МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Оренбургской области
Администрация Тоцкого района
МАОУ Тоцкая СОШ им. А.К. Стерелюхина
РАССМОТРЕНО
методическим объединением
учителей
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________Скондакова Н.В.
Протокол №1
от 25 августа 2022 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
______________Парахненко Ю.С.
______________Рыжков В.К.
Протокол №
Приказ №
от 30 августа 2022 г.
от 1 сентября 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 3394244)
учебного предмета
«Русский язык»
для 6 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Плаксина С.А., Сердюк Е.Ю., Сергеева Л.В., Скондакова Н.В.,
учителя русского языка и литературы
с. Тоцкое 2022
Рабочая программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на
основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
(Приказ Минпросвещения России от 31 05 2021 г № 287, зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 05 07 2021 г , рег номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), Концепции
преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), Примерной программы
воспитания, с учѐтом распределѐнных по классам проверяемых требований к результатам освоения
Основной образовательной программы основного общего образования.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Личностные и метапредметные результаты представлены с учѐтом особенностей преподавания
русского языка в основной общеобразовательной школе с учѐтом методических традиций построения
школьного курса русского языка, реализованных в большей части входящих в Федеральный
перечень УМК по русскому языку.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Русский язык — государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения
народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и язык
межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех народов
Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной
консолидации.
Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного
языка и языка межнационального общения важны для каждого жителя России, независимо от места
его проживания и этнической принадлежности Знание русского языка и владение им в разных
формах его существования и функциональных разновидностях, понимание его стилистических
особенностей и выразительных возможностей, умение правильно и эффективно использовать
русский язык в различных сферах и ситуациях общения определяют успешность социализации
личности и возможности еѐ самореализации в различных жизненно важных для человека областях.
Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания,
самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи
информации, культурных традиций, истории русского и других народов России.
Обучение русскому языку в школе направлено на совершенствование нравственной и
коммуникативной культуры ученика, развитие его интеллектуальных и творческих способностей,
мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности,
самообразования.
Содержание обучения русскому языку ориентировано также на развитие функциональной
грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать
информацию текстов разных форматов, оценивать еѐ, размышлять о ней, чтобы достигать своих
целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни Речевая и текстовая
деятельность является системообразующей доминантой школьного курса русского языка
Соответствующие умения и навыки представлены в перечне метапредметных и предметных
результатов обучения, в содержании обучения (разделы «Язык и речь», «Текст», «Функциональные
разновидности языка»).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Целями изучения русского языка по программам основного общего образования являются:
осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к
русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального
общения; проявление сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме
выражения и хранения духовного богатства русского и других народов России, как к средству
общения
и
получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; проявление уважения к
общероссийской и русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации;
овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом формирования
социальных взаимоотношений, инструментом преобразования мира;
овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях функционирования,
о стилистических ресурсах русского языка; практическое овладение нормами русского
литературного языка и речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса
и использование в собственной речевой практике разнообразных грамматических средств;
совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание стремления к
речевому самосовершенствованию;
совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих
эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения; овладение русским языком как средством получения
различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам;
совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных
умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления
определѐнных закономерностей и правил, конкретизации и т. п. в процессе изучения русского языка;
развитие функциональной грамотности: умений осуществлять информационный поиск,
извлекать и преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и
использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и др.); освоение
стратегий и тактик информационно-смысловой переработки текста, овладение способами понимания
текста, его назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры,
роли языковых средств.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и
литература» и является обязательным для изучения.
Содержание учебного предмета «Русский язык», представленное в рабочей программе,
соответствует ФГОС ООО, Примерной основной образовательной программе основного общего
образования.
Учебным планом на изучение русского языка в 6 классе отводится - 204 ч (6 ч в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Общие сведения о языке
Русский язык — государственный язык Российской Федерации и язык межнационального
общения. Понятие о литературном языке.
Язык и речь
Монолог-описание,
монолог-повествование,
монолог-рассуждение;
сообщение
на
лингвистическую тему.
Виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями.
Текст
Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и абзацев, способов и
средств связи предложений в тексте; использование языковых средств выразительности (в рамках
изученного).
Информационная переработка текста. План текста (простой, сложный; назывной, вопросный);
главная и второстепенная информация текста; пересказ текста.
Описание как тип речи.
Описание внешности человека.
Описание помещения.
Описание природы.
Описание местности.
Описание действий.
Функциональные разновидности языка
Официально-деловой стиль. Заявление. Расписка. Научный стиль. Словарная статья. Научное
сообщение.
СИСТЕМА ЯЗЫКА
Лексикология. Культура речи
Лексика русского языка с точки зрения еѐ происхождения: исконно русские и заимствованные
слова.
Лексика русского языка с точки зрения принадлежности к активному и пассивному запасу:
неологизмы, устаревшие слова (историзмы и архаизмы).
Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления: общеупотребительная лексика и
лексика ограниченного употребления (диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы).
Стилистические пласты лексики: стилистически нейтральная, высокая и сниженная лексика.
Лексический анализ слов.
Фразеологизмы. Их признаки и значение.
Употребление лексических средств в соответствии с ситуацией общения.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления.
Эпитеты, метафоры, олицетворения.
Лексические словари.
Словообразование. Культура речи. Орфография
Формообразующие и словообразующие морфемы.
Производящая основа.
Основные способы образования слов в русском языке (приставочный, суффиксальный,
приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую).
Морфемный и словообразовательный анализ слов.
Правописание сложных и сложносокращѐнных слов.
Нормы правописания корня -кас- — -кос- с чередованием а // о, гласных в приставках пре- и при-.
