Рабочая программа учебного предмета "Литература", 7 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Оренбургской области

Администрация Тоцкого района

МАОУ Тоцкая СОШ им. А.К. Стерелюхина

РАССМОТРЕНО
методическим объединением
учителей
______________Скондакова Н.В.
Протокол №1
от "25" августа 2022 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместителем директора по УВР
______________Парахненко Ю.С.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
______________Рыжков В.К.

Протокол №

Приказ №

от "30" августа 2022 г.

от "01" сентября 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 4074524)
учебного предмета
«Литература»
для 7 класса основного общего
образования
на 2022-2023 учебный год

Составитель: Скондакова Наталья Владимировна, Сердюк Екатерина Юрьевна,
Сергеева Лидия Вячеславовна, Плаксина Светлана Александровна,
учителя русского языка и литературы

с. Тоцкое

2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для обучающихся 7 классов составлена на основе Требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г.№ 287, зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер — 64101) (далее — ФГОС
ООО), а также Примерной программы воспитания, с учѐтом Концепции преподавания русского
языка и литературы в Российской Федерации (утверждѐнной распоряжением Правительства
Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного
облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в
эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их
миропонимания и национального самосознания. Особенности литературы как школьного предмета
связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено
эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в
художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и
приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся
художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких
нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья.
Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация
возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая
зависит от возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития,
жизненного и читательского опыта.
Полноценное литературное образование в основной школе невозможно без учѐта преемственности
с курсом литературного чтения в начальной школе, межпредметных связей с курсом русского языка,
истории и предметов художественного цикла, что способствует развитию речи, историзма
мышления, художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру
и его воплощения в творческих работах различных жанров.
В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от
фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся литератур
народов России и зарубежной литературы. Основные виды деятельности обучающихся перечислены
при изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение
планируемых результатов обучения.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в формировании у обучающихся
потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных
текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства
причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы
личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощѐнных в отечественной и
зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач,
которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу.
Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной
самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на
основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа,
мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной
классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании уважения к
отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей
воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности к
диалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих
культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения.
Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего
развития обучающихся, с формированием их потребности в систематическом чтении как средстве
познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы
на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на
уроках, так и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта

освоения литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях,
посвящѐнных литературе, чтению, книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим
вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школьников системы знаний о
литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико и историко-литературных знаний,
необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения
воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов
искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи
направлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные
особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к
прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и
содержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных
интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и
проблемы как между собой, так и с произведениями других искусств; формировать представления
о специфике литературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе; развивать
умения поиска необходимой информации с использованием различных источников, владеть
навыками их критической оценки.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей
языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего
народа, мировой культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере высоких
образцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных
высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть,
владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая
чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является
обязательным для изучения. Предмет «Литература» преемственен по отношению к предмету
«Литературное чтение».
В 7 классе на изучение предмета отводится 2 часа в неделю, суммарно изучение литературы в 7
классе по программе основного общего образования рассчитано на 68 часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Древнерусская литература
Древнерусские повести (одна повесть по выбору). Например, «Поучение» Владимира Мономаха (в
сокращении) и др.
Литература первой половины XIX века
А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее четырѐх). Например, «Во глубине сибирских руд…», «19
октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «И. И. Пущину», «На холмах Грузии лежит ночная
мгла…», и др. «Повести Белкина» («Станционный смотритель»). Поэма «Полтава» (фрагмент) и др.
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее четырѐх). Например, «Узник», «Парус», «Тучи»,
«Желанье» («Отворите мне темницу…»), «Когда волнуется желтеющая нива…», «Ангел», «Молитва»
(«В минуту жизни трудную…») и др. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и
удалого купца Калашникова».
Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба».
Литература второй половины XIX века
И. С. Тургенев. Рассказы из цикла «Записки охотника» (два по выбору). Например, «Бирюк»,
«Хорь и Калиныч» и др. Стихотворения в прозе. Например, «Русский язык», «Воробей» и др.
Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала».
Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). Например, «Размышления у парадного
подъезда», «Железная дорога» и др.
Поэзия второй половины XIX века. Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, А. К. Толстой и др. (не менее двух
стихотворений по выбору).
М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки (две по выбору). Например, «Повесть о том, как один мужик
двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь» и др.
Произведения отечественных и зарубежных писателей на историческую тему (не менее двух).
Например, А. К. Толстого, Р. Сабатини, Ф. Купера.
Литература конца XIX — начала XX века
А. П. Чехов. Рассказы (один по выбору). Например, «Тоска», «Злоумышленник» и др. М.
Горький. Ранние рассказы (одно произведение по выбору). Например, «Старуха Изергиль» (легенда
о Данко), «Челкаш» и др.
Сатирические произведения отечественных и зарубежных писателей (не менее двух).
Например, М. М. Зощенко, А. Т. Аверченко, Н. Тэффи, О. Генри, Я. Гашека.
Литература первой половины XX века
А. С. Грин. Повести и рассказы (одно произведение по выбору). Например, «Алые паруса»,
«Зелѐная лампа» и др.
Отечественная поэзия первой половины XX века. Стихотворения на тему мечты и реальности
(два-три по выбору). Например, стихотворения А. А. Блока, Н. С. Гумилѐва, М. И. Цветаевой и др.
В. В. Маяковский. Стихотворения (одно по выбору). Например, «Необычайное приключение,
бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям» и др.
А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Юшка», «Неизвестный цветок» и др.
Литература второй половины XX века
В. М. Шукшин. Рассказы (один по выбору). Например, «Чудик», «Стенька Разин», «Критики» и
др.
Стихотворения отечественных поэтов XX—XXI веков (не менее четырѐх стихотворений двух
поэтов). Например, стихотворения М. И. Цветаевой, Е. А. Евтушенко, Б. А. Ахмадулиной, Ю. Д.
Левитанского и др.
Произведения отечественных прозаиков второй половины XX — начала XXI века (не менее
двух). Например, произведения Ф. А. Абрамова, В. П. Астафьева, В. И. Белова, Ф. А. Искандера и др.
Тема взаимоотношения поколений, становления человека, выбора им жизненного пути (не
менее двух произведений современных отечественных и зарубежных писателей). Например, Л.
Л. Волкова. «Всем выйти из кадра», Т. В. Михеева. «Лѐгкие горы», У. Старк. «Умеешь ли ты
свистеть, Йоханна?» и др.
Зарубежная литература
М. де Сервантес Сааведра. Роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (главы).
Зарубежная новеллистика (одно-два произведения по выбору). Например, П. Мериме. «Маттео
Фальконе»; О. Генри. «Дары волхвов», «Последний лист».
А. де Сент Экзюпери. Повесть-сказка «Маленький принц».

