МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Оренбургской области
Администрация Тоцкого района.
МАОУ Тоцкая СОШ им. А.К. Стерелюхина
РАССМОТРЕНО
ШМО учителей истории,
обществознания и географии.
Щеголева Н.А.______________
Протокол №
от "" август2022 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ Тоцкая СОШ.
___Долгих С.А.___________
Рыжков В.К.______________
Протокол №
Приказ №
от "" август 2022 г.
от "" август2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2815861)
учебного предмета
«История»
для 6 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Красавцева Елена Владимировна
учитель истории и обществознания.
С. Тоцкое. 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Место предмета «История» в системе школьного образования определяется его познавательным и
мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности
молодого человека. История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их
социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит важным ресурсом
самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи до уровня
своей страны и мира в целом. История дает возможность познания и понимания человека и общества
в связи прошлого, настоящего и будущего.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ
Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности
школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на
основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и
творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной
практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской
и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее
народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной
позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
Задачи изучения истории в 6 классе определяются Федеральными государственными
образовательными стандартами (в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании»).
Ключевыми задачами являются:
— формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной,
социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
— овладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества, при особом
внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
— развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках
информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события
в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
— формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и
внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном обществе (Концепция преподавания учебного курса «История России» в
образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные
общеобразовательные программы // Преподавание истории и обществознания в школе. —
2020. — № 8. — С. 7—8).
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебный года обучения в 6 классе
составляет 68 часов. Недельная нагрузка составляет 2 часа, при 34 учебных неделях.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Введение
Средние века: понятие, хронологические рамки и периодизация Средневековья.
Народы Европы в раннее Средневековье
Падение Западной Римской империи и образование варварских королевств. Завоевание франками
Галлии. Хлодвиг. Усиление королевской власти. Салическая правда. Принятие франками
христианства.
Франкское государство в VIII—IX вв. Усиление власти майордомов. Карл Мартелл и его военная
реформа. Завоевания Карла Великого. Управление империей. «Каролингское возрождение».
Верденский раздел, его причины и значение.
Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и
Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские
государства. Возникновение Венгерского королевства. Христианизация Европы. Светские правители
и папы.
Византийская империя в VI—ХI вв.
Территория, население империи ромеев. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация
законов. Внешняя политика Византии. Византия и славяне. Власть императора и церковь. Церковные
соборы. Культура Византии. Образование и книжное дело. Художественная культура (архитектура,
мозаика, фреска, иконопись).
Арабы в VI—ХI вв.
Природные условия Аравийского полуострова. Основные занятия арабов. Традиционные верования.
Пророк Мухаммад и возникновение ислама. Хиджра. Победа новой веры. Коран. Завоевания арабов.
Арабский халифат, его расцвет и распад. Культура исламского мира. Образование и наука. Роль
арабского языка. Расцвет литературы и искусства. Архитектура.
Средневековое европейское общество
Аграрное производство. Натуральное хозяйство. Феодальное землевладение. Знать и рыцарство:
социальный статус, образ жизни. Замок сеньора. Куртуазная культура. Крестьянство: зависимость от
сеньора, повинности, условия жизни. Крестьянская община.
Города — центры ремесла, торговли, культуры. Население городов. Цехи и гильдии. Городское
управление. Борьба городов за самоуправление. Средневековые города-республики. Развитие
торговли. Ярмарки. Торговые пути в Средиземноморье и на Балтике. Ганза. Облик средневековых
городов. Образ жизни и быт горожан.
Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Борьба пап за
независимость церкви от светской власти. Крестовые походы: цели, участники, итоги. Духовнорыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков.
Государства Европы в ХII—ХV вв.
Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия.
Образование централизованных государств в Англии, Франции. Столетняя война; Ж. Д’Арк.
Священная Римская империя в ХII—ХV вв. Польско-литовское государство в XIV—XV вв.
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полу- острове. Итальянские
государства в XII—XV вв. Развитие экономики в европейских странах в период зрелого
Средневековья. Обострение социальных противоречий в ХIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера).
Гуситское движение в Чехии.
Византийская империя и славянские государства в ХII—ХV вв. Экспансия турок-османов.
Османские завоевания на Балканах. Падение Константинополя.
Культура средневековой Европы
Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества.
Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская
литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной
культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их
творения. Изобретение европейского книгопечатания; И. Гутенберг.
Страны Востока в Средние века
Османская империя: завоевания турок-османов (Балканы, падение Византии), управление империей,
положение покоренных народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племен,
завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчиненными территориями. Китай: империи,
правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века: образование
государства, власть императоров и управление сегунов. Индия: раздробленность индийских княжеств,
вторжение мусульман, Делийский султанат.
Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла.
Государства доколумбовой Америки в Средние века
Цивилизации майя, ацтеков и инков: общественный строй, религиозные верования, культура.
Появление европейских завоевателей.
Обобщение
Историческое и культурное наследие Средних веков.
