Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство", 7 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Оренбургской области

Тоцкого района

МАОУ Тоцкая СОШ им. А.К. Стерелюхина

РАССМОТРЕНО
ШМО технологии , музыки, ИЗО

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы

______________

______________

______________

Протокол №

Протокол №

Приказ №

от "" г.

от "" г.

от "" г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2485143)
учебного предмета
«Изобразительное искусство»

для 7 класса основного общего образования
на 2022 -2023 учебный год

Составитель: Алфёрова Елена Николаевна
учитель изобразительного искусства

с. Тоцкое 2022-2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К МОДУЛЮ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН»
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДУЛЯ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН»
Основная цель — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы
эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, формы самовыражения и ориентации в
художественном и нравственном пространстве культуры. Искусство рассматривается как особая
духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный и
нравственный мировой опыт.
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как
включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики,
скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, фотографии,
функции художественного изображения в зрелищных и экранных искусствах.
Основные формы учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность,
зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Важнейшими задачами являются формирование активного отношения к традициям культуры как
смысловой, эстетической и личностно значимой ценности, воспитание гражданственности и
патриотизма, уважения и бережного отношения к истории культуры своего Отечества, выраженной в
её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и
пространственной среды, в понимании красоты человека.
Программа направлена на достижение основного результата образования — развитие личности
обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, творческого развития и
формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
Рабочая программа ориентирована на психолого-возрастные особенности развития детей 11—
15 лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств
обучающихся как для детей, проявляющих выдающиеся способности, так и для детей-инвалидов и
детей с ОВЗ.
Для оценки качества образования кроме личностных и метапредметных образовательных
результатов выделены и описаны предметные результаты обучения. Их достижение определяется
чётко поставленными учебными задачами по каждой теме, и они являются общеобразовательными
требованиями.
В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальной, так и в групповой
форме. Каждому учащемуся необходим личный творческий опыт, но также необходимо сотворчество
в команде – совместная коллективная художественная деятельность, которая предусмотрена
тематическим планом и может иметь разные формы организации.
Учебный материал каждого модуля разделён на тематические блоки, которые могут быть
основанием для организации проектной деятельности, которая включает в себя как
исследовательскую, так и художественно-творческую деятельность, а также презентацию результата.
Однако необходимо различать и сочетать в учебном процессе историко-культурологическую,
искусствоведческую исследовательскую работу учащихся и собственно художественную проектную
деятельность, продуктом которой является созданное на основе композиционного поиска учебное
художественное произведение (индивидуальное или коллективное, на плоскости или в объёме,
макете).
Большое значение имеет связь с внеурочной деятельностью, активная социокультурная
деятельность, в процессе которой обучающиеся участвуют в оформлении общешкольных событий и
праздников, в организации выставок детского художественного творчества, в конкурсах, а также
смотрят памятники архитектуры, посещают художественные музеи.

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН»
Целью изучения является освоение разных видов визуально-пространственных искусств: живописи,
графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства,
изображения в зрелищных и экранных искусствах (вариативно).
Модуль объединяет в единую образовательную структуру художественно-творческую деятельность,
восприятие произведений искусства и художественно-эстетическое освоение окружающей
действительности. Художественное развитие обучающихся осуществляется в процессе личного
художественного творчества, в практической работе с разнообразными художественными
материалами.
Задачами модуля «Архитектура и дизайн» являются:
освоение художественной культуры как формы выражения в пространственных формах духовных
ценностей, формирование представлений о месте и значении художественной деятельности в жизни
общества;
формирование у обучающихся представлений об отечественной и мировой художественной
культуре во всём многообразии её видов;
формирование у обучающихся навыков эстетического видения и преобразования мира;
приобретение опыта создания творческой работы посредством различных художественных
материалов в разных видах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись,
графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне, опыта художественного
творчества в компьютерной графике и анимации, фотографии, работы в синтетических искусствах
(театре и кино) (вариативно);
формирование пространственного мышления и аналитических визуальных способностей;
овладение представлениями о средствах выразительности изобразительного искусства как способах
воплощения в видимых пространственных формах переживаний, чувств и мировоззренческих
позиций человека;
развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого воображения;
воспитание уважения и любви к цивилизационному наследию России через освоение отечественной
художественной культуры;
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, формирование
активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и
личностно значимой ценности.
МЕСТО МОДУЛЯ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Модуль «Архитектура и дизайн» изучается 1 час в неделю, общий объем составляет 34 часа.

СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН»
Архитектура и дизайн — искусства художественной постройки — конструктивные искусства.
Дизайн и архитектура как создатели «второй природы» — предметно-пространственной среды
жизни людей.
Функциональность предметно-пространственной среды и выражение в ней мировосприятия,
духовно-ценностных позиций общества.
Материальная культура человечества как уникальная информация о жизни людей в разные
исторические эпохи.
Роль архитектуры в понимании человеком своей идентичности. Задачи сохранения культурного
наследия и природного ландшафта.
Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Единство
функционального и художественного — целесообразности и красоты.

