МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Оренбургской области
Администрация Тоцкого района
МАОУ Тоцкая СОШ им. А.К. Стерелюхина
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Руководитель ШМО
______________Щеголева Н.А.
Протокол №1
СОГЛАСОВАНО
зам.директора по УР
УТВЕРЖДЕНО
директор школы
______________Долгих С.А.
______________Рыжков В.К.
Протокол №
Приказ №
от "30" 08. 2022 г.
от "1" 09. 2022 г.
от "22" 08. 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 208210)
учебного предмета
«География»
для 8 класса основного общего образования
на 2022 - 2023 учебный год
Составитель: Долгих Светлана Алексеевна
учитель географии высшей квалификационной категории
село Тоцкое 2022г.
РабочаяпрограммапогеографиинауровнеосновногообщегообразованиясоставленанаосновеТребованийкрезультатамосвоенияос
новнойобразовательнойпрограммыосновногообщегообразования,представленныхвФедеральномгосударственномобразовательно
мстандартеосновногообщегообразования,атакженаосновехарактеристикипланируемыхрезультатовдуховнонравственногоразвития,воспитанияисоциализацииобучающихся,представленнойвПримернойпрограмме воспитания
(одобренорешением ФУМОот 02 062020 г.).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
ПрограммапогеографииотражаетосновныетребованияФедеральногогосударственногообразовательногостандартаосновногообщ
егообразованиякличностным,метапредметнымипредметнымрезультатамосвоенияобразовательныхпрограммисоставленасучётом
Концепциигеографическогообразования,принятойнаВсероссийскомсъездеучителейгеографиииутверждённойРешениемКоллегии
МинистерствапросвещенияинаукиРоссийскойФедерацииот24.12.2018года.
Рабочаяпрограммадаётпредставлениеоцеляхобучения,воспитанияиразвитияобучающихсясредствамиучебногопредмета
«География»;определяетвозможностипредметадляреализациитребованийкрезультатамосвоенияпрограммосновногообщегообраз
ования,требованийкрезультатамобучениягеографии,атакжеосновныхвидовдеятельностиобучающихся.
ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКАУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«ГЕОГРАФИЯ»
Географиявосновнойшколе—
предмет,формирующийуобучающихсясистемукомплексныхсоциальноориентированныхзнанийоЗемлекакпланетелюдей,обоснов
ныхзакономерностяхразвитияприроды,оразмещениинаселенияихозяйства,обособенностяхиодинамикеосновныхприродных,экол
огическихисоциально-экономическихпроцессов,о
проблемахвзаимодействияприродыиобщества,географическихподходахкустойчивомуразвитиютерриторий
Содержаниекурсагеографиивосновнойшколеявляетсябазойдляреализациикраеведческогоподходавобучении,изучениягеографи
ческихзакономерностей,теорий,законовигипотезвстаршейшколе,базовымзвеномвсистеме
непрерывногогеографическогообразования,основойдляпоследующейуровневойдифференциации.
ЦЕЛИИЗУЧЕНИЯУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«ГЕОГРАФИЯ»
Изучениегеографиивобщемобразованиинаправленонадостижениеследующихцелей:
1) воспитаниечувствапатриотизма,любвиксвоейстране,малойродине,взаимопониманиясдругиминародаминаосновеформиро
вания целостногогеографическогообразаРоссии,ценностныхориентацийличности;
2) развитиепознавательныхинтересов,интеллектуальныхитворческихспособностейвпроцессенаблюденийзасостояниемокружа
ющейсреды,решениягеографическихзадач,проблемповседневнойжизнисиспользованиемгеографическихзнаний,самостоятельно
го приобретения новых знаний;
3) воспитаниеэкологическойкультуры,соответствующейсовременномууровнюгеоэкологическогомышлениянаосновеосвоен
иязнанийовзаимосвязяхвПК,обосновныхгеографическихособенностяхприроды,населенияихозяйстваРоссииимира,своейместн
ости,оспособахсохраненияокружающейсредыирациональногоиспользованияприродныхресурсов;
4) формированиеспособностипоискаипримененияразличныхисточниковгеографическойинформации,втомчислересурсовИнтер
нета,дляописания,характеристики,объясненияиоценкиразнообразныхгеографическихявленийипроцессов,жизненных ситуаций;
5) формированиекомплексапрактикоориентированныхгеографическихзнанийиумений,необходимыхдляразвитиянавыковихиспользованияприрешениипроблемразли
чнойсложностивповседневнойжизнинаосновекраеведческогоматериала,осмыслениясущностипроисходящихвжизнипроцессовия
вленийвсовременномполикультурном,полиэтничноми многоконфессиональном мире;
6) формированиегеографическихзнанийиумений,необходимыхдляпродолженияобразованияпонаправлениямподготовки(специа
льностям), требующим наличиясерьёзной базыгеографических знаний.
МЕСТОУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«ГЕОГРАФИЯ»ВУЧЕБНОМПЛАНЕ
Всистемеобщегообразования«География»признанаобязательнымучебнымпредметом,которыйвходитвсоставпредметнойобласт
и«Общественно-научныепредметы».Освоениесодержаниякурса«География»восновной
школепроисходитсопоройнагеографическиезнанияиумения,сформированныеранеевкурсе«Окружающиймир».Учебнымпланом на
изучениегеографии отводитсяв 8классе -2 часав неделю,всего - 68часов.
СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА
Раздел1.ГеографическоепространствоРоссии
Тема1.ИсторияформированияиосвоениятерриторииРоссии
История освоения и заселения территории современной России в XI—XVI вв.
Расширениетерритории России в XVI—XIX вв. Русские первопроходцы. Изменения внешних границ
России в ХХв.Воссоединение Крыма с Россией.
Практическаяработа
1.ПредставлениеввидетаблицысведенийобизмененииграницРоссиинаразныхисторическихэтапахна
основе анализа географическихкарт.
Тема2.ГеографическоеположениеиграницыРоссии
Государственная территория России. Территориальные воды. Государственная граница
России.Морские и сухопутные границы, воздушное пространство, континентальный шельф
иисключительная экономическая зона Российской Федерации. Географическое положение
России.Виды географического положения. Страны — соседи России. Ближнее и дальнее
зарубежье. Моря,омывающиетерриториюРоссии.
Тема3.ВремянатерриторииРоссии
Россия на карте часовых поясов мира. Карта часовых зон России. Местное, поясное и
зональноевремя:рольвхозяйстве и жизни людей.
Практическаяработа
1.ОпределениеразличиявовременидляразныхгородовРоссиипокартечасовыхзон.
Тема4.Административно-территориальноеустройствоРоссии.Районированиетерритории
Федеративное устройство России. Субъекты Российской Федерации, их равноправие
иразнообразие. Основные виды субъектов Российской Федерации. Федеральные
округа.Районирование как метод географических исследований и территориального управления.
