Рабочая программа учебного предмета "Русский язык", 8 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Оренбургской области

Администрации Тоцкого района

МАОУ Тоцкая СОШ им. А.К. Стерелюхина

РАССМОТРЕНО
методическим объединением
учителей русского языка
______________Скондакова Н.В.
Протокол №1
от "25" августа 2022 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР

УТВЕРЖДЕНО
директор

______________Парахненко Ю.С.

______________Рыжков В.К.

Протокол №

Приказ №

от "30" августа 2022 г.

от "1" сентября 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 3403451)
учебного предмета
«Русский язык»

для 8 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год

Составитель: Аскарова Любовь Васильевна, Плаксина Светлана Александровна,
Скондакова Наталья Владимировна, Сердюк Екатерина Юрьевна,
учителя русского языка и литературы

с. Тоцкое 2022

Рабочая программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на
основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
(Приказ Минпросвещения России от 31 05 2021 г № 287, зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 05 07 2021 г , рег номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), Концепции
преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), Примерной программы
воспитания, с учѐтом распределѐнных по классам проверяемых требований к результатам освоения
Основной образовательной программы основного общего образования.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Личностные и метапредметные результаты представлены с учѐтом особенностей преподавания
русского языка в основной общеобразовательной школе с учѐтом методических традиций построения
школьного курса русского языка, реализованных в большей части входящих в Федеральный
перечень УМК по русскому языку.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Русский язык — государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения
народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и язык
межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех народов
Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной консолидации.
Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного
языка и языка межнационального общения важны для каждого жителя России, независимо от места
его проживания и этнической принадлежности Знание русского языка и владение им в разных формах
его существования и функциональных разновидностях, понимание его стилистических особенностей
и выразительных возможностей, умение правильно и эффективно использовать русский язык в
различных сферах и ситуациях общения определяют успешность социализации личности и
возможности еѐ самореализации в различных жизненно важных для человека областях.
Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания,
самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи
информации, культурных традиций, истории русского и других народов России.
Обучение русскому языку в школе направлено на совершенствование нравственной и
коммуникативной культуры ученика, развитие его интеллектуальных и творческих способностей,
мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности,
самообразования.
Содержание обучения русскому языку ориентировано также на развитие функциональной
грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать
информацию текстов разных форматов, оценивать еѐ, размышлять о ней, чтобы достигать своих
целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни Речевая и текстовая
деятельность является системообразующей доминантой школьного курса русского языка
Соответствующие умения и навыки представлены в перечне метапредметных и предметных
результатов обучения, в содержании обучения (разделы «Язык и речь», «Текст», «Функциональные
разновидности языка»).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Целями изучения русского языка по программам основного общего образования являются:
осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому
языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения;
проявление сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме выражения и
хранения духовного богатства русского и других народов России, как к средству общения и
получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; проявление уважения к
общероссийской и русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации;
овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом формирования
социальных взаимоотношений, инструментом преобразования мира;
овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях функционирования, о
стилистических ресурсах русского языка; практическое овладение нормами русского литературного
языка и речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса и
использование в собственной речевой практике разнообразных грамматических средств;
совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание стремления к
речевому самосовершенствованию;

совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих
эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения; овладение русским языком как средством получения
различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам;
совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных
умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления
определѐнных закономерностей и правил, конкретизации и т. п. в процессе изучения русского языка
развитие функциональной грамотности: умений осуществлять информационный поиск, извлекать
и преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты
разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и др.); освоение стратегий и тактик
информационно-смысловой переработки текста, овладение способами понимания текста, его
назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли
языковых средств.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и
литература» и является обязательным для изучения.
Содержание учебного предмета «Русский язык», представленное в рабочей программе,
соответствует ФГОС ООО, Примерной основной образовательной программе основного общего
образования.
Учебным планом на изучение русского языка в 8 классе отводится - 102 ч (3 ч в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Общие сведения о языке
Русский язык в кругу других славянских языков.
Язык и речь
Монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование; выступление с научным
сообщением.
Диалог.
Текст
Текст и его основные признаки.
Особенности функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение).
Информационная переработка текста: извлечение информации из различных источников;
использование лингвистических словарей; тезисы, конспект.
Функциональные разновидности языка.
Официально-деловой стиль. Сфера употребления, функции, языковые особенности.
Жанры официально-делового стиля (заявление, объяснительная записка, автобиография,
характеристика).
Научный стиль. Сфера употребления, функции, языковые особенности.
Жанры научного стиля (реферат, доклад на научную тему). Сочетание различных функциональных
разновидностей языка в тексте, средства связи предложений в тексте.
Система языка Синтаксис. Культура речи. Пунктуация
Синтаксис как раздел лингвистики.
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Пунктуация. Функции знаков
препинания.
Словосочетание
Основные признаки словосочетания.
Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные,
наречные.
Типы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.
Синтаксический анализ словосочетаний.
Грамматическая синонимия словосочетаний.
Нормы построения словосочетаний.
Предложение
Предложение. Основные признаки предложения: смысловая и интонационная законченность,
грамматическая оформленность.
Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и
по эмоциональной окраске (восклицательные, невосклицательные). Их интонационные и смысловые
особенности.
Употребление языковых форм выражения побуждения в побудительных предложениях.
Средства оформления предложения в устной и письменной речи (интонация, логическое ударение,
знаки препинания).
Виды предложений по количеству грамматических основ (простые, сложные).
Виды простых предложений по наличию главных членов (двусоставные, односоставные).
Виды предложений по наличию второстепенных членов (распространѐнные, нераспространѐнные).
Предложения полные и неполные.
Употребление неполных предложений в диалогической речи, соблюдение в устной речи интонации
неполного предложения.
Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений со словами да,
нет. Нормы построения простого предложения, использования инверсии.
Двусоставное предложение
Главные члены предложения
Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.
Способы выражения подлежащего.
Виды сказуемого (простое глагольное, составное глагольное, составное именное) и способы его
выражения.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Нормы
согласования
сказуемого
с
подлежащим,
выраженным
словосочетанием,
сложносокращѐнными словами, словами большинство — меньшинство, количественными
сочетаниями.