Морфология. Культура речи. Орфография
Имя существительное
Особенности словообразования.
Нормы произношения имѐн существительных, нормы постановки ударения (в рамках изученного).
Нормы словоизменения имѐн существительных.
Нормы слитного и дефисного написания пол- и полу- со словами.
Имя прилагательное
Качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные.
Степени сравнения качественных имѐн прилагательных.
Словообразование имѐн прилагательных.
Морфологический анализ имѐн прилагательных.
Правописание н и нн в именах прилагательных.
Правописание суффиксов -к- и -ск- имѐн прилагательных.
Правописание сложных имѐн прилагательных.
Нормы произношения имѐн прилагательных, нормы ударения (в рамках изученного).
Имя числительное
Общее грамматическое значение имени числительного. Синтаксические функции имѐн
числительных.
Разряды имѐн числительных по значению: количественные (целые, дробные, собирательные),
порядковые числительные.
Разряды имѐн числительных по строению: простые, сложные, составные числительные.
Словообразование имѐн числительных.
Склонение количественных и порядковых имѐн числительных.
Правильное образование форм имѐн числительных.
Правильное употребление собирательных имѐн числительных.
Употребление имѐн числительных в научных текстах, деловой речи.
Морфологический анализ имѐн числительных.
Нормы правописания имѐн числительных: написание ь в именах числительных; написание
двойных согласных; слитное, раздельное, дефисное написание числительных; нормы правописания
окончаний числительных.
Местоимение
Общее грамматическое значение местоимения. Синтаксические функции местоимений.
Разряды местоимений: личные, возвратное, вопросительные, относительные, указательные,
притяжательные, неопределѐнные, отрицательные, определительные.
Склонение местоимений.
Словообразование местоимений.
Роль местоимений в речи. Употребление местоимений в соответствии с требованиями русского
речевого этикета, в том числе местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего
текста (устранение двусмысленности, неточности); притяжательные и указательные местоимения как
средства связи предложений в тексте.
Морфологический анализ местоимений.
Нормы правописания местоимений: правописание местоимений с не и ни; слитное, раздельное и
дефисное написание местоимений.
Глагол
Переходные и непереходные глаголы.
Разноспрягаемые глаголы.
Безличные глаголы. Использование личных глаголов в безличном значении.
Изъявительное, условное и повелительное наклонения глагола.
Нормы ударения в глагольных формах (в рамках изученного).
Нормы словоизменения глаголов.
Видо-временная соотнесѐнность глагольных форм в тексте.
Морфологический анализ глаголов.
Использование ь как показателя грамматической формы в повелительном наклонении глагола.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку основного
общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с
традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку для основного
общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на еѐ основе и в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражѐнными
в литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма,
дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и
правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском
языке; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной
деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтѐрство).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения народов России; проявление интереса к познанию русского языка, к
истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте
учебного предмета «Русский язык»; ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей
Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе
отражѐнным в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным
праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать своѐ поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков; активное
неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как
средства коммуникации и самовыражения; осознание важности русского языка как средства
коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных
видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная
физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в
процессе школьного языкового образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и
меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своѐ эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать
адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из
литературных произведений, написанных на русском языке; сформированность навыков рефлексии,
признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края)
технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе
применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов,
журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учѐтом личных и
общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы.
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в
том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими
экологические проблемы; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой,
навыками чтения как средства познания мира; овладение основными навыками исследовательской
деятельности с учѐтом специфики школьного языкового образования; установка на осмысление опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение
обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия
с людьми из другой культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределѐнности, открытость опыту и знаниям
других; потребность в действии в условиях неопределѐнности, в повышении уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита
собственных знаний и компетенций, планирование своего развития; умение оперировать основными
понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать
и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учѐтом влияния
на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую
ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать
принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать
опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие
гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и
процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по
существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной
задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать
выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии,
формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов,
разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учѐтом
самостоятельно выделенных критериев.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным
состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать
свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению
особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов
между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического
исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведѐнного наблюдения,
исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учѐтом
предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию,
представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения
достоверности и применимости содержащейся в нѐм информации и усвоения необходимой
информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из
одного или нескольких источников с учѐтом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в
различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация,
таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надѐжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным
самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями
общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи
и в письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной
форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи,
нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций;
публично представлять результаты проведѐнного языкового анализа, выполненного
лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом цели презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративного материала.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия
при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь
обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учѐтом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и
координировать
свои
действия
с
действиями
других
членов
команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад
каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к представлению отчѐта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в
группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения
учебной задачи с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план еѐ изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать
решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины
коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретѐнному речевому опыту и
корректировать собственную речь с учѐтом целей и условий общения; оценивать соответствие
результата цели и условиям общения.
Эмоциональный интеллект:
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека,
анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать своѐ и чужое право на
ошибку;
принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Общие сведения о языке
Характеризовать функции русского языка как государственного языка Российской Федерации и
языка межнационального общения, приводить примеры использования русского языка как
государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения (в рамках
изученного).
Иметь представление о русском литературном языке.
Язык и речь
Создавать устные монологические высказывания объѐмом не менее 6 предложений на основе
жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы
(монолог-описание, монолог-повествование, монолог-рассуждение); выступать с сообщением на
лингвистическую тему.
Участвовать в диалоге (побуждение к действию, обмен мнениями) объѐмом не менее 4 реплик.
Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным — научноучебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи.
Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым.
Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объѐмом не менее 110 слов.
Понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных и художественных текстов
различных функционально-смысловых типов речи объѐмом не менее 180 слов: устно и письменно
формулировать тему и главную мысль текста, вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных научно-учебных
и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи (для подробного
изложения объѐм исходного текста должен составлять не менее 160 слов; для сжатого изложения — не
менее 165 слов).
Осуществлять выбор лексических средств в соответствии с речевой ситуацией; пользоваться
словарями иностранных слов, устаревших слов; оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления; использовать толковые словари.
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том
числе во время списывания текста объѐмом 100—110 слов; словарного диктанта объѐмом 20—25 слов;
диктанта на основе связного текста объѐмом 100—110 слов, составленного с учѐтом ранее изученных
правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение второго года обучения
орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями); соблюдать в устной речи и на
письме правила речевого этикета.
Текст
Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам; с точки зрения его
принадлежности к функционально-смысловому типу речи.
Характеризовать тексты различных функционально-смысловых типов речи; характеризовать
особенности описания как типа речи (описание внешности человека, помещения, природы, местности,
действий).
Выявлять средства связи предложений в тексте, в том числе притяжательные и указательные
местоимения, видо-временную соотнесѐнность глагольных форм.
Применять знания о функционально-смысловых типах речи при выполнении анализа различных
видов и в речевой практике; использовать знание основных признаков текста в практике создания
собственного текста.
Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество
микротем и абзацев.
Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание
внешности человека, помещения, природы, местности, действий) с опорой на жизненный и
читательский опыт; произведение искусства (в том числе сочинения-миниатюры объѐмом 5 и более
предложений; классные сочинения объѐмом не менее 100 слов с учѐтом функциональной
разновидности и жанра сочинения, характера темы).
Владеть умениями информационной переработки текста: составлять план прочитанного текста
(простой, сложный; назывной, вопросный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в
устной и письменной форме; выделять главную и второстепенную информацию в прослушанном и
прочитанном тексте; извлекать информацию из различных источников, в том числе из
лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать еѐ в учебной деятельности.
Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
Представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного текста в виде
таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста.
Редактировать собственные тексты с опорой на знание норм современного русского литературного
языка.
Функциональные разновидности языка
Характеризовать особенности официально-делового стиля речи, научного стиля речи; перечислять
требования к составлению словарной статьи и научного сообщения; анализировать тексты разных
функциональных разновидностей языка и жанров (рассказ; заявление, расписка; словарная статья,
научное сообщение).
Применять знания об официально-деловом и научном стиле при выполнении языкового анализа
различных видов и в речевой практике.
СИСТЕМА ЯЗЫКА
Лексикология. Культура речи
Различать слова с точки зрения их происхождения: исконно русские и заимствованные слова;
различать слова с точки зрения их принадлежности к активному или пассивному запасу: неологизмы,
устаревшие слова (историзмы и архаизмы); различать слова с точки зрения сферы их употребления:
общеупотребительные слова и слова ограниченной сферы употребления (диалектизмы, термины,
профессионализмы, жаргонизмы); определять стилистическую окраску слова.
Распознавать эпитеты, метафоры, олицетворения; понимать их основное коммуникативное
назначение в художественном тексте и использовать в речи с целью повышения еѐ богатства и
выразительности.
Распознавать в тексте фразеологизмы, уметь определять их значения; характеризовать ситуацию
употребления фразеологизма.
Осуществлять выбор лексических средств в соответствии с речевой ситуацией; пользоваться
словарями иностранных слов, устаревших слов; оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления; использовать толковые словари.
Словообразование. Культура речи. Орфография
Распознавать формообразующие и словообразующие морфемы в слове; выделять производящую
основу.
Определять способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочносуффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую); проводить
морфемный и словообразовательный анализ слов; применять знания по морфемике и
словообразованию при выполнении языкового анализа различных видов.
Соблюдать нормы словообразования имѐн прилагательных.
Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слов; применять знания
по орфографии в практике правописания.
Соблюдать нормы правописания сложных и сложносокращѐнных слов; нормы правописания корнякас- — -кос- с чередованием а // о, гласных в приставках пре- и при-.
Морфология. Культура речи. Орфография
Характеризовать особенности словообразования имѐн существительных.
Соблюдать нормы слитного и дефисного написания пол- и полу- со словами.
Соблюдать нормы произношения, постановки ударения (в рамках изученного), словоизменения
имѐн существительных.
Различать качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные, степени
сравнения качественных имѐн прилагательных.
Соблюдать нормы словообразования имѐн прилагательных; нормы произношения имѐн
прилагательных, нормы ударения (в рамках изученного); соблюдать нормы правописания н и нн в
именах прилагательных, суффиксов -к- и -ск- имѐн прилагательных, сложных имѐн прилагательных.
Распознавать числительные; определять общее грамматическое значение имени числительного;
различать разряды имѐн числительных по значению, по строению.
Уметь склонять числительные и характеризовать особенности склонения, словообразования и
синтаксических функций числительных; характеризовать роль имѐн числительных в речи, особенности
употребления в научных текстах, деловой речи.
Правильно употреблять собирательные имена числительные; соблюдать нормы правописания имѐн
числительных, в том числе написание ь в именах числительных; написание двойных согласных;
слитное, раздельное, дефисное написание числительных; нормы правописания окончаний
числительных.
Распознавать местоимения; определять общее грамматическое значение; различать разряды
местоимений; уметь склонять местоимения; характеризовать особенности их склонения,
словообразования, синтаксических функций, роли в речи.