Графический дизайн
Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Основы формальной
композиции в конструктивных искусствах.
Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображение.
Формальная композиция как композиционное построение на основе сочетания геометрических
фигур, без предметного содержания.
Основные свойства композиции: целостность и соподчинённость элементов.
Ритмическая организация элементов: выделение доминанты, симметрия и асимметрия,
динамическая и статичная композиция, контраст, нюанс, акцент, замкнутость или открытость
композиции.
Практические упражнения по созданию композиции с вариативным ритмическим расположением
геометрических фигур на плоскости.
Роль цвета в организации композиционного пространства.
Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Цвет и законы колористики.
Применение локального цвета. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта.
Шрифты и шрифтовая композиция в графическом дизайне.
Форма буквы как изобразительно-смысловой символ.
Шрифт и содержание текста. Стилизация шрифта.
Типографика. Понимание типографской строки как элемента плоскостной композиции.

Выполнение аналитических и практических работ по теме «Буква — изобразительный элемент
композиции».
Логотип как графический знак, эмблема или стилизованный графический символ. Функции
логотипа. Шрифтовой логотип. Знаковый логотип.
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне при соединении текста и
изображения.
Искусство плаката. Синтез слова и изображения. Изобразительный язык плаката. Композиционный
монтаж изображения и текста в плакате, рекламе, поздравительной открытке.
Многообразие форм графического дизайна. Дизайн книги и журнала. Элементы, составляющие
конструкцию и художественное оформление книги, журнала.
Макет разворота книги или журнала по выбранной теме в виде коллажа или на основе
компьютерных программ.

Макетирование объёмно-пространственных композиций
Композиция плоскостная и пространственная. Композиционная организация пространства.
Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства.
Макетирование. Введение в макет понятия рельефа местности и способы его обозначения на макете.
Выполнение практических работ по созданию объёмно-пространственных композиций. Объём и
пространство. Взаимо​связь объектов в архитектурном макете.
Структура зданий различных архитектурных стилей и эпох: выявление простых объёмов,
образующих целостную постройку. Взаимное влияние объёмов и их сочетаний на образный характер
постройки.
Понятие тектоники как выражение в художественной форме конструктивной сущности сооружения
и логики конструктивного соотношения его частей.
Роль эволюции строительных материалов и строительных технологий в изменении архитектурных
конструкций (перекрытия и опора — стоечно-балочная конструкция — архитектура сводов;
каркасная каменная архитектура; металлический каркас, железобетон и язык современной
архитектуры).
Многообразие предметного мира, создаваемого человеком. Функция вещи и её форма. Образ
времени в предметах, создаваемых человеком.
Дизайн предмета как искусство и социальное проектирование. Анализ формы через выявление
сочетающихся объёмов. Красота — наиболее полное выявление функции предмета. Влияние развития
технологий и материалов на изменение формы предмета.
Выполнение аналитических зарисовок форм бытовых предметов.
Творческое проектирование предметов быта с определением их функций и материала изготовления

Цвет в архитектуре и дизайне. Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и
архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна.
Конструирование объектов дизайна или архитектурное макетирование с использованием цвета.

Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека
Образ и стиль материальной культуры прошлого. Смена стилей как отражение эволюции образа
жизни, изменения мировоззрения людей и развития производственных возможностей.
Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов
духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох.
Архитектура народного жилища, храмовая
пространственной среде жизни разных народов.

архитектура,

частный

дом

в

предметно-

Выполнение заданий по теме «Архитектурные образы прошлых эпох» в виде аналитических
зарисовок известных архитектурных памятников по фотографиям и другим видам изображения.
Пути развития современной архитектуры и дизайна: город сегодня и завтра.
Архитектурная и градостроительная революция XX в. Её технологические и эстетические
предпосылки и истоки. Социальный аспект «перестройки» в архитектуре.
Отрицание канонов и сохранение наследия с учётом нового уровня материально-строительной
техники. Приоритет функционализма. Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности
среды современного города.
Пространство городской среды. Исторические формы планировки городской среды и их связь с
образом жизни людей.
Роль цвета в формировании пространства. Схема-планировка и реальность.
Современные поиски новой эстетики в градостроительстве.
Выполнение практических работ по теме «Образ современного города и архитектурного стиля
будущего»: фотоколлажа или фантазийной зарисовки города будущего.
Индивидуальный образ каждого города. Неповторимость исторических кварталов и значение
культурного наследия для современной жизни людей.
Дизайн городской среды. Малые архитектурные формы. Роль малых архитектурных форм и
архитектурного дизайна в организации городской среды и индивидуальном образе города.
Проектирование дизайна объектов городской среды. Устройство пешеходных зон в городах,
установка городской мебели (скамьи, «диваны» и пр.), киосков, информационных блоков, блоков
локального озеленения и т. д.
Выполнение практической работы по теме «Проектирование дизайна объектов городской среды» в
виде создания коллажно-графической композиции или дизайн-проекта оформления витрины

магазина.
Интерьер и предметный мир в доме. Назначение помещения и построение его интерьера. Дизайн
пространственно-предметной среды интерьера.
Образно-стилевое единство материальной культуры каждой эпохи. Интерьер как отражение стиля
жизни его хозяев.
Зонирование интерьера — создание многофункционального пространства. Отделочные материалы,
введение фактуры и цвета в интерьер.
Интерьеры общественных зданий (театр, кафе, вокзал, офис, школа).
Выполнение практической и аналитической работы по теме «Роль вещи в образно-стилевом
решении интерьера» в форме создания коллажной композиции.
Организация архитектурно-ландшафтного пространства. Город в единстве с ландшафтно-парковой
средой.
Основные школы ландшафтного дизайна. Особенности ландшафта русской усадебной территории и
задачи сохранения исторического наследия. Традиции графического языка ландшафтных проектов.
Выполнение дизайн-проекта территории парка или приусадебного участка в виде схемы-чертежа.
Единство эстетического и функционального в объёмно-пространственной организации среды
жизнедеятельности ​людей.