Второстепенные члены предложения
Второстепенные члены предложения, их виды.
Определение как второстепенный член предложения. Определения согласованные и
несогласованные.
Приложение как особый вид определения.
Дополнение как второстепенный член предложения.
Дополнения прямые и косвенные.
Обстоятельство как второстепенный член предложения. Виды обстоятельств (места, времени,
причины, цели, образа действия, меры и степени, условия, уступки).
Односоставные предложения
Односоставные предложения, их грамматические признаки.
Грамматические различия односоставных предложений и двусоставных неполных предложений.
Виды односоставных предложений: назывные, определѐнно-личные, неопределѐнно-личные,
обобщѐнно-личные, безличные предложения.
Синтаксическая синонимия односоставных и двусоставных предложений.
Употребление односоставных предложений в речи.
Простое осложнѐнное предложение
Предложения с однородными членами
Однородные члены предложения, их признаки, средства связи. Союзная и бессоюзная связь
однородных членов предложения.
Однородные и неоднородные определения.
Предложения с обобщающими словами при однородных членах.
Нормы построения предложений с однородными членами, связанными двойными союзами не
только…но и, как… так и.
Нормы постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, связанными
попарно, с помощью повторяющихся союзов (и... и, или... или, либo... либo, ни... ни, тo... тo).
Нормы постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных
членах.
Нормы постановки знаков препинания в простом и сложном предложениях с союзом и.
Предложения с обособленными членами
Обособление. Виды обособленных членов предложения (обособленные определения,
обособленные приложения, обособленные обстоятельства, обособленные дополнения).
Уточняющие члены предложения, пояснительные и присоединительные конструкции.
Нормы постановки знаков препинания в предложениях со сравнительным оборотом; нормы
обособления согласованных и несогласованных определений (в том числе приложений), дополнений,
обстоятельств, уточняющих членов, пояснительных и присоединительных конструкций.
Предложения
с
обращениями,
вводными
и
вставными
конструкциями
Обращение. Основные функции обращения. Распространѐнное и нераспространѐнное обращение.
Вводные конструкции.
Группы вводных конструкций по значению (вводные слова со значением различной степени
уверенности, различных чувств, источника сообщения, порядка мыслей и их связи, способа
оформления мыслей).
Вставные конструкции.
Омонимия членов предложения и вводных слов, словосочетаний и предложений.
Нормы построения предложений с вводными словами и предложениями, вставными
конструкциями, обращениями (распространѐнными и нераспространѐнными), междометиями.
Нормы постановки знаков препинания в предложениях с вводными и вставными конструкциями,
обращениями и междометиями.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку основного
общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с
традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку для основного
общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на еѐ основе и в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод
и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражѐнными
в литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма,
дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и
правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском
языке;
готовность
к
разнообразной
совместной
деятельности,
стремление
к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к
участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтѐрство).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения народов России; проявление интереса к познанию русского языка, к
истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте
учебного предмета «Русский язык»; ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей
Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе
отражѐнным в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным
праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать своѐ поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков; активное
неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального
и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как
средства коммуникации и самовыражения; осознание важности русского языка как средства
коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных
видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная
физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в
процессе школьного языкового образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и
меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать своѐ эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать
адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из
литературных произведений, написанных на русском языке; сформированность навыков рефлексии,
признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края)
технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе
применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов,
журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учѐтом личных и
общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в
том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими
экологические проблемы; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой,
навыками чтения как средства познания мира; овладение основными навыками исследовательской
деятельности с учѐтом специфики школьного языкового образования; установка на осмысление опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение
обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с
людьми из другой культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределѐнности, открытость опыту и знаниям других;
потребность в действии в условиях неопределѐнности, в повышении уровня своей компетентности
через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной
деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимость в формировании
новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и
явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций,
планирование своего развития; умение оперировать основными понятиями, терминами и
представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь
природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учѐтом влияния на окружающую среду,
достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую
ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать
принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать
опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие
гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и
процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по
существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с
использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии,
формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов,
разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учѐтом
самостоятельно выделенных критериев.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным
состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать
свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению
особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов
между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического
исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведѐнного наблюдения,
исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учѐтом
предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию,
представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения
достоверности и применимости содержащейся в нѐм информации и усвоения необходимой
информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из
одного или нескольких источников с учѐтом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в
различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация,
таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надѐжность информации по критериям, предложенным
учителем или
сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями
общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи
и в письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной
форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи,
нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций;
публично представлять результаты проведѐнного языкового анализа, выполненного
лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом цели презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративного материала.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы,
обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной
задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь
обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учѐтом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и
координировать
свои
действия
с
действиями
других
членов
команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и
вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к представлению отчѐта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиям
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в
группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения
учебной задачи с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план еѐ изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать
решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины
коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретѐнному речевому опыту
и корректировать собственную речь с учѐтом целей и условий общения; оценивать соответствие
результата цели и условиям общения.
Эмоциональный интеллект:
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека,
анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать своѐ и чужое право на
ошибку;
принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Общие сведения о языке
Иметь представление о русском языке как одном из славянских языков.