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературы в 7 классе направлено на достижение обучающимися следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего
образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с
традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
отражѐнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего
образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных
ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на еѐ основе и в процессе реализации
основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
— готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей;
— активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного
края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражѐнными в литературных
произведениях;
— неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
— понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
— представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и
правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том
числе с опорой на примеры из литературы;
— представление о способах противодействия коррупции;
—
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы;
— активное участие в школьном самоуправлении;
—
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям,
нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
—
осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры
Российской
Федерации,
своего
края,
народов
России
в
контексте
изучения
произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ;
— ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражѐнным в
художественных произведениях;
— уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание
на их воплощение в литературе.
Духовно-нравственного воспитания:
— ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой
поведения и поступков персонажей литературных произведений;
— готовность оценивать своѐ поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков;
— активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
— восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов,
понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных
произведений;
— осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и
самовыражения;
— понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества;
— стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
— ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная
физическая активность);
— осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков,
курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил
безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного
литературного образования;
—
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели;
— умение принимать себя и других, не осуждая;
— умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из
литературных произведений;
— уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
— сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека с оценкой поступков литературных героев.
Трудового воспитания:
— установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города,
края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
— интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе
применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах
литературных произведений;
— осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений для этого;
— готовность адаптироваться в профессиональной среде;
— уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений
русского фольклора и литературы;
— осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с
учетом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
— ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды;
— повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения;
—
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе
сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические
проблемы;
— осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред;
— готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения;
— овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
—
овладение основными навыками исследовательской деятельности с учѐтом специфики
школьного литературного образования;
— установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям
социальной и природной среды:
— освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной

жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
— изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;
— потребность во взаимодействии в условиях неопределѐнности, открытость опыту и знаниям
других;
— в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной
деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
— в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных,
осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своѐ развитие;
— умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции
устойчивого развития;
— анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
— оценивать свои действия с учѐтом влияния на окружающую среду, достижений целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
— способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт;
— воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
— оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
— формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
— быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.
Универсальные учебные познавательные действия:
1) Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных
текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историколитературного процесса);
— устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные
объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения,
определять критерии проводимого анализа;
— с учѐтом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
литературных фактах и наблюдениях над текстом;
— предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учѐтом учебной задачи;
— выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной
задачи;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов;
— делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений
по аналогии;
— формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
— самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учѐтом самостоятельно
выделенных критериев).
2) Базовые исследовательские действия:
— формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
—
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном
образовании;
—
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение
—
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и
зависимостей объектов между собой;
— оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования
(эксперимента);

— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведѐнного наблюдения,
опыта, исследования;
— владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах,
в том числе в литературных произведениях.
3) Работа с информацией:
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и
другой информации или данных из источников с учѐтом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую
информацию различных видов и форм представления;
— находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию)
в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации
и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями;
— оценивать надѐжность литературной и другой информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
— эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
1) Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и
целями общения;
— распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных
произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры;
— выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
— понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно
формулировать свои возражения;
— в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности
общения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента,
исследования, проекта);
— самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
2) Совместная деятельность:
— использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
— принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по еѐ
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— уметь обобщать мнения нескольких людей;
—
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать
организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности,
определять свою роль (с учѐтом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
— выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и
координировать свои действия с другими членами команды;
— оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно
формулировать свои возражения;

— в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности
общения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента,
исследования, проекта);
— самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов;
— участниками взаимодействия на литературных занятиях;
— сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчѐта перед
группой.
Универсальные учебные регулятивные действия:
1) Самоорганизация:
— выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации,
изображѐнные в художественной литературе;
— ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения
в группе, принятие решений группой);
— самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать
предложенный алгоритм с учѐтом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;
— делать выбор и брать ответственность за решение.
2) Самоконтроль:
— владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном
образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план еѐ изменения;
— учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретѐнному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям.
3) Эмоциональный интеллект:
— развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями
других;
— выявлять и анализировать причины эмоций;
— ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя
примеры из художественной литературы;
— регулировать способ выражения своих эмоций;
4) Принятие себя и других:
— осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями
литературных героев;
— признавать своѐ право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не
осуждая;
— проявлять открытость себе и другим;
— осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) Понимать общечеловеческую и духовно-нравственную ценность литературы, осознавать еѐ роль
в воспитании любви к Родине и укреплении единства многонационального народа Российской
Федерации;
2) понимать специфику литературы как вида словесного искусства, выявлять отличия
художественного текста от текста научного, делового, публицистического;
3) проводить смысловой и эстетический анализ произведений фольклора и художественной
литературы; воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное (с учѐтом

литературного развития обучающихся), понимать, что в литературных произведениях отражена
художественная картина мира:
— анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тему, главную мысль
и проблематику произведения, его родовую и жанровую принадлежность; выявлять позицию героя,
рассказчика и авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения;
характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики, оценивать систему
персонажей; определять особенности композиции и основной конфликт произведения; объяснять своѐ
понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики
произведений (с учѐтом литературного развития обучающихся); выявлять основные особенности языка
художественного произведения, поэтической и прозаической речи; находить основные
изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их
художественные функции;
— понимать сущность и элементарные смысловые функции теоретико-литературных понятий и
учиться самостоятельно использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений,
оформления собственных оценок и наблюдений: художественная литература и устное народное
творчество; проза и поэзия; художественный образ; роды (лирика, эпос), жанры (рассказ, повесть,
роман, послание, поэма, песня); форма и содержание литературного произведения; тема, идея,
проблематика;
пафос
(героический,
патриотический,
гражданский
и
др.);
сюжет,
композиция, эпиграф; стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация,
развязка; автор, повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой,
речевая характеристика героя; портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь; юмор, ирония,
сатира; эпитет, метафора, сравнение; олицетворение, гипербола; антитеза, аллегория; анафора;
стихотворный метр (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), ритм, рифма, строфа;
— выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;
— сопоставлять произведения, их фрагменты, образы персонажей, сюжеты разных
литературных произведений, темы, проблемы, жанры, художественные приѐмы, особенности языка;
—
сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественной
литературы с произведениями других видов искусства (живопись, музыка, театр, кино);
4) выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 9 поэтических произведений,
не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учѐтом литературного развития,
индивидуальных особенностей обучающихся);
5) пересказывать прочитанное произведение, используя различные виды пересказов, отвечать на
вопросы по прочитанному произведению и самостоятельно формулировать вопросы к тексту;
пересказывать сюжет и вычленять фабулу;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, соотносить собственную позицию с
позицией автора, давать аргументированную оценку прочитанному;
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объѐмом не менее 150 слов),
писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения; под
руководством учителя учиться исправлять и редактировать собственные письменные тексты; собирать
материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, таблицы, схемы, доклада,
конспекта, аннотации, эссе, литературно-творческой работы на самостоятельно или под руководством
учителя выбранную литературную или публицистическую тему;
8) самостоятельно интерпретировать и оценивать текстуально изученные художественные
произведения древнерусской, русской и зарубежной литературы и современных авторов с
использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа;
9) понимать важность чтения и изучения произведений фольклора и художественной литературы
для самостоятельного познания мира, развития собственных эмоциональных и эстетических
впечатлений;
10) планировать своѐ досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя и
сверстников, в том числе за счѐт произведений современной литературы для детей и подростков;
11) участвовать в коллективной и индивидуальной проектной или исследовательской деятельности
и публично представлять полученные результаты;
12) развивать умение использовать энциклопедии, словари и справочники, в том числе в
электронной форме; самостоятельно пользоваться электронными библиотеками и подбирать
проверенные источники в интернет-библиотеках для выполнения учебных задач, соблюдая правила
информационной безопасности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Древнерусская литература
1.1. Внеклассное чтение

