистика.
1
11.3. Графы.
2
11.4. Вероятность случайного события.
2
11.5. Элементы комбинаторики.
4
Итого по разделу
10
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68
Повторять изученное и
выстраивать систему
знаний.
Решать задачи на
представление и описание
данных с помощью
изученных характеристик.
Решать задачи с
применением графов.
Решать задачи на
нахождение вероятности
случайного события по
вероятностям
элементарных событий, в
том числе в опытах с
равновозможными
элементарными
событиями.
Решать задачи на
нахождение вероятностей
объединения и пересечения
событий, в том числе
независимых, с
использованием
графических представлений
и дерева случайного
опыта.
Решать задачи на
перечисление комбинаций
(числа перестановок, числа
сочетаний), на нахождение
вероятностей событий с
применением
комбинаторики, в том числе
с использованием
треугольника Паскаля.
3
5,5
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа.
https://resh.edu.ru/subject/le
sson/3059/start/
https://www.yaklass.ru/p/eg
e/matematika/podgotovka-kege-po-matematikeprofilnyi-uroven10744/veroiatnostsluchainogo-sobytiiazadacha-4-536377
https://resh.edu.ru/subject/le
sson/1564/start/
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Тема урока
1 Представление данных в виде таблиц.
Кол-во часов
всего
1
кр
пр
2 Заполнение таблиц. Практические вычисления по табличным данным.
1
3 Извлечение информации из таблиц, использование и интерпретация
табличных данных. Практическая работа "Таблицы".
4 Представление данных в виде диаграмм, графиков. Чтение и построение
столбиковых (столбчатых) диаграмм. Извлечение информации из
диаграмм, использование и интерпретация данных.
5 Графическое представление данных в виде круговых диаграмм. Чтение и
построение круговых диаграмм. Чтение графиков реальных процессов.
6 Примеры демографических диаграмм.
1
7 Практическая работа "Диаграммы".
1
8 Числовые наборы. Описательная статистика: среднее арифметическое
набора числовых данных.
9 Мера центральной тенденции (мера центра). Описательная статистика:
медиана набора числовых данных. Устойчивость медианы.
1
10 Медиана числового набора. Устойчивость медианы Практическая работа
"Средние значения".
1
0,5
11 Практическая работа "Средние значения" Решение задач с помощью
среднего арифметического и медианы.
12 Решение задач с использованием цифровых ресурсов при изучении
свойств средних.
1
1
0,5
1
1
1
1
1
1
дата
план
Виды, формы
контроля
факт
Устный
опрос; письменный
контроль.
Устный
опрос; письменный
контроль.
Устный
опрос; письменный
контроль; пр.
Устный
опрос; письменный
контроль.
Устный
опрос; письменный
контроль.
Устный
опрос; письменный
контроль.
Устный
опрос; письменный
контроль; пр.
Устный
опрос; письменный
контроль.
Устный
опрос; письменный
контроль.
Устный
опрос; письменный
контроль; пр.
Устный
опрос; письменный
контроль; пр.
Устный
опрос; письменный
контроль.
примечание
13 Описательная статистика: размах, наибольшее и наименьшее значения
набора числовых данных.
1
14 Решение задач по теме «Представление данных. Описательная
статистика».
1
15 Контрольная работа №1 по учебному курсу «Вероятность и
статистика» по теме "Представление данных. Описательная
статистика".
16 Случайная изменчивость. Примеры случайной изменчивости.
1
17 Частота значений в массиве данных.
1
18 Группировка данных. Гистограмма.
1
19 Графическое представление разных видов случайной изменчивости.
1
20 Построение гистограмм. Шаг гистограммы.
1
21 Практическая работа "Случайная изменчивость"
1
22 Граф, вершина. Ребро. Представление задачи с помощью графа.
1
23 Степень (валентность) вершины. Число рёбер и суммарная степень
вершин.
24 Представление о связности графа. Цепи и циклы. Пути в графах. Обход
графа (эйлеров путь).
1
25 Представление об ориентированном графе. Решение задач с помощью
графов.
26 Случайный эксперимент (опыт) и случайное событие.
1
27 Вероятность и частота события.
1
Устный
опрос; письменный
контроль.
Устный
опрос; письменный
контроль.
Контрольная работа.
1
1
1
1
1
Устный
опрос; письменный
контроль.
Устный
опрос; письменный
контроль.
Устный
опрос; письменный
контроль.
Устный
опрос; письменный
контроль.
Устный
опрос; письменный
контроль.
Устный
опрос; письменный
контроль; пр.
Устный
опрос; письменный
контроль.
Устный
опрос; письменный
контроль.
Устный
опрос; письменный
контроль.
Устный
опрос; письменный
контроль.
Устный
опрос; письменный
контроль.
Устный
опрос; письменный
контроль.
28 Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе и в
обществе.
1
29 Монета и игральная кость в теории вероятностей. Практическая работа
"Частота выпадения орла".
1
30 Контрольная работа №2 по учебному курсу «Вероятность и
статистика» по теме «Случайная изменчивость. Случайные
события и вероятность».
31 Измерение рассеивания данных.
1
32 Измерение рассеивания данных.
1
33 Отклонения. Дисперсия числовых наборов.
1
34 Стандартное отклонение числовых наборов.
1
35 Диаграмма рассеивания. Решение задач.
1
36 Множество, элемент множества, подмножество.