ИСТОРИЯ РОССИИ. ОТ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ
Введение
Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники
по истории России.
Народы и государства на территории нашей страны в древности. Восточная Европа в
середине I тыс. н. э.
Заселение территории нашей страны человеком. Палеолитическое искусство. Петроглифы
Беломорья и Онежского озера. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к
производящему. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий
и их влияние на первобытное общество. Центры древнейшей металлургии. Кочевые общества
евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. Степь и ее роль в распространении
культурных взаимовлияний. Появление первого в мире колесного транспорта.
Народы, проживавшие на этой территории до середины I тыс. до н. э. Скифы и скифская культура.
Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Пантикапей.
Античный Херсонес. Скифское царство в Крыму. Дербент.
Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов. Вопрос о славянской прародине
и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и
южных. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи — балты и финно-угры. Хозяйство
восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской
власти. Традиционные верования.
Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Тюркский каганат. Хазарский
каганат. Волжская Булгария.
Русь в IX — начале XII в.
Образование государства Русь. Исторические условия складывания русской государственности:
природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э.
Формирование новой политической и этнической карты континента.
Первые известия о Руси. Проблема образования государства Русь. Скандинавы на Руси. Начало
династии Рюриковичей.
Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья. Отношения с
Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками
европейских степей. Русь в международной торговле. Путь «из варяг в греки». Волжский торговый
путь. Языческий пантеон.
Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси.
Русь в конце X — начале XII в. Территория и население государства Русь/Русская земля.
Крупнейшие города Руси. Новгород как центр освоения Севера Восточной Европы, колонизация
Русской равнины. Территориально-политическая структура Руси, волости. Органы власти: князь,
посадник, тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие. Борьба за власть между сыновьями
Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Русская церковь.
Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина. Духовенство.
Городское население. Купцы. Категории рядового и зависимого населения. Древнерусское право:
Русская Правда, церковные уставы.
Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи:
отношения с Византией, печенегами, половцами (Дешт-и-Кипчак), странами Центральной, Западной и
Северной Европы. Херсонес в культурных контактах Руси и Византии.
Культурное пространство. Русь в общеевропейском культурном контексте. Картина мира
средневекового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины.
Дети и их воспитание. Календарь и хронология.
Культура Руси. Формирование единого культурного пространства. Кирилло-мефодиевская традиция
на Руси. Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты. «Новгородская
псалтирь». «Остромирово Евангелие». Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и
Благодати». Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития.
Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового
строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура.
Ремесло. Военное дело и оружие.
Русь в середине XII — начале XIII в.
Формирование системы земель — самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые
ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская,
Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская. Эволюция общественного
строя и права; внешняя политика русских земель.
Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники литературы: КиевоПечерский патерик, моление Даниила Заточника, «Слово о полку Игореве». Белокаменные храмы
Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский
собор Юрьева-Польского.
Русские земли и их соседи в середине XIII — XIV в.
Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Походы Батыя на
Восточную Европу. Возникновение Золотой Орды. Судьбы русских земель после монгольского
нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов (так называемое ордынское
иго).
Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его
состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Политический строй
Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. Новгород и немецкая Ганза.
Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Александр Невский.
Взаимоотношения с Ордой. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение
Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Дмитрий
Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.
Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль Православной церкви в ордынский период русской
истории. Святитель Алексий Московский и преподобный Сергий Радонежский.
Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII—XV вв. Золотая орда:
государственный строй, население, экономика, культура. Города и кочевые степи. Принятие ислама.
Ослабление государства во второй половине XIV в., нашествие Тимура.
Распад Золотой Орды, образование татарских ханств. Казанское ханство. Сибирское ханство.
Астраханское ханство. Ногайская Орда. Крымское ханство. Касимовское ханство. Народы Северного
Кавказа. Итальянские фактории Причерноморья (Каффа, Тана, Солдайя и др.) и их роль в системе
торговых и политических связей Руси с Западом и Востоком.
Культурное пространство. Изменения в представлениях о картине мира в Евразии в связи с
завершением монгольских завоеваний. Культурное взаимодействие цивилизаций. Межкультурные
связи и коммуникации (взаимодействие и взаимовлияние русской культуры и культур народов
Евразии). Летописание. Литературные памятники Куликовского цикла. Жития. Епифаний
Премудрый. Архитектура. Каменные соборы Кремля. Изобразительное искусство. Феофан Грек.
Андрей Рублев.
Формирование единого Русского государства в XV в.
Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами. Объединение русских
земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий
Темный. Новгород и Псков в XV в.: политический строй, отношения с Москвой, Ливонским орденом,
Ганзой, Великим княжеством Литовским. Падение Византии и рост церковно-политической роли
Москвы в православном мире. Теория «Москва — третий Рим». Иван III. Присоединение Новгорода
и Твери. Ликвидация зависимости от Орды. Расширение международных связей Московского
государства. Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата управления единого
государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая государственная символика;
царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль.