1

0

0

Сопоставлять произведения, их фрагменты, образы
персонажей, сюжеты разных литературных
произведений, темы, проблемы, жанры,
художественные приѐмы, особенности языка;
сопоставлять изученные и самостоятельно
прочитанные произведения художественной
литературы с произведениями других видов
искусства (живопись, музыка, театр, кино)

Устный
опрос;

http://oldruss
ian.chat.ru

1.2. Древнерусские повести (одна повесть
по выбору). Например, «Поучение
Владимира Мономаха (в сокращении)

1

0

0

Устный
опрос;

http://oldrussian.chat.ru
http://www.rol.ru
http://www.klassika.
ru

Итого по разделу

2

Воспринимать и выразительно читать произведения
древнерусской литературы;
Выражать личное читательское отношение к
прочитанному; Устно или письменно отвечать на
вопросы; Составлять лексические и историкокультурные комментарии; Анализировать произведение с учѐтом его жанровых особенностей;
Характеризовать героев произведения;
Работать со словарями, определять значение
устаревших слов и выражений;
;

Эмоционально воспринимать и выразительно
читать произведения (в том числе наизусть);
Выражать личное читательское отношение к
прочитанному; Составлять тезисный план статьи
учебника; Участвовать в коллективном диалоге;
Составлять лексические и историко-культурные
комментарии; Определять тему, идею,
художественные и композиционные особенности
лирического, лиро-эпического и эпического
произведения;

Устный
опрос;

http://www.klassika.r
u

Раздел 2. Литература первой половины XIX века
2.1. А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее
четырѐх).
Например, «Во глубине сибирских
руд…», «19 октября» («Роняет лес
багряный свой убор…»), «И. И.
Пущину», «На холмах Грузии лежит
ночная мгла…» и др. «Повести Белкина»
(«Станционный смотритель» и др.).
Поэма «Полтава» (фрагмент) и др.

6

0

2.2. Развитие речи

1

Анализировать произведение в единстве формы и
Письменный http://www.klassika.r
u
контроль;
содержания; определять тему, главную мысль и
проблематику произведения, его родовую и жанровую
принадлежность; выявлять позицию героя, рассказчика
и авторскую позицию, учитывая художественные
особенности произведения; характеризовать героевперсонажей, давать их сравнительные характеристики,
оценивать систему персонажей.

2.3. М. Ю. Лермонтов. Стихотворения (не
менее четырѐх).
Например, «Узник», «Парус», «Тучи»,
«Желанье» («Отворите мне темницу…»),
«Когда волнуется желтеющая нива…»,
Ангел», «Молитва» («В минуту жизни
трудную…») и др. «Песня про царя Ивана
Васильевича, молодого опричника и
удалого купца Калашникова»

4

Эмоционально воспринимать и выразительно читать
произведения (в том числе наизусть);
Выражать личное читательское отношение к
прочитанному; Составлять лексические и историкокультурные комментарии; Определять тему, идею,
художественные и композиционные особенности
лирического произведения;

Устный
опрос;

http://www.klassika.r
u

2.4. Развитие речи

1

анализировать произведение в единстве формы и
содержания; определять тему, главную мысль и
проблематику произведения, его родовую и жанровую
принадлежность; выявлять позицию героя,
рассказчика и авторскую позицию, учитывая
художественные особенности произведения;
характеризовать героев-персонажей, давать их
сравнительные характеристики, оценивать систему
персонажей.

Письменный
контроль;

http://www.rol.ru
http://www.klassika.
ru

2.5. Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба»

3

Устный
Эмоционально воспринимать и выразительно читать
опрос;
произведение;
Выражать личное читательское отношение к
прочитанному; Составлять тезисный план статьи
учебника;
Участвовать в коллективном диалоге;
Составлять лексические и историко-культурные
комментарии; Определять тему, идею, художественные
и композиционные особенности повести;

2.6. Развитие речи

1

анализировать произведение в единстве формы и
Письменный http://www.klassika.r
u
контроль;
содержания; определять тему, главную мысль и
проблематику произведения, его родовую и жанровую
принадлежность; выявлять позицию героя, рассказчика
и авторскую позицию, учитывая художественные
особенности произведения; характеризовать героевперсонажей, давать их сравнительные характеристики,
оценивать систему персонажей.

http://www.rol.ru
http://www.klassika.
ru

Итого по разделу

16

Раздел 3. Литература второй половины XIX века
3.1. И. С. Тургенев. Рассказы из цикла
3
«Записки охотника» (два по выбору).
Например, «Бирюк», «Хорь и Калиныч» и
др. Стихотворения в прозе. Например,
«Русский язык», «Воробей» и др.

3.2. Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала»

3

3.3. Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее 2
двух). Например, «Железная дорога»,
«Размышления у парадного подъезда» и др.

3.4. Поэзия второй половины XIX века. Ф. И.
Тютчев, А. А. Фет, А. К. Толстой и др. (не
менее двух стихотворений по выбору)

Развитие речи

1

1

3.5.

