Рабочая программа учебного предмета "География", 6 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Оренбургской области
Администрация Тоцкого района
МАОУ Тоцкая СОШ им. А.К. Стерелюхина

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Руководитель ШМО
______________Щеголева Н.А.
Протокол №1

СОГЛАСОВАНО
зам.директора по УР

УТВЕРЖДЕНО
директор школы

______________Долгих С.А.

______________Рыжков В.К.

Протокол №

Приказ №

от "30" 08. 2022 г.

от "1" 09. 2022 г.

от "22" 09.2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1479196)
учебного предмета
«География»

для 6 класса основного общего образования
на 2022 - 2023 учебный год

Составитель: Долгих Светлана Алексеевна
учитель географии высшей квалификационной категории

село Тоцкое 2022г.

Рабочая программа по географии на уровне основного общего образования составлена на
основеТребований к результатам освоения основной образовательной программы основного
общегообразования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
основногообщего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в
Примернойпрограммевоспитания(одобренорешением ФУМОот02062020г).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Программа по географии отражает основные требования Федерального
государственногообразовательногостандартаосновногообщегообразованиякличностным,метапредмет
ным
ипредметнымрезультатамосвоенияобразовательныхпрограммисоставленасучётомКонцепциигеограф
ическогообразования, принятойнаВсероссийском съездеучителейгеографии
и утверждённой Решением Коллегии Министерства просвещения и науки Российской Федерации
от24.12.2018года.
Рабочаяпрограммадаётпредставлениеоцеляхобучения,
воспитанияиразвитияобучающихсясредствами учебного предмета «География»; определяет
возможности предмета для реализациитребований к результатам освоения программ основного
общего образования, требований крезультатамобучениягеографии,
атакжеосновныхвидовдеятельностиобучающихся.
ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКАУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«ГЕОГРАФИЯ»
География в основной школе — предмет, формирующий у обучающихся систему
комплексныхсоциально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных
закономерностяхразвития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о
динамике основныхприродных, экологических и социально-экономических процессов, о проблемах взаимодействияприродыиобщества,географическихподходахк
устойчивомуразвитиютерриторий.
Содержание курса географии в основной школе является базой для реализации
краеведческогоподходавобучении,
изучениягеографическихзакономерностей,теорий,законовигипотезвстаршейшколе, базовым звеном в
системе непрерывного географического образования, основой
дляпоследующейуровневойдифференциации.
ЦЕЛИИЗУЧЕНИЯУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«ГЕОГРАФИЯ»
Изучениегеографиивобщемобразованиинаправленонадостижениеследующихцелей:
1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания
сдругими народами на основе формирования целостного географического образа России,
ценностныхориентацийличности;
2) развитиепознавательныхинтересов,интеллектуальныхитворческихспособностейвпроцессенаб
людений за состоянием окружающей среды, решения географических задач,
проблемповседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного
приобретенияновыхзнаний;
3) воспитаниеэкологическойкультуры,соответствующейсовременномууровнюгеоэкологическогомы
шления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географическихособенностях
природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о
способахсохраненияокружающейсредыирациональногоиспользования природныхресурсов;

4) формирование способности поиска и применения раз- личных источников
географическойинформации,втомчислересурсовИнтернета,дляописания,характеристики,
объясненияиоценкиразнообразныхгеографическихявленийипроцессов,жизненныхситуаций;

5) формирование комплекса практико-ориентированных гео- графических знаний и
умений,необходимыхдляразвитиянавыковихиспользованияприрешениипроблемразличнойсложност
ивповседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих
вжизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном
имногоконфессиональном мире;
6) формированиегеографическихзнанийиумений,необходимыхдляпродолженияобразованияпонапр
авлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьёзной базы географическихзнаний.
МЕСТОУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«ГЕОГРАФИЯ»ВУЧЕБНОМПЛАНЕ
В системе общего образования «География» признана обязательным учебным предметом,
которыйвходитвсоставпредметнойобласти«Общественнонаучныепредметы».Освоениесодержаниякурса
«География»в основнойшколепроисходитсопорой
нагеографическиезнанияиумения,сформированныеранеев курсе «Окружающиймир».
Учебным планом на изучение географии отводится по одному часу в неделю в 6 классе, всего 34часа.

СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА
Раздел1.ОболочкиЗемли
Тема1.Гидросфера—воднаяоболочкаЗемли
Гидросфера и методы её изучения. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.
Значениегидросферы.
Исследования вод Мирового океана. Профессия океанолог. Солёность и температура
океаническихвод. Океанические течения. Тёплые и холодные течения. Способы изображения на
географическихкартах океанических течений, солёности и температуры вод Мирового океана на
картах. Мировойокеан иего части.ДвиженияводМирового
океана:волны;течения,приливыиотливы.Стихийные
явлениявМировомокеане.СпособыизученияинаблюдениязазагрязнениемводМировогоокеана.Водысу
ши.Способыизображениявнутреннихводнакартах.
Реки:горныеиравнинные.Речнаясистема,бассейн,водораздел.Порогииводопады.Питаниеирежимрек
и.
Озёра.Происхождениеозёрныхкотловин.
Питаниеозёр.Озёрасточныеибессточные.Профессиягидролог.Природныеледники:горные
ипокровные.Профессиягляциолог.
Подземныеводы(грунтовые,межпластовые,артезианские),ихпроисхождение,условиязалеганияииспол
ьзования.Условияобразованиямежпластовыхвод. Минеральныеисточники.
Многолетняямерзлота.Болота,ихобразование.
Стихийныеявлениявгидросфере,методынаблюденияизащиты.Человекиги
дросфера.Использованиечеловекомэнергииводы.
Использованиекосмическихметодоввисследованиивлияниячеловеканагидросферу.
Практическиеработы
1. Сравнениедвухрек(Россииимира)позаданнымпризнакам.
2. Характеристикаодного изкрупнейшихозёрРоссии попланувформепрезентации.
3. Составлениеперечняповерхностныхводныхобъектов своегокраяи ихсистематизацияв
форметаблицы.
Тема2.Атмосфера—воздушнаяоболочкаЗемли
ВоздушнаяоболочкаЗемли:газовыйсостав,строениеизначениеатмосферы.
Температура воздуха. Суточный ход температуры воздуха и его графическое
отображение.ОсобенностисуточногоходатемпературывоздухавзависимостиотвысотыСолнцанадгориз
онтом.Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура. Зависимость нагревания
земнойповерхностиотугла падениясолнечныхлучей.Годовойходтемпературывоздуха.
Атмосферноедавление.Ветерипричиныеговозникновения.Розаветров.Бризы.Муссоны.
Водаватмосфере.Влажностьвоздуха.Образованиеоблаков.Облакаиихвиды.Туман.Образованиеивыпа
дениеатмосферныхосадков.Видыатмосферных осадков.
Погодаиеёпоказатели.Причиныизмененияпогоды.
Климатиклиматообразующиефакторы.Зависимость
климатаотгеографическойширотыивысотыместностинад уровнемморя.
Человекиатмосфера.Взаимовлияниечеловекаиатмосферы.Адаптациячеловекакклиматическимуслов
иям. Профессия метеоролог. Основные метеорологические данные и способы отображениясостояния
погоды на метеорологической карте. Стихийные явления в атмосфере. Современныеизменения
климата. Способы изучения и наблюдения за глобальным климатом.
Профессияклиматолог.Дистанционныеметодывисследованиивлияния человека
навоздушнуюоболочку

Земли.
Практическиеработы

1. Представлениерезультатовнаблюдениязапогодойсвоейместности.
2. Анализграфиковсуточногоходатемпературывоздухаиотносительнойвлажностисцельюустан
овлениязависимостимеждуданнымиэлементамипогоды.
Тема3.Биосфера —оболочкажизни
Биосфера—
оболочкажизни.Границыбиосферы.Профессиибиогеографигеоэколог.Растительныйиживотныймир
Земли.Разнообразиеживотногоирастительногомира.
Приспособлениеживыхорганизмовксредеобитаниявразныхприродныхзонах.ЖизньвОкеане.Изменени
еживотногоирастительногомира Океана сглубинойигеографическойширотой.
Человеккакчастьбиосферы.РаспространениелюдейнаЗемле.Исс
ледованияиэкологическиепроблемы.
Практическиеработы
1.Характеристикарастительностиучасткаместностисвоегокрая.
Заключение
Природно-территориальныекомплексы
Взаимосвязь оболочек Земли. Понятие о природном комплексе. Природнотерриториальныйкомплекс. Глобальные, региональные и локальные природные комплексы.
Природные комплексысвоей местности. Круговороты веществ на Земле. Почва, её строение и
состав. Образование почвы иплодородиепочв.Охранапочв.
Природнаясреда.Охранаприроды.Природныеособоохраняемыетерритории.ВсемирноенаследиеЮН
ЕСКО.
Практическаяработа(выполняетсянаместности)
1.Характеристикалокальногоприродногокомплексапоплану.

ПЛАНИРУЕМЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Личностныерезультатыосвоенияпрограммыосновногообщегообразованияпогеографии
должныотражатьготовностьобучающихсяруководствоватьсясистемойпозитивныхценностныхориента
цийи расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных
направленийвоспитательнойдеятельности,втомчислев части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности
вполикультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию
природы,населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное
отношение кдостижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение
кисторическомуиприродномунаследиюиобъектамприродногоикультурногонаследиячеловечества,трад
ициямразных народов,проживающихвроднойстране;уважениексимволамРоссии,своегокрая.
Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности
(патриотизма,уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа
России, чувстваответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей
гражданина
иреализацииегоправ,уважениеправ,свободизаконныхинтересовдругихлюдей;активноеучастиев
жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны
дляреализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и
правилахмежличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
готовность кразно-образной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи,готовностькучастиювгуманитарнойдеятельности(«экологическийпатруль»,волонтё
рство).
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуацияхнравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также
поведение ипоступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствийдляокружающейсреды;развиватьспособностирешатьморальныепроблемынаосновелично
стноговыбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и
нормыповедениясучётомосознанияпоследствий дляокружающейсреды.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других
народов,пониманиеролиэтническихкультурныхтрадиций;ценностногоотношениякприродеикультурес
воей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира,
объектамВсемирногокультурногонаследиячеловечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему
научныхпредставлений географических наук об основных закономерностях развития природы и
общества,о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской
культурой
каксредствомпознаниямирадляпримененияразличныхисточниковгеографическойинформацииприр
ешении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными
навыкамиисследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление
опыта,наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективногоблагополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка

на здоровыйобразжизни(здоровоепитание,соблюдение гигиеническихправил,сбалансированныйрежим

занятийиотдыха,
регулярнаяфизическаяактивность);соблюдениеправилбезопасностивприроде;навыков безопасного
поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовымситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том
числеосмысляясобственныйопытивыстраиваядальнейшиецели;сформированностьнавыкарефлексии,п
ризнание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и
способностьосознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и
экологическицелесообразногообразажизни;бережноотноситьсякприродеиокружающейсреде.
Трудовоговоспитания:установканаактивноеучастиеврешениипрактическихзадач(врамкахсемьи,
школы, города, края) технологической и социальной направленности, способностьинициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес кпрактическому
изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применениягеографических
знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешнойпрофессиональной
деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор ипостроение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных
иобщественныхинтересов ипотребностей.
Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для
решениязадач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствийдля окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и
путей
ихрешения;активноенеприятиедействий,приносящихвредокружающейсреде;осознаниесвоейроликак
гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальнойсред;готовностькучастию впрактическойдеятельностиэкологическойнаправленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Изучениегеографиивосновнойшколеспособствуетдостижениюметапредметныхрезультатов,втомчис
ле:
Овладениюуниверсальнымипознавательнымидействиями:
Базовыелогическиедействия
— Выявлятьихарактеризоватьсущественныепризнакигеографическихобъектов,процессовиявле
ний;
— устанавливатьсущественныйпризнакклассификациигеографическихобъектов,процессовиявл
ений, основаниядляихсравнения;
— выявлятьзакономерностиипротиворечияврассматриваемыхфактахиданныхнаблюденийсучёто
мпредложеннойгеографическойзадачи;
— выявлятьдефицитыгеографическойинформации,данных,необходимыхдлярешенияпос
тавленнойзадачи;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов
иявлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений,умозаключенийпоаналогии,формулироватьгипотезыовзаимосвязяхгеографическ
ихобъектов,процессовиявлений;
— самостоятельновыбиратьспособрешенияучебнойгеографическойзадачи(сравниватьнес
колько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельновыделенныхкритериев).

