МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Оренбургской области
Администрация Тоцкого района.
МАОУ Тоцкая СОШ им. А.К. Стерелюхина
РАССМОТРЕНО
ШМО учителей истории,
обществознания и географии.
Щеголева Н.А______________
Протокол №
от "" август2022 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ Тоцкая СОШ.
Долгих С.А.______________
Рыжков В.К.______________
Протокол №
Приказ №
от "" август 2022 г.
от "" август2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2725858)
учебного предмета
«Обществознание»
для 6 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Красавцева Елена Владимировна
учитель истории и обществознания.
с.Тоцкое 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена на основе положений и требований
к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования, в соответствии с
Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание» (2018 г.), а также с учётом
Примерной программы воспитания (2020 г.). Обществознание играет ведущую роль в выполнении
школой функции интеграции молодёжи в современное общество: учебный предмет позволяет
последовательно раскрывать учащимся подросткового возраста особенности современного общества,
различные аспекты взаимодействия в современных условиях людей друг с другом, с основными
институтами государства и гражданского общества, регулирующие эти взаимодействия социальные
нормы.
Изучение курса «Обществознание», включающего знания о российском обществе и направлениях
его развития в современных условиях, об основах конституционного строя нашей страны, правах и
обязанностях человека и гражданина, способствует воспитанию российской гражданской
идентичности, готовности к служению Отечеству, приверженности национальным ценностям.
Привлечение при изучении курса различных источников социальной информации, включая СМИ и
Интернет, помогает школьникам освоить язык современной культурной, социально-экономической и
политической коммуникации, вносит свой вклад в формирование метапредметных умений извлекать
необходимые сведения, осмысливать, преобразовывать и применять их.
Изучение учебного курса «Обществознание» содействует вхождению обучающихся в мир культуры
и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного «Я»,
формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего места в
обществе.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Целями обществоведческого образования в основной школе являются:
— воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной
ответственности, правового самосознания, приверженности базовым ценностям нашего народа;
— развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов,
приверженности правовым принципам, закреплённым в Конституции Российской Федерации и
законодательстве Российской Федерации;
— развитие личности на исключительно важном этапе её социализации — в подростковом
возрасте, становление её духовно-нравственной, политической и правовой культуры,
социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; развитие интереса к
изучению социальных и гуманитарных дисциплин; способности к личному самоопределению,
самореализации, самоконтролю; мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой
деятельности;
— формирование у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному
уровню знаний и доступной по содержанию для школьников подросткового возраста; освоение
учащимися знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах,
нормах, регулирующих общественные отношения, необходимые для взаимодействия с
социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
— овладение умениями функционально грамотного человека: получать из разнообразных
источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать,
анализировать полученные данные;
— освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности,
необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
— создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с
различными политическими, правовыми, финансово-экономическими и другими социальными
институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся
российском обществе;
— формирование опыта применения полученных знаний и умений для выстраивания отношений
между людьми различных национальностей и вероисповеданий в общегражданской и в семейнобытовой сферах; для соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными
ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и
средствами защите правопорядка в обществе.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебный года обучения составляет
34 часа. Недельная нагрузка составляет 1 час.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и его социальное окружение
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различия человека и животного.
Потребности человека (биологические, социальные, духовные). Способности человека.
Индивид, индивидуальность, личность. Возрастные периоды жизни человека и формирование
личности. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста.
Люди с ограниченными возможностями здоровья, их особые потребности и социальная позиция.
Цели и мотивы деятельности. Виды деятельности (игра, труд, учение). Познание человеком мира и
самого себя как вид деятельности.
Право человека на образование. Школьное образование. Права и обязанности учащегося.
Общение. Цели и средства общения. Особенности общения подростков. Общение в современных
условиях.
Отношения в малых группах. Групповые нормы и правила. Лидерство в группе. Межличностные
отношения (деловые, личные).
Отношения в семье. Роль семьи в жизни человека и общества. Семейные традиции. Семейный досуг.
Свободное время подростка.
Отношения с друзьями и сверстниками. Конфликты в межличностных отношениях.
Общество, в котором мы живём
Что такое общество. Связь общества и природы. Устройство общественной жизни. Основные сферы
жизни общества и их взаимодействие.
Социальные общности и группы. Положение человека в обществе.
Что такое экономика. Взаимосвязь жизни общества и его экономического развития. Виды
экономической деятельности. Ресурсы и возможности экономики нашей страны.
Политическая жизнь общества. Россия — многонациональное государство. Государственная власть
в нашей стране. Государственный Герб, Государственный Флаг, Государственный Гимн Российской
Федерации. Наша страна в начале XXI века. Место нашей Родины среди современных государств.
Культурная жизнь. Духовные ценности, традиционные ценности российского народа.
Развитие общества. Усиление взаимосвязей стран и народов в условиях современного общества.
Глобальные проблемы современности и возможности их решения усилиями международного
сообщества и международных организаций.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания
обществознания в основной школе.
Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета распределены по годам
обучения с учётом входящих в курс содержательных модулей (разделов) и требований к результатам
освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования, а также с учётом Примерной программы
воспитания. Содержательные модули (разделы) охватывают знания об обществе и человеке в целом,
знания всех основных сфер жизни общества и знание основ российского права. Представленный в
программе вариант распределения модулей (разделов) по годам обучения является одним из
возможных.
