Рабочая программа учебного предмета "Русский язык", 7 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Оренбургской области
Администрация Тоцкого района
МАОУ Тоцкая СОШ им. А.К. Стерелюхина

РАССМОТРЕНО
методическим объединением
учителей
______________Скондакова Н.В.
Протокол №1
от "25" августа 2022 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор

______________Парахненко Ю.С.

______________Рыжков В.К.

Протокол №

Приказ №

от "30" августа 2022 г.

от "01"сентября 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 3421716)
учебного предмета
«Русский язык»

для 7 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год

Составитель: Скондакова Наталья Владимировна, Сердюк Екатерина Юрьевна,
Сергеева Лидия Вячеславовна, Плаксина Светлана Александровна,
учителя русского языка и литературы

с. Тоцкое 2022

Рабочая программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на
основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
(Приказ Минпросвещения России от 31 05 2021 г № 287, зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 05 07 2021 г , рег номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), Концепции
преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), Примерной программы воспитания, с
учѐтом распределѐнных по классам проверяемых требований к результатам освоения Основной
образовательной программы основного общего образования.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Личностные и метапредметные результаты представлены с учѐтом особенностей преподавания
русского языка в основной общеобразовательной школе с учѐтом методических традиций построения
школьного курса русского языка, реализованных в большей части входящих в Федеральный
перечень УМК по русскому языку.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Русский язык — государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения
народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и язык
межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех народов
Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной консолидации.
Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного
языка и языка межнационального общения важны для каждого жителя России, независимо от места его
проживания и этнической принадлежности Знание русского языка и владение им в разных формах его
существования и функциональных разновидностях, понимание его стилистических особенностей и
выразительных возможностей, умение правильно и эффективно использовать русский язык в различных
сферах
и
ситуациях
общения
определяют
успешность
социализации
личности
и
возможности еѐ самореализации в различных жизненно важных для человека областях.
Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания
и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации,
культурных традиций, истории русского и других народов России.
Обучение русскому языку в школе направлено на совершенствование нравственной и
коммуникативной культуры ученика, развитие его интеллектуальных и творческих способностей,
мышления,
памяти
и
воображения,
навыков
самостоятельной
учебной
деятельности,
самообразования.
Содержание обучения русскому языку ориентировано также на развитие функциональной грамотности
как
интегративного
умения
человека
читать,
понимать
тексты,
использовать
информацию текстов разных форматов, оценивать еѐ, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей,
расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни Речевая и текстовая
деятельность является системообразующей доминантой школьного курса русского языка
Соответствующие умения и навыки представлены в перечне метапредметных и предметных результатов
обучения, в содержании обучения (разделы «Язык и речь», «Текст», «Функциональные разновидности
языка»).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Целями изучения русского языка по программам основного общего образования являются:
осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку
как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения; проявление
сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме выражения и хранения
духовного богатства русского и других народов России, как к средству общения и получения знаний в
разных
сферах
человеческой
деятельности;
проявление
уважения
к
общероссийской и русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации;
овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом формирования
социальных взаимоотношений, инструментом преобразования мира;
овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях функционирования, о
стилистических ресурсах русского языка; практическое овладение нормами русского литературного
языка и речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса и
использование в собственной речевой практике разнообразных грамматических средств;

совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание стремления к
речевому самосовершенствованию;
совершенствование
речевой
деятельности,
коммуникативных
умений,
обеспечивающих
эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения; овладение русским языком как средством получения
различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам;
совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений
сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определѐнных
закономерностей и правил, конкретизации и т. п. в процессе изучения русского языка;
развитие
функциональной грамотности:
умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую
информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной,
несплошной текст, инфографика и др.);
освоение стратегий и тактик информационно-смысловой переработки текста, овладение способами
понимания текста, его назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической
структуры, роли языковых средств.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и
литература» и является обязательным для изучения.
Содержание учебного предмета «Русский язык», представленное в рабочей программе, соответствует
ФГОС ООО, Примерной основной образовательной программе основного общего образования.
Учебным планом на изучение русского языка в 7 классе отводится - 136 ч (4 ч в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Общие сведения о языке
Русский язык как развивающееся явление. Взаимосвязь языка, культуры и истории народа.
Язык и речь
Монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование.
Виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение
информации.
Текст
Текст как речевое произведение. Основные признаки текста (обобщение).
Структура текста. Абзац.
Информационная переработка текста: план текста (простой, сложный; назывной, вопросный,
тезисный); главная и второстепенная информация текста.
Способы и средства связи предложений в тексте (обобщение).
Языковые средства выразительности в тексте: фонетические (звукопись), словообразовательные,
лексические (обобщение).
Рассуждение как функционально-смысловой тип речи.
Структурные особенности текста-рассуждения.
Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и абзацев, способов и
средств связи предложений в тексте; использование языковых средств выразительности (в рамках
изученного).
Функциональные разновидности языка
Понятие о функциональных разновидностях языка: разговорная речь, функциональные стили
(научный, публицистический, официально-деловой), язык художественной литературы.
Публицистический стиль. Сфера употребления, функции, языковые особенности.
Жанры публицистического стиля (репортаж, заметка, интервью).
Употребление языковых средств выразительности в текстах публицистического стиля.
Официально-деловой стиль. Сфера употребления, функции, языковые особенности. Инструкция.
Система языка
Морфология. Культура речи
Морфология как раздел науки о языке (обобщение).
Причастие
Причастия как особая группа слов. Признаки глагола и имени прилагательного в причастии.
Причастия настоящего и прошедшего времени. Действительные и страдательные причастия.
Полные и краткие формы страдательных причастий. Склонение причастий.
Причастие в составе словосочетаний. Причастный оборот.
Морфологический анализ причастий.
Употребление причастия в речи. Созвучные причастия и имена прилагательные (висящий —висячий,
горящий — горячий). Употребление причастий с суффиксом -ся. Согласование причастий в
словосочетаниях типа прич. + сущ.
Ударение в некоторых формах причастий.
Правописание падежных окончаний причастий. Правописание гласных в суффиксах причастий.
Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных имѐн прилагательных. Правописание
окончаний причастий. Слитное и раздельное написание не с причастиями.
Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.
Деепричастие
Деепричастия как особая группа слов. Признаки глагола и наречия в деепричастии. Синтаксическая
функция деепричастия, роль в речи.
Деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Деепричастие в составе словосочетаний. Деепричастный оборот.
Морфологический анализ деепричастий.
Постановка ударения в деепричастиях.
Правописание гласных в суффиксах деепричастий. Слитное и раздельное написание не с
деепричастиями.
Правильное построение предложений с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.
Знаки препинания в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.
Наречие
Общее грамматическое значение наречий.