Базовыеисследовательскиедействия

— Использоватьгеографическиевопросыкакисследовательскийинструментпознания;
— формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным
ижелательнымсостояниемситуации,объекта,исамостоятельноустанавливатьискомоеиданное;
— формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других,аргументироватьсвоюпозицию,мнениепогеографическимаспектам
различныхвопросовипроблем;
— проводитьпопланунесложноегеографическоеисследование,в
томчисленакраеведческомматериале, по установлению особенностей изучаемых
географических объектов, причинноследственныхсвязейизависимостеймеждугеографическимиобъектами,процессамии
явлениями;
— оцениватьдостоверностьинформации,полученнойвходегеографическогоисследования;
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённогонаблюденияилиисследования,оцениватьдостоверностьполученныхрезультатов
ивыводов;
— прогнозироватьвозможноедальнейшееразвитиегеографическихобъектов,процессови
явлений, событийиихпоследствияваналогичныхили
сходныхситуациях,атакжевыдвигатьпредположенияобихразвитиивизменяющихсяусловияхокруж
ающейсреды.
Работасинформацией
— Применятьразличныеметоды,инструментыизапросыприпоискеиотбореинформацииилиданны
х из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи
изаданныхкритериев;
— выбирать,анализироватьиинтерпретироватьгеографическуюинформациюразличныхвидовифо
рмпредставления;
— находить сходныеаргументы,подтверждающиеилиопровергающиеоднуи
тужеидею,вразличныхисточникахгеографическойинформации;
— самостоятельновыбиратьоптимальнуюформупредставлениягеографическойинформации;
— оцениватьнадёжностьгеографическойинформациипокритериям,предложеннымучителемили
сформулированнымсамостоятельно;
— систематизироватьгеографическуюинформациювразныхформах.
Овладениюуниверсальнымикоммуникативнымидействиями:
Общение
— Формулироватьсуждения,выражатьсвоюточкузренияпогеографическимаспектамразл
ичныхвопросоввустныхиписьменныхтекстах;
— в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы
ивысказыватьидеи,нацеленныенарешениезадачииподдержаниеблагожелательностиобщения;
— сопоставлятьсвоисужденияпогеографическимвопросамссуждениямидругихучастниковдиал
ога,обнаруживатьразличиеи сходствопозиций;
— публичнопредставлятьрезультатывыполненногоисследованияилипроекта.

Совместнаядеятельность(сотрудничество)
— Приниматьцельсовместнойдеятельностипривыполненииучебныхгеографических

проектов,коллективностроитьдействияпоеёдостижению:распределятьроли,договариваться,обсуж
датьпроцессирезультатсовместнойработы;
— планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных
географическихпроектов определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех
участниковвзаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть
работы,достигатькачественногорезультатапосвоемунаправлениюикоординироватьсвоидействи
ясдругимичленамикоманды;
— сравниватьрезультатывыполненияучебногогеографическогопроектасисходнойзадачейиоцен
ивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять
сферуответственности.
Овладениюуниверсальнымиучебнымирегулятивнымидействиями:С
амоорганизация
— Самостоятельносоставлятьалгоритмрешениягеографическихзадачивыбиратьспособихреш
ения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументироватьпредлагаемыевариантырешений;
— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения),корректироватьпредложенный
алгоритмсучётомполученияновыхзнанийобизучаемомобъекте.
Самоконтроль(рефлексия)
— Владетьспособамисамоконтроляирефлексии;
— объяснятьпричиныдостижения(недостижения)результатовдеятельности,даватьоценкупри
обретённомуопыту;
— вноситькоррективыв
деятельностьнаосновеновыхобстоятельств,изменившихсяситуаций,установленныхошибок,возни
кшихтрудностей;
— оцениватьсоответствиерезультатацелииусловиям.
Принятиесебяидругих:
— Осознанноотноситьсякдругомучеловеку,егомнению;
— признаватьсвоёправо наошибкуитакоежеправодругого.
ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
— Описыватьпофизическойкартеполушарий,физическойкартеРоссии,картеокеанов,глобусумест
оположение изученных географических объектов для решения учебных и (или) практикоориентированныхзадач;
— находить информацию об отдельных компонентах природы Земли, в том числе о
природесвоей местности, необходимую для решения учебных и (или) практикоориентированных задач,иизвлекатьеёизразличныхисточников;
— приводитьпримерыопасныхприродныхявленийвгеосферахи средствихпредупреждения;
— сравниватьинструментарий(способы)получениягеографическойинформациинаразныхэта
пахгеографическогоизученияЗемли;
— различатьсвойстваводотдельныхчастейМировогоокеана;

