Рабочая программа учебного предмета "Обществознание", 7 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Оренбургской области

Администрация Тоцкого района.

МАОУ Тоцкая СОШ им. А.К. Стерелюхина

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Щеголева __Н.А.____________

Долгих С.А.______________

____Рыжков В.К.__________

Протокол №

Протокол №

Приказ №

от "" август2022 г.

от "" август 2022 г.

от "" август2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2766275)
учебного предмета
«Обществознание»

для 7 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год

Составитель: Красавцева Елена Владимировна
учитель истории и обществознания.

С. Тоцкое. 2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию для 7 класса составлена на основе положений и требований
к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования, в соответствии с
Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание» (2018 г.), а также с учётом
Примерной программы воспитания (2020 г.). Обществознание играет ведущую роль в выполнении
школой функции интеграции молодёжи в современное общество: учебный предмет позволяет
последовательно раскрывать учащимся подросткового возраста особенности современного общества,
различные аспекты взаимодействия в современных условиях людей друг с другом, с основными
институтами государства и гражданского общества, регулирующие эти взаимодействия социальные
нормы.
Изучение курса «Обществознание», включающего знания о российском обществе и направлениях
его развития в современных условиях, об основах конституционного строя нашей страны, правах и
обязанностях человека и гражданина, способствует воспитанию российской гражданской
идентичности, готовности к служению Отечеству, приверженности нацио​нальным ценностям.
Привлечение при изучении курса различных источников социальной информации, включая СМИ и
Интернет, помогает школьникам освоить язык современной культурной, социально-экономической и
политической коммуникации, вносит свой вклад в формирование метапредметных умений извлекать
необходимые сведения, осмысливать, преобразовывать и применять их.
Изучение учебного курса «Обществознание» содействует вхождению обучающихся в мир культуры
и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного «Я»,
формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего места в
обществе.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Целями обществоведческого образования в основной школе являются:
— воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной
ответственности, правового ​самосознания, приверженности базовым ценностям нашего народа;
— развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов,
приверженности правовым принципам, закреплённым в Конституции Российской Федерации и
законодательстве Российской Федерации;развитие личности на исключительно важном этапе её
социализации — в подростковом возрасте, становление её духовно-нравственной, политической
и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка;
развитие интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; способности к личному
самоопределению, самореализации, самоконтролю; мотивации к высокопроизводительной,
наукоёмкой трудовой деятельности;
— формирование у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному
уровню знаний и доступной по содержанию для школьников подросткового возраста; освоение
учащимися знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах,
нормах, регулирующих общественные отношения, необходимые для взаимодействия с
социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;овладение
умениями функционально грамотного человека: получать из разнообразных источников и
критически ​осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать
полученные данные;

— освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности,
необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
— создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с
различными политическими, правовыми, финансово-экономическими и другими социальными
институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся
российском обществе;
— формирование опыта применения полученных знаний и умений для выстраивания отношений
между людьми различных национальностей и вероисповеданий в общегражданской и в семейнобытовой сферах; для соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными
ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и
средствами защите правопорядка в обществе.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебный года обучения составляет
34 часа. Недельная нагрузка составляет 1 час.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Социальные ценности и нормы
Общественные ценности. Свобода и ответственность гражданина. Гражданственность и патриотизм.
Гуманизм.
Социальные нормы как регуляторы общественной жизни и поведения человека в обществе. Виды
социальных норм. Традиции и обычаи.
Принципы и нормы морали. Добро и зло. Нравственные чувства человека. Совесть и стыд.
Моральный выбор. Моральная оценка поведения людей и собственного поведения. Влияние
моральных норм на общество и человека.
Право и его роль в жизни общества. Право и мораль.
Человек как участник правовых отношений
Правоотношения и их особенности. Правовая норма. Участники правоотношений.
Правоспособность и дееспособность. Правовая оценка поступков и деятельности человека.
Правомерное поведение. Правовая культура личности.
Правонарушение и юридическая ответственность. Проступок и преступление. Опасность
правонарушений для личности и общества.
Права и свободы человека и гражданина Российской Федерации. Гарантия и защита прав и свобод
человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина
Российской Федерации. Права ребёнка и возможности их защиты.
Основы российского права
Конституция Российской Федерации — основной закон. Законы и подзаконные акты. Отрасли
права.
Основы гражданского права. Физические и юридические лица в гражданском праве. Право
собственности, защита прав собственности.
Основные виды гражданско-правовых договоров. Договор купли-продажи. Права потребителей и
возможности их защиты. Несовершеннолетние как участники гражданско-правовых отношений.
Основы семейного права. Важность семьи в жизни человека, общества и государства. Условия
заключения брака в Российской Федерации. Права и обязанности детей и родителей. Защита прав и
интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Основы трудового права. Стороны трудовых отношений, их права и обязанности. Трудовой
договор. Заключение и прекращение трудового договора. Рабочее время и время отдыха.
Особенности правового статуса несовершеннолетних при осуществлении трудовой деятельности.
Виды юридической ответственности. Гражданско-правовые проступки и гражданско-правовая
ответственность. Административные проступки и административная ответственность.
Дисциплинарные проступки и дисциплинарная ответственность. Преступления и уголовная
ответственность. Особенности юридической ответственности несовершеннолетних.
Правоохранительные органы в Российской Федерации. Структура правоохранительных органов
Российской Федерации. Функции правоохранительных органов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания
обществознания в основной школе.
Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета распределены по годам
обучения с учётом входящих в курс содержательных модулей (разделов) и требований к результатам
освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования, а также с учётом Примерной программы
воспитания. Содержательные модули (разделы) охватывают знания об обществе и человеке в целом,
знания всех основных сфер жизни общества и знание основ российского права. Представленный в
программе вариант распределения модулей (разделов) по годам обучения является одним из
возможных.
Научным сообществом и представителями высшей школы предлагается такое распределение
содержания, при котором модуль (раздел) «Основы российского права» замыкает изучение курса в
основной школе.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и духовнонравственные ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают готовность обучающихся
руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных
решений. Они достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в процессе развития у
обучающихся установки на решение практических задач социальной направленности и опыта
конструктивного социального поведения по основным направлениям воспитательной деятельности, в
том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных
правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах
противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к
участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе; проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской
Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины —
России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам; историческому, природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных
поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни; осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение
правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной
организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для
успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; уважение к
труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и
потребностей.
Экологическое воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных последствий своих действий для
окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимо​связи
природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и
социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и
знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других,
повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение

учиться у других людей; осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции
из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в
том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё
развитие;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе
способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё
развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции
в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие
примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее — оперировать
понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого
развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и
их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать
ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать
риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть
готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при
изучении обществознания:
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для их
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по
аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наи​более подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению

особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между
собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения,
исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и
контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и
форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в
различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или
сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями
общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной
форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать
идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия
при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь
обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,

участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад
каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к предоставлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в
группе, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения
учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать
предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Социальные ценности и нормы
— осваивать и применять знания о социальных ценностях; о содержании и значении
социальных норм, регулирующих общественные отношения;
— характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности (в том числе
защита человеческой жизни, прав и свобод человека, гуманизм, милосердие); моральные нормы

и их роль в жизни общества;
— приводить примеры гражданственности и патриотизма; ситуаций морального выбора;
ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;
— классифицировать социальные нормы, их существенные признаки и элементы;
— сравнивать отдельные виды социальных норм;
— устанавливать и объяснять влияние социальных норм на общество и человека;
— использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности
социальных норм;
— определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты
общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к явлениям социальной
действительности с точки зрения социальных ценностей; к социальным нормам как регуляторам
общественной жизни и поведения человека в обществе;
— решать познавательные и практические задачи, отражающие действие социальных норм как
регуляторов общественной жизни и поведения человека;
— овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, касающихся
гуманизма, гражданственности, патриотизма;
— извлекать информацию из разных источников о принципах и нормах морали, проблеме
морального выбора;
— анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать ​социальную информацию из
адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций в СМИ, ​соотносить
её с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека;
— оценивать собственные поступки, поведение людей с точки зрения их соответствия нормам
морали;
— использовать полученные знания о социальных нормах в повседневной жизни;
— самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять простейший
документ (заявление);
— осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой
культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе гуманистических ценностей,
взаимопонимания между людьми разных культур.
Человек как участник правовых отношений
— осваивать и применять знания о сущности права, о правоотношении как социальном и
юридическом явлении; правовых нормах, регулирующих типичные для несовершеннолетнего и
членов его семьи общественные отношения; правовом статусе гражданина Российской
Федерации (в том числе несовершеннолетнего); правонарушениях и их опасности для личности и
общества;
— характеризовать право как регулятор общественных отношений, конституционные права и
обязанности гражданина Российской Федерации, права ребёнка в Российской Федерации;
— приводить примеры и моделировать ситуации, в которых возникают правоотношения, и
ситуации, связанные с правонарушениями и наступлением юридической ответственности;
способы защиты прав ребёнка в Российской Федерации; примеры, поясняющие опасность