Разряды наречий по значению. Простая и составная формы сравнительной и превосходной степеней
сравнения наречий.
Словообразование наречий.
Синтаксические свойства наречий.
Морфологический анализ наречий.
Нормы постановки ударения в наречиях, нормы произношения наречий. Нормы образования
степеней сравнения наречий.
Роль наречий в тексте.
Правописание наречий: слитное, раздельное, дефисное написание; слитное и раздельное написание
не с наречиями; н и нн в наречиях на -о (-е); правописание суффиксов -а и -о наречий с приставками из-,
до-, с-, в-, на-, за-; употребление ь после шипящих на конце наречий; правописание суффиксов наречий
-о и -е после шипящих.
Слова категории состояния
Вопрос о словах категории состояния в системе частей речи.Общее грамматическое значение,
морфологические признаки и синтаксическая функция слов категории состояния. Роль слов категории
состояния в речи.
Служебные части речи
Общая характеристика служебных частей речи. Отличие самостоятельных частей речи от
служебных.
Предлог
Предлог как служебная часть речи. Грамматические функции предлогов.
Разряды предлогов по происхождению: предлоги производные и непроизводные. Разряды предлогов
по строению: предлоги простые и составные.
Морфологический анализ предлогов.
Употребление предлогов в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями.
Нормы употребления имѐн существительных и местоимений с предлогами. Правильное
использование предлогов из — с, в — на. Правильное образование предложно-падежных форм с
предлогами по, благодаря, согласно, вопреки, наперерез.
Правописание производных предлогов.
Союз
Союз как служебная часть речи. Союз как средство связи однородных членов предложения и частей
сложного предложения.
Разряды союзов по строению: простые и составные. Правописание составных союзов. Разряды
союзов по значению: сочинительные и подчинительные. Одиночные, двойные и повторяющиеся
сочинительные союзы.
Морфологический анализ союзов.
Роль союзов в тексте. Употребление союзов в речи в соответствии с их значением и
стилистическими особенностями. Использование союзов как средства связи предложений и частей
текста.
Правописание союзов.
Знаки препинания в сложных союзных предложениях. Знаки препинания в предложениях с союзом и,
связывающим однородные члены и части сложного предложения.
Частица
Частица как служебная часть речи.
Разряды частиц по значению и употреблению: формообразующие, отрицательные, модальные. Роль
частиц в передаче различных оттенков значения в слове и тексте, в образовании форм глагола.
Употребление частиц в предложении и тексте в соответствии с их значением и стилистической
окраской. Интонационные особенности предложений с частицами.
Морфологический анализ частиц.
Смысловые различия частиц не и ни. Использование частиц не и ни в письменной речи. Различение
приставки не- и частицы не. Слитное и раздельное написание не с разными частями речи
(обобщение). Правописание частиц бы, ли, же с другими словами. Дефисное написание частиц -то,таки, -ка.
Междометия и звукоподражательные слова
Междометия как особая группа слов.
Разряды междометий по значению (выражающие чувства, побуждающие к действию, этикетные
междометия); междометия производные и непроизводные.
Морфологический анализ междометий.

Звукоподражательные слова.
Использование междометий и звукоподражательных слов в разговорной и художественной речи как
средства создания экспрессии. Интонационное и пунктуационное выделение междометий и
звукоподражательных слов в предложении.
Омонимия слов разных частей речи. Грамматическая омонимия. Использование грамматических
омонимов в речи.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку основного
общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с
традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку для основного
общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на еѐ основе и в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражѐнными в
литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма,
дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и
правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском
языке;
готовность
к
разнообразной
совместной
деятельности,
стремление
к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к
участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтѐрство).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения народов России; проявление интереса к познанию русского языка, к
истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного
предмета «Русский язык»; ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины —
России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражѐнным
в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в
родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать своѐ поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков; активное
неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как
средства коммуникации и самовыражения; осознание важности русского языка как средства
коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных
видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил
безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного
языкового образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным,
информационным
и
природным
условиям,
в
том
числе
осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать своѐ эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать
адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из
литературных произведений, написанных на русском языке; сформированность навыков рефлексии,
признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края)
технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе
применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов,
журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учѐтом личных и
общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем
и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе
сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические
проблемы; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли
как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой,
навыками чтения как средства познания мира; овладение основными навыками исследовательской
деятельности с учѐтом специфики школьного языкового образования; установка на осмысление опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью,
группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределѐнности, открытость опыту и знаниям других;
потребность в действии в условиях неопределѐнности, в повышении уровня своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной
деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимость в формировании
новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и
явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций,
планирование своего развития; умение оперировать основными понятиями, терминами и
представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь
природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учѐтом влияния на окружающую среду,
достижения
целей
и
преодоления
вызовов,
возможных
глобальных
последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую
ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать
принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать
опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие
гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и
процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для

обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по
существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с
использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии,
формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов,
разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учѐтом
самостоятельно выделенных критериев.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным
состоянием
ситуации,
и
самостоятельно
устанавливать
искомое
и
данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать
свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению
особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов
между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического
исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведѐнного наблюдения,
исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных
или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и
контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учѐтом
предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию,
представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения
достоверности и применимости содержащейся в нѐм информации и усвоения необходимой
информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного
или нескольких источников с учѐтом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в
различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация,
таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной
графикой
и
их
комбинациями
в
зависимости
от
коммуникативной
установки;
оценивать надѐжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным
самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2.
Овладение
универсальными
учебными
коммуникативными
действиями
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями
общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и
в письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме
формулировать свои возражения;
в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи,
нацеленные
на
решение
задачи
и
поддержание
благожелательности
общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций;
публично
представлять
результаты
проведѐнного
языкового
анализа,
выполненного
лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом цели презентации и особенностей аудитории
и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного
материала.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия
при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать
мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учѐтом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и
координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад
каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к представлению отчѐта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
выявлять
проблемы
для
решения
в
учебных
и
жизненных
ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в
группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения
учебной задачи с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план еѐ изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать
решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины
коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретѐнному речевому опыту и
корректировать собственную речь с учѐтом целей и условий общения; оценивать соответствие
результата цели и условиям общения.
Эмоциональный интеллект:
развивать
способность
управлять
собственными
эмоциями
и
эмоциями
других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека,
анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать своѐ и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Общие сведения о языке
Иметь представление о языке как развивающемся явлении.
Осознавать взаимосвязь языка, культуры и истории народа (приводить примеры).
Язык и речь
Создавать устные монологические высказывания объѐмом не менее 7 предложений на основе
наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно- популярной
литературы (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование); выступать с научным
сообщением.
Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных
наблюдений объѐмом не менее 5 реплик.
Владеть различными видами диалога: диалог — запрос информации, диалог — сообщение
информации.
Владеть различными видами аудирования (выборочное, ознакомительное, детальное)
публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи.
Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым.
Устно пересказывать прослушанный или прочитанный текст объѐмом не менее 120 слов.
Понимать содержание прослушанных и прочитанных публицистических текстов (рассуждениедоказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление) объѐмом не менее 230 слов:
устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по
содержанию текста и отвечать на них; подробно, сжато и выборочно передавать в устной и
письменной форме содержание прослушанных публицистических текстов (для подробного изложения
объѐм исходного текста должен составлять не менее 180 слов; для сжатого и выборочного изложения—
не менее 200 слов).
Осуществлять адекватный выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с
целью, темой и коммуникативным замыслом.
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том
числе во время списывания текста объѐмом 110—120 слов; словарного диктанта объѐмом 25—30 слов;
диктанта на основе связного текста объѐмом 110—120 слов, составленного с учѐтом ранее изученных
правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение третьего года обучения
орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями); соблюдать на письме правила
речевого этикета.
Текст
Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам; выявлять его структуру,
особенности абзацного членения, языковые средства выразительности в тексте: фонетические
(звукопись), словообразовательные, лексические.
Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество
микротем и абзацев.
Выявлять лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста.
Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с опорой на жизненный и
читательский опыт; на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объѐмом 6 и более
предложений; классные сочинения объѐмом не менее 150 слов с учѐтом стиля и жанра сочинения,
характера темы).
Владеть умениями информационной переработки текста: составлять план прочитанного текста
(простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный) с целью дальнейшего воспроизведения
содержания текста в устной и письменной форме; выделять главную и второстепенную информацию в
тексте; передавать содержание текста с изменением лица рассказчика; использовать способы
информационной переработки текста; извлекать информацию из различных источников, в том числе из
лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать еѐ в учебной деятельности.
Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
Представлять содержание научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание
таблицы, схемы в виде текста.
Редактировать тексты: сопоставлять исходный и отредактированный тексты; редактировать
собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы с опорой на знание норм
современного русского литературного языка.
Функциональные разновидности языка
Характеризовать функциональные разновидности языка: разговорную речь и функциональные стили
(научный, публицистический, официально-деловой), язык художественной литературы.