Видырайонирования территории. Макрорегионы России: Западный (Европейская часть) и
Восточный(Азиатскаячасть);ихграницыисостав.КрупныегеографическиерайоныРоссии:Европейский
СеверРоссии и Северо-Запад России, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части России,
Урал,Сибирьи Дальний Восток.
Практическаяработа
1.Обозначениенаконтурнойкартеисравнениеграницфедеральныхокруговимакрорегионовсцельювыя
влениясостава иособенностей географическогоположения.
Раздел2.ПриродаРоссии
Тема1.ПриродныеусловияиресурсыРоссии
Природные условия и природные ресурсы. Классификации природных ресурсов. Природноресурсный капитал и экологический потенциал России. Принципы
рациональногоприродопользования и методы их реализации. Минеральные ресурсы страны и
проблемы ихрационального использования. Основные ресурсные базы. Природные ресурсы
суши и морей,омывающихРоссию.
Практическаяработа
1. Характеристика природно-ресурсного капитала своего края по картам и
статистическимматериалам.
Тема2.Геологическоестроение,рельефиполезныеископаемые
Основные этапы формирования земной коры на территории России. Основные
тектоническиеструктурынатерриторииРоссии.Платформыиплиты.Поясагорообразования.Геохроноло
гическая
таблица. Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории
России.Зависимость между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп
полезныхископаемыхпо территории страны.
Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Современные
процессы,формирующиерельеф.Областисовременногогорообразования,землетрясенийивулкани
зма.
Древнее и современное оледенения. Опасные геологические природные явления и
ихраспространениепотерриторииРоссии.Изменениерельефаподвлияниемдеятельностичеловека.Ан
тропогенныеформы рельефа.Особенности рельефасвоего края.
Практическиеработы
1. ОбъяснениераспространенияпотерриторииРоссииопасныхгеологическихявлений.
2. Объяснениеособенностейрельефасвоегокрая.
Тема3.Климатиклиматическиересурсы
Факторы, определяющие климат России. Влияние географического положения на климат
России.Солнечная радиация и её виды. Влияние на климат России подстилающей поверхности и
рельефа.Основные типы воздушных масс и их циркуляция на территории России. Распределение
температурывоздуха,атмосферныхосадковпо территорииРоссии.Коэффициентувлажнения.
Климатические пояса и типы климатов России, их харак- теристики. Атмосферные
фронты,циклоны и антициклоны. Тропические циклоны и регионы России, подверженные их
влиянию. Картыпогоды.Изменениеклиматапод
влияниеместественныхиантропогенныхфакторов.Влияниеклимата на жизнь и хозяйственную
деятельность населения. Наблюдаемые климатические измененияна территории России и их
возможные следствия. Способы адаптации человека к
разнообразнымклиматическимусловиямнатерриториистраны.Агроклиматическиересурсы.Опасныеи
неблагоприятныеметеорологическиеявления.НаблюдаемыеклиматическиеизменениянатерриторииРосси
ии ихвозможные следствия.Особенности климатасвоего края.
Практическиеработы
1. Описаниеипрогнозированиепогодытерриториипокартепогоды.
2. Определение и объяснение по картам закономерностей распределения солнечной
радиации,средних температур января и июля, годового количества атмосферных осадков,
испаряемости потерриториистраны.
3. Оценкавлиянияосновныхклиматическихпоказателейсвоегокраянажизньихозяйственнуюдеяте
льностьнаселения.
Тема4.МоряРоссии.Внутренниеводыиводныересурсы
Моря как аквальные ПК. Реки России. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные
речныесистемы России. Опасные гидрологические природные явления и их распространение по
территорииРоссии.Рольреквжизни населенияи развитии хозяйстваРоссии.
Крупнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя
мерзлота.Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения.
Путисохранения качества водных ресурсов. Оценка обеспеченности водными ресурсами
крупныхрегионовРоссии.Внутренниеводыиводные ресурсысвоегорегионаисвоей местности.
Практическиеработы
1. СравнениеособенностейрежимаихарактератечениядвухрекРоссии.
2. Объяснение распространения опасных гидрологических природных явлений на
территориистраны.
Тема5.Природно-хозяйственныезоны
Почва—особыйкомпонентприроды.Факторыобразованияпочв.Основныезональныетипыпочв,
их свойства, различия в плодородии. Почвенные ресурсы России. Изменение почв
различныхприродных зон в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению
плодородия почв:мелиорацияземель, борьба сэрозией почвиих загрязнением.
Богатство растительного и животного мира России: видовое разнообразие, факторы,
егоопределяющие. Особенности растительного и животного мира различных природнохозяйственныхзонРоссии.
Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их
компонентов.Высотнаяпоясностьвгорах на территорииРоссии.
Природные ресурсы природно-хозяйственных зон и их использование, экологические
проблемы.Прогнозируемые последствия изменений климата для разных природно-хозяйственных
зон натерриторииРоссии.
Особо охраняемые природные территории России и своего края. Объекты Всемирного
природногонаследияЮНЕСКО;растенияи животные,занесённыевКраснуюкнигуРоссии.
Практическиеработы
1. Объяснениеразличийструктурывысотнойпоясностивгорныхсистемах.
2. Анализ различных точек зрения о влиянии глобальных климатических изменений на природу,
нажизнь и хозяйственную деятельность населения на основе анализа нескольких
источниковинформации.
Раздел3.НаселениеРоссии
Тема1.ЧисленностьнаселенияРоссии
Динамика численности населения России в XX—XXI вв. и факторы, определяющие её.
Переписинаселения России. Естественное движение населения. Рождаемость, смертность,
естественныйприростнаселенияРоссиииихгеографическиеразличиявпределахразныхрегионовРосси
и.
Геодемографическое положение России. Основные меры современной демографической
политикигосударства. Общий прирост населения. Миграции (механическое движение населения).
Внешние ивнутренние миграции. Эмиграция и иммиграция. Миграционный прирост населения.
Причинымиграций и основные направления миграционных потоков. Причины миграций и
основныенаправления миграционных потоков России в разные исторические периоды.
Государственнаямиграционная политика Российской Федерации. Различные варианты прогнозов
изменениячисленностинаселенияРоссии.
Практическаяработа
1. Определение по статистическим данным общего, естественного (или) миграционного
приростанаселенияотдельныхсубъектов(федеральныхокругов)РоссийскойФедерацииилисвоегорегион
а.
Тема2.ТерриториальныеособенностиразмещениянаселенияРоссии
Географические особенности размещения населения: их обусловленность
природными,историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения.