Образ человека и индивидуальное проектирование
Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа и индивидуальности
человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и
архитектуре.
Проектные работы по созданию облика частного дома, комнаты и сада. Дизайн предметной среды в
интерьере частного дома.
Мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды.
Костюм как образ человека. Стиль в одежде. Соответствие материи и формы. Целесообразность и
мода. Мода как ответ на изменения в укладе жизни, как бизнес и в качестве манипулирования
массовым сознанием.
Характерные особенности современной одежды. Молодёжная субкультура и подростковая мода.
Унификация одежды и индивидуальный стиль. Ансамбль в костюме. Роль фантазии и вкуса в подборе
одежды.
Выполнение практических творческих эскизов по теме «Дизайн современной одежды».
Искусство грима и причёски. Форма лица и причёска. Макияж дневной, вечерний и карнавальный.
Грим бытовой и сценический.

Имидж-дизайн и его связь с публичностью, технологией социального поведения, рекламой,
общественной деятельностью.
Дизайн и архитектура — средства организации среды жизни людей и строительства нового мира.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН» НА
УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы основного общего образования по модулю
достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности.
В центре программы по модулю в соответствии с ФГОС общего образования находится личностное
развитие обучающихся, приобщение обучающихся к российским традиционным духовным
ценностям, социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во
ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; ценностные установки и
социально значимые качества личности; духовно-нравственное развитие обучающихся и отношение
школьников к культуре; мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному
участию в социально значимой ​деятельности.

1. Патриотическое воспитание
Осуществляется через освоение школьниками содержания традиций, истории и современного
развития отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, прикладном и
изобразительном искусстве. Воспитание патриотизма в процессе освоения особенностей и красоты
отечественной духовной жизни, выраженной в произведениях искусства, посвящённых различным
подходам к изображению человека, великим победам, торжественным и трагическим событиям,
эпической и лирической красоте отечественного пейзажа. Патриотические чувства воспитываются в
изучении истории народного искусства, его житейской мудрости и значения символических смыслов.
Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе собственной
художественно-практической деятельности обучающегося, который учится чувственноэмоциональному восприятию и творческому созиданию художественного образа.

2. Гражданское воспитание
Программа направлена на активное приобщение обучающихся к ценностям мировой и
отечественной культуры. При этом реализуются задачи социализации и гражданского воспитания
школьника. Формируется чувство личной причастности к жизни общества. Искусство
рассматривается как особый язык, развивающий коммуникативные умения. В рамках предмета
«Изобразительное искусство» происходит изучение художественной культуры и мировой истории
искусства, углубляются интернациональные чувства обучающихся. Предмет способствует пониманию
особенностей жизни разных народов и красоты различных национальных эстетических идеалов.
Коллективные творческие работы, а также участие в общих художественных проектах создают
условия для разнообразной совместной деятельности, способствуют пониманию другого,
становлению чувства личной ответственности.

3. Духовно-нравственное воспитание

В искусстве воплощена духовная жизнь человечества, концентрирующая в себе эстетический,
художественный и нравственный мировой опыт, раскрытие которого составляет суть школьного
предмета. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира учащегося и воспитание его
эмоционально-образной, чувственной сферы. Развитие творческого потенциала способствует росту
самосознания обучающегося, осознанию себя как личности и члена общества. Ценностноориентационная и коммуникативная деятельность на занятиях по изобразительному искусству
способствует освоению базовых ценностей — формированию отношения к миру, жизни, человеку,
семье, труду, культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком
полноты проживаемой жизни.

4. Эстетическое воспитание
Эстетическое (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный) — это воспитание чувственной
сферы обучающегося на основе всего спектра эстетических категорий: прекрасное, безобразное,
трагическое, комическое, высокое, низменное. Искусство понимается как воплощение в изображении
и в создании предметно-пространственной среды постоянного поиска идеалов, веры, надежд,
представлений о добре и зле. Эстетическое воспитание является важнейшим компонентом и условием
развития социально значимых отношений обучающихся. Способствует формированию ценностных
ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, стремлению к их пониманию,
отношению к семье, к мирной жизни как главному принципу человеческого общежития, к самому
себе как самореализующейся и ответственной личности, способной к позитивному действию в
условиях соревновательной конкуренции. Способствует формированию ценностного отношения к
природе, труду, искусству, культурному наследию.

5. Ценности познавательной деятельности
В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным искусством ставятся задачи
воспитания наблюдательности — умений активно, т. е. в соответствии со специальными установками,
видеть окружающий мир. Воспитывается эмоционально окрашенный интерес к жизни. Навыки
исследовательской деятельности развиваются в процессе учебных проектов на уроках
изобразительного искусства и при выполнении заданий культурно-исторической направленности.