Характеризовать особенности публицистического стиля (в том числе сферу употребления, функции),
употребления языковых средств выразительности в текстах публицистического стиля, нормы
построения текстов публицистического стиля, особенности жанров (интервью, репортаж, заметка).
Создавать тексты публицистического стиля в жанре репортажа, заметки, интервью; оформлять
деловые бумаги (инструкция).
Владеть нормами построения текстов публицистического стиля.
Характеризовать особенности официально-делового стиля (в том числе сферу употребления,
функции, языковые особенности), особенности жанра инструкции.
Применять знания о функциональных разновидностях языка при выполнении языкового анализа
различных видов и в речевой практике.
Система языка
Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слов; применять знания
по орфографии в практике правописания.
Использовать знания по морфемике и словообразованию при выполнении языкового анализа
различных видов и в практике правописания.
Объяснять значения фразеологизмов, пословиц и поговорок, афоризмов, крылатых слов (на основе
изученного), в том числе с использованием фразеологических словарей русского языка.
Распознавать метафору, олицетворение, эпитет, гиперболу, литоту; понимать их коммуникативное
назначение в художественном тексте и использовать в речи как средство выразительности.
Характеризовать слово с точки зрения сферы его употребления, происхождения, активного и
пассивного запаса и стилистической окраски; проводить лексический анализ слов; применять знания по
лексике и фразеологии при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.
Распознавать омонимию слов разных частей речи; различать лексическую и грамматическую
омонимию; понимать особенности употребления омонимов в речи.
Использовать грамматические словари и справочники в речевой практике.
Морфология. Культура речи
Распознавать причастия и деепричастия, наречия, служебные слова (предлоги, союзы, частицы),
междометия, звукоподражательные слова и проводить их морфологический анализ: определять общее
грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксические функции.
Причастие
Характеризовать причастия как особую группу слов. Определять признаки глагола и имени
прилагательного в причастии.
Распознавать причастия настоящего и прошедшего времени, действительные и страдательные
причастия. Различать и характеризовать полные и краткие формы страдательных причастий. Склонять
причастия.
Проводить морфологический анализ причастий, применять это умение в речевой практике.
Составлять словосочетания с причастием в роли зависимого слова. Конструировать причастные
обороты. Определять роль причастия в предложении.
Уместно использовать причастия в речи. Различать созвучные причастия и имена прилагательные
(висящий — висячий, горящий — горячий). Правильно употреблять причастия с суффиксом -ся.
Правильно устанавливать согласование в словосочетаниях типа прич. + сущ.
Правильно ставить ударение в некоторых формах причастий.
Применять правила правописания падежных окончаний и суффиксов причастий; н и нн в причастиях
и отглагольных именах прилагательных; написания гласной перед суффиксом -вш- действительных
причастий прошедшего времени, перед суффиксом -нн- страдательных причастий прошедшего
времени; написания нес причастиями.
Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.
Деепричастие
Характеризовать деепричастия как особую группу слов. Определять признаки глагола и наречия в
деепричастии.
Распознавать деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Проводить морфологический анализ деепричастий, применять это умение в речевой практике.
Конструировать деепричастный оборот. Определять роль деепричастия в предложении.
Уместно использовать деепричастия в речи.
Правильно ставить ударение в деепричастиях.
Применять правила написания гласных в суффиксах деепричастий; правила слитного и раздельного
написания не с деепричастиями.
Правильно строить предложения с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.

Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с одиночным деепричастием и
деепричастным оборотом.
Наречие
Распознавать наречия в речи. Определять общее грамматическое значение наречий; различать разряды
наречий по значению; характеризовать особенности словообразования наречий, их синтаксических
свойств, роли в речи.
Проводить морфологический анализ наречий, применять это умение в речевой практике.
Соблюдать нормы образования степеней сравнения наречий, произношения наречий, постановки в
них ударения.
Применять правила слитного, раздельного и дефисного написания наречий; написания ни нн в
наречиях на -о и -е; написания суффиксов -а и -о наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-;
употребления ьна конце наречий после шипящих; написания суффиксов наречий -ои -е после
шипящих; написания е и и в приставках не- и ни- наречий; слитного и раздельного написания нес
наречиями.
Слова категории состояния
Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки слов категории состояния,
характеризовать их синтаксическую функцию и роль в речи.
Служебные части речи
Давать общую характеристику служебных частей речи; объяснять их отличия от самостоятельных
частей речи.
Предлог
Характеризовать предлог как служебную часть речи; различать производные и непроизводные
предлоги, простые и составные предлоги.
Употреблять предлоги в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями;
соблюдать нормы правописания производных предлогов.
Соблюдать нормы употребления имѐн существительных и местоимений с предлогами, предлогов
из— с, в — на в составе словосочетаний; правила правописания производных предлогов.
Проводить морфологический анализ предлогов, применять это умение при выполнении языкового
анализа различных видов и в речевой практике.
Союз
Характеризовать союз как служебную часть речи; различать разряды союзов по значению, по
строению; объяснять роль союзов в тексте, в том числе как средств связи однородных членов
предложения и частей сложного предложения.
Употреблять союзы в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями;
соблюдать нормы правописания союзов, постановки знаков препинания в сложных союзных
предложениях, постановки знаков препинания в предложениях с союзом и.
Проводить морфологический анализ союзов, применять это умение в речевой практике.
Частица
Характеризовать частицу как служебную часть речи; различать разряды частиц по значению, по
составу; объяснять роль частиц в передаче различных оттенков значения в слове и тексте, в образовании
форм глагола; понимать интонационные особенности предложений с частицами. Употреблять
частицы в речи в соответствии с их значением и стилистической окраской; соблюдать нормы
правописания частиц.
Проводить морфологический анализ частиц, применять это умение в речевой практике.
Междометия и звукоподражательные слова
Характеризовать междометия как особую группу слов, различать группы междометий по значению;
объяснять роль междометий в речи. Характеризовать особенности звукоподражательных слов и их
употребление в разговорной речи, в художественной литературе.
Проводить морфологический анализ междометий; применять это умение в речевой практике.
Соблюдать пунктуационные нормы оформления предложений с междометиями.
Различать грамматические омонимы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Наименование разделов
Количество часов
п/п
и тем программы
всего контрольные практические
работы
работы

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. ПОВТОРЕНИЕ
1.1. Повторение пройденного
материала

4

Итого по разделу:

4

1

Систематизировать знания по синтаксису, отличать
словосочетания от предложения, простые от сложных
предложений, определять грамматическую основу в
простом предложении, распознавать однородные члены
предложения

Контрольная
работа;
Практикум;

РЭШ

Характеризовать язык как развивающееся явление (в
рамках изученного);

Устный
опрос;

РЭШ

Создавать различные виды монолога на бытовые,
научно-учебные (в том числе лингвистические) темы (в
течение учебного года);
Участвовать в диалогах разных видов: диалоге — запросе
информации (ставить и задавать вопрос; уместно
использовать разнообразные реплики - стимулы;
запрашивать дополнительную информацию); диалоге —
сообщении информации (строить информативно значимый
текст; мыслить и правильно реализовывать свой замысел;
привлекать и удерживать внимание, правильно обращаться
к собеседнику) (создание 8 и более реплик) (в течение
учебного года);

Устный опрос; РЭШ
Составление
диалога по
данной теме;

РЭШ

Характеризовать текст в аспекте его соответствия
требованиям цельности, связности, относительной
законченности, композиционных особенностей;
Создавать рассуждение-доказательство, рассуждениеобъяснение, рассуждение-размышление;

