МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Оренбургской области
Администрация Тоцкого района
МАОУ Тоцкая СОШ им. А.К. Стерелюхина
РАССМОТРЕНО
На заседании ШМО учителей
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ Тоцкая СОШ
______________Степанова И.А.
______________ Долгих С.А.
______________ Рыжков В.К.
Протокол № 1
Протокол № 1
Приказ № 37
от "22" августа 2022 г.
от "30" августа 2022 г.
от "01" сентября 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 5390708)
учебного предмета
«Музыка»
для 6 класса основного общего образования
на 2022 - 2023 учебный год
Составитель: Татьянина Татьяна Васильевна
учитель музыки
село Тоцкое 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне 6 класса основного общего образования
составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Музыка»,
Примерной программы воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка — универсальный антропологический феномен, неизменно присутствующий во всех
культурах и цивилизациях на протяжении всей истории человечества. Используя интонационновыразительные средства, она способна порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и
мысли, яркие художественные образы, для которых характерны, с одной стороны, высокий уровень
обобщённости, с другой — глубокая степень психологической вовлечённости личности. Эта
особенность открывает уникальный потенциал для развития внутреннего мира человека,
гармонизации его взаимоотношений с самим собой, другими людьми, окружающим миром через
занятия музыкальным искусством.
Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие качества и свойства, как
целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание, содержательная рефлексия. Огромное
значение имеет музыка в качестве универсального языка, не требующего перевода, позволяющего
понимать и принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей других
народов и культур.
Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает межличностное и
социальное взаимодействие людей, в том числе является средством сохранения и передачи идей и
смыслов, рождённых в предыдущие века и отражённых в народной, духовной музыке, произведениях
великих композиторов прошлого. Особое значение приобретает музыкальное воспитание в свете
целей и задач укрепления национальной идентичности. Родные интонации, мелодии и ритмы
являются квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в свёрнутом виде всю систему
мировоззрения предков, передаваемую музыкой не только через сознание, но и на более глубоком —
подсознательном — уровне.
Музыка — временнóе искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в развитие комплекса
психических качеств личности является способность музыки развивать чувство времени, чуткость к
распознаванию причинно-следственных связей и логики развития событий, обогощать
индивидуальный опыт в предвидении будущего и его сравнении с прошлым.
Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его
абстрактное мышление, память и воображение, формирует умения и навыки в сфере
эмоционального интеллекта, способствует самореализации и самопринятию личности. Таким образом
музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и нравственное развитие
ребёнка, формирование всей системы ценностей.
Рабочая программа позволит учителю:
— реализовать в процессе преподавания музыки современные подходы к формированию
личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;
— определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного
предмета «Музыка» по годам обучения в соответствии с ФГОС ООО (утв. приказом
Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями и
дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.); Примерной основной
образовательной программой основного общего образования (в редакции протокола № 1/20 от
04.02.2020 Федерального учебно-методического объединения по общему образованию);
Примерной программой воспитания (одобрена решением Федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020 г. №2/20);
— разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного
региона, образовательного учреждения, класса, используя рекомендованное в рабочей программе
примерное распределение учебного времени на изучение определённого раздела/темы, а также
предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного образования и воспитания ребёнка, развития его
психики, эмоциональной и интеллектуальной сфер, творческого потенциала. Признание
самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и
воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей
духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания
является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций,
чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через
переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений,
моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим
направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в единстве
эмоциональной и познавательной сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального
искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между людьми разных эпох и
народов, эффективного способа автокоммуникации;
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к
интонационно-содержательной деятельности.
Важнейшими задачами изучения предмета «Музыка» в основной школе являются:
1. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный психологический опыт
эмоционально-эстетического переживания.
2. Осознание социальной функции музыки. Стремление понять закономерности развития
музыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования музыки в человеческом
обществе, специфики её воздействия на человека.
3. Формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства. Воспитание
уважительного отношения к системе культурных ценностей других людей. Приверженность
парадигме сохранения и развития культурного многообразия.
4. Формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального
искусства. Освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных для различных
музыкальных стилей.
5. Развитие общих и специальных музыкальных способностей, совершенствование в предметных
умениях и навыках, в том числе:
а) слушание (расширение приёмов и навыков вдумчивого, осмысленного восприятия музыки;
аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в связи с прослушанным музыкальным
произведением);
б) исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; игра на доступных музыкальных
инструментах, опыт исполнительской деятельности на электронных и виртуальных музыкальных
инструментах);
в) сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации, композиции, аранжировки, в
том числе с использованием цифровых программных продуктов);
г) музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка, танец, двигательное
моделирование и др.);
д) творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали,
представления);
е) исследовательская деятельность на материале музыкального искусства.
6. Расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах, достаточное для
активного, осознанного восприятия лучших образцов народного и профессионального искусства
родной страны и мира, ориентации в истории развития музыкального искусства и современной
музыкальной культуре.
Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает
вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и
методов освоения содержания.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью модулями (тематическими
линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой начального
образования и непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на
протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыка моего края»;
модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Европейская классическая музыка»;
модуль № 5 «Русская классическая музыка»;
модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»;
модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»;
модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»;
модуль № 9 «Жанры музыкального искусства».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является
обязательным для изучения и преподаётся в основной школе с 5 по 8 класс включительно.
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельность
обучающихся, участие в исследовательских и творческих проектах, в том числе основанных на
межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное
искусство», «Литература», «География», «История», «Обществознание», «Иностранный язык» и др.
Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 6 классе составляет 34 часа (не
менее 1 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «МУЗЫКА МОЕГО КРАЯ»
Календарный фольклор
Календарные обряды, традиционные для данной местности (осенние, зимние, весенние — на выбор
учителя).
Mодуль «НАРОДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО
РОССИИ»Фольклорные жанры
Общее и особенное в фольклоре народов России: лирика, эпос, танец.
Mодуль «ЖАНРЫ МУЗЫКАЛЬНОГО
ИСКУССТВА»Циклические формы и жанры
Сюита, цикл миниатюр (вокальных, инструментальных).
Принцип контраста.
Прелюдия и фуга.
Соната, концерт: трёхчастная форма, контраст основных тем, разработочный принцип развития
Mодуль «РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Золотой век русской культуры
Светская музыка российского дворянства XIX века: музыкальные салоны, домашнее
музицирование, балы, театры. Увлечение западным искусством, появление своих гениев. Синтез
западно-европейской культуры и русских интонаций, настроений, образов (на примере творчества М.
И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова и др.)
Mодуль
«МУЗЫКА
НАРОДОВ
МИРА»
Музыка
—
древнейший
язык
человечества
Археологические находки, легенды и сказания о музыке
древних.
Древняя Греция — колыбель европейской культуры (театр, хор, оркестр, лады, учение о гармонии и
др.).
Mодуль «ЕВРОПЕЙСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Музыкальный образ
Героические образы в музыке. Лирический герой музыкального произведения. Судьба человека —
судьба человечества (на примере творчества Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта и др.). Стили классицизм и
романтизм (круг основных образов, характерных интонаций, жанров)
Mодуль «ИСТОКИ И ОБРАЗЫ РУССКОЙ И ЕВРОПЕЙСКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ»
Развитие церковной музыки
Европейская музыка религиозной традиции (григорианский хорал, изобретение нотной записи
Гвидо д’Ареццо, протестантский хорал).
Русская музыка религиозной традиции (знаменный распев, крюковая запись, партесное пение).
Полифония в западной и русской духовной музыке. Жанры: кантата, духовный концерт, реквием
Mодуль «СВЯЗЬ МУЗЫКИ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА»
Музыка и литература
Единство слова и музыки в вокальных жанрах (песня, романс, кантата, ноктюрн, баркарола, былина
и др.).
Интонации рассказа, повествования в инструментальной музыке (поэма, баллада и др.).
Программная музыка.
Mодуль «СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКА: ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ И НАПРАВЛЕНИЯ »
Музыка цифрового мира
Музыка повсюду (радио, телевидение, Интернет, наушники). Музыка на любой вкус (безграничный
выбор, персональные плей-листы). Музыкальное творчество в условиях цифровой среды.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие,
смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для основного общего
образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и
внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его
исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации;
проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов
России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в
творческой жизни своей школы, города, республики.
Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и
доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого
сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и
других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к
самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины
мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность
в познании.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей
среде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкальноисполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика
умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе,
настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в
сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при
изучении предмета «Музыка»:
1. Овладение универсальными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
- сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливать
основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты
(музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы
и др.);находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального
искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе
предложенного учителем алгоритма;
- выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения,
делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным
состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкальноисполнительских навыков;
с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений,
планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного
музицирования;
сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей
предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть — целое,
причина — следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого
наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента,
классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в
различных условиях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную
в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся)
правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной
задачей;
анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем
алгоритму;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять
эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;
выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе);
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение,
чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные
нормы и значение интонации в повседневном общении.