Правильно употреблять местоимения в соответствии с требованиями русского речевого этикета, в
том числе местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего текста (устранение
двусмысленности, неточности); соблюдать нормы правописания местоимений с не и ни, слитного,
раздельного и дефисного написания местоимений.
Распознавать переходные и непереходные глаголы; разноспрягаемые глаголы; определять
наклонение глагола, значение глаголов в изъявительном, условном и повелительном наклонении;
различать безличные и личные глаголы; использовать личные глаголы в безличном значении.
Соблюдать нормы правописания ь в формах глагола повелительного наклонения.
Проводить морфологический анализ имѐн прилагательных, имѐн числительных, местоимений,
глаголов; применять знания по морфологии при выполнении языкового анализа различных видов и в
речевой практике.
Проводить фонетический анализ слов; использовать знания по фонетике и графике в практике
произношения и правописания слов.
Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слов; применять знания
по орфографии в практике правописания.
Проводить синтаксический анализ словосочетаний, синтаксический и пунктуационный анализ
предложений (в рамках изученного); применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении
языкового анализа различных видов и в речевой практике.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование разделов
и тем программы
Количество часов
всего контрольные
работы
практические
работы
Дата
изучения
Виды деятельности
Виды,
формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. ПОВТОРЕНИЕ
1.1. Повторение пройденного
материала.
6
Итого по разделу
6
Самостоятельная работа, работа в карточках
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
РЭШ
Характеризовать функции русского языка как
государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения, приводить примеры
использования русского языка как государственного
языка Российской Федерации и как языка
межнационального общения (в рамках изученного);
Устный
опрос;
РЭШ
Извлекать информацию из различных источников;
Устный
опрос;
РЭШ
Раздел 2. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ
2.1. Основные функции русского
языка.
2
2.2. Литературный язык.
1
Итого по разделу
3
1
Раздел 3. ЯЗЫК И РЕЧЬ
3.1. Виды речи.
1
Создавать устные монологические высказывания на
основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной,
художественной и научно-популярной литературы
(монолог-описание, монолог-повествование, монолограссуждение);
Устный
опрос;
РЭШ
3.2. Монолог и диалог. Их
разновидности.
4
Создавать различные виды диалога: побуждение к
действию, обмен мнениями (в течение учебного года);
Практикум
РЭШ
Итого по разделу
5
Анализировать текст с точки зрения его соответствия
основным признакам (наличие темы, главной мысли,
грамматической связи предложений, цельности и
относительной законченности); с точки зрения его
принадлежности к функционально-смысловому типу
речи; его композиционных особенностей, количества
микротем и абзацев;
Устный
опрос;
РЭШ
Раздел 4. ТЕКСТ
4.1. Информационная переработка
текста.
6
4.2. Функционально-смысловые
типы речи.
1
4.3. Виды описания.
10
4.4. Смысловой анализ текста.
6
Итого по разделу:
23
1
Характеризовать тексты различных функциональноПрактикум
смысловых типов речи (повествование, описание,
рассуждение); характеризовать особенности описания как
типа речи;
РЭШ
Создавать текст-описание: устно и письменно описывать
внешность человека, помещение, природу, местность,
действие;
Практикум
РЭШ
Представлять содержание прослушанного или
прочитанного учебно-научного текста в виде таблицы,
схемы, представлять содержание таблицы, схемы в виде
текста;
Устный
опрос;
РЭШ
Устный
опрос;
РЭШ
Раздел 5. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЯЗЫКА
5.1. Официально деловой стиль.
Жанры.
3
Характеризовать особенности официально-делового и
научно-учебного стилей;
5.2. Научный стиль. Жанры.
9
Перечислять требования к составлению словарной статьи Практикум
и научного сообщения;
РЭШ
Итого по разделу:
12
Различать слова с точки зрения их происхождения:
исконно русские и заимствованные слова;
различать слова с точки зрения их принадлежности к
активному или пассивному запасу: неологизмы,
устаревшие слова;
Устный
опрос;
Практикум
РЭШ
Различать слова с точки зрения сферы их
употребления: общеупотребительные,
диалектизмы,
термины, профессионализмы,
Определять стилистическую
окраску слова;
жаргонизмы;
Практикум
РЭШ
Устный
опрос;
РЭШ
Распознавать эпитеты, метафоры,
олицетворения; понимать их основное
коммуникативное
назначение
Проводить лексический
анализв слов;
художественном тексте;
Практикум
РЭШ
Практикум
РЭШ
Устный
опрос;
РЭШ
Раздел 6. СИСТЕМА ЯЗЫКА: ЛЕКСИКОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.
6.1. Группы лексики по
2
происхождению.
6.2. Активный и пассивный запас
3
лексики.
6.3. Лексика
с точки зрения сферы
6.4. употребления.
Стилистическая окраска слова.
5
6.5. Лексические средства
выразительности.
6
1
6.6. Лексические словари
2
1
1
2
Итого по разделу:
20
Раздел 7. СИСТЕМА ЯЗЫКА: СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. ОРФОГРАФИЯ
7.1. Виды морфем.
3
Распознавать формообразующие и словообразующие
морфемы в слове; выделять производящую основу;
РЭШ
7.2. Основные способы образования 6
слов в русском языке.
1
Определять способы словообразования (приставочный,
суффиксальный, приставочно-суффиксальный,
бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи
в другую);
Практическая
работа;
РЭШ
7.3. Правописание
сложных
сложносокращѐнных слов.