Практикум;

РЭШ

Письменно подробно пересказывать текст-рассуждение с
сохранением его композиционно-речевых особенностей;
Анализировать содержание научно-учебного текста и
осуществлять его информационную переработку,
составлять планы разных видов;

Практикум;

РЭШ

Практикум;

РЭШ

Раздел 2. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ
2.1. Язык как развивающееся
явление

1

Итого по разделу

1

Раздел 3. ЯЗЫК И РЕЧЬ
3.1. Монолог и его виды

1

3.2. Диалог и его виды

1

Итого по разделу
Раздел 4. ТЕКСТ
4.1. Основные
признаки
(повторение)

2
текста 1

4.2. Рассуждение как
функционально-смысловой
речи
4.3. тип
Информационная
переработка

2
4

текста
4.4. Смысловой анализ текста

1

Итого по разделу:

8

Устный опрос; РЭШ

Раздел 5. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЯЗЫКА
5.1. Публицистический стиль

4

5.2. Официально деловой стиль

2

Итого по разделу:

6

1

Распознавать тексты публицистического и официальноделового стилей, опираясь на анализ сферы применения,
основной задачи, стилевых черт, характерных языковых
средств, использованных в тексте;
Распознавать тексты публицистического и официальноделового стилей, опираясь на анализ сферы применения,
основной задачи, стилевых черт, характерных языковых
средств, использованных в тексте;

Устный опрос; РЭШ

Работа
текстом;

с РЭШ

Раздел 6. СИСТЕМА ЯЗЫКА: МОРФОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
6.1. Морфология как раздел науки о
языке (обобщение)

1

Различать слова самостоятельных и служебных частей речи; Самооценка с РЭШ
использованием«Оценочн
ого листа»;

6.2. Причастие как особая группа
слов

20

Знать суффиксы причастий; Распознавать причастия по
Тестирование
Диктант;
общему грамматическому значению и суффиксам;
Практикум;
Определять основания для сравнения и сравнивать
причастия и глаголы, причастия и имена прилагательные;
Определять основания для сравнения и сравнивать
действительные и страдательные причастия настоящего и
прошедшего времени; Объяснять механизм образования
действительных и страдательных причастий настоящего и
прошедшего времени; Выбирать суффикс действительных и
страдательных причастий настоящего времени в
зависимости от спряжения; Определять гласную перед
суффиксом -вш- действительных причастий прошедшего
времени, перед суффиксом -нн- страдательных причастий
прошедшего времени; Различать полные и краткие формы
страдательных причастий прошедшего времени;
Описывать смысловые, морфологические и синтаксические
особенности краткой формы страдательных причастий
прошедшего времени; Использовать знание грамматических
особенностей и орфографических правил при написании
суффиксов -нн- и -енн- полных форм страдательных
причастий и суффиксов -н- и -ен- кратких форм
страдательных причастий;

РЭШ

6.3. Деепричастие как особая группа 14
слов

1

Знать суффиксы деепричастий; Распознавать деепричастия по
общему грамматическому значению и суффиксам; Определять
основания для сравнения и сравнивать деепричастия и глаголы,
деепричастия и наречия; Определять основания для сравнения и
сравнивать деепричастия совершенного и несовершенного вида;
Объяснять механизм образования деепричастий совершенного и
несовершенного вида; Выбирать суффикс при образовании
деепричастий совершенного и несовершенного вида; Определять
гласную перед суффиксами -в, -вши деепричастий;
Определять роль деепричастия в словосочетании;
Распознавать деепричастный оборот в составе предложения,
определять его границы;
Объяснять расстановку знаков препинания в предложениях с
деепричастным оборотом; Конструировать предложения с
деепричастным оборотом;
Выбирать слитное или раздельное написание не с деепричастиями;
Выполнять морфологический анализ деепричастий;

Тестирование; РЭШ
Диктант;
Практикум;

6.4. Наречие

2

Распознавать наречия и аргументированно доказывать
принадлежность слов к этой части речи;
Характеризовать наречия в аспекте их принадлежности к различным
разрядам по значению; Различать наречия разных разрядов по
значению; Опознавать и характеризовать формы сравнительной и
превосходной степеней сравнения наречий;
Различать формы сравнительной и превосходной степеней
сравнения наречий и имѐн прилагательных, объяснять, как они
образуются; Образовывать простую и составную формы
сравнительной и превосходной степеней сравнения наречий;
Выбирать слитное, дефисное, раздельное написание наречий;
Выбирать гласную в суффиксах наречий, образованных
приставочно-суффиксальным способом с помощью приставок из-,
до-, с-, в-, на-, за- и суффиксов-а и -о, используя соответствующее
правило; Выбирать гласную о или е после шипящих на конце
наречий, образованных суффиксальным способом, используя
соответствующее правило; Выбирать гласную в приставках не- и
ни- наречий, используя соответствующее правило;
Выбирать слитное или раздельное написание не с наречиями на -о (е), образованными от качественных имѐн прилагательных,
используя соответствующее правило;
Выбирать одно или два н в наречиях на -о и -е, используя
соответствующее правило;
Выбирать правильное написание наречий с основой на шипящие;
Анализировать словосочетания с наречием в роли главного и
зависимого слова;

Контрольная
работа;
Словарный
диктант;
практикум;

21

РЭШ

6.5. Слова категории состояния

2

6.6. Служебные части речи

1

7.