Язык и речь
Создавать устные монологические высказывания объѐмом не менее 8 предложений на основе
жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной, научнопопулярной и публицистической литературы (монолог-описание, монолог-рассуждение, монологповествование); выступать с научным сообщением.
Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе
жизненных наблюдений (объѐм не менее 6 реплик).
Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным — научноучебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов
речи.
Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым.
Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объѐмом не менее 140 слов.
Понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных, художественных,
публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи объѐмом не менее 280
слов: подробно, сжато и выборочно передавать в устной и письменной форме содержание
прослушанных и прочитанных научно-учебных, художественных, публицистических текстов
различных функционально-смысловых типов речи (для подробного изложения объѐм исходного текста
должен составлять не менее 230 слов; для сжатого и выборочного изложения — не менее 260 слов).
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и
коммуникативным замыслом.
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том
числе во время списывания текста объѐмом 120—140 слов; словарного диктанта объѐмом 30—35 слов;
диктанта на основе связного текста объѐмом 120—140 слов, составленного с учѐтом ранее изученных
правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение четвѐртого года обучения
орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями); понимать особенности
использования мимики и жестов в разговорной речи; объяснять национальную обусловленность норм
речевого этикета; соблюдать в устной речи и на письме правила русского речевого этикета.
Текст
Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам: наличия темы, главной
мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности; указывать
способы и средства связи предложений в тексте; анализировать текст с точки зрения его
принадлежности к функционально-смысловому типу речи; анализировать языковые средства
выразительности в тексте (фонетические, словообразовательные, лексические, морфологические).
Распознавать тексты разных функционально-смысловых типов речи; анализировать тексты разных
функциональных разновидностей языка и жанров; применять эти знания при выполнении языкового
анализа различных видов и в речевой практике.
Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с опорой на жизненный и
читательский опыт; тексты с опорой на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры
объѐмом 7 и более предложений; классные сочинения объѐмом не менее 200 слов с учѐтом стиля и
жанра сочинения, характера темы).
Владеть умениями информационной переработки текста: создавать тезисы, конспект; извлекать
информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной
литературы, и использовать еѐ в учебной деятельности.
Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
Представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного текста в виде
таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста.
Редактировать тексты: собственные/созданные другими обучающимися тексты с целью
совершенствования их содержания и формы; сопоставлять исходный и отредактированный тексты.
Функциональные разновидности языка
Характеризовать особенности официально-делового стиля (заявление, объяснительная записка,
автобиография, характеристика) и научного стиля, основных жанров научного стиля (реферат, доклад
на научную тему), выявлять сочетание различных функциональных разновидностей языка в тексте,
средства связи предложений в тексте.
Создавать тексты официально-делового стиля (заявление, объяснительная записка, автобиография,
характеристика), публицистических жанров; оформлять деловые бумаги.
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и
коммуникативным замыслом.
Система языка

