МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Оренбургской области
Администрация Тоцкого района
МАОУ Тоцкая СОШ им. А.К. Стерелюхина
РАССМОТРЕНО
методическим объединением
учителей
______________Скондакова Н. В.
Протокол №1
от "25" августа 2022 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________Парахненко Ю.С.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
______________Рыжков В.К.
Протокол №
Приказ №
от "30" августа 2022 г.
от "1" сентября 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 3472284)
учебного предмета
«Литература»
для 5 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Аскарова Любовь Васильевна, Сергеева Лидия Вячеславовна,
Корниенко Людмила Фѐдоровна, учителя русского языка и литературы
с. Тоцкое 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для обучающихся 5 классов составлена на основе Требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г.
№ 287, зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер — 64101) (далее — ФГОС
ООО), а также Примерной программы воспитания, с учѐтом Концепции преподавания русского языка
и литературы в Российской Федерации (утверждѐнной распоряжением Правительства Российской
Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного
облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в
эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их
миропонимания и национального самосознания.
Особенности литературы как школьного предмета связаны с тем, что литературные произведения
являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и
многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе
потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как
национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся
художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких
нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья.
Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация
возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит
от возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития, жизненного и
читательского опыта.
Полноценное литературное образование в основной школе невозможно без учѐта преемственности с
курсом литературного чтения в начальной школе, межпредметных связей с курсом русского языка,
истории и предметов художественного цикла, что способствует развитию речи, историзма мышления,
художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру и его
воплощения в творческих работах различных жанров.
В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от
фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся литератур
народов России и зарубежной литературы. Основные виды деятельности обучающихся перечислены
при изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение
планируемых результатов обучения.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в формировании у обучающихся
потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных
текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства
причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы
личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощѐнных в отечественной и
зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач, которые
постепенно усложняются от 5 к 9 классу.
Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной
самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на
основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа,
мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной
классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании уважения к
отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей
воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности к
диалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих
культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения.
Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего
развития обучающихся, с формированием их потребности в систематическом чтении как средстве
познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы
на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на
уроках, так и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта
освоения литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях,
посвящѐнных литературе, чтению, книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим
вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школьников системы знаний о
литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико и историко-литературных знаний,
необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения
воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов
искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи
направлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные
особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к
прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания,
реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций;
сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как
между собой, так и с произведениями других искусств; формировать представления о специфике
литературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе; развивать умения поиска
необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их
критической оценки.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка
на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа,
мировой культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере высоких образцов
художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных высказываний,
редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть
различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую точку
зрения и аргументированно отстаивая свою.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является
обязательным для изучения. Предмет «Литература» преемственен по отношению к предмету
«Литературное чтение».
В 5 классе на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, суммарно изучение литературы в
5классе по программе основного общего образования рассчитано на 102 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Мифология
Мифы народов России и мира.
Фольклор
Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки. Сказки народов России и народов мира (не менее трѐх).
Литература первой половины XIX века
И. А. Крылов. Басни (три по выбору). Например, «Волк на псарне», «Листы и Корни», «Свинья
под Дубом», «Квартет», «Осѐл и Соловей», «Ворона и Лисица».
А.
С.
Пушкин.
Стихотворения
(не
менее
трѐх).
«Зимнее
утро»,
«Зимний вечер», «Няне» и др. «Сказка о мѐртвой царевне и о семи богатырях».
М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино».
Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Литература второй половины XIX века
И. С. Тургенев. Рассказ «Муму».
Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). «Крестьянские дети». «Школьник». Поэма
«Мороз, Красный нос» (фрагмент).
Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник».
Литература XIX—ХХ веков
Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с
Родиной (не менее пяти стихотворений трѐх поэтов). Например, стихотворения А. К. Толстого,
Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова,
Ю. П. Кузнецова.
Юмористические рассказы отечественных писателей XIX— XX веков
А. П. Чехов (два рассказа по выбору). Например, «Лошадиная фамилия», «Мальчики», «Хирургия»
и др.
М. М. Зощенко (два рассказа по выбору). Например, «Галоша», «Лѐля и Минька», «Ёлка»,
«Золотые слова», «Встреча» и др.
Произведения отечественной литературы о природе и животных (не менее двух). Например,
А. И. Куприна, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского.
А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Корова», «Никита» и др.
В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».
Литература XX—XXI веков
Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне» (не менее двух). Например,
Л. А. Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова»;
В. П. Катаев. «Сын полка» и др.
Произведения отечественных писателей XIX—XXI веков на тему детства (не менее двух).
Например, произведения В. Г. Короленко, В. П. Катаева, В. П. Крапивина, Ю. П. Казакова,
А. Г. Алексина, В. П. Астафьева, В. К. Железникова, Ю. Я. Яковлева, Ю. И. Коваля, А. А. Гиваргизова,
М. С. Аромштам, Н. Ю. Абгарян.
Произведения приключенческого жанра отечественных писателей (одно по выбору).
