Рабочая программа учебного предмета "Литература", 6 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Оренбургской области

Администрация Тоцкого района

МАОУ Тоцкая СОШ им. А.К. Стерелюхина

РАССМОТРЕНО
методическим объединением
учителей
______________Скондакова Н.В.
Протокол №1
от "25" августа 2022 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________Парахненко Ю.С.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
______________Рыжков В.К.

Протокол №1

Приказ №

от "30" августа 2022 г.

от "01" сентября 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 3474862)
учебного предмета
«Литература»

для 6 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год

Составитель: Сердюк Екатерина Юрьевна, Плаксина Светлана Александровна,
Сергеева Лидия Вячеславовна, Скондакова Наталья Владимировна,
учителя русского языка и литературы

с. Тоцкое 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для обучающихся 6 классов составлена на основе Требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г.№ 287, зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер — 64101) (далее — ФГОС
ООО), а также Примерной программы воспитания, с учѐтом Концепции преподавания русского языка и
литературы в Российской Федерации (утверждѐнной распоряжением Правительства Российской
Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного облика
и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в
эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их
миропонимания и национального самосознания. Особенности литературы как школьного предмета
связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено
эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в
художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их
к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся
художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких
нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья.
Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация
возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от
возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития, жизненного и
читательского опыта.
Полноценное литературное образование в основной школе невозможно без учѐта преемственности с
курсом литературного чтения в начальной школе, межпредметных связей с курсом русского языка,
истории и предметов художественного цикла, что способствует развитию речи, историзма мышления,
художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру и его
воплощения в творческих работах различных жанров.
В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от фольклора до
новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся литератур народов России и
зарубежной литературы.
Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой монографической или
обзорной темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в формировании у обучающихся
потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных
текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства
причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы
личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощѐнных в отечественной и
зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач, которые
постепенно усложняются от 5 к 9 классу.
Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной
самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе
изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой
культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной классической
литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании уважения к отечественной
классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей воспитанию
патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности к диалогу культур;
освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и
ценностей; формированию гуманистического мировоззрения.

Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития
обучающихся, с формированием их потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и
себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы на воспитание и
развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на уроках, так и
прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных
произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвящѐнных литературе,
чтению, книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, с
формированием
умений
воспринимать,
анализировать,
критически
оценивать
и
интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школьников системы знаний о
литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико и историко-литературных знаний,
необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения
воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов
искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи
направлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные особенности,
комментировать
авторскую
позицию
и
выражать
собственное
отношение
к
прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания,
реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять
и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между собой, так и с
произведениями других искусств; формировать представления о специфике литературы в ряду других
искусств и об историко-литературном процессе; развивать умения поиска необходимой информации с
использованием различных источников, владеть навыками их критической оценки.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка на
основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой
культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере высоких образцов
художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных высказываний,
редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть различными
видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и
аргументированно отстаивая свою.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является
обязательным для изучения. Предмет «Литература» преемственен по отношению к предмету
«Литературное чтение».
В 6 классе на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, суммарно изучение литературы в 6классе
по программе основного общего образования рассчитано на 102 часа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Античная литература
Гомер. Поэмы. «Илиада», «Одиссея» (фрагменты).
Фольклор
Русские былины (не менее двух). Например, «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Садко». Народные
песни и баллады народов России и мира (не менее трѐх песен и одной баллады). Например, «Песнь о
Роланде» (фрагменты). «Песнь о Нибелунгах» (фрагменты), баллада «Аника-воин» и др.
Древнерусская литература
«Повесть временных лет» (не менее одного фрагмента). Например, «Сказание о белгородском киселе»,
«Сказание о походе князя Олега на Царьград», «Предание о смерти князя Олега».
Литература первой половины XIX века
А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трѐх). «Песнь о вещем Олеге», «Зимняя дорога», «Узник»,
«Туча» и др. Роман «Дубровский».
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее трѐх). «Три пальмы», «Листок», «Утѐс» и др.
А. В. Кольцов. Стихотворения (не менее двух). Например, «Косарь», «Соловей» и др.
Литература второй половины XIX века
Ф. И. Тютчев. Стихотворения (не менее двух). «Есть в осени первоначальной…», «С поляны коршун
поднялся…».
А. А. Фет. Стихотворения (не менее двух). «Учись у них — у дуба, у берѐзы…», «Я пришѐл к тебе с
приветом…».
И. С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг».
Н. С. Лесков. Сказ «Левша».
Л. Н. Толстой. Повесть «Детство» (главы).
А. П. Чехов. Рассказы (три по выбору). Например, «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Смерть
чиновника» и др.
А. И. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор».
Литература XX века
Стихотворения отечественных поэтов начала ХХ века (не менее двух). Например, стихотворения
С. А. Есенина, В. В. Маяковского, А. А. Блока и др.
Стихотворения отечественных поэтов XX века (не менее четырѐх стихотворений двух поэтов).
Например, стихотворения О. Ф. Берггольц, В. С. Высоцкого, Е. А. Евтушенко, А. С. Кушнера,
Ю. Д. Левитанского, Ю. П. Мориц, Б. Ш. Окуджавы, Д. С. Самойлова.
Проза отечественных писателей конца XX — начала XXI века, в том числе о Великой
Отечественной войне (два произведения по выбору). Например, Б. Л. Васильев. «Экспонат №...»;
Б.П. Екимов. «Ночь исцеления», А. В. Жвалевский и Е. Б. Пастернак. «Правдивая история Деда Мороза»
(глава «Очень страшный 1942 Новый год») и др.
В. Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского».
Произведения отечественных писателей на тему взросления человека (не менее двух). Например,
Р. П. Погодин. «Кирпичные острова»; Р. И. Фраерман. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой
любви»; Ю. И. Коваль. «Самая лѐгкая лодка в мире» и др.
Произведения современных отечественных писателей-фантастов (не менее двух). Например,
А. В. Жвалевский и Е. Б. Пастернак. «Время всегда хорошее»; С. В. Лукьяненко. «Мальчик и Тьма»;
В. В. Ледерман. «Календарь ма(й)я» и др.