Cинтаксис. Культура речи. Пунктуация
Иметь представление о синтаксисе как разделе лингвистики.
Распознавать словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Различать функции знаков препинания.
Словосочетание
Распознавать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова: именные,
глагольные, наречные; определять типы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование,
управление, примыкание; выявлять грамматическую синонимию словосочетаний.
Применять нормы построения словосочетаний.
Предложение
Характеризовать основные признаки предложения, средства оформления предложения в устной и
письменной речи; различать функции знаков препинания.
Распознавать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске, характеризовать их
интонационные и смысловые особенности, языковые формы выражения побуждения в
побудительных предложениях; использовать в текстах публицистического стиля риторическое
восклицание, вопросно-ответную форму изложения.
Распознавать предложения по количеству грамматических основ; различать способы выражения
подлежащего, виды сказуемого и способы его выражения. Применять нормы построения простого
предложения, использования инверсии; применять нормы согласования сказуемого с подлежащим, в
том
числе
выраженным
словосочетанием,
сложносокращѐнными
словами,
словами
большинство—меньшинство, количественными сочетаниями. Применять нормы постановки тире
между подлежащим и сказуемым.
Распознавать предложения по наличию главных и второстепенных членов, предложения полные и
неполные (понимать особенности употребления неполных предложений в диалогической речи,
соблюдения в устной речи интонации неполного предложения).
Различать виды второстепенных членов предложения (согласованные и несогласованные
определения, приложение как особый вид определения; прямые и косвенные дополнения, виды
обстоятельств).
Распознавать односоставные предложения, их грамматические признаки, морфологические
средства выражения главных членов; различать виды односоставных предложений (назывное
предложение,
определѐнно-личное предложение, неопределѐнно-личное предложение, обобщѐнно-личное
предложение, безличное предложение); характеризовать грамматические различия односоставных
предложений и двусоставных неполных предложений; выявлять синтаксическую синонимию
односоставных и двусоставных предложений; понимать особенности употребления односоставных
предложений в речи; характеризовать грамматические, интонационные и пунктуационные
особенности предложений со словами да, нет.
Характеризовать признаки однородных членов предложения, средства их связи (союзная и
бессоюзная связь); различать однородные и неоднородные определения; находить обобщающие слова
при однородных членах; понимать особенности употребления в речи сочетаний однородных членов
разных типов.
Применять нормы построения предложений с однородными членами, связанными двойными
союзами не только… но и, как… так и.
Применять нормы постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами,
связанными попарно, с помощью повторяющихся союзов (и... и, или... или, либo... либo, ни... ни, тo...
тo); нормы постановки знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных
членах.
Распознавать простые неосложнѐнные предложения, в том числе предложения с неоднородными
определениями; простые предложения, осложнѐнные однородными членами, включая предложения с
обобщающим словом при однородных членах, осложнѐнные обособленными членами, обращением,
вводными словами и предложениями, вставными конструкциями, междометиями.
Различать виды обособленных членов предложения, применять нормы обособления согласованных
и несогласованных определений (в том числе приложений), дополнений, обстоятельств, уточняющих
членов, пояснительных и присоединительных конструкций. Применять нормы постановки знаков
препинания в предложениях со сравнительным оборотом; нормы обособления согласованных и
несогласованных определений (в том числе приложений), дополнений, обстоятельств, уточняющих
членов, пояснительных и присоединительных конструкций; нормы постановки знаков препинания в
предложениях с вводными и вставными конструкциями, обращениями и междометиями.

Различать группы вводных слов по значению, различать вводные предложения и вставные
конструкции; понимать особенности употребления предложений с вводными словами, вводными
предложениями и вставными конструкциями, обращениями и междометиями в речи, понимать их
функции; выявлять омонимию членов предложения и вводных слов, словосочетаний и предложений.
Применять нормы построения предложений с вводными словами и предложениями, вставными
конструкциями, обращениями (распространѐнными и нераспространѐнными), междометиями.
Распознавать сложные предложения, конструкции с чужой речью (в рамках изученного).
Проводить синтаксический анализ словосочетаний, синтаксический и пунктуационный анализ
предложений; применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении языкового анализа
различных видов и в речевой практике.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Наименование разделов и тем
п/п
программы

Количество часов
всего контрольные
работы

Раздел 1. ПОВТОРЕНИЕ
1.1. Повторение пройденного материала.

4

Итого по разделу:

4

Раздел 2. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ
2.1. Русский язык в кругу других славянских
языков.

1

Итого по разделу:
Раздел 3. ЯЗЫК И РЕЧЬ
3.1. Виды речи. Монолог и диалог. Их
разновидности.

Итого по разделу:

практические
работы

Дата
изучения

Виды деятельности

Разграничивать знаки препинания по их
функциям. Обобщать наблюдения и делать
выводы. Работать в группах по
дифференцированному заданию.

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Устный
опрос;

РЭШ

Иметь представление о русском языке как одном Устный
из восточнославянских языков; уметь рассказать опрос;
об этом; Извлекать информацию из различных
источников.

РЭШ

1
4

Создавать устные монологические
высказывания на основе жизненных
наблюдений, личных впечатлений, чтения
научно-учебной, художественной, научнопопулярной и публицистической литературы (в
течение учебного года);

Устный
опрос;

РЭШ

Анализировать текст с точки зрения его
Устный
соответствия основным признакам: наличия
опрос;
темы, главной мысли, грамматической связи
предложений, цельности и относительной
законченности; указывать способы и средства
связи предложений в тексте; анализировать
текст с точки зрения его принадлежности к
функционально-смысловому типу речи;
анализировать языковые средства
выразительности в тексте (фонетические,
словообразовательные, лексические,
морфологические) (обобщение, в течение
года).

РЭШ

4

Раздел 4. ТЕКСТ
.

Текст и его признаки.

1

4.2. Функционально-смысловые типы речи.

4.3.

Смысловой анализ текста.