Например, К. Булычѐв. «Девочка, с которой ничего не случится», «Миллион приключений» и др.
(главы по выбору).
Литература народов Российской Федерации
Стихотворения (одно по выбору). Например, Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья»; М. Карим. «Эту
песню мать мне пела».
Зарубежная литература
Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, «Снежная королева», «Соловей» и др.
Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору). Например, Л. Кэрролл. «Алиса в
Стране Чудес» (главы по выбору), Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно» (главы по выбору).
Зарубежная проза о детях и подростках (два произведения по выбору). Например, М. Твен.
«Приключения Тома Сойера» (главы по выбору); Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р. Брэдбери.
Рассказы. Например, «Каникулы», «Звук бегущих ног», «Зелѐное утро» и др.
Зарубежная приключенческая проза (два произведения по выбору).
Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чѐрная стрела» и др.
Зарубежная проза о животных (одно-два произведения по выбору).
Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка»; Дж. Даррелл. «Говорящий свѐрток»;
Дж. Лондон. «Белый клык»; Дж. Р. Киплинг. «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави» и др.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературы в 5 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего
образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с
традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
отражѐнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего
образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных
ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на еѐ основе и в процессе реализации
основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
— готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей;
— активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного
края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражѐнными в литературных
произведениях;
— неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
— понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
— представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и
правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том
числе с опорой на примеры из литературы;
— представление о способах противодействия коррупции;
—
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы;
— активное участие в школьном самоуправлении;
—
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям,
нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
—
осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения
произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ;
— ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражѐнным в
художественных произведениях;
— уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая
внимание на их воплощение в литературе.
Духовно-нравственного воспитания:
— ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой
поведения и поступков персонажей литературных произведений;
— готовность оценивать своѐ поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей
с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков;
— активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
— восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов,
понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных
произведений;
— осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и
самовыражения;
— понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества;
— стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
— ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная
физическая активность);
— осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков,
курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил
безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного
литературного образования;
—
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели;
— умение принимать себя и других, не осуждая;
— умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из
литературных произведений;
— уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
— сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека с оценкой поступков литературных героев.
Трудового воспитания:
— установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города,
края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
— интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе
применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах
литературных произведений;
— осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений для этого;
— готовность адаптироваться в профессиональной среде;
— уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений
русского фольклора и литературы;
— осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов
с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
— ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды;
— повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения;
—
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе
сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические
проблемы;
— осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред;
— готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные
произведения;
— овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
— овладение основными навыками исследовательской деятельности с учѐтом специфики
школьного литературного образования;
— установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды:
— освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности,
а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
— изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;
— потребность во взаимодействии в условиях неопределѐнности, открытость опыту и знаниям
других;
— в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной
деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
— в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных,
осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своѐ развитие;
— умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции
устойчивого развития;
— анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
— оценивать свои действия с учѐтом влияния на окружающую среду, достижений целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
— способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт;
— воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
— оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
— формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
— быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.
Универсальные учебные познавательные действия:
1) Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных
текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историколитературного процесса);
— устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные
объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения,
определять критерии проводимого анализа;
— с учѐтом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
литературных фактах и наблюдениях над текстом;
— предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учѐтом учебной задачи;
— выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной
задачи;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов;
— делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений
по аналогии;
— формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
— самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учѐтом самостоятельно
выделенных критериев).
2) Базовые исследовательские действия:
— формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
—
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном
образовании;
—
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение
—
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и
зависимостей объектов между собой;
— оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования
(эксперимента);
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведѐнного
наблюдения, опыта, исследования;
— владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных
или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и
контекстах, в том числе в литературных произведениях.
3) Работа с информацией:
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и
другой информации или данных из источников с учѐтом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую
информацию различных видов и форм представления;
— находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой
информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбинациями;
— оценивать надѐжность литературной и другой информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
— эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
1) Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и
целями общения;
— распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных
произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры;
— выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
— понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно
формулировать свои возражения;
— в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности
общения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента,
исследования, проекта);
— самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
2) Совместная деятельность:
— использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
— принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по еѐ
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— уметь обобщать мнения нескольких людей;
—
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать
организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности,
определять свою роль (с учѐтом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
— выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и
координировать свои действия с другими членами команды;
— оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно
формулировать свои возражения;
— в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности
общения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента,
исследования, проекта);
— самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов;
— участниками взаимодействия на литературных занятиях;
— сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчѐта перед
группой.
Универсальные учебные регулятивные действия:
1) Самоорганизация:
— выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации,
изображѐнные в художественной литературе;
— ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения
в группе, принятие решений группой);
— самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать
предложенный алгоритм с учѐтом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;
— делать выбор и брать ответственность за решение.
2) Самоконтроль:
— владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном
образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план еѐ изменения;
— учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретѐнному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям.