Литература народов Российской Федерации
Стихотворения (два по выбору). Например, М. Карим. «Бессмертие» (фрагменты); Г. Тукай. «Родная
деревня», «Книга»; К. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой
народ…», «Что б ни делалось на свете…».
Зарубежная литература
Д. Дефо. «Робинзон Крузо» (главы по выбору).
Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера» (главы по выбору).
Произведения зарубежных писателей на тему взросления человека (не менее двух). Например,
Ж. Верн. «Дети капитана Гранта» (главы по выбору). Х. Ли. «Убить пересмешника» (главы по выбору) и
др.
Произведения современных зарубежных писателей-фантастов (не менее двух). Например,
Дж. К. Роулинг. «Гарри Поттер» (главы по выбору), Д. У. Джонс. «Дом с характером» и др.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературы в 6 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
отражѐнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность
обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на еѐ основе и в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
— готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
— активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с
ситуациями, отражѐнными в литературных произведениях;
— неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
— понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
— представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;
— представление о способах противодействия коррупции;
— готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из
литературы;
— активное участие в школьном самоуправлении;
— готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
— осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию
родного
языка,
истории,
культуры
Российской
Федерации,
своего
края,
народов
России
в
контексте
изучения
произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ;
— ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа, в том числе отражѐнным в художественных произведениях;
— уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.
Духовно-нравственного воспитания:
— ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных
произведений;
— готовность оценивать своѐ поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с
учѐтом осознания последствий поступков;
— активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:

— восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия
искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;
— осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;
— понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
— стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
— ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
— осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного
литературного образования;
— способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
— умение принимать себя и других, не осуждая;
— умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений;
— уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
— сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков
литературных героев.
Трудового воспитания:
— установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
— интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и
знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений;
— осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для
этого;
— готовность адаптироваться в профессиональной среде;
— уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы;
— осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и
потребностей.
Экологического воспитания:
— ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
— повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
— активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными
произведениями, поднимающими экологические проблемы;
— осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
— готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные
произведения;
— овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
— овладение основными навыками исследовательской деятельности с учѐтом специфики школьного литературного образования;
— установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
— освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальнойжизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
— изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;
— потребность во взаимодействии в условиях неопределѐнности, открытость опыту и знаниям других;
— в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение
учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
— в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об
объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своѐ развитие;
— умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
— анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
— оценивать свои действия с учѐтом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
— способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский
опыт;
— воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
— оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
— формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
— быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.
Универсальные учебные познавательные действия:
1) Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений
(литературных направлений, этапов историко-литературного процесса);
— устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать
основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;
— с учѐтом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом;
— предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учѐтом учебной задачи;
— выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов;

— делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
— формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
— самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения,
выбирать наиболее подходящий с учѐтом самостоятельно выделенных критериев).
2) Базовые исследовательские действия:
— формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно
устанавливать искомое и данное;
— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;
— формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение
— проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения,
причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
— оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведѐнного наблюдения, опыта, исследования;
— владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.
3) Работа с информацией:
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с
учѐтом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм
представления;
— находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи
несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
— оценивать надѐжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
— эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
1) Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
— распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры;
— выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
— понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
— в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение
учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
— самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

2) Совместная деятельность:
— использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на
уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
— принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
— уметь обобщать мнения нескольких людей;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во
внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учѐтом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять
задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
— выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими
членами команды;
— оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным понимать намерения других, проявлять уважительное
отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
— в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение
учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
— самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
— участниками взаимодействия на литературных занятиях;
— сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчѐта перед группой.
Универсальные учебные регулятивные действия:
1) Самоорганизация:
— выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображѐнные в художественной литературе;
— ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
— самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учѐтом имеющихся
ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учѐтом получения
новых знаний об изучаемом литературном объекте;
— делать выбор и брать ответственность за решение.
2) Самоконтроль:
— владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; давать адекватную оценку учебной
ситуации и предлагать план еѐ изменения;
— учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретѐнному опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации;
— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
3) Эмоциональный интеллект:

— развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других;
— выявлять и анализировать причины эмоций;
— ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы;
— регулировать способ выражения своих эмоций;
4) Принятие себя и других:
— осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев;
— признавать своѐ право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;
— проявлять открытость себе и другим;
— осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) Понимать общечеловеческую и духовно-нравственную ценность литературы, осознавать еѐ роль в воспитании любви к Родине и укреплении
единства многонационального народа Российской Федерации;
2) понимать особенности литературы как вида словесного искусства, отличать художественный текст от текста научного, делового,
публицистического;
3) осуществлять элементарный смысловой и эстетический анализ произведений фольклора и художественной литературы; воспринимать,
анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное (с учѐтом литературного развития обучающихся);
— определять тему и главную мысль произведения, основные вопросы, поднятые автором; указывать родовую и жанровую принадлежность
произведения; выявлять позицию героя и авторскую позицию; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
выявлять основные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи;
— понимать сущность теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений,
оформления собственных оценок и наблюдений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ;
роды (лирика, эпос), жанры (рассказ, повесть, роман, басня, послание); форма и содержание литературного произведения; тема, идея, проблематика;
сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; повествователь, рассказчик,
литературный герой (персонаж), лирический герой, речевая характеристика героя; портрет, пейзаж, художественная деталь; юмор, ирония; эпитет,
метафора, сравнение; олицетворение, гипербола; антитеза, аллегория; стихотворный метр (хорей, ямб), ритм, рифма, строфа;
— выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;
— сопоставлять произведения, их фрагменты, образы персонажей, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры (с учѐтом
возраста и литературного развития обучающихся);
— сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественной литературы с произведениями
других видов искусства (живопись, музыка, театр, кино);
4) выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 7 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное
отношение к произведению (с учѐтом литературного развития, индивидуальных особенностей обучающихся);
5) пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по
прочитанному произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, давать аргументированную оценку прочитанному;
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объѐмом не менее 100 слов), писать сочинение-рассуждение по заданной теме с
опорой на прочитанные произведения, аннотацию, отзыв;
8) владеть умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений фольклора, древнерусской, русской и зарубежной литературы
и современных авторов с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа;
9) осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и художественной литературы для познания мира,
формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития;

10) планировать собственное досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя, в том числе за счѐт произведений
современной литературы для детей и подростков;
11) развивать умения коллективной проектной или исследовательской деятельности под руководством учителя и учиться публично представлять
полученные результаты;
12) развивать умение использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться под руководством учителя
электронными библиотеками и другими интернет-ресурсами, соблюдая правила информационной безопасности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
всего

Дата
изучения

Виды
деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Контрольные
работы

Практические
работы

0

0

Выразительно читать фрагменты произведений;
Устный
Характеризовать героя поэмы, создавать словесный портрет опрос;
на основе авторского описания и художественных деталей;
Сопоставлять литературные произведения с
мифологической основой, а также на основе близости их
тематики и проблематики; сравнивать персонажей
произведения по сходству или контрасту; сопоставлять с
эпическими произведениями других народов;
Владеть умениями анализировать произведение,
различными видами пересказа художественного текста
(подробный, сжатый, выборочный, творческий).

4

0

0

Выразительно читать былины, пересказывать, передавая
языковые и интонационные особенности этого жанра;
Работать со словом, с историко-культурным
комментарием;
Отвечать на вопросы, составлять развѐрнутый план,
определять идейно-тематическое содержание былин;
Определять особенности былины как эпического жанра,
выявлять особенности композиции, художественные
детали, определяя их роль в повествовании, ритмикомелодическое своеобразие русской былины;
Характеризовать героев былин, оценивать их поступки;

Устный
опрос;

1

0

0

Выражать личное читательское отношение к
прочитанному; устно или письменно отвечать на
вопросы; работать со словарями, определять значение
устаревших слов и выражений

Письменный
контроль;

3

0

0

Работать со словом, с историко-культурным комментарием; Устный
Читать выразительно фольклорные произведения;
опрос;
Определять художественно-тематические особенности
народных песен и баллады;
Выражать личное читательское отношение к прочитанному;
Устно или письменно отвечать на вопросы;
Работать со словарями, определять значение устаревших
слов и выражений.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7027
/start/246322/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7074
/start/290853/

1

0

0

Высказать своѐ отношение к прочитанному. Чтение и
обсуждение статьи. Выразительное чтение песен.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7027
/start/246322/

0

0

Выразительно читать произведение с учѐтомособенностей Устный
жанра;
опрос;
Работать со словарями, определять значение устаревших
слов и выражений;
Выявлять характерные для произведений древнерусской
литературы темы, образы и приѐмы изображения человека;
Определять с помощью учителя роль и место древнерусских
повестей в истории русской литературы;

Раздел 1. Античная литература
1.1.

Гомер. Поэмы «Илиада»,
«Одиссея» (фрагмент)

Итого по разделу
Раздел 2. Фольклор
2.1. Былины (не менее двух).
Например, «Илья Муромец
и Соловей-разбойник»,
«Садко»

2.2.

Развитие речи

2.3. Народные песни и баллады
народов России и мира (не
менее трѐх песен и одной
баллады). «Песнь о Роланде»
(фрагменты),
«Песнь
о
Нибелунгах»
(фрагменты),
баллада «Аника-воин» и др.
2.4.

Развитие речи

Итого по разделу
Раздел 3. Древнерусская литература
3.1.

«Повесть временных лет» (не
менее одного фрагмента).
Например, «Сказание о
белгородском киселе»,
«Сказание о походе князя Олега
на Царьград», «Предание о
смерти князя Олега»

2

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7069
/start/246450/

2

Письменный
контроль;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/965
/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7027
/start/246322/

9
2

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7030
/start/266369/

3.2.

Внеклассное чтение

Итого по разделу

1

0

0

Выразительно читать произведение с учѐтом особенностей
жанра. Работать со словарями, определять значение
устаревших слов и выражений. Выявлять характерные для
произведений древнерусской литературы темы, образы и
приѐмы изображения человека. Определять с помощью
учителя роль и место древнерусских повестей в истории
русской литературы.
Характеризовать образ рассказчика и главных героев.
Выявлять средства художественной выразительности,
анализировать идейно-тематическое содержание
повести.