правонарушений для личности и общества;
— классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак
классификации) нормы права, выделяя существенные признаки;
— сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) проступок и преступление,
дееспособность малолетних в возрасте от 6 до 14 лет и несовершеннолетних в возрасте от 14 до
18 лет;
— устанавливать и объяснять взаимосвязи, включая взаимодействия гражданина и
государства, между правовым поведением и культурой личности; между особенностями
дееспособности несовершеннолетнего и его юридической ответственностью;
— использовать полученные знания для объяснения сущности права, роли права в обществе,
необходимости правомерного поведения, включая налоговое поведение и противодействие
коррупции, различий между правомерным и противоправным поведением, проступком и
преступлением; для осмысления личного социального опыта при исполнении типичных для
несовершеннолетнего социальных ролей (члена семьи, учащегося, члена ученической
общественной организации);
— определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной
жизни и личный социальный опыт своё отношение к роли правовых норм как регуляторов
общественной жизни и поведения человека;
— решать познавательные и практические задачи, отражающие действие правовых норм как
регуляторов общественной жизни и поведения человека, анализировать жизненные ситуации и
принимать решения, связанные с исполнением типичных для несовершеннолетнего социальных
ролей (члена семьи, учащегося, члена ученической общественной организации);
— овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: отбирать
информацию из фрагментов Конституции Российской Федерации и других нормативных
правовых актов, из предложенных учителем источников о правах и обязанностях граждан,
гарантиях и защите прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, о правах
ребёнка и способах их защиты и составлять на их основе план, преобразовывать текстовую
информацию в таблицу, схему;
— искать и извлекать информацию о сущности права и значении правовых норм, о правовой
культуре, о гарантиях и защите прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации,
выявлять соответствующие факты из разных адаптированных источников (в том числе учебных
материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при
работе в Интернете;
— анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию из
адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить
её с собственными знаниями о правовом регулировании поведения человека, личным
социальным опытом; используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя
их аргументами;
— оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия
правовым нормам: выражать свою точку зрения, участвовать в дискуссии;
— использовать полученные знания о праве и правовых нормах в практической деятельности
(выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые проекты), в повседневной жизни

для осознанного выполнения гражданских обязанностей (для реализации и защиты прав человека
и гражданина, прав потребителя, выбора профессии и оценки собственных перспектив в
профессиональной сфере с учётом приобретённых представлений о профессиях в сфере права,
включая деятельность правоохранительных органов); публично представлять результаты своей
деятельности (в рамках изученного материала, включая проектную деятельность), в соответствии
с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;
— самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять простейший
документ при получении паспорта гражданина Российской Федерации;
— осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой
культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей
современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира
и взаимопонимания между народами, людьми разных культур.
Основы российского права
— осваивать и применять знания о Конституции Российской Федерации, других нормативных
правовых актах, содержании и значении правовых норм, об отраслях права, о правовых нормах,
регулирующих типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения
(в гражданском, трудовом и семейном, административном, уголовном праве); о защите прав
несовершеннолетних; о юридической ответственности (гражданско-правовой, дисциплинарной,
административной, уголовной); о правоохранительных органах; об обеспечении безопасности
личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма;
— характеризовать роль Конституции Российской Федерации в системе российского права;
правоохранительных органов в защите правопорядка, обеспечении социальной стабильности и
справедливости; гражданско-правовые отношения, сущность семейных правоотношений;
способы защиты интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей; содержание
трудового договора, виды правонарушений и виды наказаний;
— приводить примеры законов и подзаконных актов и моделировать ситуации, регулируемые
нормами гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права, в том
числе связанные с применением санкций за совершённые правонарушения;
— классифицировать по разным признакам виды нормативных правовых актов, виды
правонарушений и юридической ответственности по отраслям права (в том числе устанавливать
существенный признак классификации);
— сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) сферы регулирования
различных отраслей права (гражданского, трудового, семейного, административного
и уголовного), права и обязанности работника и работодателя, имущественные и личные
неимущественные отношения;
— устанавливать и объяснять взаимосвязи прав и обязанностей работника и работодателя,
прав и обязанностей членов семьи; традиционных российских ценностей и личных
неимущественных отношений в семье;
— использовать полученные знания об отраслях права в решении учебных задач: для
объяснения взаимосвязи гражданской правоспособности и дееспособности; значения семьи в
жизни человека, общества и государства; социальной опасности и неприемлемости уголовных и
административных правонарушений, экстремизма, терроризма, коррупции и необходимости
противостоять им;