3) Эмоциональный интеллект:
— развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями
других;
— выявлять и анализировать причины эмоций;
— ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя
примеры из художественной литературы;
— регулировать способ выражения своих эмоций;
4) Принятие себя и других:
— осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями
литературных героев;
— признавать своѐ право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не
осуждая;
— проявлять открытость себе и другим;
— осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) Иметь начальные представления об общечеловеческой ценности литературы и еѐ роли в
воспитании любви к Родине и дружбы между народами Российской Федерации;
2) понимать, что литература — это вид искусства и что художественный текст отличается от текста
научного, делового, публицистического;
3) владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать
прочитанные произведения:
— определять тему и главную мысль произведения, иметь начальные представления о родах и
жанрах
литературы;
характеризовать
героев-персонажей,
давать
их
сравнительные
характеристики; выявлять элементарные особенности языка художественного произведения,
поэтической и прозаической речи;
— понимать смысловое наполнение теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в
процессе анализа и интерпретации произведений: художественная литература и устное народное
творчество; проза и поэзия; художественный образ; литературные жанры (народная сказка,
литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня); тема, идея, проблематика; сюжет,
композиция; литературный герой (персонаж), речевая характеристика персонажей; портрет, пейзаж,
художественная деталь; эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; аллегория; ритм, рифма;
— сопоставлять темы и сюжеты произведений, образы персонажей;
— сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные произведения
фольклора и художественной литературы с произведениями других видов искусства (с учѐтом
возраста, литературного развития обучающихся);
4) выразительно читать, в том числе наизусть (не менее 5 поэтических произведений, не выученных
ранее), передавая личное отношение к произведению (с учѐтом литературного развития и
индивидуальных особенностей обучающихся);
5) пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный пересказ,
отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к
тексту;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценки
прочитанного (с учѐтом литературного развития обучающихся);
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров объемом не менее 70 слов (с
учѐтом литературного развития обучающихся);
8) владеть начальными умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений
фольклора и литературы;
9) осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и
художественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических
впечатлений, а также для собственного развития;
10) планировать с помощью учителя собственное досуговое чтение, расширять свой круг чтения, в
том числе за счѐт произведений современной литературы для детей и подростков;
11) участвовать в создании элементарных учебных проектов под руководством учителя и учиться
публично представлять их результаты (с учѐтом литературного развития обучающихся);
12) владеть начальными умениями использовать словари и справочники, в том числе в электронной
форме; пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками и другими интернетресурсами, соблюдая правила информационной безопасности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Наименование разделов и тем программы
п/п
Количество часов
всего
контрольные
работы
практические
работы
Дата
изучения
Виды деятельности
Виды,
формы
контроля
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Раздел 1. Мифология
1.1. Мифы народов России и мира
3
0
0
1.2. Внеклассное чтение
1
0
0
Итого по разделу
4
Выразительно читать мифы и другие
эпические произведения, отвечать на
вопросы, пересказывать;
Анализировать сюжет, жанровые,
композиционные и художественные
особенности;
Характеризовать главных героев,
сравнивать их поступки;
Высказывать своѐ отношение
к прочитанному
Устный
опрос;
https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2
013/01/14/mify-narodov-mira
Письменный
контроль;
https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2
013/01/14/mify-narodov-mira
Выразительно читать фольклорные
произведения малых жанров, отвечать
на вопросы;
Сопоставлять русские пословицы и
поговорки с пословицами и
поговорками других народов;
Уметь сочинять и разгадывать
загадки;
Высказывать своѐ отношение
к прочитанному
Устный
опрос;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7370/start/
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7370/start/
Раздел 2. Фольклор
2.1. Малые жанры: пословицы, поговорки,
загадки
2
0
0
2.2. Развитие речи
1
0
0
2.3. Сказки народов России и народов мира
5
0
0
Выразительно читать, пересказывать Устный
(кратко, подробно, выборочно)
опрос;
сказки, отвечать на вопросы;
Определять и формулировать тему и
основную мысль прочитанной сказки;
Характеризовать героев сказок,
оценивать их поступки;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7371/start/31076
4/
2.4. Внеклассное чтение
1
0
0
Высказывать своѐ отношение
к прочитанному
Устный
опрос;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7367/start/30087
6/
Итого по разделу
9
0
0
Выразительно читать басню, в том
числе по ролям; Определять
художественные особенности
басенного жанра; Иметь
первоначальное представление об
аллегории и морали; Читать басню
наизусть (по выбору обучающегося);
Устный
опрос;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7392/start/24453
0/
Раздел 3. Литература первой половины XIX века
3.1. И. А. Крылов. Басни (три по выбору).