Плотностьнаселениякакпоказательосвоенноститерритории.Различиявплотностинаселениявгеографиче
скихрайонах и субъектах Российской Федерации. Городское и сельское население. Виды городских
исельских населённых пунктов. Урбанизация в России. Крупнейшие города и городские
агломерации.Классификация городов по численности населения. Роль городов в жизни страны.
Функции городовРоссии. Монофункциональные города. Сельская местность и современные
тенденции сельскогорасселения.
Тема3.НародыирелигииРоссии
Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический
факторформированияиразвитияРоссии.ЯзыковаяклассификациянародовРоссии.Крупнейшиенароды
России и их расселение. Титульные этносы. География религий. Объекты Всемирного
культурногонаследияЮНЕСКОна территории России.
Практическаяработа
1.Построениекартограммы«Долятитульныхэтносоввчисленностинаселенияреспубликиавтономныхо
круговРФ».
Тема4.ПоловойивозрастнойсоставнаселенияРоссии
ПоловойивозрастнойсоставнаселенияРоссии.ПоловозрастнаяструктуранаселенияРоссиивгеографич
ескихрайонахисубъектахРоссийскойФедерацииифакторы,еёопределяющие.
Половозрастные пирамиды. Демографическая нагрузка. Средняя прогнозируемая
(ожидаемая)продолжительностьжизни мужскогои женскогонаселенияРоссии.
Практическаяработа
1.ОбъяснениединамикиполовозрастногосоставанаселенияРоссиинаосновеанализаполовозрастныхпи
рамид.
Тема5.ЧеловеческийкапиталРоссии
Понятие человеческого капитала. Трудовые ресурсы, рабочая сила. Неравномерность
распределениятрудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне
занятостинаселения России и факторы, их определяющие. Качество населения и показатели,
характеризующиеего.ИЧРи его географические различия.
Практическаяработа
1. Классификация Федеральных округов по особенностям естественного и механического
движениянаселения.
ПЛАНИРУЕМЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего образования по географии
должныотражатьготовностьобучающихсяруководствоватьсясистемойпозитивныхценностныхориент
ацийи расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных
направленийвоспитательнойдеятельности, втомчисле вчасти:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности
вполикультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию
природы,населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное
отношение кдостижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение
кисторическому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия
человечества,традициямразныхнародов,проживающихвроднойстране;уважениексимволамРоссии,свое
гокрая.
Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности
(патриотизма,уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа
России, чувстваответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей
гражданина иреализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участиев жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного
края, страны дляреализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и
правилахмежличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
готовность кразно-образной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи,готовностькучастиювгуманитарнойдеятельности(«экологическийпатруль»,волонтё
рство).
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуацияхнравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также
поведение ипоступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствийдля окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе
личностноговыбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила
и нормыповеденияс учётомосознанияпоследствийдляокружающейсреды.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других
народов,понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и
культуресвоей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира,
объектамВсемирногокультурного наследиячеловечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему
научныхпредставлений географических наук об основных закономерностях развития природы и
общества,о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской
культурой каксредством познания мира для применения различных источников географической
информации прирешении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение
основными навыкамиисследовательской деятельности в географических науках, установка на
осмысление опыта,наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективногоблагополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка
на здоровыйобразжизни(здоровоепитание,соблюдениегигиеническихправил,сбалансированныйрежим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в
природе;навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к
стрессовымситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в
том числеосмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка
рефлексии,признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и
способностьосознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и
экологическицелесообразногообразажизни;бережноотноситьсякприродеиокружающейсреде.
Трудовоговоспитания:установканаактивноеучастиеврешениипрактическихзадач(врамкахсемьи,
школы, города, края) технологической и социальной направленности, способностьинициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес кпрактическому
изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применениягеографических
знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешнойпрофессиональной
деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор ипостроение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных
иобщественныхинтересови потребностей.
Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для
решениязадач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствийдля окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и
путей ихрешения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание
своей роликак гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальнойсред;готовностькучастиювпрактическойдеятельностиэкологическойнаправленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных результатов,
втомчисле:
Овладениюуниверсальнымипознавательнымидействиями:
Базовыелогическиедействия
— Выявлятьихарактеризоватьсущественныепризнакигеографическихобъектов,процессовиявле
ний;
— устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов
иявлений,основаниядляих сравнения;
— выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений
сучётомпредложенной географической задачи;
— выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для
решенияпоставленнойзадачи;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов
иявлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений,умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях
географических объектов,процессови явлений;
— самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи
(сравниватьнесколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельновыделенныхкритериев).
Базовыеисследовательскиедействия
— Использоватьгеографическиевопросыкакисследовательскийинструментпознания;
— формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным
ижелательнымсостояниемситуации,объекта,исамостоятельноустанавливатьискомоеиданное;
— формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других,аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных
вопросов ипроблем;
— проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на
краеведческомматериале, по установлению особенностей изучаемых географических объектов,
причинно-следственных связей и зависимостей между географическими объектами,
процессами иявлениями;
— оцениватьдостоверностьинформации,полученнойвходегеографическогоисследования;
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённогонаблюденияилиисследования,оцениватьдостоверностьполученныхрезультатови
выводов;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов
иявлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также
выдвигатьпредположенияобихразвитиивизменяющихсяусловияхокружающейсреды.
Работасинформацией
— Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации
илиданных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи
изаданныхкритериев;
— выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных
видовиформ представления;
— находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею,вразличных источниках географическойинформации;
— самостоятельновыбиратьоптимальнуюформупредставлениягеографическойинформации;
— оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным
учителемилисформулированным самостоятельно;
— систематизироватьгеографическуюинформациювразныхформах.
Овладениюуниверсальнымикоммуникативнымидействиями:
Общение
— Формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим
аспектамразличныхвопросоввустных иписьменных текстах;
— в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы
ивысказыватьидеи,нацеленныенарешениезадачииподдержаниеблагожелательностиобщения;
— сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других
участниковдиалога,обнаруживатьразличие исходство позиций;
— публичнопредставлятьрезультатывыполненногоисследованияилипроекта.
Совместнаядеятельность(сотрудничество)
— Приниматьцельсовместнойдеятельностипривыполненииучебныхгеографических
проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться,обсуждатьпроцесс и результатсовместной работы;
— планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных
географическихпроектов определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех
участниковвзаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть
работы,достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои
действия сдругимичленами команды;
— сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей
иоценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять
сферуответственности.
Овладениюуниверсальнымиучебнымирегулятивнымидействиями:Самоорганизаци
я
— Самостоятельносоставлятьалгоритмрешениягеографическихзадачивыбиратьспособихреше
ния с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументироватьпредлагаемыеварианты решений;
— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения),корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об
изучаемомобъекте.