2
Распознавать изученные орфограммы; проводить
орфографический анализ слов;
Практикум
РЭШ
Характеризовать особенности словообразования имѐн
существительных; Проводить орфоэпический анализ имѐн
существительных (выявлять особенности произношения,
постановки ударения (в рамках изученного),
анализировать особенности словоизменения имѐн
существительных;
Соблюдать нормы слитного и дефисного написания пол- и
полу- со словами;
Проводить морфологический анализ имѐн
существительных;
Распознавать качественные, относительные и
притяжательные имена прилагательные, степени
сравнения качественных имѐн прилагательных;
Анализировать особенности словообразования имѐн
прилагательных;
Проводить орфоэпический анализ имѐн прилагательных,
выявлять особенности произношения имѐн
прилагательных, ударения (в рамках изученного);
Проводить орфографический анализ имѐн
прилагательных с н и нн, имѐн прилагательных с
суффиксами -к- и -ск-, сложных имѐн прилагательных;
Проводить морфологический анализ имѐн
прилагательных;
Распознавать числительные;
Определять общее грамматическое значение имени
числительного;
Различать количественные (целые, дробные,
собирательные) и порядковые имена числительные;
Различать простые, сложные, составные имена
числительные;
Склонять числительные и характеризовать особенности
склонения, словообразования и синтаксических
функций числительных;
Письменный
контроль
РЭШ
Диктант;
РЭШ
Письменный
контроль
РЭШ
Итого по разделу:
и 5
14
Раздел 8. СИСТЕМА ЯЗЫКА: МОРФОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. ОРФОГРАФИЯ
8.1. Имя существительное
10
1
8.2. Имя прилагательное
15
1
8.3. Имя числительное
23
2
8.4. Местоименение
15
2
Распознавать местоимения;
Письменный
Определять общее грамматическое значение
контроль
местоимения;
Различать разряды местоимений;
Характеризовать особенности склонения местоимений,
словообразования местоимений, синтаксических функций
местоимений, роли в речи;
РЭШ
8.5. Глагол
36
2
Контрольная
работа;
РЭШ
Итого по разделу:
Распознавать переходные и непереходные глаголы;
разноспрягаемые глаголы; Определять наклонение
глагола, значение глаголов в изъявительном, условном и
повелительном наклонении;
Различать безличные и личные глаголы;
99
Повторение и систематизация полученных знаний по
пройденному материалу.
Контрольная
работа;
РЭШ
Раздел 9. ПОВТОРЕНИЕ
9.1. Повторение пройденного
материала
6
Итого по разделу:
6
Раздел 10. СОЧИНЕНИЯ, ИЗЛОЖЕНИЯ, КОНТРОЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
10.1. Сочинения (в течение года)
3
0
0
10.2. Изложения (в течение года)
4
0
0
10.3. Контрольные и проверочные
работы (в течение года)
9
0
0
Итого по разделу:
16
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
204
16
0
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Тема урока
Количество часов
всего
к/р
пр/р
Дата
проведения
План
Факт
Виды,
формы
контроля
1
Устный
опрос;
1
Практикум
1
Практикум
1
Практикум
1
Практикум
1
Практикум
1
9.
Повторение изученного в 5 классе.
Смысловой, речеведческий,
языковой анализ текста.
Повторение изученного в 5 классе.
Употребление Ь и Ъ
Повторение изученного в 5 классе.
Правописание корней.
Повторение изученного в 5 классе.
Правописание приставок
Повторение изученного в 5 классе.
Правописание суффиксов.
Повторение изученного в 5 классе.
Слитное и раздельное написание не
с глаголами, существительными и
прилагательными.
Русский язык — государственный
язык Российской Федерации.
Русский язык — язык межнационального общения.
Понятие о литературном языке.
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Практикум
10.
Изложение.
1
11.
1
12.
Виды речи. Монолог и диалог.
Монолог-описание.
Монолог-повествование.
1
Устный
опрос;
Практикум
13.
Монолог-рассуждение.
1
Практикум
14.
Сообщение на лингвистическую
тему.
Виды диалога: побуждение к
действию, обмен мнениями.
Текст, его смысловой анализ,
основные признаки и композиционные особенности. Микротема.
Абзац
Способы связи предложений в
тексте. Последовательная и
параллельная связь.
Способы связи предложений в
тексте. Параллельная связь.
Лексические средства связи
предложений в тексте.
Морфологические средства связи
предложений в тексте.
Языковые средства выразительности
в тексте (в рамках изученного).
Главная и второстепенная
информация текста. Информацион-
1
Практикум
1
Практикум
1
Устный
опрос;
1
Практикум
1
Практикум
1
Практикум
1
Практикум
1
Практикум
1
Практикум
1
Практикум
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
1
1
1
Изложение;
ная переработка текста.
23.
Простой план текста.
24.
Сложный план текста.
1
Практикум
25.
Назывной план текста.
1
Практикум
26.
Вопросный план текста.
1
Практикум
27.
Пересказ текста.
1
28.
Описание как тип речи.
1
29.
Описание внешности человека.
1
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Практикум
30.
Сочинение, включающее описание
внешности человека. Практикум.
Описание помещения.
1
Практикум
1
Сочинение, включающее описание
помещения. Практикум.
Описание природы.
1
Устный
опрос;
Практикум
Сочинение, включающее описание
природы. Практикум.
Описание местности.
1
Сочинение, включающее описание
местности. Практикум.
Описание действий.
1
Сочинение, включающее описание
действий. Практикум.
ВПР
Особенности официально-делового
стиля.
Жанры официально-делового стиля.
Заявление.
Жанры официально-делового
стиля. Расписка.
Особенности научного стиля.
1
Разграничение текстов
делового и научного стиля.
Жанры научного стиля. Научное
сообщение.
Научное сообщение на
лингвистическую тему.
Жанры научного стиля. Словарная
статья. Требования к составлению
словарной статьи.
Создание словарной статьи.
Практикум (мини-проект).
Смысловой анализ текста
официально-делового стиля
(расписка, заявление).