«Волк на псарне»,«Листы и Корни»,
«Свинья под Дубом», «Квартет», «Осѐл и
Соловей», «Ворона и Лисица»
4
3.2. Развитие речи
1
0
0
3.3. А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее
трѐх). «Зимнее утро», «Зимний вечер»,
«Няне» и др. «Сказка о мѐртвой царевне
и о семи богатырях»
6
0
0
3.4. М. Ю. Лермонтов. Стихотворение
«Бородино»
3.5. Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед
Рождеством»
2
0
0
2
0
0
3.6. Внеклассное чтение
1
0
0
Итого по разделу
16
Высказывать своѐ отношение
к прочитанному
Выразительно читать стихотворения;
Выявлять средства художественной
изобразительности в лирических
произведениях (эпитет, метафору,
олицетворение, сравнение);
Заучивать стихотворения наизусть;
Выразительно читать стихотворение;
Заучивать стихотворение наизусть;
Читать выразительно прозаический
текст, отвечать на вопросы;
Учиться самостоятельно
формулировать вопросы;
Пересказывать (кратко, подробно,
выборочно) текст повести;
Выделять ключевые эпизоды в
тексте произведения;
Высказывать своѐ отношение
к прочитанному
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7393/start/30090
8/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7390/start/31082
8/
Устный
опрос;
Устный
опрос;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7385/start/31095
6/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7384/start/24488
2/
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7384/start/24488
2/
Раздел 4. Литература второй половины XIX века
4.1. И. С. Тургенев. Рассказ «Муму»
5
0
0
Выразительно читать рассказ,
отвечать на вопросы, пересказывать
(подробно и сжато);
Характеризовать главных героев
рассказа;
Устный
опрос;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7381/start/24475
4/
4.2. Развитие речи
1
0
0
4.3. Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее
двух). «Крестьянские дети». «Школьник».
Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент)
3
0
0
Высказывать своѐ отношение
к прочитанному
Выразительно читать поэтический
текст, в том числе по ролям;
Характеризовать главных героев,
лирического героя (автора);
Выявлять средства художественной
выразительности;
Заучивать стихотворение наизусть;
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7381/start/24475
4/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7383/start/24545
8/
4.4. Л. Н. Толстой.
Рассказ «Кавказский пленник»
5
0
0
Выразительно читать текст рассказа, Устный
отвечать на вопросы,
опрос;
пересказывать (подробно и сжато);
Составлять сравнительную
характеристику Жилина и Костылина;
Характеризовать горцев, их обычаи и
нравы;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7377/start/30094
0/
4.5. Внеклассное чтение
1
0
0
Высказывать своѐ отношение
к прочитанному
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7378/start/24555
4/
Итого по разделу
15
Раздел 5.Литература XIX—ХХ веков
Устный
опрос;
5.1. Стихотворения отечественных поэтов
4
XIX—ХХ веков о родной природе и о связи
человека с Родиной (не менее пяти).
Например, стихотворения А. К. Толстого,
Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. А. Бунина,
А. А. Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова,
Ю. П. Кузнецова
0
0
Выразительно читать стихотворение, Устный
определять его тематическое
опрос;
содержание, средства художественной
выразительности (эпитет, метафора,
сравнение, олицетворение);
Заучивать одно из стихотворений
наизусть;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7379/start/24456
2/
5.2. Развитие речи
1
0
0
Высказывать своѐ отношение
к прочитанному
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7379/start/24456
2/
5.3. Юмористические рассказы отечественных
писателей XIX—XX веков. А. П. Чехов
(два рассказа по выбору).
Например, «Лошадиная фамилия»,
«Мальчики», «Хирургия» и др.
2
0
0
Устный
опрос;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7376/start/30535
3/
5.4. М. М. Зощенко (два рассказа по
выбору). Например, «Галоша», «Лѐля и
Минька», «Ёлка», «Золотые слова»,
«Встреча» и др.
2
0
0
Выразительно читать рассказ,
отвечать на вопросы по прочитанному
произведению, задавать вопросы с
целью понимания содержания
произведений, пересказывать близко к
тексту; Характеризовать героев
рассказа; Выявлять детали,
создающие комический эффект;
Выразительно читать рассказ,
отвечать на вопросы по прочитанному
произведению, задавать вопросы с
целью понимания содержания
произведений, пересказывать близко к
тексту; Характеризовать героев
рассказа;
Устный
опрос;
https://nsportal.ru/shkola/russkiyyazyk/library/2017/08/22/konspekt-uroka-politerature-dlya-5-klassa-po-proizvedeniyu
5.5. Произведения отечественной литературы
о природе и животных (не менее трѐх).
Например, произведения А. И. Куприна,
М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского
4
0
0
Выразительно читать прозаический
текст, отвечать на вопросы,
владеть разными видами пересказа;
Определять сюжет и тематическое
своеобразие произведения;
Устный
опрос;
https://infourok.ru/eor-po-literature-5-klass-tema5-5076995.html
5.6. А. П. Платонов. Рассказы (один по
выбору). Например, «Корова»,
«Никита» и др.