.6. М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки (две по
выбору). Например, «Повесть о том, как
один мужик двух генералов прокормил»,
«Дикий помещик», «Премудрый пискарь»
и др.

2

Воспринимать и выразительно читать литературные
произведения;
Выражать личное читательское отношение к
прочитанному; Составлять тезисный план статьи
учебника; Устно или письменно отвечать на вопросы
(с использованием цитирования);
Участвовать в коллективном диалоге;
Составлять лексические и историко-культурные
комментарии;
Воспринимать и выразительно читать литературное
произведение;
Выражать личное читательское отношение к
прочитанному; Составлять конспект статьи
учебника; Устно или письменно отвечать на
вопросы (с использованием цитирования);
Воспринимать и выразительно читать лирические
произведения (в том числе наизусть); Выражать
личное читательское отношение к прочитанному;
Анализировать сюжет, тематику проблематику,
идейно-художественное содержание, определять
композиционные особенности произведений;
Формулировать вопросы по тексту произведения;

Устный
опрос;

Устный
опрос;

http://www.rol.ru
http://www.klassika.
ru

Эмоционально воспринимать и выразительно читать
стихотворения (в том числе наизусть);
Выражать личное читательское отношение к
прочитанному; Определять тему, идею,
художественные и композиционные особенности
лирического произведения;
Анализировать произведение в единстве формы и
содержания; определять тему, главную мысль и
проблематику произведения, его родовую и жанровую
принадлежность; выявлять позицию героя, рассказчика
и авторскую позицию, учитывая художественные
особенности произведения;
Воспринимать и выразительно читать литературные
произведения;
Выражать личное читательское отношение к
прочитанному; Составлять тезисный план статьи
учебника; Устно или письменно отвечать на вопросы
(с использованием цитирования);

Устный
опрос;

http://www.rol.ru
http://www.klassika.
ru

Письменный
контроль;

http://www.rol.ru
http://www.klassika.
ru

Устный
опрос;

http://www.rol.ru
http://www.klassika.
ru

http://www.klassik
a.ru

Тестирование http://www.rol.ru
http://www.klassika.
ru

3.7. Произведения отечественных и
2
зарубежных писателей на историческую
тему (не менее двух).
Например, произведения А. К. Толстого, Р.
Сабатини, Ф. Купера
Итого по разделу
14
Раздел 4. Литература конца XIX — начала XX века
4.1. А. П. Чехов. Рассказы (один по
выбору). Например, «Тоска»,
«Злоумышленник» и др.

1

4.2. М. Горький. Ранние рассказы (одно
произведение по выбору). Например,
«Старуха Изергиль» (легенда о
Данко), «Челкаш» и др.

2

4.3. Сатирические произведения отечественной 2
и зарубежной литературы (не менее двух).
Например, М. М. Зощенко, А. Т.
Аверченко, Н. Тэффи, О. Генри, Я. Гашека
Итого по разделу

Эмоционально воспринимать и выразительно
читать произведения;
Выражать личное читательское отношение к
прочитанному;

1

Устный
опрос;

http://www.klassika.r
u

Воспринимать и выразительно читать литературное
Устный
произведение;
опрос;
Выражать личное читательское отношение к
прочитанному; Устно или письменно отвечать на
вопросы (с использованием цитирования);
Участвовать в коллективном диалоге;
Анализировать сюжет, тематику проблематику, идейнохудожественное содержание, определять
композиционные особенности произведений;

http://www.klassika.r
u

Эмоционально воспринимать и выразительно читать
произведение;
Выражать личное читательское отношение к
прочитанному; Участвовать в коллективном диалоге;
Устно или письменно отвечать на вопросы (с
использованием цитирования);
Письменно отвечать на проблемный вопрос,
аргументировать своѐ мнение;
Воспринимать и выразительно читать литературные
произведения;
Участвовать в коллективном диалоге;
Анализировать сюжет, тематику проблематику,
идейно-художественное содержание, произведения;

Устный
опрос;

http://www.klassika.r
u

Устный
опрос;

http://www.klassika.r
u

Эмоционально воспринимать и выразительно читать
произведение;
Выражать личное читательское отношение к
прочитанному; Участвовать в коллективном диалоге;
Определять тему, идею, художественные и
композиционные особенности произведений;
Формулировать вопросы по тексту произведения;

Устный
опрос;

http://www.klassika.r
u

5

Раздел 5. Литература первой половины XX века
5.1. А. С. Грин. Повести и рассказы (одно
произведение по выбору).
Например, «Алые паруса», «Зелѐная
лампа» и др.

2

5.2. Развитие речи

1

5.3. Отечественная поэзия первой половины
XX века.
Стихотворения на тему мечты и
реальности (два-три по выбору).
Например, стихотворения А. А. Блока,
Н. С. Гумилѐва, М. И. Цветаевой и др.
5.4. В. В. Маяковский. Стихотворения
(одно по выбору). Например,
«Необычайное приключение, бывшее
с Владимиром Маяковским летом на
даче», «Хорошее отношение к
лошадям» и др.