Устный
опрос;

РЭШ

3

Раздел 4. Литература первой половины XIX века
4.1.

А. С. Пушкин. Стихотворения (не 8
менее трѐх).
«Песнь о вещем Олеге»,
«Зимняя дорога», «Узник»,
«Туча» и др. Роман
«Дубровский».

0

0

Читать выразительно стихотворение;
Устный
Отличать поэтический текст от прозаического,
опрос;
аргументировать свой ответ;
Выявлять средства художественной изобразительности в
лирических произведениях (эпитет, метафора,
олицетворение, сравнение); Выполнять письменные работы
по первоначальному анализу стихотворения;
Заучивать стихотворение наизусть;
Читать, анализировать и интерпретировать художественный
текст, сравнивать его с произведением древнерусской
литературы;
Определять общее и особенное в подаче сюжета.

4.2.

Развитие речи

1

0

0

4.3. М.
Ю.
Лермонтов.
Стихотворения (не менее
трѐх).
«Три
пальмы»,
«Листок», «Утѐс» и др.

3

0

0

4.4.

А. В. Кольцов. Стихотворения
(не менее двух). «Косарь»,
«Соловей» и др.

2

0

0

4.5.

Внеклассное чтение

1

0

0

Выразительно читать поэтический текст.
Определять идейно-художественное содержание текста,
выявлять средства художественной выразительности.
Видеть взаимосвязь пейзажной зарисовки с душевным
состоянием и настроением человека. Характеризовать
лирического героя.
Работать со словарями, определять значение устаревших
слов и выражений. Читать одно из стихотворений
наизусть.
Выразительно читать стихотворение;
Определять тематическое единство подобранных
произведений;
Выявлять средства художественной изобразительности в
лирических произведениях (эпитет, метафора,
олицетворение, сравнение); Сопоставлять
художественные тексты с произведениями других видов
искусств;
Заучивать по выбору стихотворение/я наизусть.
Выразительно читать поэтический текст;
Определять идейно-художественное содержание текста,
выявлять средства художественной выразительности;
Видеть взаимосвязь пейзажной зарисовки с душевным
состоянием и настроением человека; Характеризовать
лирического героя;
Работать со словарями, определять значение устаревших
слов и выражений; Читать одно из стихотворений
наизусть.
Высказать свое отношение к прочитанному

Итого по разделу

15

Раздел 5. Литература второй половины XIX века

https://resh.edu.ru/subject/lesson/70
41/start/292538/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/70
42/start/247058/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/70
44/start/247410/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/70
45/start/314958/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/70
46/start/314926

Письменный
контроль;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7049
/start/315021

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7048
/start/246130/

Устный
опрос;

РЭШ

Устный
опрос;

РЭШ

5.1.

Ф. И. Тютчев. Стихотворения
(не менее двух). «Есть в осени
первоначальной…», «С поляны
коршун поднялся…»

2

0

0

Читать выразительно стихотворение;
Определять его тематическое содержание и
эмоциональный настрой; Выявлять средства
художественной выразительности; Читать одно из
стихотворений наизусть.

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7035
/start/247250/

5.2.

А. А. Фет. Стихотворения (не
менее двух).
«Учись у них — у дуба, у
берѐзы…», «Я пришѐл к тебе с
приветом…».

2

0

0

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7052
/start/307610/

5.3.

И. С. Тургенев.
Рассказ «Бежин луг»

2

0

0

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7050
/start/247346/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7036
/start/247282/

5.4.

Развитие речи

1

0

0

Читать выразительно стихотворение,
анализировать;
Находить языковые средства художественной
выразительности (эпитет, сравнение, метафора,
олицетворение), определять их роль в создании поэтических
образов;
Читать одно из стихотворений наизусть.
Воспринимать и выразительно читать литературное
произведение;
Уметь отвечать на вопросы, задавать вопросы к тексту,
пересказывать;
Составлять план (простой, подробный);
Выделять наиболее яркие эпизоды произведения;
Определять тему, идею;
Характеризовать главных героев рассказа;
Определять роль пейзажных описаний в произведении;
Сопоставлять художественный текст с произведениями
других видов искусств;
Составлять отзыв на рассказ.
Высказать своѐ отношение к прочитанному.

Письменный
контроль;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7032
/start/315085/

5.5.

Н. С. Лесков.
Сказ «Левша»

3

0

0

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7051
/start/246066/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7032
/start/315085/

5.6.

Развитие речи

1

0

0

Читать текст, отвечать на вопросы;
Устный
Владеть различными видами пересказа художественного
опрос;
текста (подробный, сжатый, выборочный);
Характеризовать героя, его поступки;
Определять основную мысль произведения, жанровые
особенности, художественные средства изобразительности;
Работать со словарями, определять значение устаревших
слов и выражений;
Аргументированно высказывать своѐ отношение к герою
произведения.
Высказать своѐ отношение к прочитанному
Письменный
контроль;

5.7.

Л. Н. Толстой.
Повесть «Детство» (главы)

2

1

0

Выразительно читать главы повести, отвечать на вопросы, Контрольная
пересказывать;
работа;
Выявлять основную мысль, определять особенности
композиции;
Участвовать в беседе о прочитанном, в том числе используя
факты жизни и творчества писателя; формулировать свою
точку зрения и корректно передавать своими словами смысл
чужих суждений.

РЭШ

5.8.