6. Экологическое воспитание
Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, воспитывается в
процессе художественно-эстетического наблюдения природы, её образа в произведениях искусства и
личной художественно-творческой работе.

7. Трудовое воспитание
Художественно-эстетическое развитие обучающихся обязательно должно осуществляться в
процессе личной художественно-творческой работы с освоением художественных материалов и
специфики каждого из них. Эта трудовая и смысловая деятельность формирует такие качества, как

навыки практической (не теоретико-виртуальной) работы своими руками, формирование умений
преобразования реального жизненного пространства и его оформления, удовлетворение от создания
реального практического продукта. Воспитываются качества упорства, стремления к результату,
понимание эстетики трудовой деятельности. А также умения сотрудничества, коллективной трудовой
работы, работы в команде — обязательные требования к определённым заданиям программы.

8. Воспитывающая предметно-эстетическая среда
В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся имеет значение организация
пространственной среды школы. При этом школьники должны быть активными участниками (а не
только потребителями) её создания и оформления пространства в соответствии с задачами
образовательной организации, среды, календарными событиями школьной жизни. Эта деятельность
обучающихся, как и сам образ предметно-пространственной среды школы, оказывает активное
воспитательное воздействие и влияет на формирование позитивных ценностных ориентаций и
восприятие жизни школьниками.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при
изучении модуля:

1. Овладение универсальными познавательными действиями
Формирование пространственных представлений и сенсорных способностей:
сравнивать предметные и пространственные объекты по заданным основаниям;
характеризовать форму предмета, конструкции;
выявлять положение предметной формы в пространстве;
обобщать форму составной конструкции;
анализировать структуру предмета, конструкции, пространства, зрительного образа;
структурировать предметно-пространственные явления;
сопоставлять пропорциональное соотношение частей внутри целого и предметов между собой;
абстрагировать образ реальности в построении плоской или пространственной композиции.
Базовые логические и исследовательские действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки явлений художественной культуры;
сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций эстетических категорий явления
искусства и действительности;

классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни
людей;
ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
вести исследовательскую работу по сбору информационного материала по установленной или
выбранной теме;
самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам наблюдения или исследования,
аргументированно защищать свои позиции.
Работа с информацией:
использовать различные методы, в том числе электронные технологии, для поиска и отбора
информации на основе образовательных задач и заданных критериев;
использовать электронные образовательные ресурсы;
уметь работать с электронными учебными пособиями и учебниками;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию,
представленную в произведениях искусства, в текстах, таблицах и схемах;
самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему в различных видах её
представления: в рисунках и эскизах, тексте, таблицах, схемах, электронных презентациях.

2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель),
между поколениями, между народами;
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями
общения, развивая способность к эмпатии и опираясь на восприятие окружающих;
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам,
сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно, доказательно
отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления; находить общее решение и
разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов;
публично представлять и объяснять результаты своего творческого, художественного или
исследовательского опыта;
взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать цель совместной деятельности
и строить действия по её достижению, договариваться, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться, ответственно относиться к задачам, своей роли в достижении общего
результата.

3. Овладение универсальными регулятивными действиями

Самоорганизация:
осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения учебных задач,
осознанно подчиняя поставленной цели совершаемые учебные действия, развивать мотивы и
интересы своей учебной деятельности;
планировать пути достижения поставленных целей, составлять алгоритм действий, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных, познавательных, художественнотворческих задач;
уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в
окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам.
Самоконтроль:
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата;
владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе соответствующих целям
критериев.
Эмоциональный интеллект:
развивать способность управлять собственными эмоциями, стремиться к пониманию эмоций
других;
уметь рефлексировать эмоции как основание для художественного восприятия искусства и
собственной художественной деятельности;
развивать свои эмпатические способности, способность сопереживать, понимать намерения и
переживания свои и других;
признавать своё и чужое право на ошибку;
работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать в учебном сотрудничестве, в
совместной деятельности со сверстниками, с педагогами и межвозрастном взаимодействии.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

характеризовать архитектуру и дизайн как конструктивные виды искусства, т. е. искусства
художественного построения предметно-пространственной среды жизни людей;
объяснять роль архитектуры и дизайна в построении предметно-пространственной среды
жизнедеятельности человека;
рассуждать о влиянии предметно-пространственной среды на чувства, установки и поведение
человека;
рассуждать о том, как предметно-пространственная среда организует деятельность человека и

представления о самом себе;
объяснять ценность сохранения культурного наследия, выраженного в архитектуре, предметах труда
и быта разных эпох.