Самоконтроль(рефлексия)
— Владетьспособамисамоконтроляирефлексии;
— объяснятьпричиныдостижения(недостижения)результатовдеятельности,даватьоценкупри
обретённомуопыту;
— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций,установленныхошибок, возникших трудностей;
— оцениватьсоответствиерезультатацелииусловиям.
Принятиесебяидругих:
— Осознанноотноситьсякдругомучеловеку,егомнению;
— признаватьсвоёправонаошибкуитакоежеправодругого.
ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
— ХарактеризоватьосновныеэтапыисторииформированияиизучениятерриторииРоссии;
— находить в различных источниках информации факты, позволяющие определить
вкладроссийскихучёных ипутешественниковвосвоениестраны;
— характеризовать географическое положение России с использованием информации
изразличныхисточников;
— различатьфедеральныеокруга,крупныегеографическиерайоныимакрорегионыРоссии;
— приводить примеры субъектов Российской Федерации разных видов и показывать их
нагеографическойкарте;
— оценивать влияние географического положения регионов России на особенности
природы,жизньи хозяйственнуюдеятельностьнаселения;
— использоватьзнанияогосударственнойтерриториииисключительнойэкономическойзоне,конт
инентальном шельфе России, о мировом, поясном и зональном времени для решенияпрактикоориентированныхзадач;
— оценивать степень благоприятности природных условий в пределах отдельных
регионовстраны;
— проводитьклассификациюприродныхресурсов;
— распознаватьтипыприродопользования;
— находить,извлекатьииспользоватьинформациюизразличныхисточниковгеографическойинф
ормации (картографические, статистические, текстовые, видео- и
фотоизображения,компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практикоориентированныхзадач: определять возраст горных пород и основных тектонических структур,
слагающихтерриторию;
— находить,извлекатьииспользоватьинформациюизразличныхисточниковгеографическойинф
ормации (картографические, статистические, текстовые, видео- и
фотоизображения,компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практикоориентированныхзадач: объяснять закономерности распространения гидрологических,
геологических иметеорологическихопасных природныхявлений натерритории страны;
— сравниватьособенностикомпонентовприродыотдельныхтерриторийстраны;
— объяснятьособенностикомпонентовприродыотдельныхтерриторийстраны;
— использовать знания об особенностях компонентов природы России и её
отдельныхтерриторий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах
отдельныхтерриторийдлярешенияпрактикоориентированныхзадачвконтекстереальнойжизни;
— называть географические процессы и явления, определяющие особенности природы
страны,отдельныхрегионови своей местности;
— объяснять распространение по территории страны областей современного
горообразования,землетрясенийи вулканизма;
— применять понятия «плита», «щит», «моренный холм», «бараньи лбы», «бархан», «дюна»
длярешенияучебных и (или)практико-ориентированных задач;
— применятьпонятия«солнечнаярадиация»,«годоваяамплитудатемпературвоздуха»,
«воздушныемассы»длярешенияучебныхи(или)практико-ориентированныхзадач;
— различатьпонятия«испарение»,«испаряемость»,«коэффициентувлажнения»;использоватьих
длярешенияучебных и(или)практико-ориентированных задач;
— описыватьипрогнозироватьпогодутерриториипокартепогоды;
— использовать понятия «циклон», «антициклон», «атмосферный фронт» для
объясненияособенностейпогоды отдельныхтерриторий спомощьюкартпогоды;
— проводитьклассификациютиповклиматаипочвРоссии;
— распознаватьпоказатели,характеризующиесостояниеокружающейсреды;
— показыватьнакартеи(или)обозначатьнаконтурнойкартекрупныеформырельефа,крайниеточки
и элементы береговой линии России; крупные реки и озёра, границы
климатическихпоясовиобластей,природно-
хозяйственныхзонвпределахстраны;Арктическойзоны,южной
границыраспространениямноголетнеймерзлоты;
— приводить примеры мер безопасности, в том числе для экономики семьи, в случае
природныхстихийныхбедствий и техногенных катастроф;
— приводитьпримерырациональногоинерациональногоприродопользования;
— приводить примеры особо охраняемых природных территорий России и своего
края,животныхи растений,занесённых вКраснуюкнигу России;
— выбирать источники географической информации (картографические,
статистические,текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных),
необходимые для изученияособенностейнаселенияРоссии;
— приводить примеры адаптации человека к разнообразным природным условиям
натерриториистраны;
— сравнивать показатели воспроизводства и качества населения России с
мировымипоказателямии показателями другихстран;
— различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику
численностинаселенияРоссии, её отдельныхрегионови своегокрая;
— проводитьклассификациюнаселённыхпунктовирегионовРоссиипозаданнымоснованиям;
— использовать знания о естественном и механическом движении населения,
половозрастнойструктуре и размещении населения, трудовых ресурсах, городском и сельском
населении,этническом и религиозном составе населения для решения практикоориентированных задач вконтекстереальной жизни;
— применятьпонятия«рождаемость»,«смертность»,«естественныйприростнаселения»,
«миграционныйприростнаселения»,«общийприростнаселения»,«плотностьнаселения»,
«основная полоса (зона) расселения», «урбанизация», «городская агломерация»,
«посёлокгородского типа», «половозрастная структура населения», «средняя
прогнозируемаяпродолжительностьжизни»,«трудовыересурсы»,«трудоспособныйвозраст»,«рабо
чаясила»,
«безработица», «рынок труда», «качество населения» для решения учебных и (или) практикоориентированныхзадач;
— представлять в различных формах (таблица, график, географическое
описание)географическую информацию, необходимую для решения учебных и (или)
практико-ориентированныхзадач.
ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименованиеразделовит
емпрограммы
Количествочасов
всего
контрольные
работы
практические
работы
Датаизуч Видыдеятельности
ения
Виды,
формыконтр
оля
Электронные
(цифровые)образователь
ныересурсы
Раздел1.ГеографическоепространствоРоссии
1.1.
История формирования
иосвоениятерриторииРоссии
2
0
1
Характеризоватьосновныеэтапыисторииформированияиизучениятеррит
орииРоссии;
Устный
опрос;Тестиро
вание;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1686/start/
1.2.