Вербальная коммуникация:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями
общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и
дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность (сотрудничество):
стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия,
исполнения музыки;
переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при
решении поставленной задачи;
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование
смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности
(управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия
и т. д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ музыкальной
культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном
общении с музыкальным искусством во всех доступных формах, органичном включении музыки в
актуальный контекст своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:—
осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную
связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут рассуждать на эту тему;
— воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытное
цивилизационное явление; знают достижения отечественных мастеров музыкальной культуры,
испытывают гордость за них;
— сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной идентичности
(разбираются в особенностях музыкальной культуры своего народа, узнают на слух родные
интонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции,
понимают ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной культуры
своего народа);
— понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего общественные вкусы и
настроения, включённого в развитие политического, экономического, религиозного, иных аспектов
развития общества.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по
учебным модулям и должны отражать сформированность умений.
Модуль «Музыка моего края»:
знать музыкальные традиции своей республики, края, народа;
характеризовать особенности творчества народных и профессиональных музыкантов, творческих
коллективов своего края;
исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов своей малой
родины.
Модуль «Народное музыкальное творчество России»:
определять на слух музыкальные образцы, относящиеся к русскому музыкальному фольклору, к
музыке народов Северного Кавказа; республик Поволжья, Сибири (не менее трёх региональных
фольклорных традиций на выбор учителя);
различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки;
определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых,
струнных, ударно-шумовых инструментов;
объяснять на примерах связь устного народного музыкального творчества и деятельности
профессиональных музыкантов в развитии общей культуры страны.
Модуль «Музыка народов мира»:
определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к западно-европейской, латиноамериканской, азиатской традиционной музыкальной культуре, в том числе к отдельным самобытным
культурно-национальным традициям;
различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки;
определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых,
струнных, ударно-шумовых инструментов;
различать на слух и узнавать признаки влияния музыки разных народов мира в сочинениях
профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров).
Модуль «Европейская классическая музыка»:
различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора,
произведение, исполнительский состав;
определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных стилей
(барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм);
исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором,
способы развития и форму строения музыкального произведения;
характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить примеры наиболее
известных сочинений.
Модуль «Русская классическая музыка»:
различать на слух произведения русских композиторов-классиков, называть автора, произведение,
исполнительский состав;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором,
способы развития и форму строения музыкального произведения;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских композиторов;
характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков, приводить
примеры наиболее известных сочинений.
Модуль «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»:
различать и характеризовать жанры и произведения русской и европейской духовной музыки;
исполнять произведения русской и европейской духовной музыки;
приводить примеры сочинений духовной музыки, называть их автора.
Модуль «Современная музыка: основные жанры и направления»:
определять и характеризовать стили, направления и жанры современной музыки;
различать и определять на слух виды оркестров, ансамблей, тембры музыкальных инструментов,
входящих в их состав;
исполнять современные музыкальные произведения в разных видах деятельности.
Модуль «Связь музыки с другими видами искусства»:
определять стилевые и жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
различать и анализировать средства выразительности разных видов искусств;
импровизировать, создавать произведения в одном виде искусства на основе восприятия
произведения другого вида искусства (сочинение, рисунок по мотивам музыкального произведения,
озвучивание картин, кинофрагментов и т. п.) или подбирать ассоциативные пары произведений из
разных видов искусств, объясняя логику выбора;
высказывать суждения об основной идее, средствах её воплощения, интонационных особенностях,
жанре, исполнителях музыкального произведения.
Модуль «Жанры музыкального искусства»:
различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и симфонические, вокальные и
инструментальные и т..д.), знать их разновидности, приводить примеры;
рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для данного жанра;
выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты) вокальных, инструментальных и
музыкально-театральных жанров.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
Количество часов
всего
контрольные
работы
Репертуар
Виды деятельности
Виды,
формы
контроля
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Знакомство с символикой календарных обрядов;
поиск информации о соответствующих фольклорных традициях.