1

5.5. А. П. Платонов. Рассказы (один по
выбору).
Например, «Юшка», «Неизвестный
цветок» и др.

1

2

Анализировать произведение в единстве формы и
содержания; определять тему, главную мысль и
проблематику произведения, его родовую и жанровую
принадлежность; выявлять позицию героя, рассказчика
и авторскую позицию, учитывая художественные
особенности произведения; характеризовать героевперсонажей, давать их сравнительные характеристики,
оценивать систему персонажей; определять
особенности композиции и основной конфликт
произведения; объяснять своѐ понимание нравственнофилософской, социально-исторической и эстетической
проблематики.
Эмоционально воспринимать и выразительно читать
стихотворения (в том числе наизусть);
Выражать личное читательское отношение к
прочитанному; Определять тему, идею,
художественные и композиционные особенности
лирического произведения;
Эмоционально воспринимать и выразительно читать
стихотворения (в том числе наизусть);
Выражать личное читательское отношение к
прочитанному; Определять тему, идею,
художественные и композиционные особенности
лирического произведения;
Характеризовать лирического героя;
Анализировать произведение с учѐтом его родожанровой принадлежности;
Эмоционально воспринимать и выразительно читать
произведение;
Выражать личное читательское отношение к
прочитанному; Определять тему, идею,
художественные и композиционные особенности
произведения;
Анализировать произведение с учѐтом его родожанровой принадлежности;

Письменный http://www.klassika.r
контроль;
u

Эмоционально воспринимать и выразительно читать
произведение;
Выражать личное читательское отношение к
прочитанному; Определять тему, идею,
художественные и композиционные особенности
произведения;
Анализировать произведение с учѐтом его родожанровой принадлежности;
Выявлять средства художественной
изобразительности в произведениях;

Устный
опрос;

http://www.klassika.r
u

Устный
опрос;

http://www.klassika.r
u

Устный
опрос;

http://www.klassika.r
u

Устный
опрос;

http://center.fio.ru

Итого по разделу
7
Раздел 6. Литература второй половины XX века
6.1. В. М. Шукшин. Рассказы (один по выбору).
Например, «Чудик», «Стенька Разин»,
«Критики» и др.

1

6.2. Стихотворения отечественных поэтов XX—
XXI веков (не менее четырѐх стихотворений
двух поэтов):
например, стихотворения М. И. Цветаевой,
Е. А. Евтушенко, Б. А. Ахмадулиной,
Ю. Д. Левитанского и др.

Эмоционально воспринимать и выразительно читать
Устный
стихотворения;
опрос;
Выражать личное читательское отношение к
прочитанному; Определять тему, идею,
художественные и композиционные особенности
лирических произведений;
Характеризовать лирического героя;
Анализировать стихотворения с учѐтом их родожанровой принадлежности;
Выявлять средства художественной изобразительности
в стихотворениях;
Устно или письменно отвечать на вопросы;

http://center.fio.ru

6.3. Произведения отечественных прозаиков второй 2
половины XX — начала XXI века (не менее
двух). Например,
произведения Ф. А. Абрамова, В. П. Астафьева,
В. И. Белова, Ф. А. Искандера и др.

Эмоционально воспринимать и выразительно читать
произведения;
Выражать личное читательское отношение к
прочитанному; Определять тему, идею,
художественные и композиционные особенности
произведений;
Анализировать произведения с учѐтом их родожанровой принадлежности;
Выявлять средства художественной
изобразительности в произведениях;

Устный
опрос;

http://center.fio.ru

6.4. Тема взаимоотношения поколений,
2
становления человека, выбора им жизненного
пути (не менее двух произведений современных
отечественных и зарубежных писателей).
Например, Л. Л. Волкова «Всем выйти из
кадра», Т. В.Михеева. «Лѐгкие горы», У. Старк
«Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?» и др.

Воспринимать и выразительно читать литературные
произведения;
Выражать личное читательское отношение к
прочитанному; Устно или письменно отвечать на
вопросы; Участвовать в коллективном диалоге;
Анализировать сюжет, тематику проблематику,
идейно-художественное содержание;
Формулировать вопросы по тексту произведений;
Характеризовать и сопоставлять основных героев
произведений, выявлять художественные средства их
создания; Анализировать форму выражения авторской
позиции;

Устный
опрос;

http://center.fio.ru

Осознавать богатство и многообразие зарубежной
литературы разных времѐн и народов;
Читать и пересказывать произведения или их
фрагменты, отвечать на вопросы, анализировать
отдельные главы;
Определять нравственный выбор героев
произведения;
Характеризовать и сопоставлять основных героев
произведений, используя схему и таблицу, выявлять
художественные средства их создания;

Устный
опрос;

http://center.fio.ru

Итого по разделу

2

7

Раздел 7. Зарубежная литература
7.1. М. де Сервантес Сааведра. Роман «Хитроумный 7
идальго Дон Кихот Ламанчский» (главы).
Зарубежная
новеллистика
(одно-два
произведения
по
выбору).
Например,
П. Мериме.«Маттео Фальконе»; О. Генри.
«Дары волхвов», «Последний лист». А. де
Сент
Экзюпери.
Повесть-сказка
«Маленький принц».