1
37 Операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение.
Свойства операций над множествами: переместительное, сочетательное,
распределительное, включения.
38 Графическое представление множеств. Использование графического
представления множеств для описания реальных процессов и явлений
при решении задач. Диаграммы Эйлера.
39 Графическое представление множеств. Использование графического
представления множеств для описания реальных процессов и явлений
при решении задач. Диаграммы Эйлера.
40 Элементарные события случайного опыта. Случайные события.
Благоприятствующие элементарные события.
1
41 Вероятности событий. Вероятности случайных событий.
1
1
0,5
1
Устный
опрос; письменный
контроль.
Устный
опрос; письменный
контроль; пр.
Контрольная работа.
Устный
опрос; письменный
контроль.
Устный
опрос; письменный
контроль.
Устный
опрос; письменный
контроль.
Устный
опрос; письменный
контроль.
Устный
опрос; письменный
контроль.
Устный
опрос; письменный
контроль.
Устный
опрос; письменный
контроль.
1
Устный
опрос; письменный
контроль.
1
Устный
опрос; письменный
контроль.
1
Устный
опрос; письменный
контроль.
Устный
опрос; письменный
контроль.
42 Опыты с равновозможными элементарными событиями.
1
43 Случайный выбор. Связь между маловероятными и практически
достоверными событиями в природе, обществе и науке.
1
44 Решение задач на вычисление вероятностей.
1
45 Практическая работа «Опыты с равновозможными элементарными
событиями».
46 Дерево. Свойства дерева: единственность пути, существование висячей
вершины, связь между числом вершин и числом рёбер.
47 Решение задач с помощью деревьев, графов.
1
48 Правило умножения.
1
1
1
1
49 Комбинаторное правило умножения.
50 Контрольная работа №3 по теме "Множества. Вероятность
случайного события. Введение в теорию графов".
51 Противоположные события. Диаграммы Эйлера.
1
52 Объединение и пересечение событий. Несовместные события.
1
53 Формула сложения вероятностей.
1
54 Условная вероятность. Правило умножения вероятностей.
1
55 Независимые события.
1
56 Представление случайного эксперимента в виде дерева.
1
1
1
Устный
опрос; письменный
контроль.
Устный
опрос; письменный
контроль.
Устный
опрос; письменный
контроль.
Устный
опрос; письменный
контроль; пр.
Устный
опрос; письменный
контроль.
Устный
опрос; письменный
контроль.
Устный
опрос; письменный
контроль.
Устный
опрос; письменный
контроль.
Контрольная работа.
Устный
опрос; письменный
контроль.
Устный
опрос; письменный
контроль.
Устный
опрос; письменный
контроль.
Устный
опрос; письменный
контроль.
Устный
опрос; письменный
контроль.
Устный
опрос; письменный
контроль.
57 Решение задач на нахождение вероятностей с помощью дерева
случайного эксперимента, диаграмм Эйлера.
1
58 Решение задач на нахождение вероятностей с помощью дерева
случайного эксперимента, диаграмм Эйлера.
1
59 Повторение. Представление данных.
1
60 Повторение. Описательная статистика.
1
61 Повторение. Вероятность случайного события.
1
62 Повторение. Вероятность случайного события.
1
63 Повторение. Графы.
1
64 Повторение. Графы.
1
65 Повторение. Элементы комбинаторики.
1
66 Повторение. Элементы комбинаторики.
1
67 Повторение курса "Вероятность и статистика".
1
68 Повторение курса "Вероятность и статистика".
1
Устный
опрос; письменный
контроль.
Устный
опрос; письменный
контроль.
Устный
опрос; письменный
контроль.
Устный
опрос; письменный
контроль.
Устный
опрос; письменный
контроль.
Устный
опрос; письменный
контроль.
Устный
опрос; письменный
контроль.
Устный
опрос; письменный
контроль.
Устный
опрос; письменный
контроль.
Устный
опрос; письменный
контроль.
Устный
опрос; письменный
контроль.
Устный
опрос; письменный
контроль.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Ю.Н.Тюрин, А.А.Макаров, И.Р.Высоцкий, И.В.Ященко "Теория вероятностей и статистика", М.: МЦНМО, 2008.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Ю.Н.Тюрин, А.А.Макаров, И.Р.Высоцкий, И.В.Ященко "Теория вероятностей истатистика", М.:МЦНМО, 2008.
Ю.Н.Тюрин, А.А.Макаров, И.Р.Высоцкий, И.В.Ященко "Теория вероятностей и статистика", методическое пособие
для учителя М.: МЦНМО, 2008.
Е.А.Бунимович, В.А.Булычев "Основы статистики и вероятность", М.: Дрофа, 2004.
В.В.Одинцов "Школьный словарь иностранных слов", пособие для учащихся, М.,Просвещение, 1983.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://urok.1sept.ru/articles/582818 http://alfusja-bahova.ucoz.ru/load/7_klass/4-3-2
https://www.mathedu.ru/text/bunimovich_bulychev_osnovy_statistiki_i_veroyatnost_5- 11_2008/p0/
https://education.yandex.ru/ https://uchi.ru/ https://www.yaklass.ru/
https://math-oge.sdamgia.ru/https://edu.skysmart.ru/
https://resh.edu.ru/
https://foxford.ru/wiki/matematika/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА
Учебное оборудование
Учебник, мультимедийный компьютер, проектор, колонки
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