Графический дизайн:
объяснять понятие формальной композиции и её значение как основы языка конструктивных
искусств;
объяснять основные средства — требования к композиции;
уметь перечислять и объяснять основные типы формальной композиции;
составлять различные формальные композиции на плоскости в зависимости от поставленных задач;
выделять при творческом построении композиции листа композиционную доминанту;
составлять формальные композиции на выражение в них движения и статики;
осваивать навыки вариативности в ритмической организации листа;
объяснять роль цвета в конструктивных искусствах;
различать технологию использования цвета в живописи и в конструктивных искусствах;
объяснять выражение «цветовой образ»;
применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту, объединённые одним
стилем;
определять шрифт как графический рисунок начертания букв, объединённых общим стилем,
отвечающий законам художественной композиции;
соотносить особенности стилизации рисунка шрифта и содержание текста; различать «архитектуру»
шрифта и особенности шрифтовых гарнитур; иметь опыт творческого воплощения шрифтовой
композиции (буквицы);
применять печатное слово, типографскую строку в качестве элементов графической композиции;
объяснять функции логотипа как представительского знака, эмблемы, торговой марки; различать
шрифтовой и знаковый виды логотипа; иметь практический опыт разработки логотипа на выбранную
тему;
приобрести творческий опыт построения композиции плаката, поздравительной открытки или
рекламы на основе соединения текста и изображения;
иметь представление об искусстве конструирования книги, дизайне журнала; иметь практический
творческий опыт образного построения книжного и журнального разворотов в качестве графических
композиций.

Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека:
иметь опыт построения объёмно-пространственной композиции как макета архитектурного
пространства в реальной жизни;
выполнять построение макета пространственно-объёмной композиции по его чертежу;
выявлять структуру различных типов зданий и характеризовать влияние объёмов и их сочетаний на
образный характер постройки и её влияние на организацию жизнедеятельности людей;
знать о роли строительного материала в эволюции архитектурных конструкций и изменении облика
архитектурных сооружений;
иметь представление, как в архитектуре проявляются мировоззренческие изменения в жизни
общества и как изменение архитектуры влияет на характер организации и жизнедеятельности людей;
иметь знания и опыт изображения особенностей архитектурно-художественных стилей разных эпох,
выраженных в постройках общественных зданий, храмовой архитектуре и частном строительстве, в
организации городской среды;
характеризовать архитектурные и градостроительные изменения в культуре новейшего времени,
современный уровень развития технологий и материалов; рассуждать о социокультурных
противоречиях в организации современной городской среды и поисках путей их преодоления;
знать о значении сохранения исторического облика города для современной жизни, сохранения
архитектурного наследия как важнейшего фактора исторической памяти и понимания своей
идентичности;
определять понятие «городская среда»; рассматривать и объяснять планировку города как способ
организации образа жизни людей;
знать различные виды планировки города; иметь опыт разработки построения городского
пространства в виде макетной или графической схемы;
характеризовать эстетическое и экологическое взаимное сосуществование природы и архитектуры;
иметь представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры и школах ландшафтного
дизайна;
объяснять роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в установке связи между человеком и
архитектурой, в «проживании» городского пространства;
иметь представление о задачах соотношения функционального и образного в построении формы
предметов, создаваемых людьми; видеть образ времени и характер жизнедеятельности человека в
предметах его быта;
объяснять, в чём заключается взаимосвязь формы и материала при построении предметного мира;
объяснять характер влияния цвета на восприятие человеком формы объектов архитектуры и дизайна;
иметь опыт творческого проектирования интерьерного пространства для конкретных задач
жизнедеятельности чело​века;

объяснять, как в одежде проявляются характер человека, его ценностные позиции и конкретные
намерения действий; объяснять, что такое стиль в одежде;
иметь представление об истории костюма в истории разных эпох; характеризовать понятие моды в
одежде; объяснять, как в одежде проявляются социальный статус человека, его ценностные
ориентации, мировоззренческие идеалы и характер деятельности;
иметь представление о конструкции костюма и применении законов композиции в проектировании
одежды, ансамбле в костюме;
уметь рассуждать о характерных особенностях современной моды, сравнивать функциональные
особенности современной одежды с традиционными функциями одежды прошлых эпох;
иметь опыт выполнения практических творческих эскизов по теме «Дизайн современной одежды»,
создания эскизов молодёжной одежды для разных жизненных задач (спортивной, праздничной,
повседневной и др.);
различать задачи искусства театрального грима и бытового макияжа; иметь представление об
имидж-дизайне, его задачах и социальном бытовании; иметь опыт создания эскизов для макияжа
театральных образов и опыт бытового макияжа; определять эстетические и этические границы
применения макияжа и стилистики причёс​ки в повседневном быту.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЯ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН»
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов
всего

контрольные практические
работы
работы

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Архитектура и дизайн — искусства художественной постройки предметно‒пространственной среды жизни человека
1.1.

Архитектура и дизайн — предметно-пространственная
среда, создаваемая человеком

1

0

1

01.09.2022
03.09.2022

Объяснять роль архитектуры и дизайна в построении предметнопространственной среды жизнедеятельности человека.;
Рассуждать о влиянии предметно-пространственной среды на чувства,
установки и поведение человека.;
Рассуждать о том, как предметно-пространственная среда организует
деятельность человека и его представление о самом себе;

Устный
опрос;
Творческая
работа;

resh.edu.ru,,
multiurok.ru.,
infourok.ru., pedkopilka.ru .

1.2.

Архитектура — «каменная летопись» истории
человечества

1

0

1

05.09.2022
10.09.2022

Объяснять ценность сохранения культурного наследия, выраженного в
архитектуре, предметах труда и быта разных эпох.;
Иметь представление о том, что форма материальной культуры обладает
воспитательным потенциалом;

Практическая
работа;
Творческая
работа.;

resh.edu.ru,,
multiurok.ru.,
infourok.ru., pedkopilka.ru .

1.3.