Предлог

6.8. Союз

Распознавать слова категории состояния по общему
грамматическому значению, морфологическим признакам, роли
в предложении и типичным суффиксам; Различать слова
категории состояния и наречия;
Определять основания для сравнения и сравнивать наречия и
слова
категории
Опознавать
словасостояния;
служебных частей речи;
Характеризовать
рольсоюзы
слов категории
тексте;
Различать предлоги,
и частицы состояния
на основе ванализа

12

1

12

1

Самооценка с РЭШ
использованием«Оценочн
ого листа»;
Устный опрос; РЭШ

их
функций; предлоги в составе предложно-падежных форм,
Контрольная
Распознавать
работа;
словосочетаний и предложений; Характеризовать функции
Практикум;
предлогов; Определять падежную форму именных частей речи в
составе предложно-падежных форм; Анализировать предлоги в
аспекте их строения и происхождения; На основе анализа различать
предлоги разных разрядов, группы производных предлогов;
Определять основания для сравнения и сравнивать производные
предлоги и созвучные предложно-падежные формы (в течение — в
течении, навстречу — на встречу); Объяснять написание
производных предлогов, написание предлогов с именными частями
речи; Различать нейтральные предлоги и предлоги, используемые в
текстах книжных стилей; Конструировать словосочетания с
предложным управлением по заданным схемам и без использования
схем;
Распознавать союзы, использованные как средство связи
однородных членов предложения и частей сложного предложения,
характеризовать их функции; Определять основания для
сравнения и сравнивать конструкции с однородными членами,
связанными сочинительными союзами, и сложносочинѐнные
предложения; Использовать навыки пунктуационного анализа
простых предложений с однородными членами и
сложносочинѐнных предложений в практике письма;
Анализировать союзы в аспекте их строения и происхождения;
На основе анализа различать союзы разных разрядов;
Объяснять написание производных союзов;
Характеризовать отношения между однородными членами и
частями сложного предложения, устанавливаемые с помощью
союзов; Анализировать и конструировать предложения с
однородными членами, связанными одиночными, двойными и
повторяющимися союзами, правильно оформлять их на письме;
Различать нейтральные союзы и союзы, используемые в текстах
книжных стилей; Использовать союзы в соответствии с их
стилистической окраской;
Определять экспрессивное использование союзов в речи;
Выявлять роль союзов как средства связи предложений и частей
текста и
использовать их в этой функции в собственной речи;
Выполнять морфологический анализ союзов;
Определять основания для сравнения и сравнивать союзы тоже,

РЭШ

Тестирование; РЭШ
Самостоятельная работа с
взаимопроверкой;

6.9. Частица

12

6.10. Междометия
и звукоподражательные
слова

4

6.11. Омонимия слов разных частей
речи

2

Итого по разделу:
Раздел 7. ПОВТОРЕНИЕ

101

7.1. Повторение пройденного
материала

4

1

Контрольная
На основе анализа различать частицы разных разрядов;
Выполнять морфологический анализ частиц; Использовать частицы работа;
Практикум;
разных разрядов в собственной речи;
Определять экспрессивное использование частиц в художественном
тексте; Характеризовать интонационные особенности предложений
с частицами и правильно интонировать такие предложения;
Характеризовать смысловые различия частиц не и ни; Выбирать
слитное или раздельное написание не с разными частями речи;
Различать частицы бы, ли, же и части союзов чтобы, тоже, также на
основе грамматического анализа и выбирать правильное написание;
Соблюдать нормы правописания частиц -то, -таки, -ка;
Распознавать междометия в предложении и тексте на основе
анализа их функций в речи; Различать междометия разных
разрядов; Характеризовать роль междометий разных разрядов в
речи; Использовать междометия разных разрядов в собственной
речи для выражения различных чувств и побуждений, а также в
качестве форм приветствия, выделяя их интонационно;
Определять роль междометий и звукоподражательных слов как
средств создания экспрессии разговорной и художественной речи;
Выполнять морфологический анализ междометий;
Объяснять особенности интонационного и пунктуационного
выделения
междометий в предложении;
Распознавать омонимию слов разных частей речи; На основе
грамматического анализа различать омонимичные части речи;
Различать лексическую и грамматическую омонимию;
Понимать особенности употребления омонимов в речи;

1

Самооценка с РЭШ
использованием«Оценочного листа»;

Устный опрос; РЭШ

Систематизировать знания по синтаксису, отличать словосочетания Контрольная
от предложения, простые от сложных предложений, определять
работа;
грамматическую основу в простом предложении, распознавать
Зачет;
однородные члены предложения. Систематизировать знания по
лексике, фразеологии, находить изученные лексические единицы
языка. Выполнять фонетический разбор слов, устанавливать
соотношение между буквами и звуками, объяснять условия выбора
безударных гласных в корне слова, согласных в корне слова,
разделительных ь и ъ, условия употребления и неупотребления ь в
разных функциях. Систематизировать знания по словообразованию.

Итого по разделу:
4
Раздел 8. СОЧИНЕНИЯ, ИЗЛОЖЕНИЯ, КОНТРОЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
8.1. Сочинения (в течение года)
2
0

РЭШ

РЭШ

8.2. Изложения (в течение года)

2

0

8.3. Контрольные и проверочные
работы (в течение года)

6

0

Итого по разделу:

10

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

136

10

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1.
2.
3.
4.

5.
6.

7.

8.
9.
10.

11.
12.

13.
14.
15.
16.

17.

18.
19.
20.
21.
22.
23.

Тема урока

Кол-во часов
всего к/р п/р

Дата
проведения
План
Факт
изучения

Виды,
формы
контроля

Повторение. Словообразование самостоятельных частей речи.
Повторение. Правописание корней, приставок.