Культурное пространство. Изменения восприятия мира. Сакрализация великокняжеской власти.
Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской церкви. Внутрицерковная борьба
(иосифляне и нестяжатели). Ереси. Геннадиевская Библия. Развитие культуры единого Русского
государства. Летописание: общерусское и региональное. Житийная литература. «Хожение за три
моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Русская икона как феномен мирового искусства.
Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды.
Наш край с древнейших времен до конца XV в. (Материал по истории своего края привлекается при
рассмотрении ключевых событий и процессов отечественной истории).
Обобщение
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение истории в 6 классе направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной общеобразовательной
школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) относятся следующие убеждения и
качества:
в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым
подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным
праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране;
в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского
служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;
уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм
экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;
в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях
народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в
ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания
последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;
в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии
человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений;
овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование
и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания;
в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны
и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства
коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов;
в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и
необходимости ее сохранения (в том числе — на основе примеров из истории); представление об
идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в
античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой
деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии
существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов,
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов;
в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей
с природной средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира и
необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об
изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым
жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на
природные и социальные вызовы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих
качествах и действиях.
В сфере универсальных учебных познавательных действий:
владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в
форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинноследственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия;
формулировать и обосновывать выводы;
владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать
путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; систематизировать и
анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; соотносить
полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного
результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе,
презентация, реферат, учебный проект и др.);
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации
(учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и
др.) — извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации;
высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и
современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и
сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном
высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования,
проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном
окружении;
осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение
совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и
осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе — на
региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с
другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.
В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы,
требующей решения; составление плана действий и определение способа решения);
владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки
полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных
ошибок, возникших трудностей.
В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических
ситуациях и окружающей действительности);
регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников
общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
называть даты важнейших событий Средневековья, определять их принадлежность к веку,
историческому периоду;
называть этапы отечественной и всеобщей истории Средних веков, их хронологические рамки
(периоды Средневековья, этапы становления и развития Русского государства);
устанавливать длительность и синхронность событий истории Руси и всеобщей истории.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий
отечественной и всеобщей истории эпохи Средневековья;
группировать, систематизировать факты по заданному признаку (составление систематических
таблиц).
3. Работа с исторической картой:
находить и показывать на карте исторические объекты, используя легенду карты; давать словесное
описание их местоположения;
извлекать из карты информацию о территории, экономических и культурных центрах Руси и других
государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов,
завоеваний, колонизаций, о ключевых событиях средневековой истории.
4. Работа с историческими источниками:
различать основные виды письменных источников Средневековья (летописи, хроники,
законодательные акты, духовная литература, источники личного происхождения);
характеризовать авторство, время, место создания источника;
выделять в тексте письменного источника исторические описания (хода событий, действий людей)
и объяснения (причин, сущности, последствий исторических событий);
находить в визуальном источнике и вещественном памятнике ключевые символы, образы;
характеризовать позицию автора письменного и визуального исторического источника.
5. Историческое описание (реконструкция):
рассказывать о ключевых событиях отечественной и всеобщей истории в эпоху Средневековья, их
участниках;
составлять краткую характеристику (исторический портрет) известных деятелей отечественной и
всеобщей истории средневековой эпохи (известные биографические сведения, личные качества,
основные деяния);
рассказывать об образе жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в
других странах;
представлять описание памятников материальной и художественной культуры изучаемой эпохи.
6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
раскрывать существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического
строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах,
представлений средневекового человека о мире;
объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной и всеобщей
истории, конкретизировать их на примерах исторических событий, ситуаций;
объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной и всеобщей истории эпохи
Средневековья: а) находить в учебнике и излагать суждения о причинах и следствиях исторических
событий; б) соотносить объяснение причин и следствий событий, представленное в нескольких
текстах;
проводить синхронизацию и сопоставление однотипных событий и процессов отечественной и
всеобщей истории (по предложенному плану), выделять черты сходства и различия.
7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее
значимым событиям и личностям прошлого:
излагать оценки событий и личностей эпохи Средневековья, приводимые в учебной и научнопопулярной литературе, объяснять, на каких фактах они основаны;
высказывать отношение к поступкам и качествам людей средневековой эпохи с учетом
исторического контекста и восприятия современного человека.
8. Применение исторических знаний:
объяснять значение памятников истории и культуры Руси и других стран эпохи Средневековья,
необходимость сохранения их в современном мире;
выполнять учебные проекты по истории Средних веков (в том числе на региональном материале).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование разделов и
тем программы
Количество часов
Дата
изучения
Виды деятельности
Виды, формы
контроля
Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы
всего
контрольные практические
работы
работы
1
0
0
02.09.2022
Обозначать на ленте времени даты ключевых событий,
связанных с падением Западной Римской империи, а также
хронологические рамки и основные периоды истории Средних
веков;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7893/start/314610/
Раздел 1 Введение
1.1.