— применятьпонятия«гидросфера»,«круговоротводы»,«цунами»,«приливыиотливы»дляреше
нияучебныхи(или)практико-ориентированныхзадач;
— классифицироватьобъектыгидросферы(моря,озёра,реки,подземныеводы,болота,ледники)поза
даннымпризнакам;
— различатьпитаниеирежимрек;
— сравниватьрекипозаданнымпризнакам;
— различатьпонятия«грунтовые,межпластовыеи артезианскиеводы»и
применятьихдлярешенияучебныхи(или)практико-ориентированныхзадач;
— устанавливатьпричинно-следственныесвязимеждупитанием,режимомрекии
климатомнатерриторииречногобассейна;
— приводитьпримерырайоновраспространениямноголетнеймерзлоты;
— называтьпричиныобразованияцунами,приливовиотливов;
— описыватьсостав,строениеатмосферы;
— определятьтенденцииизменениятемпературывоздуха,количестваатмосферныхосадковиатм
осферного давления в зависимости от географического положения объектов;
амплитудутемпературы воздуха с использованием знаний об особенностях отдельных
компонентовприродыЗемлиивзаимосвязяхмеждунимидля
решенияучебныхипрактическихзадач;
— объяснятьобразованиеатмосферныхосадков;направлениедневныхиночныхбризов,мус
сонов; годовой ход температуры воздуха и распределение атмосферных осадков
дляотдельныхтерриторий;
— различатьсвойствавоздуха;климатыЗемли;климатообразующиефакторы;
— устанавливать зависимость между нагреванием земной поверхности и углом
падениясолнечныхлучей;температуройвоздухаи
егоотносительнойвлажностьюнаосноведанныхэмпирическихнаблюдений;
— сравниватьсвойстваатмосферыв
пунктах,расположенныхнаразныхвысотахнадуровнемморя; количество солнечного тепла,
получаемого земной поверхностью при различных углахпадениясолнечныхлучей;
— различатьвидыатмосферныхосадков;
— различатьпонятия«бризы»и«муссоны»;
— различатьпонятия«погода»и«климат»;
— различатьпонятия«атмосфера»,«тропосфера»,«стратосфера», «верхниеслоиатмосферы»;
— применятьпонятия«атмосферноедавление»,«ветер»,«атмосферныеосадки»,«воздушныемас
сы»длярешенияучебныхи(или)практико-ориентированных задач;
— выбирать и анализировать географическую информацию о глобальных
климатическихизмененияхизразличныхисточниковдлярешенияучебныхи(или)практикоориентированныхзадач;
— проводитьизмерениятемпературывоздуха,атмосферногодавления,скоростиинаправленияветр
а с использованием аналоговых и (или) цифровых приборов (термометр,
барометр,анемометр,флюгер)ипредставлятьрезультатынаблюденийвтабличнойи(или)графическ

ой

форме;
— называтьграницыбиосферы;
— приводитьпримерыприспособленияживыхорганизмов
ксредеобитаниявразныхприродныхзонах;
— различатьрастительныйиживотныймирразныхтерриторийЗемли;
— объяснятьвзаимосвязикомпонентовприродывприродно-территориальномкомплексе;
— сравниватьособенностирастительногоиживотного миравразличныхприродныхзонах;
— применять понятия «почва», «плодородие почв», «природный комплекс», «природнотерриториальныйкомплекс»,«круговоротвеществвприроде»длярешенияучебныхи(или)практ
ико-ориентированныхзадач;
— сравниватьплодородиепочввразличныхприродныхзонах;
— приводитьпримерыизмененийвизученныхгеосферахврезультатедеятельностичеловеканаприм
ере территории мира и своей местности, путей решения существующих экологическихпроблем.

ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование
Дата
Количествочасов
изучения
разделовитемпрог
раммы
всего контрольныер практическиер
аботы
аботы

Раздел1.ОболочкиЗемли

Видыдеятельности

Виды,
формыко
нтроля

Электронные
(цифровые)образо
вательныересурс
ы

1.1.