1

Устный опрос;

1

Устный опрос;

Повторение. Правописание суффиксов,
окончаний.
Повторение: грамматические (морфологические) нормы. Грамматические словари и
справочники.
Язык как развивающееся явление. Взаимосвязь
языка, культуры и истории народа.
Монолог и его виды (монолог - описание,
монолог - повествование, монолог рассуждение).
Диалог и его виды (побуждение к
действию, обмен мнениями, запрос
информации, сообщение информации).
Основные признаки текста (обобщение).
Рассуждение как функционально смысловой тип речи.
Структурные особенности текста-рассуждения.
Рассуждение-доказательство, рассуждение объяснение, рассуждение-размышление.
ВПР

1

Практикум;

1

Письменный
контроль;

1

Практикум;

1

Устный опрос;

1

Практикум;

1
1

Практикум;
Устный
опрос;
Работа с
текстами;

Информационная переработка текста:
план текста (простой, сложный; назывной,
вопросный, тезисный).
Главная и второстепенная информация
текста
Композиционные особенности текста;
микротемы и абзацы.
Способы и средства связи предложений в
тексте.
Языковые средства выразительности в тексте:
фонетические (звукопись), словообразовательные, лексические (обобщение).
Публицистический стиль. Языковые средства
выразительности в тексте публицистического
стиля.
Основные жанры публицистического стиля.
Статья. Очерк. Заметка.
Основные жанры публицистического
стиля. Интервью. Репортаж.
Контрольное подробное изложение текста
№ 1.
Создание текста публицистического стиля.
Официально-деловой стиль: сфера
употребления, функции, языковые особенности.
Инструкция как жанр официально-делового
стиля.

1

1

1

1

Письменный
контроль;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Практикум;

1
1

1

Устный
опрос;
Практикум;

1

Устный опрос;

1

Работа по
карточкам;
Устный опрос;

1

1
1
1
1
1

1

Изложение;
Практикум;
Написание
заявления;
Работа по
шаблону;

24.
25.

26.
27.
28.
29.
30.

31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.

41.
42.
43.

44.

Морфология как раздел науки о языке
(обобщение).
Причастие как особая форма глагола.
Признаки глагола и имени прилагательного в
причастии.
Роль причастий в предложении

1

1

Практикум;

Склонение причастий, правописание гласных в
падежных окончаниях причастий.
Нормы согласования причастий с
существительными.
Причастный оборот. Знаки препинания в
предложениях с причастным оборотом.
Контрольное сочинение – описание № 1
картины с использованием причастий и
причастных оборотов.
Действительные и страдательные
причастия настоящего и прошедшего времени.
Полные и краткие формы страдательных
причастий.
Действительные причастия настоящего
времени, их образование и правописание.
Действительные причастия прошедшего
времени, их образование и правописание.
Страдательные причастия настоящего
времени, их образование и правописание.

1

Устный
опрос;
Практикум;

1

1
1
1

Письменный
контроль;
Работа на
карточках;
Устный опрос;

1
1
1

Страдательные причастия прошедшего времени, 1
их образование и правописание.
Морфологический анализ причастий
1
1

Устный опрос;
Практикум;
Письменный
контроль;
Практикум;

1

Изложение;

Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных 1
причастий прошедшего времени и отглагольных
прилагательных.
Уместное использование причастий в речи.
1

Практикум;

Правописание гласных перед Н в суффиксах
страдательных причастий.
Выборочное изложение текста.

Письменный
контроль;
Письменный
контроль;
Практикум;

Слитное и раздельное написание НЕ с
1
причастиями.
Буква Ё после шипящих в суффиксах
1
страдательных причастий прошедшего времени
и отглагольных прилагательных.
Правописание причастий. Практикум.
1

48.
49.

Обособление одиночных деепричастий.

1

47.

Письменный
контроль;
Сочинение;
Взаимопроверка;
Практикум;

1

1

46.

1

1

Контрольная работа№1 по теме
"Причастие".
Деепричастие как особая форма глагола.
Признаки глагола и наречия в
деепричастии. совершенного и несовершенного
Деепричастия
вида. Суффиксы деепричастий.
Нормы образования деепричастий.

45.

Письменный
контроль;
Письменный
контроль;

50. Деепричастный оборот.

1
1
1

1

Практикум;
1

Контрольная
работа;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Письменный
контроль;
Устный опрос;

51.

Повествование с элементами рассуждения.

1

Сочинение;

52.

Роль деепричастия в предложении.

1

Практикум;

53.

Пунктуационное оформление предложений с 1
одиночными деепричастиями и деепричастными
оборотами.
Морфологический анализ деепричастий.
1

Практикум;

1

Письменный
контроль;
Сочинение;

1

Устный опрос;

1

Практикум;

1

Устный опрос;

61.

Слитное и раздельное написание НЕ с
деепричастиями.
Уместное использование деепричастий в речи.
Практикум.
Нормы произношения и употребления
деепричастий.
Контрольная работа№2 по теме
"Деепричастие".
Наречие как самостоятельная неизменяемая
часть речи.
Разряды наречий по значению.

62.

54.

55. Сочинение –рассуждение.
56.
57.
58.

1

Контрольная
работа;
Устный опрос;

1

Практикум;

Словообразование наречий.

1

Устный опрос;

63.

Роль наречий в тексте.

1

Устный опрос;

64.

Выражение различных обстоятельственных
значений с помощью наречий.
Степени сравнения наречий.

1

Практикум;

1

Нормы произношения и постановки ударения
в наречиях
Морфологический анализ наречия.

1

Письменный
контроль;
Устный опрос;

Устный пересказ текста с использованием
наречий в различных функциях.
Сочинение-описание картины.

1

Письменный
контроль
кон
Устный опрос;

1

Сочинение;

Слитное и раздельное написание НЕ с
наречиями.
Дефис между частями слова в наречиях.

1

1

73.

Слитное и раздельное написание наречий,
образованных от существительных и
количественных числительных.
Правописание НЕ- и НИ- в наречиях.

Работа по
карточкам;
Словарная
работа;
Письменный
контроль;

1

Практикум;

74.
75.

Правописание Н и НН в суффиксах наречий.
Изложение с изменением лица рассказчика.

1
1

Практикум;
Изложение;

76.

Наречие как средство грамматической связи
предложений и частей текста.
Правописание О – Е после шипящих в
суффиксах наречий.
Правописание гласных О и А в суффиксах
наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, ЗА-,
НА-.
Употребление Ь на конце наречий после
шипящих

1

Письменный
контроль;
Письменный
контроль;
Письменный
контроль;

59.
60.

65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.