Введение
Итого по разделу
1
Раздел 2. История Средних веков
2.1.
Народы Европы в раннее
Средневековье
4
1
0
03.09.2022
09.09.2022
Показывать на исторической карте маршруты перемещения
варварских народов в Европе в V—VI вв. и наиболее
значительные варварские королевства, основанные в бывших
владениях Западной Римской империи;
Характеризовать общественное устройство германских племен,
объяснять, в чем состояли его отличия от римских порядков;
Рассказывать, как вождь франков Хлодвиг сумел стать королем,
укреплял свою власть. Раскрывать значение принятия Хлодвигом
христианства;
Объяснять значение понятий и терминов: Салическая правда,
майордом, бенефиций;
Устный опрос;
Контрольная
работа;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7898/start/314579/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7897/start/253505/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7896/start/253972/
2.2.
Византийская империя в VI
—XI вв.
2
0
0
10.09.2022
17.09.2022
Характеризовать, используя историческую карту, географическое Устный опрос;
положение и состав населения земель, входивших в Восточную
Тестирование;
часть Римской империи;
Рассказывать о власти византийских императоров;
Представлять характеристику личности и деятельности
императора Юстиниана I (завоевания, законодательство,
строительство);
Объяснить значение понятий и терминов: ромеи, басилевс,
кодекс Юстиниана, базилика, икона, иконоборчество, церковный
собор, фема;
Раскрывать, какое место занимала церковь в византийском
государстве, как складывались отношения императоров и
патриархов;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7895/start/314641/
2.3.
Арабы в VI—ХI вв.
2
0
1
19.09.2022
25.09.2022
Рассказывать о расселении и основных занятиях арабских
Устный опрос;
племен;
Практическая
Объяснять, в чем заключался главный смысл проповедей пророка работа;
Мухаммада, чем отличалось его учение от традиционных
верований арабов;
Раскрывать значение понятий: ислам, хиджра, Коран, Сунна,
Кааба, хадж, мечеть, имам, шариат, халиф, халифат;
Объяснять, какие положения были закреплены в главных
священных книгах ислама, какое значение они имели для
арабской общины;
Показывать на исторической карте территории, завоеванные
арабами к середине VIII в., объяснять причины побед арабских
войск;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7894/start/254127/
2.4.
Средневековое европейское
общество
3
0
1
26.09.2022
05.10.2022
Рассказывать, кто и с какой целью отдавал землю в феод, как
строились отношения сеньора и вассала;
Раскрывать значение понятий и терминов: феод, сеньор, вассал,
сословие, рыцарь, турнир;
Представлять характеристику средневекового рыцаря
(социальное положение, образ жизни, кодекс рыцарской чести);
Описывать внешний облик и внутреннюю планировку
средневекового замка, объяснять назначение отдельных частей
замка, построек;
Устный опрос;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7904/start/253940/
2.5.
Государства Европы в XII
—XV вв.
4
0
0
06.10.2022
20.10.2022
Раскрывать, в чем выражалось усиление королевской власти в
странах Западной Европы в период зрелого Средневековья;
Рассказывать о создании парламентов в европейских
государствах, раскрывать значение этих событий;
Объяснять смысл понятий и терминов: сословнопредставительная монархия, парламент, централизованное
государство, Великая хартия вольностей, Реконкиста;
Рассказывать о создании централизованных государств в
Англии, Франции, на Пиренейском полуострове, выделять общие
черты этих процессов и особенности отдельных стран;
Называть причины, главных участников, ключевые события и
итоги Столетней войны. Объяснять, чем известна в истории
Жанна Д’Арк;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7902/start/314704/
2.6.
Культура средневековой
Европы
2
0
1
21.10.2022
27.10.2022
Раскрывать роль религии в жизни средневекового человека и
Устный опрос;
общества;
Практическая
Объяснять, кого и чему учили в средневековых школах;
работа;
Рассказывать, когда и в каких странах появились первые
европейские университеты, кто выступал их основателями;
Объяснять значение понятий и терминов: университет, магистр,
лекция, диспут, схоластика;
Раскрывать, в чем проявлялся сословный характер средневековой
культуры, приводить примеры разных литературных жанров;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7900/start/254221/
2.7.
Страны Востока в Средние
века
3
0
0
07.11.2022
13.11.2022
Показывать на исторической карте территории крупнейших
государств Востока в Средние века;
Рассказывать, используя историческую карту, о возникновении
Османского государства и завоеваниях турок-османов в XIII—
XV вв.;
Характеризовать систему управления Османской империей,
политику османов в отношении покоренных народов;
Систематизировать в форме таблицы информацию о завоеваниях
монголов в правление Чингисхана и его наследников;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru/
2.8.