Анализировать текст с точки зрения его
соответствия основным признакам: наличия
темы, главной мысли, грамматической связи
предложений, цельности и относительной
законченности; Указывать способы и средства
связи предложений в тексте; Анализировать
текст с точки зрения его принадлежности к
функционально-смысловому типу речи;

2

1

0

Анализировать текст с точки зрения его
соответствия основным признакам: наличия
темы, главной мысли, грамматической связи
предложений, цельности и относительной
законченности; Указывать способы и средства
связи предложений в тексте; Анализировать
текст с точки зрения его принадлежности к
функционально-смысловому типу речи;

Устный
опрос;

РЭШ

Устный
опрос

РЭШ

4.4. Информационная переработка текста.
1
Текст и его основные признаки.
Особенности функционально-смысловых
типов речи (повествование, описание,
рассуждение). Информационная
переработка текста: извлечение
информации из различных источников;
использование лингвистических словарей;
тезисы, конспект
Итого по разделу:
5
Раздел 5. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЯЗЫКА

Анализировать текст с точки зрения его
Практикум
принадлежности к
функционально-смысловому типу речи;
Анализировать языковые средства
выразительности в тексте (фонетические,
словообразовательные, лексические,
морфологические) (обобщение, в течение года);
Распознавать тексты разных функциональносмысловых типов речи;

РЭШ

5.1. Официально-деловой стиль. Жанры
официально-делового стиля. Официальноделовой стиль. Сфера употребления,
функции, языковые особенности. Жанры
официально-делового стиля (заявление,
объяснительная записка, автобиография,
характеристика). Научный стиль. Сфера
употребления, функции, языковые
особенности. Жанры научного стиля
(реферат, доклад на научную тему).
Сочетание различных функциональных
разновидностей языка в тексте, средства
связи предложений в тексте
5.2. Научный стиль. Жанры научного стиля.

2

Анализировать тексты разных
функциональных разновидностей языка и
жанров; применять эти знания при
выполнении анализа различных видов и в
речевой практике. Характеризовать
особенности жанров официально-делового и
научного стилей. Создавать тексты
официально-делового стиля (заявление,
объяснительная записка, автобиография,
характеристика). Создавать рефераты и
доклады на научную тему

Практикум

РЭШ

3

Создавать тексты официально-делового стиля
(заявление,
объяснительная записка, автобиография,
характеристика);
Создавать рефераты и доклады на научную
тему;

Практикум

РЭШ

Итого по разделу:
5
Раздел 6. СИСТЕМА ЯЗЫКА: СИНТАКСИС. КУЛЬТУРА РЕЧИ. ПУНКТУАЦИЯ
6.1. Синтаксис как раздел лингвистики.
1
Пунктуация. Функции знаков препинания.
Синтаксис как раздел лингвистики.
Словосочетание и предложение как
единицы синтаксиса. Типы синтаксической
связи (сочинительная и подчинительная)
(общее представление). Пунктуация.
Функции знаков препинания
6.2. Пунктуация. Функции знаков препинания.
1

Итого по разделу:

Иметь представление о синтаксисе как разделе Устный
лингвистики. Распознавать словосочетание и опрос;
предло- жение как единицы синтаксиса.
Различать функции знаков препинания.
Проводить синтаксический анализ
словосочетаний, синтаксический и
пунктуационный анализ предложений; применять знания по синтаксису и пунктуации при
Иметь представление
синтаксисе
как разделе Практикум
выполнении
языковогоо анализа
различных
лингвистики;
Распознавать
видов
и в речевой
практике словосочетание и
предложение как единицы синтаксиса;
Различать функции знаков препинания;

РЭШ

РЭШ

2

Раздел 7. СИСТЕМА ЯЗЫКА: СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
7.1. Словосочетание и его признаки.

1

7.2. Виды словосочетаний по
морфологическим свойствам
главного слова.

1

Распознавать слово сочетания по
Самооценка с РЭШ
морфологическим свойствам главного слова: использоваименные, глагольные, наречные; определять нием«Оценоч
типы подчинительной связи слов в
ного листа»;
словосочетании: согласование, управление,
примыкание; выявлять грамматическую
синонимию словосочетаний. Определять
основания для сравнения и сравнивать
словосочетания разных видов, с разными
типами подчинительной связи. Применять
нормы построения словосочетаний.
Проводить синтаксический анализ
словосочетаний, синтаксический и пунктуационный
анализ предложений;
приРаспознавать словосочетания
по
Практикум
РЭШ
менять
знания
по
синтаксису
и
пунктуации
морфологическим свойствам главного слова:
при
выполнении
языкового
анализа
именные,
глагольные,
наречные;
Определять
различных
видов
и
в
речевой
практик
типы подчинительной связи слов
в
словосочетании: согласование, управление,
примыкание; Выявлять грамматическую
синонимию словосочетаний;
Применять нормы построения словосочетаний;
Проводить синтаксический анализ
словосочетаний, синтаксический и
пунктуационный анализ предложений;

7.3. Типы подчинительной связи в
словосочетании.

3

Итого по разделу:

5

Раздел 8. СИСТЕМА ЯЗЫКА: ПРЕДЛОЖЕНИЕ
8.1. Предложение и его основные
признаки.

6

8.2. Двусоставное предложение.

5

8.3. Второстепенные члены предложения.