2
0
0
Выразительно читать прозаический
текст, отвечать на вопросы по
прочитанному произведению,
задавать вопросы с целью понимания
содержания произведения, владеть
разными видами пересказа; Давать
развѐрнутый ответ на вопрос,
связанный со знанием и пониманием
литературного произведения;
Устный
опрос;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7400/start/30488
3/
5.7. Развитие речи
1
0
0
5.8. В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро» 2
0
0
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7400/start/30488
3/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7399/start/30152
8/
5.9. Развитие речи
1
0
0
Высказывать своѐ отношение
к прочитанному
Читать прозаический текст, отвечать
на вопросы, пересказывать,
участвовать в беседе о произведении;
Определять характер главного героя,
его взаимоотношение с природой;
Высказывать своѐ отношение к герою
рассказа;
Высказывать своѐ отношение
к прочитанному
Устный
опрос;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7399/start/30152
8/
Итого по разделу
19
Раздел 6. Литература XX—XXI веков
6.1. Произведения отечественной прозы на
тему «Человек на войне» (не менее двух).
Например, Л. А. Кассиль. «Дорогие мои
мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки с
Васильевского острова»; В. П. Катаев.
«Сын полка» и др.
3
0
0
Воспринимать и выразительно читать Устный
литературное произведение;
опрос;
Анализировать сюжет, тему
произведения, определять его
композиционные особенности;
Характеризовать и сопоставлять
героев произведения, выявлять
художественные средства их
создания;
https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2017/
11/15/razrabotka-uroka-po-literature-v-5-klassena-temu-u-voyny-ne
6.2. Внеклассное чтение
1
0
0
Высказывать своѐ отношение
к прочитанному
https://ped-kopilka.ru/semeinajabiblioteka/vneklasnoe-chtenie-5-klas/raskazy-ovelikoi-otechestvenoi-voine-dlja-5-klasa.html
6.3. Произведения отечественных писателей
XIX–XXI веков на тему детства (не менее
двух). Например, произведения
В.Г. Короленко, В. П. Катаева,
В. П. Крапивина, Ю. П. Казакова,
А. Г. Алексина, В. П. Астафьева,
В. К. Железникова, Ю. Я. Яковлева,
Ю. И. Коваля, А. А. Гиваргизова,
М. С. Аромштам, Н. Ю. Абгарян,
А. В. Жвалевского и Е. Б. Пастернак и др.
6.4. Развитие речи
3
0
0
Воспринимать и выразительно читать Устный
литературное произведение;
опрос;
Характеризовать главных героев,
составлять их словесный портрет;
Сопоставлять героев и их поступки с
другими персонажами прочитанного
произведения и персонажами других
произведений;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7405/start/24485
0/
1
0
0
Высказывать своѐ отношение
к прочитанному
https://infourok.ru/prezentaciya-po-literature-natemu-izobrazheni-e-detstva-v-proizvedeniyahrusskoy-literaturi-i-vekov-klass-2434008.html
6.5. Произведения приключенческого жанра
2
отечественных писателей (одно по выбору).
Например, К. Булычѐв «Девочка, с которой
ничего не случится», «Миллион
приключений» (главы по выбору) и др.
0
0
Воспринимать и выразительно читать Устный
прозаический текст, отвечать на
опрос;
вопросы, пересказывать текст,
используя авторские средства
художественной выразительности;
Характеризовать главных героев,
основные события;
https://infourok.ru/priklyuchencheskayaliteratura-dlya-detey-1147426.html
6.6. Внеклассное чтение
1
0
0
Высказывать своѐ отношение
к прочитанному
Устный
опрос;
https://infourok.ru/priklyuchencheskayaliteratura-dlya-detey-1147426.html
Итого по разделу
11
7.1. Стихотворения (одно по выбору).
1
Например, Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья»;
М.Карим. «Эту песню мать мне пела»
0
0
Устный
опрос;
https://ppt4web.ru/literatura/iz-literatury-narodovrossii.html
7.2. Развитие речи
1
0
0
Выразительно читать и анализировать
поэтический текст;
Выявлять художественные средства
выразительности;
Высказывать своѐ отношение
к прочитанному
Письменный
контроль;
https://ppt4web.ru/literatura/iz-literatury-narodovrossii.html
Итого по разделу
2
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Раздел 7. Литература народов Российской Федерации
Раздел 8. Зарубежная литература
8.1. Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору).
2
Например, «Снежная королева», «Соловей»
0
0
Читать сказку, отвечать на вопросы,
пересказывать; Характеризовать
главных героев, сравнивать их
поступки;
Высказывать своѐ отношение к
событиям и героям сказки;
Выразительно читать произведение,
задавать вопросы к отдельным
фрагментам, формулировать тему и
основную идею прочитанных глав;
Рассуждать о героях и проблематике
произведения, обосновывать свои
суждения с опорой на текст;
Устный
опрос;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7413/start/31102
0/
8.2. Зарубежная сказочная проза (одно
произведение по выбору). Например, Л.
Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы);
Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и
обратно» (главы) и др.
2
0
0
Устный
опрос;
https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/10/
18/skazochniki-mira-tak-prekrasno-razny
8.3. Зарубежная проза о детях и подростках
(два произведения по выбору). Например,
М. Твен. «Приключения Тома Сойера»
(главы); Дж. Лондон. «Сказание о Кише»;
Р. Брэдбери. Рассказы. Например,
«Каникулы», «Звук бегущих ног»,
«Зелѐное утро» и др.