Гидросфера—
воднаяоболочка
Земли

9

1

3

06.09.2022
31.10.2022

Называтьчастигидросферы;
Описыватькруговоротводывприроде;
Называтьисточникэнергиикруговоротаводывприроде;
Описыватьпофизическойкартеполушарий,физическойкартеРоссии,картеокеанов,глобусу
местоположениеизученныхгеографическихобъектовдлярешенияучебныхи(или)практикоориентированныхзадач;
ОпределятьпокартамиразличатьсвойстваводотдельныхчастейМировогоокеана;
Применятьпонятия«гидросфера»,«круговоротводы»,«цунами»,«приливыиотливы»длярешенияучебныхи
(или)практико-ориентированныхзадач;
Определятьпокартамнаправлениятёплыхихолодныхокеаническихтечений;
ПриводитьпримерыстихийныхявленийвМировомокеане;
Называтьпричиныцунами,приливовиотливов;
Описыватьположениенакартеглавныхокеаническихтечений,глубоководныхжелобовивпадинМирового
океана,крупныхострововиполуостровов;
Применятьпонятия«река»,«речнаясистема»,«речнойбассейн»,«водораздел»дляобъясненияособенностей
питания,режима,характератечениярек;
Различатьпонятия«питание»и«режимреки»;
Классифицироватьобъектыгидросферы(моря,озёра,реки,подземныеводы,болота,ледники)позаданным
признакам;
Выявлятьнаосновепредставленнойинформациипричинно-следственныесвязимеждупитанием,режимом
рекииклиматомнатерриторииречногобассейна;
Сравниватьрекипозаданнымпризнакам(привыполнениипрактическойработы№1);
ДаватьгеографическуюхарактеристикуодногоизкрупнейшихозёрРоссиииоформлятьввидепрезентации
(привыполнениивгрупповойформепрактическойработы№2);
Приводитьпримерырайоновраспространениямноголетнеймерзлоты;
Сравниватьинструментарий(способы)получениягеографическойинформацииоглубинеМировогоокеана,о
направленииокеаническихтечений,оледникахимноголетнеймерзлотенаразныхэтапахгеографического
изученияЗемли;
ПриводитьпримерыизмененийвгидросфереврезультатедеятельностичеловеканапримеремираиРоссии;
Приводитьпримерыиспользованиячеловекомводы;
Различатьпонятия«грунтовые,межпластовыеиартезианскиеводы»;
Объяснятьобразованиеподземныхвод;
Различатьгрунтовыеимежпластовыеводы,водопроницаемыеиводоупорныепороды;
Объяснятьобразованиеподземныхвод;
Сравниватьчистотумежпластовыхигрунтовыхвод;
Выявлятьсущественныепризнакиартезианскихвод;
Находить,использоватьисистематизироватьинформациюоповерхностныхводныхобъектахсвоей
местности;
Самостоятельновыбиратьоптимальнуюформупредставлениягеографическойинформации(привыполнении
практическойработы№3);
Формулироватьсуждения,выражатьсвоюточкузренияпопроблемеисчерпаемостиилинеисчерпаемости
ресурсовпреснойводынапланете;
Планироватьорганизациюсовместнойработыпривыполненииучебногопроектаоповышенииуровня
Мировогоокеанавсвязисглобальнымиизменениямиклимата;
Объяснятьпричиныдостижения(недостижения)результатовдеятельности,даватьоценкуприобретённому
опыту;
Оцениватьсоответствиерезультатацели;

Контрольная
работа;

https://eom.edu.ru/

1.2.

Атмосфера—
воздушнаяобо
лочка

11

1

2

22.11.2022

описыватьстроениеатмосферы;
Контрольнаяра
сравниватьсвойства воздухавразных
бота;
частяхатмосферы;сравниватьсодержаниеразличныхгазоввсоставево
здуха;
сравниватьсвойствавоздухавконтинентальныхиморскихвоздушныхмассах(температуравоздуха,влажность,зап
ылённость);
сравниватьсвойствавоздухавконтинентальныхиморскихвоздушныхмассах(температуравоздуха,влажность,зап
ылённость);
применятьпонятия«атмосферноедавление»,«ветер»,«атмосферныеосадки»,«воздушныемассы»длярешенияучеб
ныхи(или)практико-ориентированныхзадач;
определять амплитуду температурывоздуха,тенденцииизменений температурывоздухапо
статистическимданным;устанавливать зависимость нагревания земнойповерхностиотугла падения
солнечныхлучейвтечениесутокивтечениегоданапримересвоейместностинаосновепредставленныхданных;
определятьразличиевтемпературевоздухаиатмосферномдавлениинаразнойвысотенадуровнемморяприрешениипракт
ико-ориентированныхзадач;
различатьвидыоблаковисвязанныеснимитипыпогоды;проводитьизмеренияосновныхэлементовпогодысиспользова
ниеманалоговых
и(или)цифровыхприборов(термометр,барометр,анемометр,флюгер);различатьотносительнуюиабсолютнуювлажно
стьвоздуха;
называть причиныобразованияоблаков,
тумана;различатьвидыатмосферныхосадков;
объяснятьнаправлениядневныхиночныхбризов,муссонов;различать
понятия«погода»и«климат»,«бриз»и«муссон»;
объяснятьгодовойходтемпературывоздуханаразныхгеографическихширотах;
объяснятьвлияниеразличныхклиматообразующихфакторовнаклиматотдельныхтерриторий;зависимостьклиматаотге
ографическойширотыивысотыместностинадуровнемморя;
различатьклиматическиепоясаЗемли;
приводитьпримерыстихийныхявленийватмосфере;
приводитьпримерывлиянияклиматанажизньихозяйственнуюдеятельностьчеловека;
систематизировать географическую информациюв разных формах (при выполнении практической работы№1);
устанавливать зависимость между температурой воздуха и его относительной влажностью на основе
анализаграфиков суточного хода температуры воздуха и относительной влажности (при выполнении
практическойработы№2);
использоватьгеографическиевопросыдляизученияглобальныхклиматическихизменений;оцениватьдостоверностьим
еющейсяинформации;
выбирать ианализировать географическуюинформациюо глобальныхклиматических
изменениях;находитьвтекстахинформацию,характеризующуюпогодуиклиматсвоейместности;
планироватьорганизацию совместнойработы по исследованию
глобальныхклиматическихизменений;выражатьсвоюточкузренияпопроблемеглобальныхклиматическихизмене
ний;
сопоставлятьсвоисужденияссуждениямидругихучастниковдиалога;

https://eom.edu.ru/

1.3.