— определять и аргументировать своё отношение к защите прав участников трудовых
отношений с опорой на знания в области трудового права, к правонарушениям, формулировать
аргументированные выводы о недопустимости нарушения правовых норм;
— решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные взаимодействия,
регулируемые нормами гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного
права;
— овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: отбирать
информацию из фрагментов нормативных правовых актов (Гражданский кодекс Российской
Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации,
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс
Российской Федерации), из предложенных учителем источников о правовых нормах,
правоотношениях и специфике их регулирования, преобразовывать текстовую информацию в
таблицу, схему;
— искать и извлекать информацию по правовой тематике в сфере гражданского, трудового,
семейного, административного и уголовного права: выявлять соответствующие факты из разных
адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с
соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;
— анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать ​социальную информацию из
адаптированных источников(в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить
её с собственными знаниями об отраслях права (гражданского, трудового, семейного,
административного и уголовного) и личным социальным опытом; используя обществоведческие
знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами, о применении санкций за
совершённые правонарушения, о юридической ответственности несовершеннолетних;
— оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия
нормам гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права;
— использовать полученные знания о нормах гражданского, трудового, семейного,
административного и уголовного права в практической деятельности (выполнять проблемные
задания, индивидуальные и групповые проекты), в повседневной жизни для осознанного
выполнения обязанностей, правомерного поведения, реализации и защиты своих прав; публично
представлять результаты своей деятельности (в рамках изученного материала, включая
проектную деятельность), в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями
аудитории и регламентом;
— самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять простейший
документ (заявление о приёме на работу);
— осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой
культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе национальных ценностей
современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира
и взаимопонимания между народами, людьми разных культур.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
всего

контрольные практические
работы
работы

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды, формы
контроля

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Раздел 1. Социальные ценности и нормы
1.1.

Социальные
ценности

2

0

0

01.09.2022
16.09.2022

Приводить примеры гражданственности и патриотизма: находить соответствующие факты в
предоставленных учителем текстах и видеофрагментах, привлекать собственный опыт;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/24/7/

1.2.

Социальные нормы

2

1

1

22.09.2022
30.09.2022

Определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной
жизни и личный социальный опыт своё отношение к социальным нормам как регуляторам
общественной жизни и поведения человека в обществе: формулировать суждения на основе
информации, предложенной учителем;

Контрольная
работа;
Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/subject/24/7/

1.3.

Мораль и
моральный выбор.
Право и мораль

8

0

0

06.10.2022
25.11.2022

Искать и извлекать информацию о принципах и нормах морали, проблеме морального
выбора: выявлять соответствующие сведения из разных адаптированных источни- ков (в том
числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной
безопасности при работе в Интернете;

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

https://resh.edu.ru/subject/24/7/

Итого по разделу

12

Раздел 2. Человек как участник правовых отношений
2.1.

Правоотношения

3

0

0

01.12.2022
22.12.2022

Характеризовать право как регулятор социальных отношений: описывать особенности
правовых норм;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/24/7/

2.2.

Правонарушения и
их опасность для
личности и общества

2

0

0

29.12.2022

Сравнивать проступок и преступление: отбирать приведённые в тексте описания, называть
особенности, устанавливать основания сравнения;

Устный опрос;
Тестирование;

https://resh.edu.ru/subject/24/7/

2.3.

Защита прав и свобод
человека и
гражданина

2

1

1

12.01.2023

Приводить примеры способов защиты прав ребёнка в Российской Федерации: находить
соответствующие факты в предоставленных учителем источниках;

Контрольная
работа;
Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/subject/24/7/

Итого по разделу

7

Раздел 3. Основы российского права
3.1.