Государства доколумбовой
Америки в Средние века
1
0
0
15.11.2022
Рассказывать о древних обитателях Америки, условиях их
жизни, основных занятиях;
Называть и показывать на исторической карте крупные
государства, существовавшие в Америке в эпоху Средневековья;
Систематизировать материал о цивилизациях средневековой
Америки в таблице (территория, главные города, правители,
религиозные верования, знания, искусство);
Представлять сообщение (презентацию) о художественной
культуре одной из средневековых цивилизаций Америки (по
выбору);
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7899/start/253472/
2.9.
Обобщение
1
1
0
19.11.2022
Представлять историческое и культурное наследие Средних
веков;
Контрольная
работа;
https://resh.edu.ru/
Итого по разделу
22
Раздел 3. История России. От Руси к Российскому государству
3.1.
Введение
1
0
0
22.11.2022
Объяснять, что изучает история Отечества;
Различать виды исторических источников, с опорой на
приобретенные ранее знания (5—6 кл.);
Характеризовать источники по российской истории;
Показывать своеобразие геополитического положения России с
опорой на историческую карту;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7907/start/253785/
3.2.
Народы и государства на
территории нашей страны
в древности. Восточная
Европа
в середине I тыс. н. э.
5
1
1
24.11.2022
08.12.2022
Находить и показывать на исторической карте места расселения
древнего человека на территории России, древние государства
Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья;
Описывать условия жизни, занятия, верования земледельческих и
кочевых племен, народов;
Характеризовать культурное наследие древних цивилизаций на
территории нашей страны (привлекая знания из истории
Древнего мира);
Приводить примеры межэтнических контактов и
взаимодействий;
Характеризовать общественный строй и политическую
организацию восточных славян;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7908/start/314735/
3.3.
Русь в IX — начале XII в.
13
1
2
13.12.2022
31.01.2023
Раскрывать предпосылки и называть время образования
государства Русь;
Показывать на исторической карте территорию государства Русь,
главные торговые пути, крупные города. Извлекать из
исторической карты информацию о направлениях походов
князей (Олега, Игоря, Святослава);
Систематизировать информацию о деятельности первых русских
князей (в виде таблицы);
Приводить примеры взаимоотношений Руси с соседними
племенами и государствами;
Устный опрос;
Контрольная
работа;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7909/start/253409/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7910/start/280426/
3.4.
Русь в середине XII —
начале XIII в.
6
1
1
02.02.2023
21.02.2023
Называть время и раскрывать причины и последствия распада
Руси на отдельные самостоятельные земли;
Извлекать из исторической карты информацию о географическом
положении важнейших самостоятельных центров Руси;
раскрывать их особенности;
Характеризовать социально-политическое развитие, достижения
культуры от-дельных земель (в том числе с использованием
регионального материала);
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/
3.5.
Русские земли
и их соседи в середине
XIII — XIV в.
10
1
1
24.02.2023
22.03.2023
Объяснять значение понятий и терминов: орда, хан, курултай,
ярлык, баскаки, военный монашеский Орден, крестоносцы,
святитель;
Извлекать информацию из материалов, свидетельствующих о
походах монгольских завоевателей (исторической карты,
отрывков из летописей, произведений древнерусской литературы
и др.), сопоставлять содержащиеся в них сведения;
Объяснять, в чем выражалась зависимость русских земель от
ордынских ханов;
Показывать на исторической карте рост территории Литовского
государства в XIII—XIV вв.;
Устный опрос;
Контрольная
работа;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/
3.6.
Формирование единого
Русского
государства в XV в.
8
0
0
04.04.2023
27.04.2023
Показывать на исторической карте рост территории Русского
государства в XV в.;
Характеризовать отношения Москвы с Литвой и Ордой;
Раскрывать последствия династической войны в Московском
княжестве во второй четверти XV в.;
Рассказывать о событиях, приведших к ликвидации ордынского
владычества;
Устный опрос;
Тестирование;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
https://resh.edu.ru/
3.7.
Обобщение
2
1
1
02.05.2023
18.05.2023
Представлять историческое и культурное наследие России IX-XV Контрольная
вв.;
работа;
Практическая
работа;
7
9
Итого по разделу
45
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
68
https://resh.edu.ru/
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
изучения формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы
1.
Средние века: понятие,
хронологические рамки и
периодизация
Средневековья.
1
0
0
06.09.2022 Устный
опрос;
2.
Падение Западной Римской
империи и возникновение
варварских королевств.
Завоевание франками
Галлии. Хлодвиг. Усиление
королевской власти.
Салическая правда.
Принятие франками
христианства.
1
0
0
08.09.2022 Устный
опрос;
3.
Усиление власти
1
майордомов. Карл Мартелл
и его военная реформа.
Завоевания Карла Великого.
Управление империей.
«Каролингское
возрождение». Верденский
раздел, его причины и
значение.
0
0
13.09.2022 Устный
опрос;
4.
Образование государств во 1
Франции, Германии, Италии.
Священная Римская
империя. Христианизация
Европы. Светские правители
и папы. Входная
контрольная работа.
1
0
15.09.2022 Устный
опрос;
Контрольная
работа;
5.
Британия и Ирландия в
1
раннее Средневековье.