Разучивание и исполнение народных песен;
танцев. На выбор или факультативно Реконструкция
фольклорного обряда или его фрагмента. Участие в народном
гулянии;
празднике на улицах своего города;
посёлка;
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/
https://resh.edu.ru/subject/6/6/
0.25
Знакомство со звучанием фольклорных образцов близких и
далёких регионов в аудио- и видеозаписи. Аутентичное
исполнение.;
Выявление характерных интонаций и ритмов в звучании
традиционной музыки разных народов. Выявление общего и
особенного при сравнении танцевальных;
лирических и эпических песенных образцов фольклора разных
народов России. Разучивание и исполнение народных песен;
танцев;
эпических сказаний. На выбор или факультативно
Исследовательские проекты;
посвящённые музыке разных народов России. Музыкальный
фестиваль «Народы России»;
;
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/
https://resh.edu.ru/subject/6/6/
0.25
Экскурсия в музей (реальный или виртуальный) с экспозицией
музыкальных артефактов древности;
последующий пересказ полученной информации. Импровизация
в духе древнего обряда (вызывание дождя;
поклонение тотемному животному и т. п.). Озвучивание;
театрализация легенды/мифа о музыке. На выбор или
факультативно Квесты;
викторины;
интеллектуальные игры. Исследовательские проекты в рамках
тематики «Мифы Древней Греции в музыкальном искусстве
XVII—XX веков»;
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/
https://resh.edu.ru/subject/6/6/
практические
работы
для
слушания
для
для
пения музицирования
Дата
изучения
Модуль 1. Музыка моего края
1.1.
Календарный
фольклор
Итого по модулю
4
0.25
4
Модуль 2. Народное музыкальное творчество России
2.1.
Фольклорные
жанры
Итого по модулю
4
0.25
4
Модуль 3. Музыка народов мира
3.1.
Музыка —
древнейший
язык
человечества
Итого по модулю
3
3
Модуль 4. Европейская классическая музыка
4.1.
Музыкальный
образ
Итого по модулю
4
0.25
Знакомство с произведениями композиторов — венских
классиков;
композиторов-романтиков;
сравнение их образов между собой. Сопереживание
музыкальному образу;
идентификация с лирическим героем произведения. Узнавание
на слух мелодий;
интонаций;
ритмов;
элементов музыкального языка;
умение напеть наиболее яркие темы из числа изучаемых
классических произведений. Музыкальная викторина на знание
музыки;
названий и авторов изученных произведений. На выбор или
факультативно Составление сравнительной таблицы стилей
классицизм и романтизм (только на примере музыки;
либо в музыке и живописи;
в музыке и литературе и т. д.);
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/
https://resh.edu.ru/subject/6/6/
0.25
Выявление характерных интонаций и ритмов в звучании
традиционной;
музыки народов Европы. Выявление общего и особенного при
сравнении изучаемых образцов европейского фольклора и
фольклора народов России. Разучивание и исполнение
народных;
песен;
танцев. Двигательная;
ритмическая;
интонационная импровизация по;
мотивам изученных традиций народов Европы (в том числе в;
форме рондо);
;
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/
https://resh.edu.ru/subject/6/6/
0.25
Знакомство с шедеврами русской музыки XIX века;
анализ художественного содержания;
выразительных средств. Разучивание;
исполнение не менее одного вокального произведения
лирического характера;
сочинённого русским композитором-классиком. Музыкальная
викторина на знание музыки;
названий и авторов изученных произведений. На выбор или
факультативно Просмотр художественных фильмов;
телепередач;
посвящённых русской культуре XIX века;
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/
https://resh.edu.ru/subject/6/6/
0.25
4
Модуль 5. Образы русской и европейской духовной музыки
5.1.
Развитие
церковной
музыки
Итого по модулю
3
3
Модуль 6. Русская классическая музыка
Золотой век
русской
культуры
4
Итого по модулю
4
6.1.
0.25
Модуль 7. Связь музыки с другими видами искусства
Музыка и
литература
3
Итого по модулю
3
7.1.
0.25
Знакомство с вокальной и инструментальной музыки.
Импровизация;
сочинение мелодий на основе стихотворных строк;
сравнение своих вариантов с мелодиями;
сочинёнными композиторами (метод «Сочинение
сочинённого»). Сочинение рассказа;
стихотворения под впечатлением от восприятия
инструментального музыкального произведения.;
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/
https://resh.edu.ru/subject/6/6/
0.25
Знакомство с миниатюрами;
являющимися частью цикла. Определение принципа;
основного художественного замысла цикла. Разучивание и
исполнение небольшого вокального цикла. Знакомство со
строением сонатной формы. Определение на слух основных
партий-тем в одной из классических сонат. На выбор или
факультативно Посещение концерта (в том числе
виртуального). Предварительное изучение информации о
произведениях концерта (сколько в них частей;
как они называются;
когда могут звучать аплодисменты). Последующее составление
рецензии на концерт;
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/
https://resh.edu.ru/subject/6/6/
Поиск информации о способах сохранения и передачи музыки
прежде и сейчас. Просмотр музыкального клипа популярного
исполнителя. Анализ его художественного образа;
стиля;
выразительных средств. Разучивание и исполнение популярной
современной песни. На выбор или факультативно Проведение
социального опроса о роли и месте музыки в жизни
современного человека. Создание собственного музыкального
клипа;
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/
https://resh.edu.ru/subject/6/6/
Модуль 8. Жанры музыкального искусства
8.1.