10

1

Распознавать словосочетания по
морфологическим свойствам главного слова:
именные, глагольные, наречные; Определять
типы подчинительной связи слов в
словосочетании: согласование, управление,
примыкание;
Проводить синтаксический анализ
словосочетаний, синтаксический и
пунктуационный анализ предложений;
Применять знания по синтаксису и пунктуации
при выполнении языкового анализа различных
видов и в речевой практике;
Характеризовать предложения, опираясь на
основные признаки, применять средства
оформления предложения в устной и
письменной речи; различать функции знаков
препинания. Определять основания для
сравнения и сравнивать словосочетание и
предложение. Распознавать предложения по
цели высказывания, эмоциональной окраске,
характеризовать их интонационные и
смысловые особенности, языковые формы
выражения побуждения в побудительных
предложениях. Распознавать предложения по
количеству грамматических основ.
Распознавать предложения по наличию
главных и второстепенных членов,
предложения полные и неполные.
Анализировать
примеры
употребления
Различать способы
выражения
подлежащего,
неполных
предложений
в диалогической
речи
виды
сказуемого
и способы
его выражения.
и выявлять особенности
интонации
неполного
Анализировать
и применять
нормы попредложения.
строения
простого предложения,
анализировать примеры использования
инверсии. Применять нормы согласования
сказуемого с подлежащим, в том числе нормы
согласования сказуемого с подлежащим,
выраженным словосочетания ми,
сложносокращѐнными словами, словами
большинство — меньшинство,
количественными сочетаниями.
Анализировать
постановки
тире
Различать видыпримеры
второстепенных
членов
между
подлежащим
и
сказуемым.
Проводить
предложения (согласованные и
синтаксический
пунктуационный
анализ
несогласованныеиопределения,
приложение
предложений
как особый вид определения; прямые и
косвенные дополнения; обстоятельства
разных видов).

Зачет;

РЭШ

Устный
опрос;

РЭШ

Зачет ;

РЭШ

Практикум

РЭШ

.4. Односоставные предложения.
Виды односоставных предложений.

10

1

8.5. Простое осложнѐнное
предложение. Предложения с
однородными членами.

10

1

8.6. Предложения с обособленными членами.
Виды обособленных членов предложения.
Уточняющие члены предложения,
пояснительные и присоединительные
конструкции.

12

1

Распознавать односоставные предложения,
их грамматические признаки,
морфологические средства выражения
главного члена предложения. Различать
виды односоставных предложений
(назывные предложения, определѐнноличные предложения, неопределѐнноличные предложения, обобщѐнно-личные
предложения, безличные предложения).
Характеризовать грамматические различия
Характеризовать
признаки однородных
односоставных предложений
и
членов
предложения,
средства
их связи
двусоставных
неполных
предложений.
(союзная и бессоюзная связь). Различать
однородные и неоднородные определения.
Определять основания для сравнения и
сравнивать однородные и неоднородные
определения. Моделировать предложения с
однородными членами. Находить
обобщающие слова при однородных членах.
Выявлять и понимать особенности
употребления в речи сочетаний однородных
членов разных типов. Анализировать
предложения с однородными членами,
связанными двойными союзами не только…
но и, как… так и.

Практикум

РЭШ

Контрольная
работа;

РЭШ

Различать виды обособленных членов
Устный
предложения, анализировать примеры
опрос;
обособления согласованных и
зачет
несогласованных определений, приложений,
дополнений, обстоятельств, уточняющих
членов, пояснительных и присоединительных
конструкций. Применять нормы постановки
знаков препинания в предложениях со
сравнительным оборотом. Применять нормы
обособления согласованных и
несогласованных определений, приложений,
дополнений, обстоятельств, уточняющих
членов, пояснительных и присоединительных
конструкций. Определять основания для
сравнения и сравнивать предложения с
разными видами обособления и уточнения.
Проводить синтаксический и пунктуационный
анализ предложений. Моделировать
предложения с разными видами обособления
и уточнения

РЭШ

8.7. Предложения с обращениями, вводными и
вставными конструкциями.
Обращение. Вводные конструкции.
Вставные конструкции.

10

Итого по разделу:

63

Выявлять и понимать особенности
употребления вводных слов, вводных
предложений и вставных конструкций,
обращений и междометий в речи, понимать
их функции. Выявлять омонимию членов
предложения и вводных слов,
словосочетаний и предложений. Применять
нормы построения предложений с вводными
и вставными конструкциями, обращениями
(распространѐнными и нераспространѐнными), междометиями.

Устный
опрос;
зачет

РЭШ

Проводить синтаксический и
пунктуационный анализ предложений;
применять знания по синтаксису и
пунктуации при выполнении языкового
анализа различных видов и в речевой
практике;

Самооценка с РЭШ
использованием«Оценочного листа»;

Раздел 9. ПОВТОРЕНИЕ
9.1. Повторение пройденного материала.

4

Итого по разделу:

4

Раздел 10. СОЧИНЕНИЯ, ИЗЛОЖЕНИЯ, КОНТРОЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
10.1 Сочинения (в течение года)

3

2

0

10.2 Изложения (в течение года)

2

2

0

10.3 Контрольные и проверочные работы (в
течение года)
Итого по разделу:

4

4

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

102

9

17

9

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема урока

Количество часов
всего к/р
1

9.

Русский язык в кругу
других славянских языков
Повторение. Правописание -н- и - 1
нн- в суффиксах прилагательных,
причастий и наречий.
Повторение. Слитное и
1
раздельное написание НЕ и НИ с
разными частями речи.
Повторение. Правописание
1
сложных слов разных частей речи.
Повторение. Слитное, дефисное и 1
раздельное написание наречий,
производных предлогов, союзов и
частиц.
Язык и речь. Виды речи. Монолог 1
и диалог. Их разновидности.
Монолог-описание,
1
монолог-повествование.
Монолог-рассуждение.
1
Выступление с научным
сообщением.
Диалог.
1

10.