Норманны: общественный
строй, завоевания. Ранние
славянские государства.
Возникновение Венгерского
королевства.
0
0
20.09.2022 Устный
опрос;
6.
Территория, население
империи ромеев.
Византийские императоры;
Юстиниан I. Кодификация
законов. Внешняя политика
Византии. Византия и
славяне. Власть императора
и церковь.
1
0
0
22.09.2022 Устный
опрос;
7.
Культура Византии.
Образование и книжное
дело. Художественная
культура (архитектура,
иконопись).
1
0
0
27.09.2022 Тестирование;
8.
Природные условия
1
Аравийского полуострова.
Основные занятия арабов.
Традиционные верования
Пророк Мухаммад и
возникновение ислама.
Хиджра. Победа новой веры.
Коран. Завоевания арабов.
Мир ислама. Арабский
халифат, его расцвет и
распад.
0
0
29.09.2022 Устный
опрос;
9.
Культура исламского мира.
Образование и наука. Роль
арабского языка. Расцвет
литературы и искусства.
Архитектура.
1
0
1
04.10.2022 Практическая
работа;
10. Аграрное производство.
Натуральное хозяйство.
Феодальное землевладение.
Знать и рыцарство:
социальный статус, образ
жизни. Замок сеньора.
Куртуазная культура.
Крестьянство: зависимость
от сеньора, повинности,
условия жизни.
Крестьянская община.
1
0
0
06.10.2022 Устный
опрос;
11. Города — центры ремесла,
1
торговли, культуры.
Население городов. Цехи и
гильдии. Городское
управление. Борьба городов
за самоуправление.
Средневековые городареспублики. Развитие
торговли. Ярмарки.
Торговые пути в
Средиземноморье и на
Балтике. Ганза. Облик
средневековых городов.
Образ жизни и быт горожан.
0
0
11.10.2022 Устный
опрос;
12. Церковь и духовенство.
1
Разделение христианства на
католицизм и православие.
Борьба пап за независимость
церкви от светской власти.
Крестовые походы: цели,
участники, итоги. Ереси:
причины возникновения и
распространения.
Преследование еретиков.
0
1
13.10.2022 Практическая
работа;
13. Усиление королевской
1
власти в странах Западной
Европы. Сословнопредставительная монархия.
Образование
централизованных
государств в Англии,
Франции. Столетняя война.
Ж. Д’Арк.
0
0
18.10.2022 Устный
опрос;
14. Священная Римская
империя в ХII— ХV вв.
Польско-литовское
государство в XIV—XV вв.
Реконкиста и образование
централизованных
государств на Пиренейском
полуострове. Итальянские
государства в XII—XV вв.
0
0
20.10.2022 Письменный
контроль;
1
15. Развитие экономики в
европейских странах в
период зрелого
Средневековья. Обострение
социальных противоречий в
ХIV в. (Жакерия, восстание
УотаТайлера). Гуситское
движение в Чехии.
1
0
0
25.10.2022 Устный
опрос;
16. Византийская империя и
1
славянские государства в XII
—XV вв. Экспансия турокосманов. Османские
завоевания на Балканах.
Падение Константинополя.
0
0
27.10.2022 Устный
опрос;
17. Представления
средневекового человека о
мире. Место религии в
жизни человека и общества.
Образование: школы и
университеты. Сословный
характер культуры.
Рыцарская литература.
Городской и крестьянский
фольклор. Романский и
готический стили в
художественной культуре.
1
0
0
08.11.2022 Устный
опрос;
18. Развитие знаний о природе и 1
человеке. Гуманизм. Раннее
Возрождение: художники и
их творения. Изобретение
европейского
книгопечатания. И.
Гутенберг.
0
1
10.11.2022 Практическая
работа;
19. Османская империя:
1
завоевания турок-османов
(Балканы, падение
Византии). Управление
империей, положение
покоренных народов.
Монгольская держава:
общественный строй
монгольских племен,
завоевания Чингисхана и его
потомков, управление
подчиненными
территориями.
0
0
15.11.2022 Письменный
контроль;
20. Китай: империи, правители 1
и подданные, борьба против
завоевателей. Япония:
образование государства,
власть императоров и
управление сегунов.
0
0
17.11.2022 Устный
опрос;
21. Индия: раздробленность
индийских княжеств,
вторжение мусульман,
Делийский султанат.
Культура народов Востока.
Литература. Архитектура.
Традиционные искусства и
ремесла.
1
0
0
22.11.2022 Письменный
контроль;
22. Цивилизации майя, ацтеков
и инков: общественный
строй, религиозные
верования, культура.
Появление европейских
завоевателей.
1
0
0
24.11.2022 Устный
опрос;
23. Историческое и культурное
наследие Средних веков.
1
1
0
29.11.2022 Контрольная
работа;
24. Роль и место России в
1
мировой истории. Проблемы
периодизации российской
истории. Источники по
истории России.
0
0
01.12.2022 Устный
опрос;
25. Заселение территории нашей 1
страны человеком.