Циклические
формы и
жанры
Итого по модулю
5
5
Модуль 9. Современная музыка: основные жанры и направления
9.1.
Музыка
цифрового
мира
4
Итого по модулю
4
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
0.25
1
2
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
изучения формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы
1.
Календарный фольклор.
1
Устный
опрос;
2.
Осенние календарные
обряды.
1
Устный
опрос;
3.
Зимние календарные
обряды.
1
Устный
опрос;
4.
Весенние календарные
обряды.
1
5.
Фольклорные жанры:
лирика, эпос, танец.
1
Устный
опрос;
6.
Лирические песни народов
России.
1
Устный
опрос;
7.
Эпические песни народов
России.
1
Устный
опрос;
8.
Танцы народов России
1
9.
Музыка — древнейший язык 1
человечества
0.25
0.25
Письменный
контроль;
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
0.25
10. Древняя Греция — колыбель 1
европейской культуры
Устный
опрос;
11. «Мифы Древней Греции в
музыкальном искусстве
XVII— XX веков»
1
Устный
опрос;
12. Музыкальный образ
1
Письменный
контроль;
13. Музыка классицизма
1
Устный
опрос;
14. Музыка романтизма.
Творчество Бетховена,
Ф.Шуберта
1
15. Итоговый контрольный
урок(тест) по темам 1
полугодия.
1
0.25
0.5
Устный
опрос;
Тестирование;
16. История возникновения
нотной записи.
1
17. Образы русской духовной
музыки
1
18. Образы духовной музыки
Западной Европы
1
Устный
опрос;
0.25
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
19. Светская музыка
1
российского дворянства XIX
века
Устный
опрос;
20. Шедевры русской музыки
XIX века
1
Устный
опрос;
21. Шедевры русской музыки
XIX века
1
Устный
опрос;
22. Мир композитора
1
23. Что роднит музыку с
литературой
1
Устный
опрос;
24. Жанры инструментальной и
вокальной музыки
1
Письменный
контроль;
25. Программная музыка
1
Устный
опрос;
26. Циклические формы
инструментальной музыки
1
Устный
опрос;
27. Циклические формы
вокальной музыки
1
Устный
опрос;
28. Сюита
1
Устный
опрос;
29. Прелюдия и фуга.
1
Устный
опрос;
30. Соната, концерт
1
31. Способы сохранения и
передачи музыки прежде и
сейчас
1
32. Итоговый контрольный
урок(тест) по темам 2
полугодия.
1
0.25
0.25
Письменный
контроль;
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
0.5
Тестирование;
33. Музыкальный клип.
1
34. Музыка в моей жизни.
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
34
Устный
опрос;
0.25
1
2
Устный
опрос;
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Музыка, 6 класс/Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. Критская Е.Д.; Сергеева Г.П.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.:
Педагогика, 2009.
2. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под
ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008.
3. Музыка. 5-8 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой,
Е.Д. Критской: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская,
И.Э. Кашекова]. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 126 с.
4. Учебник «Музыка» для 6 класс авторов Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.— М:
Просвещение, 2020.
5. Творческие тетради авторов Критской Е.Д., Сергеевой Г.П. - М: Просвещение, 2020.
6. Нотная хрестоматия для 6 класса авторов Критской Е.Д., Сергеевой Г.П. М.: Просвещение
2020г.
7. Фонохрестоматия для 6 класса авторов Критской Е.Д., Сергеевой Г.П. М.: Просвещение
2020г.
8. Методические рекомендации для 6 года обучения для 6 класса авторов Критской Е.Д., Сергеевой
Г.П. М.: Просвещение 2020г.)
9. Поурочное планирование для 6 класса авторов Критской Е.Д., Сергеевой Г.П. М.: Просвещение
2020г.)
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
2. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
3. http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
4. http://viki.rdf.ru/ Детские книги и презентации
5. http://music.edu.ru/ Российский общеобразовательный портал
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Проектор и экран для него;
магнитофон;
компьютер/ноутбук.
музыкальные инструменты;
печатные пособия;
DVD с аудио- и видеозаписями;
музыкальные тематические стенды, плакаты;
портреты композиторов;
декоративные элементы музыкальной
тематики;
компьютерные программы;
стол, стул.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Проектор и экран для него;
магнитофон;
компьютер/ноутбук.
музыкальные инструменты;
печатные пособия;
DVD с аудио- и видеозаписями;
портреты композиторов.