А. П. Чехов. Рассказы (три по
выбору) Например, «Толстый и
тонкий», «Хамелеон», «Смерть
чиновника»

3

0

0

Воспринимать и выразительно читать рассказ, отвечать на
вопросы, уметь формулировать вопросы к тексту,
пересказывать близко к тексту, владеть художественным
пересказом;
Определять роль названия в литературном произведении;
Выявлять жанровые отличия рассказа, определять его
проблематику;
Анализировать произведение с учѐтом его жанровых
особенностей, с использованием методов смыслового
чтения и эстетического анализа, давать собственную
интерпретацию и оценку произведениям;
Характеризовать героев рассказа.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/705
3/start/246610/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/306
8/start/

Устный
опрос;

РЭШ

2

0

0

Воспринимать и выразительно читать рассказ; Отвечать на
вопросы, уметь формулировать вопросы к тексту,
пересказывать текст, используя авторские средства
художественной выразительности;
Определять тему, идею произведения, своеобразие
композиции;
Характеризовать главных героев, основные события;
Описывать портреты героев произведения, раскрывать их
внутренний мир;
Выстраивать с помощью учителя траекторию
самостоятельного чтения;

Устный
опрос;

5.10. Внеклассное чтение

1

0

0

Высказать свое отношение к прочитанному

Устный опрос;

Итого по разделу

19

5.9.

А. И. Куприн.
Рассказ «Чудесный доктор»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7057
/start/246962/

РЭШ

Раздел 6. Литература ХХ века
6.1.

Стихотворения отечественных
поэтов начала ХХ века (не менее
двух). Например, стихотворения
С. А. Есенина,
В. В. Маяковского,
А. А. Блока и др.

3

0

0

Эмоционально воспринимать и выразительно читать
произведение (в том числе наизусть); Отвечать на вопросы,
анализировать стихотворение;
Определять тему, идею, художественные и
композиционные особенности лирического произведения,
особенности авторского языка; Характеризовать
лирического героя;
Устно или письменно отвечать на вопросы;

Устный
опрос;

РЭШ

6.2.

Стихотворения отечественных
поэтов XX века (не менее
четырѐх стихотворений двух
поэтов). Например,
стихотворения О. Ф. Берггольц,
В. С. Высоцкого,
Е. А. Евтушенко, А. С. Кушнера,
Ю. Д. Левитанского,
Ю. П. Мориц, Б. Ш. Окуджавы,
Д. С. Самойлова

3

0

0

Эмоционально воспринимать и выразительно читать
произведение (в том числе наизусть); Выражать личное
читательское отношение к прочитанному;
Определять тему, идею, художественные и
композиционные особенности лирического произведения;
Характеризовать лирического героя;
Анализировать произведение с учѐтом его родо-жанровой
принадлежности;
Выявлять средства художественной изобразительности в
лирических произведениях;

Устный
опрос;

РЭШ

6.3.

Внеклассное чтение

1

0

0

Устный
опрос;

РЭШ

6.4.

Проза отечественных писателей
конца XX —начала XXI века, в
том числе о Великой
Отечественной войне (два
произведения по выбору).
Например, Б. Л. Васильев.
«Экспонат№»; Б. П. Екимов.
«Ночь исцеления»;
А. В. Жвалевский и
Е. Б. Пастернак. «Правдивая
история Деда Мороза» (глава
«Очень страшный 1942 Новый
год»)

2

0

0

Эмоционально воспринимать и выразительно читать
произведение (в том числе наизусть).
Выражать личное читательское отношение к
прочитанному. Определять тему, идею,
художественные и композиционные особенности
лирического произведения. Характеризовать
лирического героя. Анализировать произведение с учѐтом
его родожанровой принадлежности.
Выявлять средства художественной изобразительности в
лирических произведениях.
Читать, отвечать на вопросы, пересказывать; Находить
детали, языковые средства художественной
выразительности, определять их роль в произведении;
Определять характер главного героя, его взаимоотношение
с окружающими;
Выявлять роль пейзажа в рассказе;
Оценивать художественное своеобразие произведения;
Выявлять авторскую позицию;
Высказывать своѐ отношение к событиям, изображѐнным в
произведении;
Находить информацию об авторе и произведении в
справочной, энциклопедической литературе.

Устный
опрос;

РЭШ

6.5.

Развитие речи

1

0

0

Высказать своѐ отношение к прочитанному

Письменный
контроль;

РЭШ

6.6.

В. Г. Распутин. Рассказ «Уроки
французского»

2

0

0

Эмоционально воспринимать и выразительно читать
произведение;
Отвечать на вопросы и уметь формулировать вопросы к
тексту;
Определять тему, идею, характеры главных героев,
мотивы их поступков;
Анализировать произведение с учѐтом его жанровых
особенностей, с использованием методов смыслового
чтения и эстетического анализа, давать собственную
интерпретацию и оценку произведению;
Выявлять авторскую позицию.

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/70
64/start/307738/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/70
63/start/301952/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/70
62/start/305449

6.7.

Развитие речи

1

0

0

Высказать свое отношение к прочитанному

Письменный
контроль;

РЭШ

6.8.

Произведения
отечественных
писателей на тему взросления
человека (не менее двух).
Например, Р. П. Погодин.
«Кирпичные острова»; Р. И.
Фраерман. «Дикая собака
Динго, или Повесть о первой
любви»; Ю. И. Коваль. «Самая
лѐгкая лодка в мире»

3

0

0

Читать, отвечать на вопросы, пересказывать; Определять
Устный
тему, идею произведения;
опрос;
Характеризовать главных героев, давать их словесный
портрет;
Сопоставлять героев и их поступки с другими
произведениями;
Выявлять авторскую позицию;
Высказывать своѐ отношение к событиям, изображѐнным в
произведении;
Находить информацию об авторе и произведении в
справочной, энциклопедической литературе.