Основы построения композиции в конструктивных
искусствах

1

0

1

12.09.2022
17.09.2022

Объяснять понятие формальной композиции и её значение как основы
языка конструктивных искусств.;
Объяснять основные свойства — требования к композиции.;
Уметь перечислять и объяснять основные типы формальной композиции.;
Составлять различные композиции на плоскости, располагая их по
принципу симметрии или динамического равновесия.;
Выделять в построении формата листа композиционную доминанту.;
Составлять формальные композиции на выражение в них движения и
статики.;
Осваивать навыки вариативности в ритмической организации листа;

Творческая
работа;

resh.edu.ru,,
multiurok.ru.,
infourok.ru., pedkopilka.ru .

1.4.

Роль цвета в организации композиционного
пространства

1

0

1

19.09.2022
24.09.2022

Объяснять роль цвета в конструктивных искусствах.;
Различать технологию использования цвета в живописи и
конструктивных искусствах.;
Объяснять выражение «цветовой образ».;
Применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту;

Творческая
работа.;

resh.edu.ru,,
multiurok.ru.,
infourok.ru., pedkopilka.ru .

1.5.

Шрифты и шрифтовая композиция в графическом
дизайне

1

0

1

26.09.2022
01.10.2022

Соотносить особенности стилизации рисунка шрифта и содержание
текста.;
Применять печатное слово, типографскую строку в качестве элементов
графической композиции.;
Построение шрифтовой композиции;
Различать «архитектуру» шрифта и особенности шрифтовых гарнитур.;

Практическая
работа;

resh.edu.ru,,
multiurok.ru.,
infourok.ru., pedkopilka.ru .

1.6.

Логотип. Построение логотипа

1

0

1

03.10.2022
08.10.2022

Объяснять функции логотипа как представительского знака, эмблемы,
торговой марки.;
Различать шрифтовой и знаковый виды логотипа.;
Иметь практический опыт разработки логотипа на выбранную тему;

Практическая
работа;

resh.edu.ru,,
multiurok.ru.,
infourok.ru., pedkopilka.ru .

1.7.

Композиционные основы макетирования в
графическом дизайне при соединении текста и
изображения. Искусство плаката

1

0

1

10.10.2022
15.10.2022

Иметь представление о задачах образного построения композиции
плаката, поздравительной открытки или рекламы на основе соединения
текста и изображения.;
Понимать и объяснять образно-информационную цельность синтеза
текста и изображения в плакате и рекламе.;
Выполнять практическую работу по композиции плаката или рекламы на
основе макетирования текста и изображения (вручную или на основе
компьютерных программ);

Практическая
работа;

resh.edu.ru,,
multiurok.ru.,
infourok.ru., pedkopilka.ru .

1.8

Многообразие форм графического дизайна. Дизайн
книги и журнала

2

1

1

17.10.2022
28.10.2022

Узнавать элементы, составляющие конструкцию и художественное
оформление книги, журнала.;
Различать и применять различные способы построения книжного и
журнального разворота.;
Создавать макет разворота книги или журнала по выбранной теме в виде
коллажа или на основе компьютерных программ;

Контрольная
работа;
Практическая
работа.;

resh.edu.ru,,
multiurok.ru.,
infourok.ru., pedkopilka.ru .

Раздел 2. Макетирование объёмно-пространственных композиций
2.1.

От плоскостного изображения к объёмному макету.
Объект и пространство. Взаимосвязь объектов в
архитектурном макете

2

0

2

07.11.2022
19.11.2022

Развивать пространственное воображение.;
Понимать плоскостную композицию как схематическое изображение
объёмов при виде на них сверху, т. е. чертёж проекции.;
Уметь строить плоскостную композицию и выполнять макет
пространственно-объёмной композиции по её чертежу.;
Анализировать композицию объёмов в макете как образ современной
постройки.;
Овладевать способами обозначения на макете рельефа местности и
природных объектов.;
Понимать и объяснять взаимосвязь выразительности и целесообразности
конструкции;

Практическая
работа;

resh.edu.ru,,
multiurok.ru.,
infourok.ru., pedkopilka.ru .

2.2.

Здание как сочетание различных объёмных форм.
Конструкция: часть и целое

1

0

1

21.11.2022
26.11.2022

Выявлять структуру различных типов зданий. Характеризовать
горизонтальные, вертикальные, наклонные элементы конструкции
постройки.;
Иметь представление о модульных элементах в построении
архитектурного образа.;
Макетирование: создание фантазийной конструкции здания с
ритмической организацией вертикальных и горизонтальных плоскостей и
выделенной доминантой конструкции;

Практическая
работа;

resh.edu.ru,,
multiurok.ru.,
infourok.ru., pedkopilka.ru .

2.3.

Эволюция архитектурных конструкций и роль
эволюции строительных материалов

1

0

1

28.11.2022
03.12.2022

Знать о роли строительного материала в эволюции архитектурных
конструкций и изменении облика архитектурных сооружений.;
Характеризовать, как изменение архитектуры влияет на характер
организации и жизнедеятельности общества.;
Рассказывать о главных архитектурных элементах здания, их изменениях
в процессе исторического развития.;
Выполнить зарисовки основных архитектурных конструкций;

Практическая
работа;

resh.edu.ru,,
multiurok.ru.,
infourok.ru., pedkopilka.ru .