Биосфера—
оболочкажизни

5

0

1

15.02.2023
14.03.2023

характеризоватьсущественныепризнакибиосферы;называтьграницыбиосферы;
приводитьпримерыприспособленияживыхорганизмовксредеобитаниявразныхприродныхзонахвМировомо
кеанесглубинойигеографическойширотой;
приводить примерыгустоималозаселённых
территориймира;приводитьпримерыэкологическихпроблем,связанныхсб
иосферой;
самостоятельновыбиратьоптимальнуюформу представлениягеографической информации;находить и
систематизировать информациюо состоянииокружающейсреды своей
местности(привыполнениипрактическойработы№1);
использоватьгеографическиевопросыкакисследовательскийинструментпознания;
составлять планучебного исследования поустановлениюпричинно-следственных
связейизмененияживотногоирастительногомираокеанасглубинойигеографическойширотой;
описывать растительность,устанавливать связи междукомпонентамиприроды(при
выполнениипрактическойработы№1);
проводитьнаблюденияификсироватьисистематизироватьихрезультаты;
планироватьорганизациюсовместнойработы,распределятьроли,приниматьцельсовместнойдеятельности;

https://eom.edu.ru/

Тестирование;

Итогопоразделу

25

Раздел2.Заключение
2.1.

Природно4
территориальныеко
мплексы

Итогопоразделу:

4

Резервноевремя

5

ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВ
ОЧАСОВПОПРОГРА
ММЕ

34

0

1

2

7

22.03.2023
18.04.2023

Применятьпонятия «почва»,«плодородиепочв», «природныйкомплекс», «природнотерриториальныйкомплекс»,«круговоротвеществвприроде»длярешенияучебныхи(или)практикоориентированныхзадач;приводитьпримерывзаимосвязиоболочекЗемли;
сравниватьпочвыразныхприродныхзонпоестественномуплодородию;называтьфакт
оры,влияющиенаобразованиепочвы;
объяснять взаимосвязикомпонентовприроднотерриториальногокомплекса(привыполнениипрактическойработы№1);
описыватькруговоротывеществанаЗемле;
приводитьпримерыособоохраняемыхтерриториймираиРоссии;
приводитьпримерыприродныхобъектовспискаВсемирногонаследияЮНЕСКО;называтьпричин
ынеобходимостиохраныприроды;сохранениябиоразнообразияпланеты;
извлекать информациюо выявления примеровпутейрешенияэкологических проблем из различныхисточников;

Тестирование;

https://eom.edu.ru/

ПОУРОЧНОЕПЛАНИРОВАНИЕ
№п/
п

1.
2.
3.
4.

5.

6.

7.
8.

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

Темаурока

Количествочасов

Дата
изучения
План Факт

Виды, формы
контроля

всего

контрольные
работы

практические
работы

Состав и
строениегидросферы.
Мировой океан
Мировой океан
Воды океана

1

0

0

2.09

Устный опрос

1
1
1

0
1
0

0
0
0

9.09
16.09
23.09

Реки-артерии Земли
Практическая работа №1
«Сравнение двух рек по
заданным признакам»
Озера и болота.
Практическаяработа№2
"Характеристика одного из
крупнейших озёр России по
плану в форме
презентации".
Подземные воды и
ледники.
Гидросфера и человек.
Практическая работа№3
"Составление перечня
поверхностных водных
объектов своего края и их
систематизация в форме
таблицы".
Урок обобщения иконтроля
по теме"Гидросфера".
Состав и строение
атмосферы.
Тепло в атмосфере.
Тепло в атмосфере.
Атмосферное давление.
Ветер.
Влага ватмосфере.
Влага в
атмосфере.Практическая
работа№4
"Анализграфиковсуточного
ходатемпературы воздухаи
относительнойвлажностисц
елью
установлениязависимостиме
жду
даннымиэлементамипогоды
".