6.9.

Внеклассное чтение

1

0

0

Произведения современных
отечественных
писателей-фантастов (не менее
двух). Например, А. В.
Жвалевский и Е. Б. Пастернак.
«Время всегда хорошее»; С. В.
Лукьяненко. «Мальчик и Тьма»;
В. В. Ледерман. «Календарь
ма(й)я» и др.
6.11. Развитие речи

4

0

0

1

0

0

Читать, отвечать на вопросы, пересказывать.
Определять тему, идею произведения. Характеризовать
главных героев, давать их словесный портрет. Сопоставлять
героев и их поступки с другими произведениями. Выявлять
авторскую позицию.
Высказывать своѐ отношение к событиям, изображѐнным в
произведении. Находить информацию об авторе и
произведении в справочной, энциклопедической
литературе.
Эмоционально воспринимать и выразительно читать
произведение; Определять тему, идею, художественные и
композиционные особенности произведений;
Формулировать вопросы по тексту произведения;
Использовать различные виды пересказа
произведения или его фрагмента;
Характеризовать и сопоставлять основных героев
произведений, выявлять художественные средства их
создания.
Высказать свое отношение к прочитанному

Итого по разделу

22

0.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7060/
start/304979/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7061/
start/246898/

Устный
опрос;

РЭШ

Устный
опрос;

РЭШ

Письменный
контроль;

РЭШ

Раздел 7. Литература народов Российской Федерации
7.1.

Стихотворения (два по выбору). 2
Например, М. Карим.
«Бессмертие» (фрагменты);
Г. Тукай. «Родная деревня»,
«Книга»; К. Кулиев. «Когда на
меня навалилась беда…», «Каким
бы малым ни был мой народ…»,
«Что б ни делалось на свете…»

0

0

Читать выразительно и анализировать поэтический текст;
Устный
Характеризовать лирического героя;
опрос;
Сопоставлять произведения, определяя общность темы и еѐ
художественное воплощение;
Выявлять художественные средства выразительности.

РЭШ

7.2.

Внеклассное чтение

Итого по разделу

1

0

0

Читать, отвечать на вопросы, пересказывать.
Определять тему, идею произведения. Характеризовать
главных героев, давать их словесный портрет.
Сопоставлять героев и их поступки с другими
произведениями.

Устный
опрос;

РЭШ

3

Раздел 8. Зарубежная литература
8.1.

Произведения зарубежных
писателей на тему взросления
человека (не менее двух).
Например, Ж. Верн. «Дети
капитана Гранта» (главы по
выбору); Х. Ли. «Убить
пересмешника» (главы по
выбору) и др.

4

0

0

Читать, отвечать на вопросы;
Устный
Самостоятельно формулировать вопросы к произведению в опрос;
процессе его анализа;
Владеть разными видами анализа;
Выявлять сюжет, композицию произведения; Находить
информацию об авторе и произведении в справочной,
энциклопедической литературе; Выстраивать с помощью
учителя траекторию самостоятельного чтения;

РЭШ

8.2.

Д. Дефо. «Робинзон Крузо»
(главы по выбору)

2

0

0

Читать выразительно прозаический текст, отвечать на
Устный
вопросы;
опрос;
Учиться самостоятельно формулировать вопросы;
Пересказывать (кратко, подробно, выборочно) главу
повести;
Уметь характеризовать героев повести;
Анализировать детали, выявляющие авторское отношение к
персонажам.

РЭШ

8.3.

Дж. Свифт. «Путешествия
Гулливера» (главы по выбору)

2

0

0

Устный
опрос;

РЭШ

8.4.

Произведения современных
3
зарубежных писателей-фантастов
(не менее двух). Например, Дж.
К. Роулинг. «Гарри Поттер»
(главы по выбору), Д. У. Джонс.
«Дом с характером» и др.
Внеклассное чтение
1

1

0

Читать произведение, отвечать на вопросы,
анализировать отдельные фрагменты;
Определять жанровую особенность произведения;
Характеризовать главного героя, выявлять своѐ отношение
к нему;
Сопоставлять художественные тексты с произведениями
других видов искусств.
Читать выразительно литературное произведение, отвечать
на вопросы, самостоятельно формулировать вопросы;
Определять жанровую особенность произведения;
Определять тему, идею, художественные и
композиционные особенности произведения;

Контрольная
работа;

РЭШ

0

0

Читать, отвечать на вопросы, пересказывать.
Определять тему, идею произведения. Характеризовать
главных героев, давать их словесный портрет.
Сопоставлять героев и их поступки с другими
произведениями.

Устный
опрос;

РЭШ

2

0

Письменный контроль

Контрольная
работа;

РЭШ

2

0

8.5.

Итого по разделу

12

Раздел 9. Итоговый контроль
9.1.

Итоговые контрольные работы 2

Итого по разделу

2

Резервное время

15

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

102

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема урока

1.

3.

Введение. Художественная литература как
одна из форм освоения мира.
(Резервный урок 1)
Античная литература. Поэмы Гомера
«Илиада» и «Одиссея». (Резервный урок 2)
Гомер. «Илиада». Образы Ахилла и Гектора.

4.

Гомер. «Одиссея». Образ Одиссея.

2.

5. Итоговый урок по творчеству Гомера.
(Резервный урок 3)
6. Русские былины: жанровые особенности и
система образов. Сюжет. Язык художественного произведения. Изобразительновыразительные средства в художественном
произведении: эпитет, метафора, сравнение.
Гипербола. Аллегория.
7. Былины Киевского и Новгородского циклов.
8.
9.