ВПР

1

11.

Текст и его основные признаки.

1

12

Функционально-смысловые типы 1
речи (повествование, описание,
рассуждение), их особенности

13.

Информационная переработка
1
текста: извлечение информации из
различных источников
Тезисы
1

1.
2.

3.

4.
5.

6.
7.
8.

14.
15.
16.

17.

18.

19.

Конспект
Функциональные разновидности
языка. Официально-деловой
стиль. Сфера употребления,
функции, языковые особенности
Жанры официально-делового
стиля (заявление, объяснительная
записка, автобиография,
характеристика)
Научный стиль. Сфера употребления, функции, языковые
особенности
Жанры научного стиля (реферат,
доклад на научную тему)

1
1

пр/р

Дата
изучения

Факт.

Виды,
формы
контроля
Устный
опрос;
Практикум
Практикум
Практикум
Практикум

Устный
опрос;
Устный
опрос;
Практикум

1

Устный
опрос;
ВПР
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Практикум
Устный
опрос;

1

Устный
опрос;

1

Устный
опрос;

1

Практикум

Сочетание различных
1
функциональных разновидностей
языка в тексте, средства связи
предложений в тексте
Синтаксис как раздел лингвистики. 1
Словосочетание и предложение как
единицы синтаксиса. Типы
синтаксической связи
(сочинительная и подчинительная) (общее представление)
Пунктуация. Функции знаков
1
препинания

Устный
опрос;

23.

Словосочетание и его признаки

24.

Виды словосочетаний по
1
морфологическим свойствам
главного слова
Типы подчинительной связи слов в 1
словосочетании.
Грамматическая синонимия
1
словосочетаний. Нормы
построения словосочетаний.
Синтаксический анализ
1
словосочетаний.
1
Контрольное сочинение №1.

Устный
опрос;
Устный
опрос;

20.

21.

22.

25.
26.

27.
28.
29.

30.

31.

32.
33.
34.

Устный
опрос;

Устный
опрос;

1

Предложение и его основные
1
признаки. Нормы построения
простого предложения,
использования инверсии.
Виды предложений по цели
1
высказывания и по эмоциональной
окраске. Средства оформления
предложения в устной и
письменной речи: интонация,
логическое ударение, знаки
препинания.
Виды предложений по количеству 1
грамматических основ. Нормы
постановки знаков препинания в
простом и сложном предложениях
с союзом И.
Виды простых предложений по 1
наличию главных членов.
Виды предложений по
1
наличию второстепенных членов
Предложения полные и неполные. 1
Неполные предложения в
диалогической речи, интонация
неполного предложения.
Грамматические, интонационные
и пунктуационные особенности
предложений со словами ДА, НЕТ.

Устный
опрос;
Практикум
Зачет
1

Сочинение;
Устный
опрос;
Устный
опрос;

Практикум

Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;

35.

36.

37.

38.

39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.

48.
49.
50.
51.
52.
53.

54.
55.
56.

Двусоставное предложение.
1
Подлежащее и сказуемое как
главные члены предложения.
Способы выражения подлежащего.
Нормы согласования сказуемого с 1
подлежащим, выраженным
словосочетанием,
сложносокращѐнными словами,
словами большинство —
меньшинство, количественными
сочетаниями
Виды
сказуемого. Простое
1
глагольное сказуемое и составное
глагольное сказуемое, способы их
выражения.
Виды сказуемого. Составное
1
именное сказуемое и способы его
выражения.
Тире между подлежащим и
1
сказуемым.
Второстепенные члены
1
предложения, их виды.
Определение как второстепенный 1
член предложения.
Определения согласованные и
1
несогласованные.
Приложение как особый вид
1
определения.
Обособление приложений.
1
Дополнение как второстепенный 1
член предложения.
Дополнения прямые и косвенные. 1
Обстоятельство как второстепенный член предложения. Виды
обстоятельств. Обстоятельства
места, времени
Обстоятельства причины, цели.

1

Обстоятельства образа
действия, меры и степени.
Обстоятельства условия, уступки

1

Контрольная работа №1 по теме
"Двусоставные предложения".
Односоставные предложения, их
грамматические признаки.
Грамматические различия
односоставных предложений и
двусоставных неполных
предложений.
Определѐнно-личные
предложения.
Неопределѐнно-личные
предложения.
Обобщѐнно-личные предложения.

1

Устный
опрос;
Устный
опрос;

Устный
опрос;

Практикум
Тестирование;

1

1

1

1
1

1
1
1

1

Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Практикум
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;

57.

Безличные предложения.

1

58.

Назывные предложения.

1

59.

Синтаксическая синонимия
односоставных и двусоставных
предложений.
Особенности употребления
односоставных предложений в
речи.
Контрольное сочинение №2.

1

Практикум

1

Устный
опрос;

60.

61.
62.

63.
64.

65.
66.

67.

68.

1

Повторение и обобщение
1
изученного по теме
"Односоставные предложения".
Простое осложнѐнное
1
предложение.
Однородные члены предложения. 1
Союзная и бессоюзная связь
однородных членов предложения.
Знаки препинания при однородных
членах предложения (повторение
изученного).
Однородные и неоднородные
1
определения.
Предложения с
1
обобщающими словами при
однородных членах.
Нормы постановки знаков
1
препинания в предложениях с
обобщающими словами при
однородных членах.
1
Контрольное изложение №3.