Географическоеположениеиг
раницыРоссии
4
1
1
Показыватьнакартеи(или)обозначатьнаконтурнойкартекрайниеточкииэ
лементыбереговойлинииРоссии;
Оценивать влияние географического положения регионов России
наособенностиприроды,жизньихозяйственнуюдеятельностьнаселения;С
равнивать по картам географическое положение России
сгеографическимположениемдругихгосударств;
Различать понятия «государственная территория»,
«исключительнаяэкономическаязона»,«континентальныйшельфРос
сии»;
РазличатьмакрорегионыРоссии:Западный(Европейскаячасть)иВосточн
ый(Азиатскаячасть);ихграницыисостав;
НазыватьпограничныесРоссиейстраны;
Использоватьзнанияогосударственнойтерриториииисключительнойэко
номической зоне, континентальном шельфе России для
решенияпрактико-ориентированныхзадач;
Находить, извлекать и использовать информацию из
различныхисточниковгеографическойинформациидлярешенияразличны
хучебных и практико-ориентированных задач:
характеризоватьгеографическоеположениеРоссии;
Устный
опрос;Практи
ческаяработа;
Тестирование;
Входная
контрольная
работа.
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1676/start/h
ttps://resh.edu.ru/subject/lesson/1676/start/
1.3.
ВремянатерриторииРоссии
2
0
1
Использоватьзнанияопоясномизональномвременивтомчиследлярешени
я практико-ориентированных задач (при
выполнениипрактическойработы);
Устный
опрос;Практиче
скаяработа;Сам
ооценка
сиспользование
м
«Оценочного
листа»;
http://school-collection.edu.ru/
1.4.
Административнотерритори
альное устройствоРоссии.
Районированиетерритории
3
0
1
Различатьфедеральныеокруга,макрорегионы,крупныегеографическиера
йоны (в том числе при выполнении практической работы);Приводить
примеры субъектов Российской Федерации разных типов;Сравнивать
различные виды районирования своего региона;Самостоятельно
выбирать источники информации и находить в нихинформацию о
различных видах районирования своего региона;Предлагать
возможные основания для классификации
субъектовРоссийскойФедерации;
Устныйопрос;
http://school-collection.edu.ru/
0
0
Различатьпонятия«природныеусловия»и«природныересурсы»;Проводи
тьклассификациюприродныхресурсовРоссии;
Устныйопрос;
http://school-collection.edu.ru/
Итогопоразделу
11
Раздел2.ПриродаРоссии
2.1.
ПриродныеусловияиресурсыР
оссии
4
2.2.
Геологическое
строение,рельефиполезныеиск
опаемые
8
0
2
Определятьпокартамвозрастгорныхпородиосновныхтектоническихстр
уктур,слагающихтерриторию;
Показыватьнакартеи(или)обозначатьнаконтурнойкартекрупныефор
мырельефа,тектоническиеструктуры,месторожденияосновныхгрупп
полезныхископаемых;
Использоватьгеохронологическуютаблицудлярешенияучебныхи(ил
и)практико-ориентированныхзадач;
Выявлять зависимости между тектоническим строением рельефом
иразмещениемосновныхгруппполезныхископаемыхнаосновеанализакар
т;
Объяснять распространение по территории страны
областейсовременного горообразования, землетрясений и
вулканизма;Применятьпонятия«плита»,«щит»,«моренныйхолм»,«баран
ьилбы»,
«бархан»,«дюна»длярешенияучебныхи(или)практикоориентированныхзадач;
Характеризовать влияние древних оледенений на рельеф
страны;Приводитьпримерыледниковыхформрельефаипримерытерритор
ий,накоторыхонираспространены;
Объяснять закономерности распространения опасных
геологическихприродных явлений на территории страны (при
выполнениипрактическойработы);
Приводитьпримерыантропогенныхформрельефа;
Приводитьпримерымербезопасности,втомчиследляэкономикисемьи, в
случае природных стихийных бедствий и техногенныхкатастроф;
Находить в различных источниках и использовать
информацию,необходимуюдляобъясненияособенностейрельефасвоегок
рая(привыполнениипрактическойработы);
Выдвигатьгипотезыобъясненияособенностейрельефасвоегокрая(привы
полнениипрактическойработы);
Устный
опрос;Практи
ческаяработа;
Тестирование;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1688/start/
2.3.
Климат и
климатическиеусловия
7
0
3
Использовать знания об основных факторах, определяющих
климатРоссиидляобъясненияособенностейклиматаотдельныхрегионови
своегокрая;
Применять понятия «солнечная радиация», «годовая
амплитудатемпературвоздуха»,«воздушныемассы»длярешенияучебны
хи(или)практико-ориентированныхзадач;
Различать понятия «испарение», «испаряемость»,
«коэффициентувлажнения»;использоватьихдлярешенияучебныхи(или)
практико-ориентированныхзадач;
Описыватьособенностипогодытерриториипокартепогоды(втомчислепр
ивыполнениипрактическойработы);
Использовать знания о погоде и климате для составления
простейшегопрогнозапогоды(втомчислепривыполнениипрактическойр
аботы);
Объяснять различия в количестве суммарной солнечной радиации
вразличныхрегионахстраны(привыполнениипрактическойработы);
Использовать понятия «циклон», «антициклон», «атмосферный
фронт»дляобъясненияособенностейпогодыотдельныхтерриторийспомощ
ьюкартпогоды;
Устный
опрос;Тестиро
вание;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1690/start/
Контрольная
работа.
2.4.
МоряРоссии.Внутренниев
одыиводныересурсы
6
1
2
Описыватьместоположениеморей,омывающихтерриториюРоссии,сравн
иватьсвойстваводПКморей;
Показыватьнакартеи(или)обозначатьнаконтурнойкартекрупныереки и
озёра России, области современного оледенения,
областираспространенияболотимноголетнеймерзлоты;
Устный
опрос;Тестиро
вание;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1694/start/
2.5.
Природнохозяйственныезоны
15
0
2
Показыватьнакартеи(или)обозначатьнаконтурнойкартеприроднохозяйственныезоны;
Ипользовать понятие «коэффициент увлажнения» для
объясненияособенностейрастительногоиживотногомираипочвприродн
ыхзон;Классифицировать основные типы почв России с
использованиемсамостоятельнопредложенныхоснований;
Устныйопрос;
Контрольная
работа.
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1700/start/
Итогопоразделу:
40
Раздел3.НаселениеРоссии
3.1.
ЧисленностьнаселенияРоссии
3
0
1
Применять понятия «рождаемость», «смертность»,
Устный
«естественныйприрост населения», «миграционный прирост населения», опрос;Практи
«общийприрост населения» для решения учебных и практических
ческаяработа;
задач;Определять и сравнивать по статистическим данным
коэффициентыестественного прироста, рождаемости, смертности
населения,миграционногоиобщегоприростанаселениявразличныхчастяхс
траны(привыполнениипрактическойработы);
Сравнивать показатели воспроизводства населения России
споказателями воспроизводства населения других стран
мира;Различатьдемографическиепроцессыиявления,характеризую
щиединамику численности населения России и её отдельных
регионов(естественное движение населения, рождаемость,
смертность,внутренние и внешние миграции, миграционный
прирост);Строить логические рассуждения и обобщения при
анализе карт идиаграмм;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1707/start/
3.2.