Былина «Илья-Муромец и Соловейразбойник».
Былина «Садко».

10. Урок развития речи № 1. Былина «Вольга и
Микула Селянинович».
11. Русская народная песня (лирические и
исторические песни). Календарно обрядовые песни.
12. «Песнь о Роланде» (фрагменты)

Количество
Дата
часов
изучения
всего кр/р пр/р План Факт
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

1

«Песнь о Нибелунгах» (фрагменты).

1

14. Жанр баллады в мировой литературе.
Баллада «Аника-воин».
15. Урок развития речи № 2. Жанр баллады
в мировой литературе.
16. Древнерусская литература: основные
жанры и особенности.
17. Повесть «Повесть временных лет»:
«Сказание о белгородском киселе».
18. Внеклассное чтение № 1. «Повесть
временных лет»: «Сказание о юношекожемяке».
19. Итоговый урок по теме «Древнерусская
литература». (Резервный урок 4)
20. А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».

1

21. А. С. Пушкин. «Зимняя дорога»

1

22. А. С. Пушкин. «Узник», «Туча»

1

23. Двусложные размеры стиха. (Резервный
урок 5)

1

13.

1
1
1
1

1
1

Виды,
формы
контроля
Устный
опрос
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Устный
опрос;

Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Тестирование;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Тестирование;
Устный
опрос;

24. А. С. Пушкин. Роман «Дубровский»:
история создания; тема, идея романа.
25. А. С. Пушкин. «Дубровский»: сюжет и
фабула.
26. А. С. Пушкин. «Дубровский»:
Дубровский-старший и Троекуров.
характеристика;
27. Сопоставительная
А. С. Пушкин. «Дубровский»:
образ главного
система образов.
героя.
28. А. С. Пушкин. «Дубровский». Владимир и
Маша: история любви.
29. А. С. Пушкин. «Дубровский»: второстепенные персонажи в романе. (Резервный урок 6)
30. А. С. Пушкин. «Дубровский»: финал романа.
(Резервный урок 7)
31. Авторское отношение к героям романа
«Дубровский». (Резервный урок 8)
32. Урок развития речи № 3. Мастерская
творческого письма. Продолжение романа
А.С. Пушкина «Дубровский»
33. М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы».

1

34. М. Ю. Лермонтов. «Листок».

1

35. М. Ю. Лермонтов. «Утѐс».

1

36. Трѐхсложные размеры стиха. (Резервный
урок 9)
37. А. В. Кольцов. «Песня пахаря».

1

38. А. В. Кольцов. «Косарь».

1

39. Внеклассное чтение № 2. Лирика А. В.
Кольцова. «Не шуми ты, рожь…».
40. Ф. И. Тютчев. «Неохотно и несмело…».

1

41. Ф. И. Тютчев. «С поляны коршун
поднялся…», «Листья».
42. А. А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку
завесила…».
43. А. А. Фет. «Учись у них — у дуба, у
берѐзы…», «Ласточки пропали…».
44. Итоговый урок по творчеству М. Ю.Лермонтова, А. В.Кольцова, Ф. И. Тютчева,
А.А. Фета. (Резервный урок 10)
45. Сборник И. С. Тургенева «Записки
охотника». (Резервный урок 11)
46. И. С. Тургенев. «Бежин луг»: образы и
герои.
47. И. С. Тургенев. «Бежин луг»: образы
крестьянских детей
48. Урок развития речи № 4.И. С. Тургенев.
«Бежин луг»: портрет и пейзаж в
литературном произведении.
49. Н. С. Лесков. «Левша»: образ главного
героя.
50. Н. С. Лесков. «Левша»: художественные и
жанровые особенности произведения.

1

1
1
1
1
1
1
1
1

1

1

1

1
1
1

1
1
1
1

1
1

Устный
опрос;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Тестирование;
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;

51. Н. С. Лесков. «Левша»: авторское
отношение к герою.
52. Урок развития речи № 5. Подготовка к
домашнему сочинению по сказу Н.С. Лескова «Левша».
53. Л. Н. Толстой. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Уроки
доброты и сострадания. Образ Николеньки
Иртеньева.
54. Л. Н. Толстой. «Детство» (главы): образы
Карла Иваныча и Натальи Савишны.
55. Итоговая контрольная работа за 1-е
полугодие.
56. А. П. Чехов. «Толстый и тонкий»: юмор,
ирония, источники комического.
57. А. П. Чехов. «Хамелеон»: художественные
средства и приѐмы изображения.
58. А. П. Чехов. «Смерть чиновника»: проблема
истинных и ложных ценностей.
59. А. И. Куприн. «Чудесный доктор»: герой
и прототип.
60. А. И. Куприн. «Чудесный доктор» как
рождественский рассказ.
61. Внеклассное чтение № 3. Дискуссия «Что
такое доброта?»
62. Родная природа в стихотворениях русских
поэтов XX века. А. А. Блок. Стихотворения
«О, весна, без конца и без краю…», «Лениво и тяжко плывут облака…», «Встану я в
утро туманное…».
63. С. А. Есенин. Стихотворения «Гой ты,
Русь, моя родная…», «Низкий дом с голубыми ставнями», « Я покинул родимый
дом…», «Топи да болота».
64. В. В. Маяковский. Стихотворение «Хорошее
отношение к лошадям», «Необычайное
приключение, бывшее с Владимиром
Маяковским летом на даче».
65. Стихотворения отечественных поэтов XX
века. Н. М. Рубцов. Стихотворения «Звезда
полей», «Листья осенние».
66. Стихотворения отечественных поэтов XX
века. Н. А. Заболоцкий. Стихотворения «Я не
ищу гармонии в природе…», «В этой роще
берѐзовой….»,«Гроза идѐт».
67. Песни на стихи русских поэтов XX века.
«Русское поле» И. А. Гофф, «По смоленской
дороге» Б. Ш. Окуджава, «Доченьки»
А.Н. Вертинский, «Кони привередливые»
В. С. Высоцкий.
68. Внеклассное чтение № 4. Итоговый урок
по теме «Русская поэзия XX века».
69. Проза отечественных писателей конца XX начала XXI века, в том числе о Великой
Отечественной войне. В. О. Богомолов.
«Иван»: изображение событий военного
времени в повести.