1
0
0
Воспринимать и выразительно читать
литературное произведение;
Отвечать на вопросы, самостоятельно
формулировать вопросы,
пересказывать содержание отдельных
глав; Характеризовать главных
героев, составлять их словесные
портреты;
Читать литературное произведение,
отвечать на вопросы;
Самостоятельно формулировать
вопросы к произведению в процессе
его анализа;
Устный
опрос;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7411/start/29910
5/
8.4. Зарубежная приключенческая проза (два
произведения по выбору). Например, Р. Л.
Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чѐрная
стрела» (главы по выбору) и др.
1
0
0
Устный
опрос;
https://infourok.ru/prezentaciyapriklyuchencheskaya-literatura-kak-zhanr5023187.html
8.5. Зарубежная проза о животных (одно-два
произведения по выбору). Например,
Э. Сетон-Томпсон. «Королевская
аналостанка»; Дж. Даррелл. «Говорящий
свѐрток»; Дж. Лондон. «Белый Клык»;
Дж. Р. Киплинг. «Маугли», «Рикки-ТиккиТави»
2
0
0
Воспринимать и выразительно читать Устный
литературное произведение;
опрос;
Отвечать на вопросы, самостоятельно
формулировать вопросы,
пересказывать содержание
произведения или отдельных глав;
https://infourok.ru/prezentaciya-politerature-moi-lyubimie-rasskazi-ozhivotnih-3662965.html
8.6. Внеклассное чтение
1
0
0
Высказывать своѐ отношение
к прочитанному
Устный
опрос;
https://infourok.ru/prezentaciya-politerature-moi-lyubimie-rasskazi-ozhivotnih-3662965.html
Итого по разделу
9
2
0
Высказывать своѐ отношение
к прочитанному
Контрольная
работа;
ЯКласс, РЭШ
2
0
Раздел 9. Итоговый контроль
9.1. Итоговые контрольные работы
2
Итого по разделу
2
Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
15
102
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Тема урока
Количество часов
всего
к/р
пр/р
Дата
проведения
изучения
план
факт
Виды,
формы
контроля
1.
Легенды и мифы Древней Греции. Понятие о мифе.
1
Устный
опрос;
2.
Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия».
1
Устный
опрос;
3.
«Яблоки Гесперид» и другие подвиги Геракла.
1
Устный
опрос;
4.
Внеклассное чтение №1 Переложение мифов
разными авторами. Геродот. «Легенда об Арионе».
1
Письменный
контроль;
5.
Фольклор. Малые жанры фольклора. Коллективное
и индивидуальное в фольклоре. Исполнители
фольклорных произведений.
Малые жанры фольклора: колыбельные песни,
пестушки, приговорки, скороговорки.
1
Устный
опрос;
1
Устный
опрос;
Урок развития речи № 1. Малые жанры
фольклора: пословицы, поговорки, загадки.
1
Письменный
контроль;
6.
7.
8.
Русские народные сказки как вид народной прозы.
Сказки о животных, волшебные, бытовые.
1
Устный
опрос;
9.
«Царевна-лягушка» как волшебная сказка.
Животные-помощники. Чудесные противники.
«Царевна-лягушка». Василиса Премудрая и Иванцаревич.
1
Устный
опрос;
Устный
опрос;
11.
«Царевна-лягушка». Поэзия волшебной сказки.
1
Устный
опрос;
12.
Сказки о животных. «Журавль и цапля». Бытовые
сказки. «Солдатская шинель».
1
Устный
опрос;
10.
1
13
Внеклассное чтение .№2. Башкирская сказка
«Падчерица».
1
Устный
опрос;
14.
Светлый и тѐмный миры сказки. Итоговый урок.
1
Резервный урок 1
Роды и жанры литературы и их основные признаки. 1
Резервный урок 2
Устный
опрос;
Устный
опрос;
16.
Жанр басни в мировой литературе. Эзоп,
Лафонтен, И. А. Крылов.
1
Устный
опрос;
17.
И. А. Крылов. Басня «Волк на псарне» - отражение
исторических событий в басне.
1
Устный
опрос;
18.
И. А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица»» Осмеяние
человеческих пороков (жадности, хитрости и т.д.)
1
Устный
опрос;
19.
И. А. Крылов. Басня. «Свинья под дубом».
1
Устный
опрос;
20.
Урок развития речи № 2. Осмеяние пороков в
баснях И.А. Крылова.
1
Письменный
контроль;
15.
21.
22.
23.
24.
25.
А. С. Пушкин. Стихотворения «Зимнее утро»,
1
«Зимний вечер».
А. С. Пушкин. Стихотворения. «Няне», «У лукоморья 1
дуб зелѐный…».
А. С. Пушкин. «Сказка о мѐртвой царевне и о семи
богатырях». Сюжет сказки.
А. С. Пушкин. «Сказка о мѐртвой царевне и о
семи богатырях». Главные и второстепенные
герои.
А. С. Пушкин. «Сказка о мѐртвой царевне и о
семи богатырях». Нравственные уроки сказки
1
1
1
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
26.
27.
А. С. Пушкин. «Сказка о мѐртвой царевне и о семи
богатырях». Стихотворная и прозаическая речь.