Территориальные
особенностиразмещениянасел
енияРоссии
3
0
0
Применятьпонятия«плотностьнаселения»,«основнаяполоса(зона)рас
селения», «урбанизация», «городская агломерация»,
«посёлокгородского типа» для решения учебных и практических
задач;Различать и сравнивать территории по плотности населения
(густойслабозаселённыетерритории);
Использовать знания о городском и сельском населении для
решенияпрактико-ориентированных задач в контексте реальной
жизни;ОбъяснятьособенностиразмещениянаселенияРоссиииеёотдель
ныхрегионов на основе анализа факторов, определяющих
особенностиразмещениянаселенияпотерриториистраны;
Проводить классификацию населённых пунктов России по
заданнымоснованиям: численности населения, функциональным
особенностям;Выбирать, анализировать, систематизировать и
интерпретироватьинформацию(картыатласа);
Оцениватьнадёжностьгеографическойинформациипокритериям,сформу
лированнымсамостоятельно;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1707/start/
Устный
опрос;Практи
ческаяработа;
3.3.
НародыирелигииРоссии
2
0
1
;
Показыватьнакартеосновныеареалыраспространениямировыхрелигийн
атерриторииРоссийскойФедерации;
Сравниватьособенностинаселенияотдельныхрегионовстраныпорелигио
зномусоставу;
Использоватьзнанияобэтническомсоставенаселениядлявыполненияразл
ичныхпознавательныхзадач;
Анализировать и систематизировать статистическую
информацию(статистические данные, текстовые, видеои
фотоизображения,компьютерныебазыданных)(привыполнениипрактиче
скойработы);
Устный
опрос;Практи
ческаяработа;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1708/start/
3.4.
Половойивозрастнойсоставн
аселенияРоссии
2
1
1
Использовать знания о половозрастной структуре населения
длярешенияпрактикоориентированныхзадачвконтекстереальнойжизни:объяснять различия
половозрастного состава населения отдельныхрегионовРоссии;
Применять понятия «половозрастная структура населения»,
«средняяпрогнозируемая продолжительность жизни» для решения
учебных
ипрактическихзадач(втомчислепривыполнениипрактическойработы);
Прогнозировать дальнейшее развитие возрастной структуры
населенияРоссии;
Анализироватьинформацию(статистическиеданные)(привыполнениипр
актическойработы);
Формулировать суждения, выражать свою точку зрения
посуществующемуразличиювпоказателесреднейожидаемойпродолжител
ьностижизнимужчиниженщин;
Письменныйк
онтроль;Прак
тическаяработ
а;Тестировани
е;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1708/start/
3.5.
Человеческийкапитал
1
0
1
;
Применятьпонятия«трудовыересурсы»,«трудоспособныйвозраст»,
«рабочаясила»,«безработица»,«рыноктруда»,«качествонаселения»дляре
шенияучебныхипрактическихзадач;
Классифицировать территории по особенностям естественного
имеханическогодвижениянаселения(привыполнениипрактическойработ
ы);
Анализировать схему «Состав трудовых ресурсов
России»;Сравнивать по статистическим данным долю
трудоспособногонаселениявобщейчисленностинаселенияРоссииивдр
угихстранахмира;
Устныйопрос;
Контрольная
работа за год.
3
17
Итогопоразделу:
11
Резервноевремя
6
ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПОП
РОГРАММЕ
68
ПОУРОЧНОЕПЛАНИРОВАНИЕ
№п/
п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Темаурока
История освоения изаселения
территории современной
России в XI—XVI вв
Расширение территории
России в XVI—XIX
вв.Русские первопроходцы
Изменения внешних границ
России в ХХ в.
Воссоединение Крыма с
Россией. Практическая
работа №1 по теме:
«Систематизация сведений об
изменении границ России на
разных исторических этапах
на основе анализа
географических карт»
Государственная территория
России. Территориальные
воды. Морские и сухопутные
границы, воздушное
пространство,
континентальный шельф
исключительная
экономическая зона
Российской Федерации
Государственная граница
России. Страны — соседи
России. Ближнее и дальнее
зарубежье
Географическое положение
России. Виды географического
положения
Моря, омывающие
территорию России.
Россия на карте часовых
поясов мира. Карта часовых
зон России. Местное, поясное
и зональное время: роль в
хозяйстве и жизни людей
Различие во времени на
территории России.
Практическая работа №2 по
теме: «Определение различия
во времени для разных
городов России по карте
часовых зон».
Количествочасов
Датаизучения
всего контрольные практические
работы
работы
План
Виды,формык
онтроля
Факт
1
0
0
1.09
Устный опрос
1
0
0
6.09
Устный опрос
1
0
1
8.09
Практическая
работа
1
1
0
13.09
Входная
контрольная
работа
1
0
0
15.09
Устный опрос
1
0
0
20.09
Устный опрос
1
0
0
22.09
Устный опрос
1
0
0
27.09
Устный опрос
1
0
1
29.09
Практическаяр
абота
10. Федеративное устройство
России. Субъекты Российской
Федерации, их равноправие и
разнообразие. Основные виды
субъектов Российской
Федерации.
Федеральные округа
11. Районирование как метод
географических исследований
и территориального
управления. Виды
районирования территории.
Макрорегионы России:
Западный (Европейская часть)
и Восточный (Азиатская
часть); их границы и состав.
Крупные географические
районы России: Европейский
Север России и Северо –Запад
России, Центральная Россия,
Поволжье, Юг Европейской
части России, Урал, Сибирь и
Дальний Восток
12. «Стратегия пространственного
развития Российской
Федерации на период до 2025
года»: цели, задачи,
приоритеты и направления
пространственного развития
страны. Субъекты Российской
Федерации, выделяемые в
«Стратегии пространственного
развития Российской
Федерации»как
«геостратегические
территории». Практическая
работа №3 по теме:
«Обозначение на контурной
карте и сравнение границ
федеральных округов и
макрорегионов с целью
выявления состава и
особенностей географического
положения»
13. Природные условия и
природные ресурсы.
Классификации природных
ресурсов
1
0
0
4.10
Устный опрос
1
0
0
6.10
Устный опрос
1
0
1
11.10
Практическая
работа
1
0
0
13.10
Устный опрос
14. Природно-ресурсный капитал
и экологический потенциал
России. Принципы
рационального
природопользования и методы
их реализации
15. Минеральные ресурсы страны
и проблемы их рационального
использования. Основные
ресурсные базы. Природные
ресурсы суши и морей,
омывающих Россию
16. Природные богатства своего
края. Практическая работа
№4 по теме: «Характеристика
природно-ресурсного капитала
своего края по картам и
статистическим материалам».