Особенности перехода от
присваивающего хозяйства к
производящему. Ареалы
древнейшего земледелия и
скотоводства. Появление
металлических орудий и их
влияние на первобытное
общество. Кочевые
общества евразийских
степей в эпоху бронзы и
раннем железном веке.
0
0
06.12.2022 Устный
опрос;
26. Скифы и скифская культура. 1
Античные городагосударства Северного
Причерноморья. Боспорское
царство. Пантикапей.
Античный Херсонес.
Скифское царство в Крыму.
Дербент. Великое
переселение народов.
0
1
08.12.2022 Практическая
работа;
27. Вопрос о славянской
1
прародине и происхождении
славян. Расселение славян,
их разделение на три ветви –
восточных, западных и
южных. Славянские
общности Восточной
Европы. Соседи восточных
славян – балты и финноугры.
0
0
13.12.2022 Письменный
контроль;
28. Хозяйство восточных
1
славян, их общественный
строй и политическая
организация. Возникновение
княжеской власти.
Традиционные верования.
0
0
15.12.2022 Устный
опрос;
29. Страны и народы Восточной 1
Европы, Сибири и Дальнего
Востока. Тюркский каганат.
Хазарский каганат.
Волжская Булгария.
1
0
20.12.2022 Контрольная
работа;
30. Исторические условия
1
складывания русской
государственности:
природно-климатический
фактор и политические
процессы в Европе в конце I
тыс. н. э. Проблема
образования государства
Русь. Скандинавы на Руси.
Начало династии
Рюриковичей.
0
0
22.12.2022 Устный
опрос;
31. Формирование территории
государства Русь. Дань и
полюдье. Первые русские
князья.
1
0
0
27.12.2022 Устный
опрос;
32. Отношения с Византийской
империей, странами
Центральной, Западной и
Северной Европы,
кочевниками европейских
степей. Путь «из варяг в
греки». Волжский торговый
путь.
1
0
0
10.01.2023 Письменный
контроль;
33. Языческий пантеон.
Принятие христианства и
его значение. Византийское
наследие на Руси.
1
0
0
12.01.2023 Тестирование;
34. Территория, органы власти,
социальная структура,
хозяйственный уклад,
крупнейшие города
Восточной Европы.
Территориальнополитическая структура
Руси.
1
0
0
17.01.2023 Устный
опрос;
35. Органы власти: князь,
1
посадник, тысяцкий, вече.
Внутриполитическое
развитие. Борьба за власть
между сыновьями
Владимира Святого. Ярослав
Мудрый.
0
0
19.01.2023 Устный
опрос;
36. Русь при Ярославичах.
Владимир Мономах.
1
0
0
24.01.2023 Письменный
контроль;
37. Русская церковь.
1
0
0
26.01.2023 Устный
опрос;
38. Князья, дружина.
Духовенство. Городское
население. Купцы.
Категории рядового и
зависимого населения.
Древнерусское право:
Русская Правда.
1
0
0
31.01.2023 Устный
опрос;
39. Русь в социальнополитическом контексте
Евразии. Внешняя политика
и международные связи:
отношения с Византией,
печенегами, половцами,
странами Центральной,
Западной и Северной
Европы.
1
0
0
02.02.2023 Устный
опрос;
40. Русь в общеевропейском
культурном контексте.
Картина мира
средневекового человека.
Повседневная жизнь,
сельский и городской быт.
Положение женщины. Дети
и их воспитание.
1
0
0
07.02.2023 Устный
опрос;
41. Формирование единого
1
культурного пространства.
Письменность.
Распространение
грамотности, берестяные
грамоты. Появление
древнерусской литературы.
Произведения летописного
жанра. «Повесть временных
лет». Первые русские жития.
Произведения Владимира
Мономаха.
0
1
09.02.2023 Практическая
работа;
42. Иконопись. Искусство
1
книги. Архитектура. Начало
храмового строительства:
Десятинная церковь, София
Киевская, София
Новгородская. Ремесло.
Военное дело и оружие.
1
0
14.02.2023 Контрольная
работа;
43. Формирование системы
1
земель — самостоятельных
государств. Важнейшие
земли, управляемые ветвями
княжеского рода
Рюриковичей:
Черниговская, Смоленская,
Галицкая, Волынская.
0
0
16.02.2023 Устный
опрос;
44.
Важнейшие земли,
управляемые ветвями
княжеского рода:
Суздальская земля.
1
0
0
21.02.2023 Письменный
контроль;
45. Земли, имевшие особый
статус: Киевская и
Новгородская. Эволюция
общественного строя и
права.
1
0
0
28.02.2023 Устный
опрос;
46. Внешняя политика русских
земель. Международные
связи.
1
0
0
02.03.2023 Устный
опрос;
47. Формирование
региональных центров
культуры: летописание и
памятники литературы.
1
0
1
07.03.2023 Практическая
работа;
48. Белокаменные храмы
Северо-Восточной Руси:
Успенский собор во
Владимире, церковь
Покрова на Нерли,
Георгиевский собор
Юрьева-Польского.