Рифма, ритм, способы рифмовки
М. Ю. Лермонтов. «Бородино»: история создания,
тема, идея, композиция стихотворения,
1
Устный
опрос;
1
Устный
опрос;
28.
М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино»:
образ рассказчика
1
Устный
опрос;
29.
Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством».
Поэтизация народной жизни. Реальность и
фантастика в повести.
Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Сочетание
комического и лирического
1
Письменный
контроль;
1
Устный
опрос;
31.
Внеклассное чтение № 3. Н. В. Гоголь.
«Заколдованное место». Реальность и фантастика.
1
Устный
опрос;
32.
Н. В. Гоголь. «Заколдованное место». Юмор в
рассказе. Резервный урок 3
1
Устный
опрос;
33.
И. С. Тургенев. Жизнь и творчество. «Муму»:
история создания произведения.
И. С. Тургенев. Рассказ «Муму» как повесть о
крепостном праве
1
Устный
опрос;
Устный
опрос;
35.
И. С. Тургенев. «Муму»: сюжет и композиция.
1
Устный
опрос;
36.
И. С. Тургенев. «Муму»: система образов. Портрет
и пейзаж.
1
Устный
опрос;
37.
И. С. Тургенев. «Муму»: символический образ
немого.
1
Устный
опрос;
38.
Урок развития речи № 3. Мастерская
творческого письма. «Эпизод рассказа, который
произвѐл на меня самое сильное впечатление».
Лирика Н.А. Некрасова: детские образы.
"Школьник".
1
Письменный
контроль;
1
Устный
опрос;
40.
Анализ произведений Н. А. Некрасова. "Крестьянские 1
дети». Труд и забавы крестьянских детей.
Устный
опрос;
41.
Анализ произведений Н. А. Некрасова: «Мороз,
1
Красный нос». Поэтический образ русской женщины.
Устный
опрос;
42.
Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник»:
историческая основа, рассказ-быль; тема, идея.
1
Устный
опрос;
43.
Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник»:
Жилин и татары. Жилин и Дина. Мысль писателя
о дружбе разных народов как о естественном
законе человеческой жизни.
1
Устный
опрос;
44.
Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник».
Жилин и Костылин; сюжет и композиция
рассказа.
Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник
Картины природы в рассказе».
1
Устный
опрос;
1
Устный
опрос;
30.
34.
39.
45.
1
46.
Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник».
Нравственные уроки рассказа.
1
Устный
опрос;
47.
Внеклассное чтение .№ 4. Л.Н. Толстой.
Рассказы "Косточка", "Лгун".
1
Устный
опрос;
48.
Контрольная работа № 1 по творчеству
писателей XIX века.
1
49.
Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ
веков о родной природе и о связи человека с
Родиной. Ф. И. Тютчев. «Как весел грохот летних
бурь…», «Есть в осени первоначальной…»,
«Весенняя гроза», «Чародейкою-зимою...»
1
1
Контрольная
работа;
Устный
опрос;
50.
Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ
1
веков о родной природе и о связи человека с
Родиной. А. А. Фет. «Чудная картина…», «Весенний
дождь», «Вечер», «Ещѐ весны душистой нега…»
Устный
опрос;
51.
Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ
веков о родной природе и о связи человека с
Родиной. И. А. Бунин. «Помню - долгий зимний
вечер…», «Бледнеет ночь…Туманов пелена...»
Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ
веков о родной природе и о связи человека с
Родиной. А. А. Блок. «Погружался я в море
клевера…», «Белой ночью месяц красный…»,
«Летний вечер».
Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ
веков о родной природе и о связи человека с
Родиной. С. А. Есенин. «Берѐза», «Пороша», «Там,
где капустные грядки...», «Поѐт зима - аукает...»,
«Сыплет черѐмуха снегом...», «Край любимый!
Сердцу снятся...». Резервный урок 4
Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ
веков о родной природе и о связи человека с
Родиной. Н. М. Рубцов. «Тихая моя родина»,
«Родная деревня». Резервный урок 5
1
Устный
опрос;
1
Устный
опрос;
1
Устный
опрос;
1
Устный
опрос;
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
Урок развития речи № 4. Поэтические образы,
1
настроения и картины в стихах о природе. Итоговый
урок.
Юмористические рассказы А. П. Чехова.
1
«Хирургия». «Лошадиная фамилия»
Письменный
контроль;
Юмористические рассказы А. П. Чехова: способы
создания комического
1
Устный
опрос;
1
Устный
опрос;
М.М. Зощенко. «Лѐля и Минька». Юмор в рассказе
Устный
опрос;
59.
М.М. Зощенко. «Галоша»: композиция и сюжет
рассказа
1
Устный
опрос;
60.
К. Г.Паустовский. «Тѐплый хлеб»: герои и их
поступки
1
Устный
опрос;
61.
.К. Г. Паустовский. «Кот-ворюга». Взаимоотношения 1
человека и животного.
Устный
опрос;
62.
К. Г.Паустовский. «Заячьи лапы». Нравственные
уроки рассказа.
1
Устный
опрос;
63.