17. Основные этапы
формирования земной коры на
территории России.
Основные тектонические
структуры на территории
России. Платформы и плиты.
Пояса горообразования.
Геохронологическая таблица
18. Основные формы рельефа
иособенности
ихраспространения
натерриторииРоссии
19. Зависимость
междутектоническим
строением,рельефом и
размещениемосновных групп
полезныхископаемых по
территориистраны
20. Влияние внутреннихпроцессов
на формированиерельефа.
Современныепроцессы,
формирующиерельеф.
Областисовременногогорообр
азования,землетрясенийивулка
низма
21. Влияние внешних
процессовнаформированиерел
ьефа.
Современные
процессы,формирующие
рельеф.Древнее и
современноеоледенения
1
0
0
18.10
Устный опрос
1
0
0
20.10
Устный опрос
1
0
1
25.10
Практическаяр
абота
1
0
0
27.10
Устный опрос
1
0
0
Устный опрос
1
0
0
Устный опрос
1
0
0
Устный опрос
1
0
0
Устный опрос
22. Опасные
геологическиеприродные
явления и ихраспространение
потерриторииРоссии.
Изменение рельефа
подвлиянием
деятельностичеловека.
Антропогенныеформырельефа
.
Практическаяработа №5 по
теме: «Объяснение
распространенияпо
территории Россииопасных
геологическихявлений»
23. Особенности рельефа
своегокрая.
Практическаяработа №6 по
теме: «Объяснение
особенностейрельефасвоегокр
ая».
24. Факторы,
определяющиеклимат России.
Влияниегеографического
положенияна климат России.
Солнечнаярадиация и её виды.
Влияниена климат
Россииподстилающейповерхн
остиирельефа
25. Основные типы
воздушныхмасс и их
циркуляция
натерриторииРоссии.
Атмосферные
фронты,циклоны и
антициклоны.Тропические
циклоны ирегионы
России,подверженные их
влиянию.Карты погоды.
Практическаяработа №7 по
теме: «Описание
ипрогнозирование
погодытерриториипокартепого
ды»
26. Распределение
температурывоздуха по
территорииРоссии
1
0
1
Практическаяр
абота
1
0
1
Практическаяр
абота
1
1
0
Контрольнаяра
бота
1
0
1
Практическаяр
абота
1
0
0
Устный опрос
27. Распределение
атмосферныхосадков по
территорииРоссии.
Коэффициентувлажнения.
Практическаяработа №8 по
теме: «Определение
иобъяснение по
картамзакономерностейраспре
деления солнечнойрадиации,
среднихтемператур января и
июля,годового
количестваатмосферных
осадков,испаряемости по
территориистраны».
28. Климатические пояса и
типыклиматов России,
иххарактеристики
29. Изменение климата
подвлиянием естественных
иантропогенных
факторов.Влияние климата на
жизнь ихозяйственную
деятельностьнаселения.
Наблюдаемыеклиматические
изменения натерритории
России и
ихвозможныеследствия.
Способы адаптации человекак
разнообразнымклиматическим
условиям
натерриториистраны.
Агроклиматические
ресурсы.Опасные и
неблагоприятныеметеорологи
ческие явления.Наблюдаемые
климатическиеизменения на
территорииРоссии и их
возможныеследствия
30. Особенности климата
своегокрая.
Практическаяработа №9 по
теме: «Оценка влияния
основныхклиматических
показателейсвоего края на
жизнь ихозяйственную
деятельностьнаселения».
31. МорякакаквальныеПК
1
0
1
Практическаяр
абота
1
0
0
Устный опрос
1
0
0
Устный опрос
1
0
1
Практическаяр
абота
1
1
0
Контрольнаяра
бота
32. Реки России.
Распределениерекпобассейнам
океанов.
Главные речные
системыРоссии.
Опасныегидрологическиеприр
одныеявления и
ихраспространение
потерриторииРоссии.
Практическаяработа №10 по
теме: «Объяснение
распространенияопасных
гидрологическихприродных
явлений натерриториистраны»
33. Роль рек в жизни населения
иразвитиихозяйстваРоссии.
Практическаяработа №11 по
теме: «Сравнение
особенностейрежима и
характера
течениядвухрекРоссии».
34. Крупнейшие озёра,
ихпроисхождение.
Болота.Подземныеводы.
35. Ледники.
Многолетняямерзлота
1
0
1
Практическаяр
абота
1
0
1
Практическаяр
абота
1
0
0
Устный опрос
1
0
0
Устный опрос
36. Неравномерностьраспределен
ия водныхресурсов. Рост
ихпотребления и
загрязнения.Пути сохранения
качестваводных ресурсов.
Оценкаобеспеченности
воднымиресурсами крупных
регионовРоссии
1
0
0
Устный опрос
37. Внутренние воды и
водныересурсы своего региона
исвоейместности
38. Почва — особый
компонентприроды.
Факторыобразованияпочв
39. Основные зональные
типыпочв, их свойства,
различия вплодородии
40. Почвенные ресурсы
России.Изменение почв
различныхприродных зон в
ходе
иххозяйственногоиспользован
ия. Меры посохранению
плодородияпочв: мелиорация
земель,борьба с эрозией почв
и ихзагрязнением
41. Богатство растительногомира
России: видовоеразнообразие,
факторы, егоопределяющие
42. Богатство животного
мираРоссии:
видовоеразнообразие,
факторы, егоопределяющие
43. Природно-хозяйственныезоны
России: взаимосвязь
ивзаимообусловленность
ихкомпонентов
44. Особенности растительногои
животного мира
различныхприроднохозяйственных зонРоссии.
Арктическаяпустыня, тундра
илесотундра
45. Особенностирастительногои
животного мира
различныхприроднохозяйственных
зонРоссии.Тайга
46. Особенностирастительногои
животного мира
различныхприроднохозяйственных зонРоссии.
Смешанные
ишироколитвенныелеса
1
0
0
Устный опрос
1
0
0
Устный опрос
1
0
0
Устный опрос
1
0
0
Устный опрос
1
0
0
Устный опрос
1
0
0
Устный опрос
1
0
0
Устный опрос
1
0
0
Устный опрос
1
0
0
Устный опрос
1
0
0
Устный опрос
47. Особенностирастительногои
животного мира
различныхприроднохозяйственных
зонРоссии.Степиилесостепи
48. Особенностирастительногои
животного мира
различныхприроднохозяйственных зонРоссии.
Пустыни иполупустыни
49. Высотная поясность в
горахнатерриторииРоссии.
Горные системы
европейскойчасти России
(Крымскиегоры,Кавказ,Урал)
50. Высотная поясность в
горахнатерриторииРоссии.