2.4.

Красота и целесообразность предметного мира.
Образ времени в предметах, создаваемых человеком

1

0

1

05.12.2022
10.12.2022

Характеризовать общее и различное во внешнем облике вещи как
сочетание объёмов, образующих форму.;
Определять дизайн вещи одновременно как искусство и как социальное
проектирование.;
Выполнение аналитических зарисовок бытовых предметов;

Практическая
работа;

resh.edu.ru,,
multiurok.ru.,
infourok.ru., pedkopilka.ru .

2.5.

Форма, материал и функция бытового предмета

2

1

1

12.12.2022
24.12.2022

Объяснять, в чём заключается взаимо​связь формы и материала.;
Придумывать новые фантазийные или утилитарные функции для старых
вещей.;
Творческое проектирование предметов быта с определением их функций
и материала изготовления;

Практическая
работа;
Контрольная
работа;

resh.edu.ru,,
multiurok.ru.,
infourok.ru., pedkopilka.ru .

2.6.

Цвет в архитектуре и дизайне

2

0

2

26.12.2022
14.01.2023

Иметь представление о влиянии цвета на восприятие формы объектов
архитектуры и дизайна.;
Иметь представление о значении расположения цвета в пространстве
архитектурно-дизайнерского объекта.;
Объяснять особенности воздействия и применения цвета в живописи,
дизайне и архитектуре.;
Участвовать в коллективной творческой работе по конструированию
объектов дизайна или по архитектурному макетированию с
использованием цвета;

Практическая
работа;

resh.edu.ru,,
multiurok.ru.,
infourok.ru., pedkopilka.ru .

Раздел 3. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека
3.1.

Образ и стиль материальной культуры прошлого

1

0

1

16.01.2023
21.01.2023

Рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей
разных эпох.;
Характеризовать значение архитектурно-пространственной
композиционной доминанты во внешнем облике города.;
Рассказывать, проводить аналитический анализ конструктивных и
аналитических характеристик известных памятников русской
архитектуры.;
Выполнить аналитические зарисовки знаменитых архитектурных
памятников.;
Осуществлять поисковую деятельность в Интернете.;
Участвовать в коллективной работе по созданию фотоколлажа из
изображений памятников отечественной архитектуры;

Практическая
работа;

resh.edu.ru,,
multiurok.ru.,
infourok.ru., pedkopilka.ru .

3.2.

Пути развития современной архитектуры и дизайна:
город сегодня и завтра

1

0

1

23.01.2023
28.01.2023

Характеризовать современный уровень развития технологий и
материалов, используемых в архитектуре и строительстве.;
Определять значение преемственности в искусстве архитектуры и искать
собственный способ «примирения» прошлого и настоящего в процессе
реконструкции городов.;
Выполнять практические работы по теме «Образ современного города и
архитектурного стиля будущего»: фотоколлаж или фантазийную
зарисовку города будущего;

Практическая
работа;

resh.edu.ru,,
multiurok.ru.,
infourok.ru., pedkopilka.ru .

3.3.

Пространство городской среды

1

0

1

30.01.2023
04.02.2023

Определять понятие «городская среда».;
Рассматривать и объяснять планировку города как способ организации
образа жизни людей.;
Знать различные виды планировки города.;
Знать о значении сохранения исторического облика города для
современной жизни.;
Иметь опыт разработки построения городского пространства в виде
макетной или графической схемы (карты);

Практическая
работа;

resh.edu.ru,,
multiurok.ru.,
infourok.ru., pedkopilka.ru .

3.4.

Дизайн городской среды. Малые архитектурные
формы

1

0

1

06.02.2023
11.02.2023

Объяснять роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в установке Практическая
связи между человеком и архитектурой, в «проживании» городского
работа;
пространства.;
Иметь представление о значении сохранения исторического образа
материальной среды города.;
Выполнять практические творческие работы в технике коллажа или
дизайн-проекта малых архитектурных форм городской среды;

resh.edu.ru,,
multiurok.ru.,
infourok.ru., pedkopilka.ru .

3.5.

Дизайн пространственно-предметной среды интерь​ера.
Интерьер и предметный мир в доме

1

0

1

13.02.2023
18.02.2023

Характеризовать роль цвета, фактур и предметного наполнения
пространства интерьера общественных мест (театр, кафе, вокзал, офис,
школа и пр.), а также индивидуальных помещений.;
Выполнять задания по практической и аналитической работе по теме
«Роль вещи в образно-стилевом решении интерьера» в форме создания
коллажной композиции;

Практическая
работа;

resh.edu.ru,,
multiurok.ru.,
infourok.ru., pedkopilka.ru .

3.6.

Природа и архитектура. Организация архитектурноландшафтного пространства

2

1

1

20.02.2023
04.03.2023

Характеризовать эстетическое и экологическое взаимное
сосуществование природы и архитектуры.;
Иметь представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры и
школах ландшафтного дизайна.;
Знать о традициях построения и культурной ценности русской усадебной
территории.;
Осваивать новые приёмы работы с бумагой и природными материалами в
процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;

Практическая
работа;
Контрольная
работа;

resh.edu.ru,,
multiurok.ru.,
infourok.ru., pedkopilka.ru .

3.7.