Смысловой анализ текста научного
стиля (научное сообщение).
Смысловой анализ текста
художественного стиля (рассказ).
1
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
Устный
опрос;
Практикум
1
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
Практикум
1
1
1
ВПР
Устный
опрос;
Практикум
1
Практикум
1
Устный
опрос;
Практикум
1
1
1
1
1
Устный
опрос;
Практикум
1
Устный
опрос;
1
Практикум
1
Практикум
1
Практикум
1
Практикум
1
Устный
опрос;
1
Устный
опрос;
1
Тестирование;
1
Практикум
1
Устный
опрос;
1
Устный
опрос;
1
Практикум
1
Практикум
1
Практикум
1
Устный
опрос;
Устный
опрос;
70.
Лексика русского языка с точки
зрения еѐ происхождения.
Исконно русские слова.
Лексика русского языка с точки
зрения еѐ происхождения.
Заимствованные слова
Лексика русского языка с точки
зрения принадлежности к
активному и пассивному запасу.
Устаревшие слова. Историзмы.
Лексика русского языка с точки
зрения принадлежности к
активному и пассивному запасу.
Устаревшие слова. Архаизмы.
Лексика русского языка с точки
зрения принадлежности к
активному и пассивному запасу.
Неологизмы.
Лексика русского языка с точки
зрения сферы употребления.
Общеупотребительные слова.
Слова ограниченной сферы
употребления. Диалектизмы.
Слова ограниченной сферы
употребления. Профессионализмы.
Слова ограниченной сферы
употребления. Термины.
Слова ограниченной сферы употребления. Жаргонизмы.
Стилистические пласты лексики:
стилистически
нейтральная,
высокая лексика.
Стилистические пласты
лексики: сниженная лексика.
Изложение.
Лексический анализ слова.
Фразеологизмы. Их признаки и
значение.
Употребление лексических средств
в соответствии с ситуацией
общения.
Лексические словари. Виды
лексических словарей. Словарная
статья.
Оценка своей и чужой речи с точки
зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Лексические ошибки, связанные с
нарушением точного словоупотребления. Использование толковых
словарей в процессе редактирования
текста.
Эпитет.
71.
Метафора.
1
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
1
1
1
1
1
1
Устный
опрос;
Изложение;
Практикум
Практикум
1
Устный
опрос;
1
Практикум
1
Практикум;
1
Устный
опрос;
Устный
опрос;
72.
Олицетворение.
1
73.
Контрольная работа № 1 по теме
"Лексикология и фразеология".
Морфемика и словообразование как
разделы лингвистики. Состав слова
(повторение).
Формообразующие и словообразующие морфемы.
Производящая основа.
1
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
1
Устный
опрос;
Контрольная
работа;
Практикум
1
Практикум
1
Практикум
Основные способы образования слов
в русском языке. Приставочный
способ.
Суффиксальный способ
образования слов в русском языке.
Приставочно-суффиксальный способ
образования слов в русском языке.
Бессуффиксный способ образования слов в русском языке.
Сложение как способ
словообразования.
Переход из одной части речи в
другую как способ словообразования.
Правописание сложных и сложносокращѐнных слов.
Сочинение.
1
Практикум
1
Практикум
1
Практикум
1
Практикум
1
Практикум
1
Практикум
1
Практикум
Морфемный и словообразовательный анализ слов.
Правописание корня -КАС— -КОСс чередованием А // О.
Правописание приставки ПРЕ-.
1
Практикум
1
Зачет;
1
Практикум
Правописание приставки ПРИ-.
Контрольная работа № 2 по теме
"Словообразование".
Морфология как раздел лингвистики. Части речи в русском языке.
Части речи и члены предложения.
Имя существительное как часть речи
(повторение изученного в 5 кл.).
Морфологический анализ имени
существительного.
Особенности словообразования
имѐн существительных.
Нормы произношения имѐн
существительных, нормы постановки
ударения.
Нормы словоизменения имѐн
существительных в именительном
падеже множественного числа.
Нормы словоизменения имѐн
существительных в родительном
падеже множественного числа.
Нормы словоизменения
сложных имѐн существительных с
первой частью ПОЛ- ( ПОЛУ-).
1
1
Практикум
Контрольная
работа;
Устный
опрос;
1
1
1
1
1
Сочинение;
1
Тестирование;
1
Практикум
1
Практикум
1
Практикум
1
Практикум
1
Практикум
Нормы употребления несклоняемых
имѐн существительных.
98. Нормы словоизменения
существительных общего рода.
99. Нормы слитного и дефисного
написания ПОЛ- и ПОЛУ- со
словами.
100. Контрольная работа № 3 по теме
"Имя существительное".
101. Имя прилагательное как часть
речи (повторение изученного в 5
классе).
102. Качественные имена прилагательные.
103. Относительные имена прилагательные.
104. Притяжательные имена прилагательные.
105. Степени сравнения качественных
имѐн прилагательных. Сравнительная степень.
106. Степени сравнения качественных
прилагательных. Превосходная
степень.
107. Словообразование имѐн
прилагательных.
108. Морфологический анализ имѐн
прилагательных.
109. Правописание Н и НН в именах
прилагательных
110. Правописание Н и НН в именах
прилагательных
(закрепление).
Практикум.
111. Правописание суффиксов -К- и СК- имѐн прилагательных.
112. Правописание сложных имѐн
прилагательных.
113. Правописание сложных имѐн
прилагательных (закрепление).
Практикум.
114. Нормы произношения имен
прилагательных, нормы
постановки ударения.
115. Обобщение изученного по теме
"Имя прилагательное". Практикум.