Как устроено
российское право

1

0

0

19.01.2023
26.01.2023

Характеризовать особую роль Конституции Российской Федерации в системе российского
права: отбирать значимые признаки для характеристики;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/24/7/

3.2.

Основы
гражданского права

2

0

1

27.01.2023
02.02.2023

Приводить примеры реализации права собственности: моделировать социальные ситуации,
связанные с договором купли-продажи и правами потребителей;

Письменный
контроль;
Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/subject/24/7/

3.3.

Основы семейного
права

2

0

0

16.02.2023
23.02.2023

Устанавливать и объяснять взаимосвязи прав и обязанно- стей членов семьи, традиционных
российских ценностей и личных неимущественных отношений в семье: исследовать
практические ситуации;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/24/7/

3.4.

Основы трудового
права

2

0

1

02.03.2023
09.03.2023

Характеризовать права и обязанности работника и рабо- тодателя, особенности участия в
трудовых отношениях несовершеннолетних: описывать особенности заключения трудового
договора, регулирование трудовых отношений с несовершеннолетними;

Устный опрос;
Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/subject/24/7/

3.5.

Виды юридической
ответственности

2

0

1

16.03.2023
23.03.2023

Характеризовать виды правонарушений и виды наказаний;

Устный опрос;
Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/subject/24/7/

3.6.

Правоохранительные
органы в Российской
Федерации

2

0

1

06.04.2023
13.04.2023

Характеризовать роль правоохранительных органов в защите правопорядка, обеспечении
социальной стабильности и справедливости: формулировать соответствующие суждения и
аргументы в письменной и устной форме;

Устный опрос;
Письменный
контроль;

https://resh.edu.ru/subject/24/7/

1

3

11.05.2023

Защита проектов;

Контрольная
работа;
Зачет;

https://resh.edu.ru/subject/24/7/

3

9

Итого по разделу

11

Раздел 4. Итоговое повторение
4.1.

Итоговое повторение

4

Итого по разделу:

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов

1.

Общественные ценности.Свобода и
ответственность гражданина.

1

0

0

01.09.2022 Устный опрос;

2.

Гражданственность и патриотизм.
Гуманизм.

1

0

0

08.09.2022 Устный опрос;

3.

Социальные нормы как регуляторы
общественной жизни и поведения
человека в обществе.Входная
контрольная работа.

1

1

0

15.09.2022 Контрольная
работа;

4.

Виды социальных норм.Традиции и 1
обычаи.

0

1

22.09.2022 Практическая
работа;

5.

Нормы и принципы морали.

1

0

0

29.09.2022 Устный опрос;

6.

Добро и зло. Нравственные чувства
человека. Совесть истыд.

1

0

0

06.10.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

7.

Моральный выбор.

1

0

0

13.10.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

8.

Моральная оценка поведения
людей и собственного поведения.

1

0

0

20.10.2022 Устный опрос;

9.

Влияние моральных нормна
общество и человека.

1

0

0

03.11.2022 Устный опрос;

10. Право и его роль в жизни общества. 1

0

0

10.11.2022 Устный опрос;

11. Право и мораль.

1

0

0

17.11.2022 Устный опрос;

12. Повторение по теме:"Социальные
ценности и нормы".

1

0

0

24.11.2022 Письменный
контроль;

13. Правоотношения и их особенности. 1
Правовая норма.

0

0

01.12.2022 Устный опрос;

14. Участники
1
правоотношений.Правоспособность
и дееспособность.

0

0

08.12.2022 Устный опрос;

15. Правовая оценка поступков и
деятельности человека.

1

0

0

15.12.2022 Устный опрос;

16. Правонарушение и юридическая
ответственность.

1

0

0

22.12.2022 Устный опрос;

всего контрольные практические
работы
работы

Дата
Виды, формы
изучения контроля

17. Проступок и
преступление.Опасность
правонарушений для личности и
общества.

1

0

0

12.01.2023 Тестирование;

18. Права и свободы человека и
гражданина. Гарантия прав и
свобод.

1

0

1

19.01.2023 Практическая
работа;

19. Повторение по теме:"Права и
свободы человека".

1

1

0

26.01.2023 Контрольная
работа;

20. Конституция Российской
Федерации - основной закон
государства.

1

0

0

02.02.2023 Устный опрос;

21. Физические и юридические лица в
гражданском праве.Право
собственности.