7.2. Внеклассное чтение

1

Итого по разделу

8

Сопоставлять произведения, их фрагменты, образы
персонажей, сюжеты разных литературных
произведений, темы, проблемы, жанры,
художественные приѐмы, особенности языка;
сопоставлять изученные и самостоятельно
прочитанные произведения художественной
литературы с произведениями других
видов искусства (живопись, музыка, театр, кино)

Устный
опрос;

http://center.fio.ru

Делать выводы с использованием дедуктивных и
индуктивных умозаключений, умозаключений по
аналогии; формулировать гипотезы об их
взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ
решения учебной задачи при работе с разными
типами текстов (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учѐтом
самостоятельно выделенных критериев).

Контрольная
работа;

http://center.fio.ru

Раздел 8. Итоговый контроль
8.1. Итоговые контрольные работы

2

Итого по разделу

2

Резервное время

7

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68

2

2

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема урока
п/п
1
2

3
4

5

6

7
8

9

10

11

12
13

14

15

16

17

18

Древнерусские повести. «Поучение Владимира
Мономаха (в сокращении)
Урок развития речи №1. Древнерусские
повести. «Поучение Владимира Мономаха (в
сокращении).
Лирика А. С. Пушкина: темы и мотивы.
Особенности мировоззрения и их отражение в
творчестве поэта. Стихотворение «19 октября»
(«Роняет лес багряный свой убор…»), "Туча".
Лирика А. С. Пушкина. «На холмах Грузии
лежит ночная мгла…». Способы передaчи
душевного состояния лирического героя.
Лирика А. С. Пушкина. «Во глубине сибирских
руд…»: тема, идея, средства художественной
выразительности.
А. С. Пушкин. Поэмы. "Полтава" и "Цыганы".
Темы идеи, сюжеты, проблематика.
Урок развития речи №2. Поэма «Полтава»
(фрагмент) и др. А. С. Пушкин "Полтава":
описание Полтавской битвы.
А. С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина». Повесть
«Станционный смотритель»: изображение
«маленького человека».
Урок развития речи № 3. А. С. Пушкин.
"Станционный смотритель": автор и герои
повести.
Лирика М. Ю. Лермонтова. "Желанье",
"Молитва". Мастерство поэта в создании
художественных образов.
Лирика М. Ю. Лермонтова. "Узник", "Парус",
"Ангел", "Когда волнуется желтеющая нива…"
Лирика М. Ю. Лермонтова: проблема гармонии
человека и природы. Средства выразительности в
художественном произведении.
(Резервный урок №1).
М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана
Васильевича, молодого опричника и удалого
купца Калашникова»: тема, идея, сюжет,
композиция.
М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана
Васильевича, молодого опричника и удалого
купца Калашникова»: художественные
особенности и фольклорная традиция.
М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана
Васильевича, молодого опричника и удалого
купца Калашникова»: образ главного героя,
система образов. (Резервный урок №2)
Средства выразительности в художественном
произведении. Изобразительно-выразительные
средства. Эпитет. Метафора.
Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа, тема и идея повести

Кол-во часов
всего
1
1

1
1

к/р п/р

Дата
проведения
План Факт

Виды,
формы
контроля
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;

1

Устный
опрос;

1

Устный
опрос;

1

Письменный
контроль;
Письменный
контроль;

1

1

Письменный
контроль;

1

Письменный
контроль;

1

Письменный
контроль;

1

Устный
опрос;
Устный
опрос;

1

1

Устный
опрос;

1

Письменный
контроль;

1

Устный
опрос;

1

Письменный
контроль;

1

Письменный
контроль;

19
20

21
22
23
24
25
26
27
28
29

30
31

32

33
34
35
36
37

38
39

40
41
42
43

Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Сюжет и
композиция, система образов.
Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Образ
главного героя, особенности изображения героев
и природы.
И. С. Тургенев. Рассказы из цикла «Записки
охотника». «Бирюк»: автор и герои рассказа.
И. С. Тургенев. Рассказ «Певец» из цикла
«Записки охотника».
И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский
язык», «Воробей».
Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала»: тема, идея,
проблематика.
Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала»: сюжет и
композиция.
Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала»: система
образов.
Н. А. Некрасов. Стихотворение "Размышления у
парадного подъезда".
Н. А. Некрасов. Стихотворение "Железная
дорога".
Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…»,
«Весенние воды». А. А. Фет. «Ещѐ майская
ночь», «Это утро, радость эта...».
А. К. Толстой. Баллады "Василий Шибанов" и
"Князь Михайло Репнин".
М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как
один мужик двух генералов прокормил»: тема,
идея, проблематика, сюжет и композиция.
Урок развития речи № 4. М. Е. СалтыковЩедрин. «Повесть о том, как один мужик двух
генералов прокормил»: средства выразительности в художественном произведении.
М. Е. Салтыков-Щедрин. «Премудрый пискарь»:
тема и идея.
Рассказы А. П. Чехова. «Тоска»: проблематика
рассказа, поэтика рассказа.
Внеклассное чтение № 1. Рассказы А. П.
Чехова «Маска», «Ванька».
Контрольная работа № 1 по творчеству
писателей и поэтов XIXв.
Отечественная поэзия первой половины
XX века. Стихотворения на тему мечты и
реальности. Н. С. Гумилев «Жираф».
Урок развития речи № 5. М. И. Цветаева
«Генералам двенадцатого года…».
Максим Горький. Ранний рассказ «Старуха
Изергиль» (легенда о Данко). Романтический
характер легенды
Максим Горький. «Челкаш». Герои и судьбы.