116. Контрольная работа № 4 по
теме "Имя прилагательное."
117. Имя числительное как часть речи.
Общее грамматическое значение
имени числительного.
118. Синтаксические функции имѐн
числительных.
119. Разряды имѐн числительных по
значению. Количественные
числительные.
97.
1
Практикум
1
Практикум
1
Практикум
1
1
1
Контрольная
работа;
Устный
опрос;
1
Практикум
1
Практикум
1
1
Устный
опрос;
Практикум
1
Практикум
1
Практикум
1
Практикум
1
Практикум
1
Практикум
Тестирование;
1
1
Практикум
1
Практикум
1
Практикум
1
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
1
1
1
1
Практикум
1
Практикум
120. Разряды имѐн числительных по
значению. Порядковые
числительные.
121. Разряды имѐн числительных по
строению: простые, сложные,
составные. Словообразование
имѐн числительных.
122. Склонение количественных
числительных
123. Склонение порядковых имѐн
числительных.
124. Количественные числительные.
Разряды количественных числительных (целые, дробные,
собирательные).
125. Числительные, обозначающие
целые числа, их склонение,
правописание.
126. Дробные числительные, их
склонение, правописание.
127. Собирательные числительные, их
склонение.
128. Нормы употребления собирательных
числительных.
129. Сочинение.
1
Практикум
1
Практикум
1
Практикум
1
Практикум
1
Практикум
1
Устный
опрос;
1
Устный
опрос;
Практикум
130. Нормы словообразование имѐн
числительных.
131. Особенности употребления
числительных в научных текстах.
132. Особенности употребления
числительных в деловой речи.
133. Устное научное сообщение представление содержания таблиц и
схем в виде текста, содержащего
имена числительные.
134. Морфологический анализ имѐн
числительных.
135. Написание ь в именах числительных.
1
Практикум
1
Практикум
1
Практикум
1
Устный
опрос;
1
Практикум
1
Практикум
136. Написание двойных согласных в
именах числительных.
137. Слитное, раздельное, дефисное
написание числительных.
138. Нормы правописания окончаний
числительных.
139. Орфографический анализ имѐн
числительных.
140. Обобщение изученного по теме
"Имя числительное". Практикум.
141. Контрольная работа № 5 по теме
"Имя числительное"
142. Местоимение как часть речи. Общее грамматическое значение
местоимений.
143. Синтаксические функции
местоимений.
1
Практикум
1
Практикум
1
Практикум
1
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Устный
опрос;
Сочинение;
Устный
опрос;
144. Разряды местоимений.
Личные 1
местоимения.
145. Употребление местоимений в
1
соответствии с требованиями
русского речевого этикета. Этикета.
Употребление местоимения 3-го
лица в соответствии со смыслом
предшествующего текста.
Редактирование текстов, устранение
в них двусмысленности, неточности,
связанных с неверно употреблѐнным
местоимением.
146. Возвратное местоимение себя.
1
Тестирование;
Практикум
Практикум
147. Притяжательные
местоимения.
Употребление притяжательных
местоимений как средства связи
предложений в тексте.
148. Указательные местоимения.
Употребление указательных
местоимений как средства связи
предложений в тексте.
149. Определительные местоимения.
1
Практикум
1
Практикум
1
Практикум
150. Вопросительные местоимения.
1
Тестирование;
151. Относительные
местоимения.
1
Практикум
местоимения.
местоимения.
1
1
1
152. Изложение.
153. Неопределѐнные
154. Отрицательные
1
155. Нормы правописания местоимений: 1
правописание местоимений с НЕ и
НИ; слитное, раздельное и дефисное
написание местоимений.
156. Словообразование местоимений.
1
157. Морфологический анализ
местоимений.
158. Контрольная работа № 6 по
теме "Местоимение".
159. Глагол как часть речи (обобщение
изученного в 5 классе).
160. Глагол как часть речи (обобщение
изученного в 5 классе). Практикум.
161. Словообразование глаголов.
1
Изложение;
Тестирование;
Практикум;
Устный
опрос;
Практикум
Практикум
1
Контрольная
работа;
Устный
опрос;
Практикум
1
Практикум
162. Переходные и непереходные
глаголы
163. Переходные и непереходные
глаголы. Практикум.
164. Возвратные глаголы.
1
Практикум
165. Возвратные глаголы. Практикум.
1
Спряжение глагола (повторение)
Практикум.
167. Разноспрягаемые глаголы.
1
1
Устный
опрос;
Практикум
168. Разноспрягаемые глаголы
(закрепление). Практикум.
1
Практикум
166.
1
1
1
1
Тестирование;
1
Устный
опрос;
Практикум
169. Безличные глаголы. Использование
личных глаголов в безличном
значении.
170. Безличные глаголы. Использование
личных глаголов в безличном
значении. Практикум.
171. . Наклонение глагола. Изъявительное
наклонение
172. Изъявительное наклонение (закрепление). Практикум.
173. Условное наклонение глагола.
1
Практикум
1
Практикум
1
1
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Практикум
174. Условное наклонение глагола
(закрепление). Практикум.
175. Изложение.
176. Повелительное наклонение глагола.
177. Повелительное наклонение глагола
(закрепление). Практикум.
178. ВПР
179. Использование Ь как показателя
грамматической формы повелительного наклонения глагола.
180. Использование Ь как показателя
грамматической формы повелительного наклонения глагола.
Сочинение-миниатюра.
181. Нормы образования форм
повелительного наклонения глагола.
182. Нормы образования форм повелительного наклонения глагола
(закрепление). Практикум
183. Употребление одного наклонения в
значении другого. Практикум.
184. Нормы ударения в глагольных
формах.