Устный
опрос;
Устный
опрос;

1

Сочинение;
Практикум
Устный
опрос;
Практикум

Устный
опрос;
Устный
опрос;
Тестирование;

1

Изложение;

69.

Нормы построения
предложений с однородными
членами, связанными двойными
союзами НЕ ТОЛЬКО…НО И;
КАК …ТАК И.

1

Устный
опрос;

70.

Нормы постановки знаков
препинания в простом и сложном
предложениях с союзом И.
Нормы постановки знаков
препинания в предложениях с
однородными членами,
связанными попарно.
Нормы постановки знаков
препинания в предложениях с
однородными членами,
связанными с помощью
повторяющихся союзов.
Повторение и обобщение
изученного по теме "Предложения
с однородными членами".

1

Устный
опрос;

1

Устный
опрос;

1

Устный
опрос;

1

Тестирование;

71.

72.

73.

74.

75.
76.

77.
78.
79.
80.
81.

82.

Контрольная работа №2 по теме 1
"Предложения с однородными
членами".
Обособление. Понятие об
1
обособлении.
Виды обособленных членов
1
предложения. Обособленные
определения. Нормы обособления
согласованных определений.
Нормы обособления
1
несогласованных определений.
Нормы обособления
1
одиночных приложений.
Нормы обособления
1
распространѐнных приложений.
Нормы обособления обстоятельств, 1
выраженных деепричастиями и
деепричастными оборотами.
Нормы обособления обстоятельств, 1
выраженных существительными с
предлогами
Нормы обособления сравнитель- 1
ного оборота с союзом КАК.

83.

Нормы обособления дополнений. 1

84.

Нормы обособления уточняющих 1
членов предложения.
Нормы обособления
1
присоединительных конструкций

85.
86.

87.
88.

89.

90.
91.

92.

93.

1

Диктант;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;

Обобщение изученного по теме
"Обособленные члены
предложения".
ВПР

1

Обращение и его основные
функции. Распространѐнное и
нераспространѐнное обращение.
Нормы постановки знаков
препинания в предложениях с
обращениями.
Вводные слова. Группы вводных
слов по значению.
Нормы постановки знаков
препинания в предложениях с
вводными конструкциями.
Нормы постановки знаков
препинания в предложениях с
вводными конструкциями.
Омонимия членов
предложения и вводных слов,
словосочетаний и предложений.

1

Устный
опрос;

1

Устный
опрос;

1

Устный
опрос;
Устный
опрос;

1

1

Тестирование;

1

ВПР

1

Практикум

1

Устный
опрос;

Нормы построения предложений с
вводными и вставными
конструкциями, обращениями
(распространѐнными и
нераспространѐнными),
междометиями.
95. Нормы постановки знаков
препинания в предложениях с
вводными и вставными
конструкциями, обращениями и
междометиями.
96. Синтаксический и
пунктуационный анализ
предложений с обращением,
вводными и вставными
конструкциями, междометием
97. Обобщение изученного по теме
"Обособленные члены
предложения".
98. Повторение. Синтаксис простого
предложения. Синтаксический
анализ простого предложения
(обобщение изученного)
99. Повторение. Знаки препинания в
простом осложнѐнном
предложении. Пунктуационный
анализ простого предложения
(обобщение изученного)
100. Промежуточная аттестация.
Контрольная работа за год.
101. Повторение. Смысловой,
речеведческий анализ
текста (обобщение и повторение)
102. Повторение.Редактирование
текстов. Приѐмы редактирования
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
94.

1

Устный
опрос;

1

Практикум

1

Практикум

1

Практикум

1

Письменный
контроль;

1

Тестирование;

1

1

1

Практикум

1
102

Контрольная
работа;
Устный
опрос;

9

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. и другие. Русский язык, 8 класс/ Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»;
Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О.М. Александрова
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 8 классе
Г.Е.Фенфилова. Планы-конспекты уроков русского языка 8 класс М.Ю
Никулина.Практикум по выполнению типовых заданий ВПР.
Г.Н.Потапова.Экспресс-диагностика.Русский язык.8 класс
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Справочно-информационный портал «Русский язык» — ГРАМОТА.РУ http://www.gramota.ru
Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты «Русский
язык»http://rus.1september.ru
Сайт «Культура письменной речи»
http:// www.gramma.ru
Коллекция диктантов по русскому языку Российского общеобразовательного портала
http://language.edu.ru
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
http://rus.rusolymp.ru
Владимир Даль. Проект портала Philolog.ru
http://www.philolog.ru/dahl
Институт русского языка им. В.В. Виноградова Российской академии наук
http://www.ruslang.ru
Интернет-проект исследователей-русистов
Ruthenia.ruhttp://www.ruthenia.ru
Кабинет русского языка и литературы
http://ruslit.ioso.ru
Конкурс «Русский Медвежонок — языкознание для
всех»http://www.rm.kirov.ru
Культура письменной речи
http://www.gramma.ru

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
дидактические материалы для уроков русского языка в 8 классе
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ компьютер,
проектор


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.05.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (35349) 2-15-57

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».