Устный
опрос;
Письменный
контроль;

1
1

1

Устный
опрос;

1

Устный
опрос;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;

1
1
1
1
1
1
1
1

1

1

Устный
опрос;

1

Тестирование;

1

Устный
опрос;

1

Устный
опрос;

1

Устный
опрос;

1

Устный
опрос;
Устный
опрос;

1

70. Б.П. Екимов. «Ночь исцеления».

1

71. Б.Л. Васильев. «Экспонат № ». (Резервный
урок 12)
72. Урок развития речи № 6. Сочинение «О
чѐм меня заставили задуматься изученные
произведения о Великой Отечественной
войне?»
73. В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»:
сюжет и герои. (Резервный урок 13)
74. В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»:
проблематика рассказа, речь героев.
(Резервный урок 14)
75. В. Г. Распутин. «Уроки французского»:
трудности послевоенного времени.
76. В. Г. Распутин. «Уроки французского»:
образ главного героя рассказа. Смысл
названия.
77. Урок развития речи № 7. В. Г. Распутин.
«Уроки французского»: нравственная
проблематика.
78. Ф. А. Искандер. «Тринадцатый подвиг
Геракла»: школа, учитель, ученики.
79. Ф. А. Искандер. «Тринадцатый подвиг
Геракла»: юмор в рассказе.
80. В. М. Шукшин. «Критики»: образ странного
героя в рассказе.
81. Внеклассное чтение № 5. Ю.И. Коваль.
«Самая лѐгкая лодка в мире».
82. Итоговый урок по творчеству В. О. Богомолова, В. П. Астафьева, В. М. Шукшина, В. Г.
Распутина, Ф. А. Искандера, Ю. И. Коваля и
др. (Резервный урок 15)
83. А.В. Жвалевский и Е.Б. Пастернак. «Время
всегда хорошее».
84. А.В. Жвалевский и Е.Б. Пастернак. «Время
всегда хорошее».
85. С. В. Лукьяненко. «Мальчик и Тьма».

1

86. С. В. Лукьяненко. «Мальчик и Тьма».

1

87. Урок развития речи № 8. Сочинение.

1

88. Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга».

1

89. К. Кулиев. «Когда на меня навалилась
беда…», «Каким бы малым ни был мой
народ…», «Что б ни делалось на свете…».
90. Внеклассное чтение № 6. М. Карим.
«Бессмертие» (фрагменты).
91. Ж. Верн. «Дети капитана Гранта» (главы):
особенности сюжета и идеи романа.
92. Ж. Верн. «Дети капитана Гранта» (главы):
система образов.
93. Х. Ли. «Убить пересмешника» (главы по
выбору).
94. Х. Ли. «Убить пересмешника» (главы по
выбору).

1

1

1
1

1
1

Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;

1

Письменный
контроль;

1

Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;

1
1
1
1

1
1
1

1
1
1
1
1

Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;

95. Д. Дефо. «Робинзон Крузо» (главы по
выбору).
96. Д. Дефо. «Робинзон Крузо» (главы по
выбору).
97. Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера»
(главы по выбору).
98. Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера»
(главы по выбору).
99. Промежуточная аттестация.
Контрольная работа за год.
100. Дж. К. Роулинг. «Гарри Поттер» (главы).

1

101. Дж. К. Роулинг. «Гарри Поттер» (главы).

1

1
1
1
1

1

1

102. Внеклассное чтение № 7. Д.У. Джонс. «Дом 1
с характером»
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
102
ПРОГРАММЕ

2

Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Контрольная
работа;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Литература (в 2 частях), 6 класс /Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П. и другие; под
редакцией Коровиной В.Я.; АО «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Авторская программа В.Я.Коровиной (Литература. Предметная линия учебников В.Я. Коровиной. 5-9
классы). М.-Просвещение, 2020
2. Учебник «Литература. 6 класс» в 2-х частях, В. П. Полухиной, В.Я.Коровиной и др. (М.:
Просвещение, 2021).
3. Н.В.Беляева Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки. «Просвещение», 2016
4. Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим…Дидактические материалы по литературе. 6 класс:
учеб.пособие для общеобразоват. организаций / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев. В.И.Коровин.-8-е изд.М.: Просвещение, 2017.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор
2. http://www.pogovorka.com . – Пословицы и поговорки
3. http://old- russian.chat.ru – Древнерусская литература
4. http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы
5. http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
1 Компьютер 1
2 Проектор 1
3 Колонки 2
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
1.Алгоритмы по русскому языку.
2. Подготовкам к ЕГЭ.
3. Комплексный анализ текста.
4. Русский язык. Литература. 6 класс.
5. Русский язык. Литература. 7 класс.
6.М.Ю. Лермонтов.
7.А.С. Пушкин.
8.Н.В. Гоголь.
9.Л.Н. Толстой.
10. А.П. Чехов.
11.Учение с увлечением.
12. Фонохрестоматия к учебнику литературы 6 класс.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.05.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (35349) 2-15-57

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».