Горные системы
азиатскойчасти России.
Практическаяработа №12 ро
теме: «Объяснение
различийструктуры
высотнойпоясностивгорныхси
стемах».
51. Природные ресурсыприроднохозяйственных зони их
использование,экологическиеп
роблемы.
Лесныхзон
52. Природные ресурсыприроднохозяйственных зони их
использование,экологическиеп
роблемы.
БезлесныетерриторииРоссии
1
0
0
Устный опрос
1
0
0
Устный опрос
1
0
0
Устный опрос
1
0
1
Практическаяр
абота
1
0
0
Устный опрос
1
0
0
Устный опрос
53. Прогнозируемыепоследствия
измененийклимата для
разныхприроднохозяйственных
зоннатерритории России.
Практическаяработа №13
по теме: «Анализ различных
точекзрения о влиянии
глобальныхклиматических
изменений наприроду, на
жизнь ихозяйственную
деятельностьнаселения на
основе анализанескольких
источниковинформации».
54. Объекты
Всемирногоприродного
наследияЮНЕСКО; растения
иживотные, занесённые
вКраснуюкнигуРоссии
1
0
1
Практическаяр
абота
1
0
0
Устный опрос
55. Особо охраняемыеприродные
территорииРоссииисвоегокрая
1
0
0
Контрольная
работа
56. Динамика
численностинаселения России
в XX—XXI вв. и
факторы,определяющие её.
Переписи населенияРоссии.
Геодемографическоеположени
е России. Основныемеры
современнойдемографической
политикигосударства.
Различныеварианты
прогнозовизменения
численностинаселения России.
Общийприростнаселения.
1
0
0
Устный опрос
57. Естественное
движениенаселения.
Рождаемость,смертность,
естественныйприрост
населения России иих
географические различияв
пределах разных
регионовРоссии
58. Миграции
(механическоедвижениенаселе
ния).
Внешние и
внутренниемиграции.
Эмиграция ииммиграция.
Миграционныйприрост
населения. Причинымиграций
и основныенаправления
миграционныхпотоков.
Причины миграцийи основные
направлениямиграционных
потоковРоссии в
разныеисторическиепериоды.
Государственнаямиграционная
политикаРоссийской
Федерации.Практическаяраб
ота №14 по теме:
«Определение
постатистическим
даннымобщего, естественного
(или)миграционного
приростанаселения
отдельныхсубъектов
(федеральныхокругов)
РоссийскойФедерации или
своегорегиона».
1
0
0
Устный опрос
1
0
1
Практическаяр
абота
59. Географические
особенностиразмещения
населения:
ихобусловленностьприродным
и, историческимии социальноэкономическими
факторами.Основная полоса
расселения.Плотность
населения какпоказатель
освоенноститерритории.
Различия вплотности
населения вгеографических
районах исубъектах
РоссийскойФедерации
60. Городское и
сельскоенаселение. Виды
городскихнаселённыхпунктов.
Урбанизация в
России.Крупнейшие города
игородские
агломерации.Классификация
городов почисленности
населения.
Рольгородоввжизни страны.
Функции городов
России.Монофункциональные
города
61. Виды сельских
населённыхпунктов. Сельская
местностьи современные
тенденциисельскогорасселени
я
62. Россия —
многонациональноегосударств
о.
Многонациональность
какспецифический
факторформирования и
развитияРоссии.
Языковаяклассификация
народовРоссии. Крупнейшие
народыРоссиииихрасселение.
Титульные
этносы.Практическаяработа
№15 по теме:
«Построениекартограммы
«Доля титульных этносов
вчисленности
населенияреспублик и
автономныхокруговРФ»
63. Географиярелигий
1
0
0
Устный опрос
1
0
0
Устный опрос
1
0
0
Устный опрос
1
0
1
Практическаяр
абота
1
0
0
Устный опрос
64. Объекты
Всемирногокультурного
наследияЮНЕСКО на
территорииРоссии
1
0
0
Устный опрос
65. Половой и возрастной
составнаселенияРоссии.
Половозрастная
структуранаселения России
вгеографических районах
исубъектах
РоссийскойФедерации и
факторы, еёопределяющие
66. Половозрастные
пирамиды.Демографическая
нагрузка.Средняя
прогнозируемая(ожидаемая)пр
одолжительность
жизнимужского и
женскогонаселенияРоссии.
Практическаяработа №16
по теме: «Объяснение
динамикиполовозрастного
составанаселения России на
основеанализа
половозрастныхпирамид».
67. Понятие
человеческогокапитала.Трудов
ыересурсы,рабочаясила.
Неравномерностьраспределен
иятрудоспособного
населенияпотерриториистраны
.
Географические различия
вуровне занятости
населенияРоссии и факторы,
ихопределяющие.
Качествонаселения и
показатели,характеризующиее
го.ИЧРиегогеографическиераз
личия
68. Обобщающее повторение по
курсу: «Природа
России».Практическаяработ
а №17 по теме:
«Классификация
Федеральныхокругов по
особенностяместественного
имеханического
движениянаселения»
ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПО
ПРОГРАММЕ
1
0
0
Устный
опрос
1
0
1
Практическа
яработа
1
1
0
Промежуточ
ная
аттестация.
Контрольная
работа за год.
1
0
1
Практическа
яработа
68
4
17
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
АлексеевА.И.,НиколинаВ.В.,ЛипкинаЕ.К.идругие.География,8класс/Акционерноеобщество
«Издательство «Просвещение».
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебнометодических комплектов) линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А. И. Алексеева с
5по9 классы:
А.И.Алексеевидр.География.8,классы(учебники)
В.В.Николина.География.Мойтренажёр.8классы(рабочиететради)
В.В.Николина.География.Поурочныеразработки.8классы(пособиедляучителя)
ЦИФРОВЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
РЕСУРСЫ И
РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
rgo.ru-"RGO.ru"географическийпорталПланетаЗемля.–
● geo.1september.ru-сайт"Яидунаурокгеографии"
● geo.1september.ru-газета"География"
● my-geography.ru
● georus.by.ru-"ГеографияРоссии".
● geo.historic.ru-географическийon-lineсправочник"Странымира
● afromberg.narod.ru
● geografia.ru-География.ру
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ
ОБОРУДОВАНИЕ
Глобус, термометр, барометр, гигрометр,
флюгер и др.
Физические, политические карты полушарий, мира, России, карта природных зон,
народы и плотность населения, климатическая карта и др.
Таблицы, картины.
Атласы.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ
1. Компьютер.
2. Проектор.
3. Интерактивная доска.
4. География6-10классыбиблиотекаэлектронныхнаглядныхпособий.
5. Электронные карты.
6. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Комплект цифровых образовательных ресурсов