Замысел архитектурного проекта и его осуществление

1

0

1

06.03.2023
11.03.2023

Совершенствовать навыки коллективной работы над объёмнопространственной композицией.;
Развивать и реализовывать в макете художественную фантазию в
сочетании с архитектурно-смысловой логикой.;
Развивать навыки макетирования;

Практическая
работа;

resh.edu.ru,,
multiurok.ru.,
infourok.ru., pedkopilka.ru .

Раздел 4. Образ человека и индивидуальное проектирование
4.1.

Функциональная планировка своего дома

1

0

1

13.03.2023
18.03.2023

Объяснять, как в организации жилого пространства проявляется
индивидуальность человека, род его занятий и интересов.;
Осуществлять в архитектурно-дизайнерском проекте как реальные, так и
фантазийные представления о своём жилище.;
Иметь представление об учёте в проекте инженерно-бытовых и
санитарно-технических задач.;
Проявлять знание законов композиции и умение владеть
художественными материалами;

Практическая
работа;

resh.edu.ru,,
multiurok.ru.,
infourok.ru., pedkopilka.ru .

4.2.

Дизайн предметной среды в интерьере личного дома

2

0

2

20.03.2023
08.04.2023

Объяснять задачи зонирования помещения и искать способ зонирования.;
Иметь опыт проектирования многофункционального интерьера комнаты.;
Создать в эскизном проекте или с помощью цифровых программ дизайн
интерьера своей комнаты или квартиры, раскрывая образноархитектурный композиционный замысел интерьера;

Практическая
работа;

resh.edu.ru,,
multiurok.ru.,
infourok.ru., pedkopilka.ru .

4.3.

Дизайн и архитектура сада или приусадебного участка

2

0

2

10.04.2023
22.04.2023

Характеризовать различные варианты планировки садового участка.
Совершенствовать навыки работы с различными материалами в процессе
макетирования.;
Применять навыки создания объёмно-пространственной композиции в
формировании букета по принципам икебаны.;
Выполнить разработку плана садового участка;

Практическая
работа;

resh.edu.ru,,
multiurok.ru.,
infourok.ru., pedkopilka.ru .

4.4.

Композиционно-конструктивные принципы дизайна
одежды

1

0

1

24.04.2023
29.04.2023

Объяснять, как в одежде проявляется характер человека, его ценностные
позиции и конкретные намерения его действий.;
Иметь представление об истории костюма разных эпох.;
Объяснять, что такое стиль в одежде.;
Характеризовать понятие моды в одежде.;
Применять законы композиции в проектировании одежды, создании
силуэта костюма.;
Объяснять роль моды в современном обществе.;
Выполнять практическую работу по разработке проектов одежды;

Практическая
работа;

resh.edu.ru,,
multiurok.ru.,
infourok.ru., pedkopilka.ru .

4.5.

Дизайн современной одежды

1

0

1

01.05.2023
06.05.2023

Обсуждать особенности современной молодёжной одежды.;
Сравнивать функциональные особенности современной одежды с
традиционными функциями одежды прошлых эпох.;
Использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в
процессе создания эскизов молодёжных комплектов одежды.;
Выполнять творческие работы по теме «Дизайн современной одежды»;

Практическая
работа;

resh.edu.ru,,
multiurok.ru.,
infourok.ru., pedkopilka.ru .

4.6.

Грим и причёска в практике дизайна. Визажистика

1

0

1

08.05.2023
13.05.2023

;
Объяснять, в чём разница между творческими задачами, стоящими перед
гримёром и перед визажистом.;
Ориентироваться в технологии нанесения и снятия бытового и
театрального грима.;
Воспринимать и характеризовать макияж и причёску как единое
композиционное целое.;
Определять чёткое ощущение эстетических и этических границ
применения макияжа и стилистики причёски в повседневном быту.;
Объяснять связи имидж-дизайна с публичностью, технологией
социального поведения, рекламой, общественной деятельностью и
политикой.;
Выполнять практические творческие работы по созданию разного образа
одного и того же лица средствами грима.;
Создавать средствами грима образа сценического или карнавального
персонажа;

Практическая
работа;

resh.edu.ru,,
multiurok.ru.,
infourok.ru., pedkopilka.ru .

34

3

31

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО МОДУЛЮ

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема урока

Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы

1.

1

2.

1

3.

1

4.

1

5.

1

6.

1

7.

1

8.

1

9.

1

10.

1

11.

1

12.

1

13.

1

14.

1

15.

1

16.

1

17.

1

18.

1

19.

1

20.

1

21.

1

22.

1

23.

1

24.

1

25.

1

26.

1

27.

1

Дата
Виды, формы
изучения контроля

28.

1

29.

1

30.

1

31.

1

32.

1

33.

1

34.

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

34

3

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Изобразительное искусство. 7 класс/Питерских А.С., Гуров Г.Е.; под редакцией Неменского Б.М.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Изобразительное искусство. 7 класс/Питерских А.С., Гуров Г.Е.; под редакцией Неменского Б.М.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
resh.edu.ru,, multiurok.ru., infourok.ru., ped-kopilka.ru .

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Интерактивная доска, мультипроектор.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Бумага для черчения, картон, цветная бумага, цветные и простые карандаши, акварель, клей,
ножницы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.05.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (35349) 2-15-57

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».