77.
78.

79.

1

1

1

1
1

1

1

Тестирование;

80.

Правописание наречий. Практикум

1

81.

Контрольная работа№3 по теме "Наречие".

1

82.

Вопрос о словах категории состояния в
системе частей речи. Роль слов категории
состояния в речи.
Различение наречий и слов категории
состояния.

1

Контрольная
работа;
Устный опрос;

1

Практикум;

Служебные части речи и их отличия от
самостоятельных частей речи.
Подробное изложение текста с сочетанием
разных типов речи.
Предлог как служебная часть речи.

1

Устный опрос;

1

Изложение;

1

Устный опрос;

1
1

89.

Грамматические функции предлогов.
Разряды предлогов по строению: простые,
сложные, составные.
Правописание сложных предлогов.

90.

Производные и непроизводные предлоги.

1

91.

Правильное использование непроизводных
1
предлогов. Практикум.
Правильное образование предложно-падежных 1
форм с производными предлогами.
Слитное написание производных предлогов. 1

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Письменный
контроль;
Словарный
диктант;
Практикум;

83.
84.
85.
86.
87.
88.

92.

Практикум;
1

1

Практикум;

1

95.

Раздельное написание производных
предлогов.
Сочинение с сочетанием разных типов речи.

1

Письменный
контроль;
Письменный
контроль;
Сочинение;

96.

Употребление предлогов в речи.

1

Практикум;

97.

Морфологический анализ предлога.

1

Тестирование;

98.

Повторение темы "Предлог".

1

Тестирование;

99.

Союз как служебная часть речи.

1

Устный опрос;

100. Разряды союзов по строению (простые и
составные) и значению (сочинительные и
подчинительные).
101. Сочинительные (соединительные,
противительные, разделительные) союзы.
102. Одиночные, двойные и повторяющиеся
сочинительные союзы, знаки препинания в
предложениях с ними.
103. Подчинительные
союзы.

1

Работа по
таблице;

1

Практикум;

1

Практикум;

1

Практикум;

104. Контрольное сжатое изложение №2
публицистического текста.
105. Употребление союзов в тексте.

1
1

Устный опрос;

106. Использование союзов как средства связи
предложений и частей текста.
Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ,
107. ЧТОБЫ, ЗАТО.

1

Устный опрос;

1

Практикум;

93.
94.

1

Изложение;

108. Правописание составных союзов.

1

109. Морфологический анализ союза

1

110. Союзы и союзные слова.
111. Повторение по теме "Союз".
112. Контрольное сочинение-описание№2 с
элементами рассуждения.
113. Частица как служебная часть речи.
114. Роль частиц в речи.
115. Разряды частиц по значению и употреблению.
Формообразующие частицы.
116. Смысловые частицы.

1
1
1

1

Письменный
контроль;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Устный опрос;
Сочинение;

1
1
1

Устный опрос;
Устный опрос;
Практикум;

1

Устный опрос;

117. Интонационные особенности предложений с
частицами.
118. Смысловые различия частиц НЕ и НИ.

1

Устный опрос;

1

119. Различение приставки НЕ- и частицы НЕ.

1

120. Слитное и раздельное написание НЕ с
разными частями речи (обобщение).
121. Сочинение - рассуждение с использованием
смысловых частиц.
122. Раздельное и дефисное
написание частиц

1
1

Письменный
контроль;
Письменный
контроль;
Работа по
карточкам;
Сочинение;

1

Практикум;

123. Морфологический

1

Письменный
контроль;
Тестирование;

анализ частицы.

124. Повторение темы "Частица".

1

125. Контрольная работа № 4 по теме
"Служебные части речи".
126. Междометия как особая группа слов. Разряды
междометий. Морфологический анализ
междометий.
127. Роль междометий в речи.

1

1

Диктант;

1

Устный опрос;

1

Устный опрос;

128. Звукоподражательные
слова. Морфологический анализ звукоподражательных слов.
Употребление звукоподражательных слов в
речи.
129. Интонационное и пунктуационное выделение
междометий и звукоподражательных слов в
предложении.
130. Сочинение-описание картины.

1

Устный опрос;

1

Устный опрос;

1

Сочинение;

131. Грамматическая омонимия.

1

Устный опрос;

132. Повторение. Лексика и фразеология.

1

133. Повторение. Морфемика и словообразование

1

Письменный
контроль;
Практикум;

134. Повторение. Морфология. Синтаксис

1

135. Промежуточная аттестация. Контрольная
работа за год.
136. Повторение. Основные разделы лингвистики

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

136

1

1
10

Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Устный опрос;

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и другие. Русский язык (в 2 частях), 7 класс/
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Богданова Г.А. Уроки русского языка в VII классе: книга для учителя/ Г.А.Богданова.М.:Просвещение, 2001.
Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку 5-9 классы.-М.: Просвещение, 2005.
Дейкина А.Д. Раздаточные материалы по русскому языку. 7 класс/ А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова.- М.:
Дрофа, 2001.
Ладыженская Т.А. Обучение русскому языку в 7 классе/ Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова,
М.Т.Баранов.-М.: Просвещение, 2005.
Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии. 7 класс/ Л.Г.Ларионова.- М.: Просвещение,
2006.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала.
Словари он-лайн.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь
школьникам и абитуриентам.
http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации
Русский язык и культура речи.
http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4
Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/
Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/
Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/
Словарь-справочник русского языкаhttp://slovar.boom.ru/
Электронная школа - resh.edu.ru

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
учебная литература (учебники, словари, справочники, рабочие тетради, дидактические и
методические пособия)
вспомогательные печатные пособия (раздаточные карточки, плакаты, таблицы)
цифровые обучающие средства (цифровые учебники, обучающие приложения, тренажѐры)
визуальные и аудиосредства (слайды, видеофильмы, аудиохрестоматии)
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Справочники.
Словари.
Дидактические материалы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.05.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (35349) 2-15-57

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».