1
1
0
09.03.2023 Контрольная
работа;
49. Возникновение
Монгольской империи.
Завоевания Чингисхана и
его потомков.
1
0
0
14.03.2023 Устный
опрос;
50. Походы Батыя на
Восточную Европу.
Возникновение Золотой
орды.
1
0
0
16.03.2023 Устный
опрос;
51. Судьбы русских земель
1
после монгольского
нашествия. Система
зависимости русских земель
от ордынских ханов (так
называемое ордынское иго).
0
0
21.03.2023 Письменный
контроль;
52. Южные и западные русские
земли. Возникновение
Литовского государства и
включение в его состав
части русских земель.
1
0
0
04.04.2023 Устный
опрос;
53. Северо-западные земли:
Новгородская и Псковская.
Политический строй
Новгорода и Пскова. Роль
вече и князя. Ордена
крестоносцев и борьба с их
экспансией на западных
границах Руси. Александр
Невский. Взаимоотношения
с Ордой.
1
0
0
06.04.2023 Устный
опрос;
54. Княжества СевероВосточной Руси.
Противостояние Твери и
Москвы. Возвышение
Московского княжества.
1
0
0
11.04.2023 Тестирование;
55. Дмитрий Донской.
Куликовская битва.
Закрепление
первенствующего
положения московских
князей.
1
0
0
13.04.2023 Письменный
контроль;
56. Роль Православной церкви в 1
ордынский период русской
истории. Перенос
митрополичьей кафедры в
Москву.
0
0
18.04.2023 Устный
опрос;
57. Золотая орда:
1
государственный
строй,население, экономика,
культура. Города и кочевые
степи. Принятие ислама.
Ослабление государства во
второй половине XIV в.,
нашествие Тимура. Распад
Золотой орды, образование
татарских ханств. Казанское
ханство. Сибирское ханство.
Астраханское ханство.
Ногайская орда. Крымское
ханство. Народы Северного
Кавказа.
0
1
20.04.2023 Практическая
работа;
58. Культурное взаимодействие 1
цивилизаций.
Межкультурные связи и
коммуникации
(взаимодействие и
взаимовлияние русской
культуры и культур народов
Евразии). Летописание.
Литературные памятники
Куликовского цикла. Жития.
Епифаний Премудрый.
Архитектура. Каменные
соборы Кремля.
Изобразительное искусство.
Феофан Грек. Андрей
Рублев.
1
0
25.04.2023 Контрольная
работа;
59. Борьба за русские земли
1
между Литовским и
Московским государствами.
Объединение русских
земель вокруг Москвы.
Междоусобная война в
Московском княжестве
второй четверти XV в.
Василий Темный.
0
0
27.04.2023 Устный
опрос;
60. Новгород и Псков в XV в.:
1
политический строй,
отношения с Москвой,
Ливонским орденом, Ганзой,
Великим княжеством
Литовским.
0
0
02.05.2023 Письменный
контроль;
61. Падение Византии и рост
1
церковно политической роли
Москвы в православном
мире. Иван III.
Присоединение к Москве
Новгорода и Твери, других
земель. Ликвидация
зависимости от Орды.
0
0
04.05.2023 Устный
опрос;
62. Расширение международных 1
связей Московского
государства. Принятие
общерусского Судебника.
Формирование аппарата
управления единого
государства. Перемены в
устройстве двора великого
князя: новая
государственная символика;
царский титул и регалии;
дворцовое и церковное
строительство. Московский
Кремль.
0
0
11.05.2023 Устный
опрос;
63. Изменение восприятия мира. 1
Сакрализация
великокняжеской власти.
Флорентийская уния.
Установление автокефалии
Русской церкви.
Внутрицерковная борьба
(иосифляне и нестяжатели).
Ереси.
0
0
16.05.2023 Устный
опрос;
64. Развитие культуры единого 1
Русского государства.
Летописание. Житийная
литература. «Хожение за три
моря» Афанасия Никитина.
0
0
18.05.2023 Устный
опрос;
65. Архитектура. Русская икона
как феномен мирового
искусства.Повседневная
жизнь горожан и сельских
жителей в древнерусский и
раннемосковский периоды .
1
0
1
23.05.2023 Практическая
работа;
66. Историческое развитие Руси 1
в IX – начале XVI вв.
0
0
25.05.2023 Устный
опрос;
67. Итоговое повторение
1
0
1
29.05.2023 Практическая
работа;
68. Итоговая контрольная
работа.
1
1
0
30.05.2023 Контрольная
работа;
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
68
7
9
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Данилевский И.Н., Андреев И.Л., Юрасов М.К. и др. История России с древнейших времён до начала
XVI века. 6 кл. ООО «ДРОФА»; АО «Издательство Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Крючкова Е.А. Всеобщая История Средних веков. Проверочные и контрольные работы. 6 класс.
Артасов И.А. История России. Контрольные работы. 6 класс.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