1

Александр Грин. Повесть-феерия "Алые паруса":
мечта и действительность
Александр Грин. Повесть-феерия "Алые паруса":
Ассоль и Грей
В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к
лошадям»

1

Устный
опрос;
Устный
опрос;

1

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Устный
опрос;
Устный
опрос;

1
1

1

Устный
опрос;

1

Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Контрольная
работа
Устный
опрос;

1
1
1
1

1
1

1

1
1

1

Письменный
контроль;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;

44

В. В. Маяковский. «Прозаседавшиеся».

1

45

А. Платонов. Анализ рассказа. «Песчаная
учительница»: тема, сюжет, образ героини.
Мечта и реальность. Романтические образы в
прозе и поэзии начала ХХ века. (Резервный урок
№4)
М. М. Зощенко. «История болезни». Виды
комического: юмор, ирония, сатира, сарказм.
О. Генри. Рассказы: «Дороги, которые мы
выбираем», «Вождь краснокожих», «Родственные души».
В. Скотт. «Айвенго» (фрагмент) как
исторический роман.
В. Скотт. «Айвенго» (фрагмент) как
исторический роман. (Резервный урок №5)
Е. А. Евтушенко «Хотят ли русские войны?»,
«Благословенна русская земля…».
Б. А. Ахмадулина «По улице моей который
год...», «Прощание».
А. Т. Твардовский. «Снега потемнеют
синие…», «Июль — макушка лета…», «На дне
моей жизни…». (Резервный урок №6)
Ю. П. Мориц «Путь мой так далѐк…», «Лето».
(Резервный урок №7)
Ф. А. Абрамов. "О чѐм плачут лошади": человек
и природа. Тема, идея, проблематика рассказа.
Ю. П. Казаков. Рассказ "Тихое утро"

1

1

59

В. М. Шукшин. Рассказ «Чудик»: тема, идея,
проблематика; образ «странного» героя»
Внеклассное чтение № 2. С. В. Востоков.
"Высшим силам требуется помощь".
У. Старк. «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?»

60

Л. Л. Волкова «Всем выйти из кадра»

1

61

А. де Сент Экзюпери. Повесть - сказка
«Маленький принц»: «У каждого человека свои
звезды…»
А. де Сент Экзюпери. Повесть - сказка
«Маленький принц». Жанровые особенности и
содержание «Маленького принца». Главное в
жизни.
А. де Сент Экзюпери. Повесть - сказка
«Маленький принц»: тайна всегда
привлекательна
Промежуточная аттестация. Контрольная
работа за год.
М. де Сервантес Сааведра. Роман «Хитроумный
идальго Дон Кихот Ламанчский» (главы): жизнь
героя в воображаемом мире
М. де Сервантес Сааведра. Роман «Хитроумный
идальго Дон Кихот Ламанчский» (главы):
пародия на рыцарские романы.
М. де Сервантес Сааведра. Роман «Хитроумный
идальго Дон Кихот Ламанчский» (главы):

1

46

47
48

49
50
51
52
53

54
55
56
57
58

62

63

64
65

66

67

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Устный
опрос;

1

Письменный
контроль;
Устный
опрос;

1
1

Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;

1
1
1
1
1

Устный
опрос;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;

1
1
1

1
1

1

Устный
опрос;

1

Устный
опрос;

1
1

1

Письменный
контроль;
Письменный
контроль;

1

Письменный
контроль;

1

Тестирование

нравственный смысл романа, «вечные образы» в
искусстве
68 П. Мериме. «Маттео Фальконе»: отец и сын
Фальконе, проблемы чести и предательства.
Общее количество часов по программе

Устный
опрос;

1
68

2

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Литература (в 2 частях), 7 класс /Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.; АО «Издательство
«Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Литература. 7 класс Литература. Соловьѐва Ф.Е.; мультимедийное приложение к учебнику
Литература 7 кл; сборник "литература в таблицах 5-9 кл.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://center.fio.ru, РЭШ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Компьютер, мультимедийный проектор, банк презентаций для уроков литературы в 7 классе.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
тексты художественных произведений


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.05.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (35349) 2-15-57

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».