185. Нормы ударения в глагольных
формах. Практикум. Работа с
орфоэпическим словарѐм.
186. Нормы словоизменения глаголов
(глаголы, не имеющие формы 1 л.
ед. ч.)
187. Нормы словоизменения глаголов
(поласкает - полощет, брызгает брызжет и т. п.).
188. Нормы словоизменения
глаголов
(обобщение). Практикум.
189. Видо-временная соотнесѐнность
глагольных форм в тексте.
190. Видо-временная соотнесѐнность
глагольных форм в тексте.
Практикум.
191. Морфологический анализ глагола.
1
Практикум
192. Морфологический анализ глагола
(закрепление). Практикум.
193. Орфографический анализ глаголов
с орфограммами (обобщение
изученного в 5 классе).
1
1
1
1
1
Изложение;
Практикум
Практикум
1
1
1
ВПР
Устный
опрос;
1
Практикум
1
Практикум
1
Практикум
1
Практикум
1
Тестирование;
1
Практикум
1
Практикум
1
Практикум
1
Практикум
1
1
Устный
опрос;
Практикум
1
Практикум
1
Практикум
1
Тестирование;
194. Орфографический анализ глаголов
с Ь в формах повелительного
наклонения.
195. Нормы правописания глаголов с
изученными орфограммами
(обобщение изученного в 6 классе).
196. Орфографический анализ глагола.
Практикум.
197. Обобщение по теме «Глагол»
1
Практикум
1
Устный
опрос;
1
Практикум
198. Повторение. Лексикология. Фразеология (повторение изученного в 6
классе).
199. Повторение. Морфемика. Словообразование. Орфография (повторение изученного в 6 классе).
200. Повторение. Морфология (повторение изученного в 6 классе).
201. Повторение. Орфография.
Правописание имѐн существительных, имѐн прилагательных
(повторение изученного в 6 классе).
202. Повторение. Орфография. Правописание имѐн числительных, местоимений, глаголов (повторение
изученного в 6 классе).
203. Промежуточная аттестация.
Контрольная работа за год.
204. Повторение. Текст. Анализ текста
(повторение изученного в 6 классе).
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1
Устный
опрос;
1
Практикум
1
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
0
Тестирование
1
1
Устный
опрос;
1
1
Контрольная
работа;
Устный
опрос;
1
1
204
16
0
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и другие. Русский язык (в 2 частях), 6 класс/
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Абрамова, С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников.
Богданова, Г. А. Уроки русского языка в 6 кл. / Г. А. Богданова. – М: Просвещение, 2014.
Богданова, Г. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г. А. Богданова. – М.:
Просвещение, 2014.
Бройде, М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012.
Граник, Г. Г. Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. – М., 1991.
Канафьева, А.В., Леденева В.В. Русский язык: Имя существительное. – М.: Дрофа, 2014.
Костяева, Т. А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 5 класс / Т. А. Костяева. – М.:
Просвещение, 2014.
Ладыженская, Т. А. Развивайте дар слова / Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. – М., 1990.
Тростенцова, Л. А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: Книга для учителя / Л. А.
Тростенцова, М. М. Стракевич. – М.: Просвещение, 2014.
Соловьѐва Н.Н. Русский язык. Диктанты и изложения. 5 класс. Пособие для учителей
общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014.
Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для V класса / Баранов М.Т., Ладыженская Т.А,
Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2014.
Обучение русскому языку в 5 классе. Методические рекомендации к учебнику для V класса
общеобразовательных учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. – М.: Просвещение, 2014.
Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык V класс / В.И.
Капинос, Л.И. Пучкова. – М.: Интеллект-центр, 2014.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку,
Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала.
Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с
языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь
школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому
языку и литературе, ответы на вопросы.
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
Культура письменной речи http://www.gramma.ru
Имена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org
Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru
Мир слова русского http://www.rusword.org
Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru
Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/ Русское
письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru Светозар:
Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru
Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru
http://rusolimp.kopeisk.ru/
http:// mon.gov.ru/ - сайт Министерства образования и науки РФ.
http://standart.edu.ru – ФГОС общего образования и разработанные к ним документы.
http://www.informika.ru /- сайт ФГУ «Государственный научно-исследовательский институт
информационных технологий и телекоммуникаций».
http://school-collection.edu.ru/ -каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
http:// fcior.edu.ru –каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра.
http://window.edu.ru – электронные образовательные ресурсы.
http://katalog.iot.ru – электронные образовательные ресурсы.
http://www.it-n.ru/ - «Сеть творческих учителей
Ресурсы для дистанционных форм обучения
Виртуальная школа Кирилла и Мифодия – http://www.vschool.km.ru
Образовательный сайт Teachpro.ru – http://www.teachpro.ru
Обучающие сетевые олимпиады – http://www.ozo.rcsz.ru
Открытый колледж – http://www.college.ru
ФИПИ – Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов в новой форме
–http://www.fipi.ru.
Методическая лаборатория русского языка и литературы МИОО – Итоговая аттестация в 9 классе –
http://www.ruslit.metodist.ru.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
1 Учительский стол 2
2 Парты двухместные 15
3 Стулья ученические 30
4. Доска школьная 1
5. Шкафы 4
6.Стенд «Классный уголок» 1
7. Стенд для сменной информации 3
8. Экран 1
Технические средства обучения.
1 Компьютер 1
2 Проектор 1
3 Колонки 2
Учебно-методическая и справочная литература.
1.1 Справочники.
1.2.Словари.
1.3. Методическая литература.
1.4. Дидактические материалы.
1.5 Папки.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Комплекты индивидуального раздаточного материала;
черновики для выполнения работ;
сигнальные карточки;
схемы и таблицы для анализа.