1

0

0.5

30.09

Устный опрос
Устный опрос
Входная
контрольная
работа
Практическая
работа

1

0

0.5

7.10

1

0

0

14.10

1

0

0.5

21.10

Практическая
работа

1

1

0

28.10

1

0

0

11.11

Контрольная
работа
Устныйопрос

1
1
1
1
1

0
0
0
0
0

0
0
0
0
0

18.11
25.11
2.12
9.12
16.12

Устныйопрос
Устныйопрос
Устныйопрос
Устныйопрос
Устныйопрос

1

0

0.5

23.12

Практическая
работа

Устныйопрос

Практическая
работа

17. Погодаиклимат.
18. Учимся с
"Полярнойзвездой"
19. Атмосфера ичеловек.
Практическаяработа №5
"Представлениерезультатов
наблюдения
запогодойсвоейместности".
20. Урок обобщения иконтроля
знаний по теме"Атмосфера"
21. Биосфера-земнаяоболочка.
22. Биосфера-сферажизни.
Границы биосферы.
23. Почва, ее строение и состав.
Образование и плодородие
почв. Охрана почвы.
24. Биосфера - оболочка жизни.
Человек как часть
биосферы. Профессии
биогеограф и геоэколог.
25. Разнообразие растительного
и животного мира
Земли.Практическая
работа№6
"Характеристикарастительн
ости
участкаместностисвоегокра
я".
26. Географическая
оболочкаЗемли.
27. ПриродныезоныЗемли.
Приспособление живых
организмов к среде
обитания в разных
природных зонах.
28. Жизнь в Океане. Изменение
животного и растительного
мира Океана с глубиной и
географической широтой.
29. Культурныеландшафты.
Природное и
культурноенаследие.
Распространение людей на
Земле.
30. Природно –
территориальные
комплексы. Исследования и
экологические проблемы.
31.
Взаимосвязь оболочек
Земли. Глобальные,
региональные и
локальные ПК.
Природные комплексы
своей местности.

1
1

0
0

0
0

13.01
20.01

Устныйопрос
Устныйопрос

1

0

0.75

27.01

Практическаяраб
ота

1

1

0

3.02

1
1

0
0

0
0

10.02
17.02

Контрольнаярабо
та
Устныйопрос
Устныйопрос

1

0

0

24.02

Устныйопрос

1

0

0

3.03

1

0

1

10.03

Самооценка
сиспользованием
«Оценочноголист
а»
Практическаяраб
ота

1

0

0

17.03

Устныйопрос

1

0

0

24.03

Устныйопрос

1

0

0

7.04

Устныйопрос

1

0

0

14.04

Тестирование

1

0

0

21.04

Устныйопрос

1

0

0

28.04

Устныйопрос

Практическая
работа№7Характеристик
алокальногоприродногок
омплексапоплану.
32. Природная среда. Охрана
природы. Природные и
особо охраняемые
территории. Всемирное
наследие ЮНЕСКО
33. Промежуточная аттестация.
Контрольная работа за год.
34. Обобщающее повторение за
год.
ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАС
ОВПОПРОГРАММЕ

1

0

0

12.05

Защита проекта

1

1

0

19.05

1

0

0

26.05

Промежуточная
аттестация.
Контрольная
работа за год.
Устныйопрос

34

4

3.75

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕУЧЕБНЫЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧЕНИКА
АлексеевА.И.,НиколинаВ.В.,ЛипкинаЕ.К.идругие.География,6класс/Акционерноеобщество
«Издательство
«Просвещение»;Введитесвойва
риант:
МЕТОДИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧИТЕЛЯ
География.7класс:учебникдляобщеобразовательныхучреждений/(А.И.Але
ксеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.). М.: Просвещение, 2017. –
(Полярнаязвезда)
В.В.Николина.География.Поурочныеразработки.7класс(пособиедляучителя)Е.Е.Гусева.
География. «Конструктор» текущего контроля. 7 класс (пособие дляучителя)
Атлас7класс
ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫИРЕСУРСЫСЕТИИНТЕРНЕТ
https://eom.edu.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕОБОРУДОВАНИЕ
Слайд-проектор
Экран настенный 1,6х1,6
мКомпьютеручителя
ОБОРУДОВАНИЕДЛЯПРОВЕДЕНИЯЛАБОРАТОРНЫХИПРАКТИЧЕСКИХРАБОТ
КомплектприборовиинструментовтопографическихГ
лобус физический210мм
Глобус физический 320
ммКомпас-азимут
Барометр-анероид
Гигрометр (психрометр) ВИТ2Курвиметр
механическийТеллурий(Солнце
-Земля-Луна)
Термометрсфиксациеймаксимальногоиминимальногозначений
Нивелир


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.05.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (35349) 2-15-57

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».