Нравственные проблемы рассказов
К. Г.Паустовского
1
Устный
опрос;
64.
А. П. Платонов. «Никита»: человек и природа
1
Устный
опрос;
65.
А. П.Платонов. «Никита»: быль и фантастика
1
Устный
опрос;
66.
Урок развития речи № 5. Письменный ответ на
проблемный вопрос: "Чем отличается гвоздьчеловечек от других тайных жителей двора и
почему?"
В. П. Астафьев. «Васюткино озеро»:
автобиографичность рассказа
1
Письменный
контроль;
1
Устный
опрос;
68.
В. П. Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой в
экстремальной ситуации
1
Устный
опрос;
69.
Урок развития речи № 6. Проект буклета "Советы 1
Васютки. Как выжить в тайге"
67.
Письменный
контроль
70.
В. П. Катаев. «Сын полка». Проблема героизма
1
Устный
опрос;
71.
В. П. Катаев. «Сын полка»: дети и взрослые в
условиях военного времени
1
Устный
опрос;
72.
В. П. Катаев. «Сын полка». Резервный урок 6
1
Устный
опрос;
73.
Л. А. Кассиль. «Отметки Риммы Лебедевой»
1
Устный
опрос;
74
Внеклассное чтение № 5. Л. Пантелеев "На
ялике"
1
Устный
опрос;
75.
Война и дети в произведениях о Великой
Отечественной войне. Итоговый урок.
Резервный урок 7
В. Г.Короленко. «В дурном обществе»: семья
судьи
1
Письменный
контроль;
1
Устный
опрос;
77.
В. Г.Короленко. «В дурном обществе»: семья
Тыбурция
1
Устный
опрос;
78.
В. Г.Короленко. «В дурном обществе»: образ
города
1
Устный
опрос;
79.
Урок развития речи № 7. Мастерская
творческого письма " Вася и Валек - двадцать
лет спустя"
А. Т.Твардовский. «Рассказ танкиста».
Резервный урок 8
К. М.Симонов. «Майор привѐз мальчишку на
лафете…». Резервный урок 9
1
Письменный
контроль
1
Устный
опрос;
Устный
опрос;
82.
В. П. Крапивин. «Тень Каравеллы». Сюжет и
герои. Резервный урок 10
1
Устный
опрос;
83.
В. П. Крапивин. «Тень Каравеллы»: что значит
дружба для героев? Резервный урок 11
1
Устный
опрос;
84.
Антоний Погорельский. «Чѐрная курица, или
Подземные жители» как литературная сказка.
1
Устный
опрос;
85.
Антоний Погорельский. «Чѐрная курица, или
Подземные жители» как нравоучительное
произведение.
Внеклассное чтение № 6. П.П. Бажов. «Медной
горы Хозяйка». Образы Степана и Хозяйки
Медной горы.
Внеклассное чтение № 7. П.П. Бажов. «Медной
горы Хозяйка». Сказ как жанр литературы.
Резервный урок 12
Литература народов Российской Федерации. Р.
Гамзатов «Песня соловья»; М. Карим «Радость
нашего дома».
Урок развития речи № 8. Обучение анализу
стихотворения.
1
Устный
опрос;
1
Устный
опрос;
1
Устный
опрос;
1
Устный
опрос;
1
Письменный
контроль
90.
Х. К.Андерсен. «Снежная королева»: сказка о
победе любви и добра.
1
Устный
опрос;
91.
Письменный
контроль;
92.
Х. К.Андерсен. «Снежная королева»: красота
1
внутренняя и внешняя (образы Герды и
Снежной королевы).
Л. Кэррол. «Алиса в стране чудес». Стиль и язык;
1
художественные приѐмы (неологизмы, перевертыши,
каламбур, оксюморон, пародия, эпитеты и
сравнения).
93.
Литературная сказка. Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или 1
Туда и обратно» (главы).
Устный
опрос;
94.
Художественный мир литературной сказки.
Итоговый урок. Резервный урок 13
М. Твен. «Приключения Тома Сойера»:
неповторимый мир детства.
1
1
Устный
опрос;
96.
Марк Твен. «Приключения Тома Сойера»: дружба
героев. Резервный урок 14
1
Письменный
контроль;
97.
Промежуточная аттестация. Контрольная
работа за год
1
76.
80.
81.
86.
87.
88.
89.
95.
1
Устный
опрос;
Тестирование;
1
Контрольная
работа;
Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ»:
экстремальные ситуации в жизни героев
Стивенсона.
Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ»: анализ
эпизодов. Резервный урок 15
1
Устный
опрос;
1
Устный
опрос;
100.
Р.Киплинг. «Рикки-Тикки-Тави». Образы людей
и образы животных: сюжет и герои.
1
Устный
опрос;
101.
Р.Киплинг. «Рикки-Тикки-Тави». Образы людей
и образы животных: взаимопомощь и выручка.
1
Письменный
контроль;
1
Устный опрос
98.
99.
Внеклассное чтение №7. Дж. Даррелл.
«Говорящий свѐрток». Жизненные уроки
художественной литературы.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
102
102
2