1

0

0

09.02.2023 Письменный
контроль;

22. Основные виды гражданскоправовых договоров.

1

0

1

16.02.2023 Практическая
работа;

23. Важность семьи в жизни человека,
общества и государства. Условия
заключения брака.

1

0

0

02.03.2023 Устный опрос;

24. Права и обязанности детей и
родителей.

1

0

0

09.03.2023 Устный опрос;

25. Стороны трудовых отношений. Их
права и обязанности.

1

0

0

16.03.2023 Устный опрос;

26. Трудовой договор.Заключение и
прекращение трудового
договора.Рабочее время и время
отдыха.

1

0

1

06.04.2023 Практическая
работа;

27. Гражданско-правовые нарушения и 1
ответственность.Административные
и дисциплинарные взыскания.

0

0

13.04.2023 Устный опрос;

28. Преступления и уголовная
ответственность.Юридическая
ответственность
несовершеннолетних.

1

0

1

20.04.2023 Практическая
работа;

29. Структура и функции
правоохранительных органов РФ.

1

0

0

27.04.2023 Устный опрос;

30.

1

0

0

04.05.2023 Письменный
контроль;

31. Защита проектов.

1

0

0

11.05.2023 Зачет;

32. Защита проектов.

1

0

0

18.05.2023 Зачет;

33. Защита проектов.

1

0

0

25.05.2023 Зачет;

Повторение по теме:"Основы
российского права"

34. Итоговая контрольная работа.
Промежуточная аттестация.

1

1

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

3

5

26.05.2023 Контрольная
работа;

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Городецкая Н.И. и другие. Обществознание. 7 кл. Издательство
"Просвещение";
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова.
Авторы: Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. – М.; Просвещение, 2011
Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ Боголюбов Л.Н., Виноградова
Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. – М.: Просвещение, 2013
Обществознание. 7 класс. Поурочные разработки к учебнику Л.Н. Боголюбова. Иванова Л.Ф. – М.:
Просвещение, 2013
Обществознание. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Л.Н. Боголюбова. Иванова Л.Ф., Хотеенкова
Я.В - М.; Просвещение, 2013
Безбородое А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безбородов, М. Б. Буланова, В. Д. Губин. — М., 2008.
Морозова С. А. Обществознание: учеб.-метод. пособие / С. А. Морозова. — СПб., 2001.
Каверин Б. И. Обществознание / Б. И. Каверин, П. И. Чижик. - М., 2007.
Обществознание: пособие для поступающих в вузы / под ред. В. В. Барабанова. — СПб., 2001.
Тишков В. А. Российский народ: кн. для учителя / В. А. Тишков. — М., 2010.
Кравченко А. И. Социология и политология: учеб, пособие для студентов средних проф. учеб,
заведений / А. И. Кравченко. — М., 2000.
Философия: учеб. / под ред. О. А. Митрошенкова. — М., 2002.
Философия: учеб. / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидо-риной. — М., 2004.
Балашов Л. Е. Практическая философия /Л. Е. Балашов. — М., 2001.
Андреева Г. М. Социальная психология: учеб, для вузов / Г. М. Андреева. — М., 2004.
Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. — СПб., 2005.
Григорович Л. А. Педагогика и психология: учеб, пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская.
— М., 2003.
Сухов А. Н. Социальная психология: учеб, пособие для студентов вузов / А. Н. Сухов [и др.];
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации
http://www.gov.ru/
Президент России: официальный сайт http://www.president.kremlin.ru/
Президент России — гражданам школьного возраста http://www.uznay-prezidenta.ru/
Государственная Дума: официальный сайт http://www.duma.gov.ru/
Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация
http://www.gks.ru/
Economicus . Ru : экономический портал. Проект Института «Экономическая школа»
http://economicus.ru/
50 лекций по микроэкономике http://50.economicus.ru/
Виртуальная экономическая библиотека http://econom.nsc.ru/jep/
Вопросы школьного экономического образования: международный учебно-методический журнал
http://econom.nsu.ru/dovuz/journal/
Галерея экономистов http://gallery.economicus.ru/

Интернет-сервер «АКДИ Экономика и жизнь» http://www.economics.ru/
Информационно-аналитический портал «Наследие» http://www.nasledie.ru/
Инфотека «Основы экономики» http://infoteka.economicus.ru/

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Справочники
Таблицы
Презентации
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
компьютер
принтер
проектор
экран
интерактивная доска


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.05.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (35349) 2-15-57

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».