Научным сообществом и представителями высшей школы предлагается такое распределение
содержания, при котором модуль (раздел) «Основы российского права» замыкает изучение курса в
основной школе.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и духовнонравственные ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают готовность обучающихся
руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных
решений. Они достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в процессе развития у
обучающихся установки на решение практических задач социальной направленности и опыта
конструктивного социального поведения по основным направлениям воспитательной деятельности, в
том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных
правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах
противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к
участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе; проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской
Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины —
России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам; историческому, природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных
поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни; осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение
правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной
организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для
успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; уважение к
труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и
потребностей.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных последствий своих действий для
окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и
социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и
знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других,
повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение
учиться у других людей; осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции
из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в
том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё
развитие;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе
способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё
развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции
в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие
примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее — оперировать
понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого
развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и
их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать
ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать
риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть
готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при
изучении обществознания:
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для их
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по
аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению
особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между
собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения,
исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и
контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и
форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в
различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или
сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями
общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной
форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать
идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия
при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь
обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад
каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к предоставлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в
группе, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения
учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать
предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Человек и его социальное окружение
— осваивать и применять знания о социальных свойствах человека, формировании личности,
деятельности человека и её видах, образовании, правах и обязанностях учащихся, общении и его
правилах, особенностях взаимодействия человека с другими людьми;
— характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности на примерах
семьи, семейных традиций; характеризовать основные потребности человека, показывать их
индивидуальный характер; особенности личностного становления и социальной позиции людей с
ограниченными возможностями здоровья; деятельность человека; образование и его значение для
человека и общества;
— приводить примеры деятельности людей, её различных мотивов и особенностей в
современных условиях; малых групп, положения человека в группе; конфликтных ситуаций в
малой группе и конструктивных разрешений конфликтов; проявлений лидерства, соперничества
и сотрудничества людей в группах;
— классифицировать по разным признакам виды деятельности человека, потребности людей;
— сравнивать понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»; свойства человека и
животных; виды деятельности (игра, труд, учение);
— устанавливать и объяснять взаимосвязи людей в малых группах; целей, способов и
результатов деятельности, целей и средств общения;
— использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности общения
как социального явления, познания человеком мира и самого себя как вида деятельности, роли
непрерывного образования, значения личного социального опыта при осуществлении
образовательной деятельности и общения в школе, семье, группе сверстников;
— определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания и личный социальный
опыт своё отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, к различным
способам выражения личной индивидуальности, к различным формам неформального общения
подростков;
— решать познавательные и практические задачи, касающиеся прав и обязанностей учащегося;
отражающие особенности отношений в семье, со сверстниками, старшими и младшими;
— овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, в том числе извлечений
из Закона «Об образовании в Российской Федерации»; составлять на их основе план,
преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему;
— искать и извлекать информацию о связи поколений в нашем обществе, об особенностях
подросткового возраста, о правах и обязанностях учащегося из разных адаптированных
источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил
информационной безопасности при работе в Интернете;
— анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию о человеке
и его социальном окружении из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и
публикаций в СМИ;
— оценивать собственные поступки и поведение других людей в ходе общения, в ситуациях
взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья; оценивать своё отношение
к учёбе как важному виду деятельности;
— приобретать опыт использования полученных знаний в практической деятельности, в
повседневной жизни для выстраивания отношений с представителями старших поколений, со
сверстниками и младшими по возрасту, активного участия в жизни школы и класса;
— приобретать опыт совместной деятельности, включая взаимодействие с людьми другой
культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе гуманистических ценностей,
взаимопонимания между людьми разных культур.
Общество, в котором мы живём
— осваивать и применять знания об обществе и природе, положении человека в обществе;
процессах и явлениях в экономической жизни общества; явлениях в политической жизни
общества, о народах России, о государственной власти в Российской Федерации; культуре и
духовной жизни; типах общества, глобальных проблемах;
— характеризовать устройство общества, российское государство, высшие органы
государственной власти в Российской Федерации, традиционные российские духовнонравственные ценности, особенности информационного общества;
— приводить примеры разного положения людей в обществе, видов экономической
деятельности, глобальных проблем;
— классифицировать социальные общности и группы;
— сравнивать социальные общности и группы, положение в обществе различных людей;
различные формы хозяйствования;
— устанавливать взаимодействия общества и природы, человека и общества, деятельности
основных участников экономики;
— использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) влияния природы
на общество и общества на природу сущности и взаимосвязей явлений, процессов социальной
действительности;
— определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной
жизни и личный социальный опыт своё отношение к проблемам взаимодействия человека и
природы, сохранению духовных ценностей российского народа;
— решать познавательные и практические задачи (в том числе задачи, отражающие
возможности юного гражданина внести свой вклад в решение экологической проблемы);
— овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, касающихся
отношений человека и природы, устройства общественной жизни, основных сфер жизни
общества;
— извлекать информацию из разных источников о человеке и обществе, включая информацию о
народах России;
— анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию, включая
экономико-статистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и
публикаций в СМИ; используя обществоведческие знания, формулировать выводы;
— оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия
духовным традициям общества;
— использовать полученные знания, включая основы финансовой грамотности, в практической
деятельности, направленной на охрану природы; защиту прав потребителя (в том числе
потребителя финансовых услуг), на соблюдение традиций общества, в котором мы живём;
— осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры,
национальной и религиозной принадлежности на основе взаимопонимания между людьми
разных культур; осознавать ценность культуры и традиций народов России.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
Количество часов
всего
контрольные практические
работы
работы
Дата
изучения
Виды деятельности
Виды,
формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Человек и его социальное окружение
1.1.
Социальное
становление
человека
6
1
5
01.09.2022
06.10.2022
Осваивать и применять знания о социальных свойствах человека: распознавать в предлагаемых ситуациях
особенности биологического и социального в человеке;
Практическая
работа;
РЭШ
1.2.
Деятельность
человека.
Учебная
деятельность
школьника
4
0
4
10.10.2022
10.11.2022
Приводить примеры деятельности людей, её различных мотивов и особенностей в современных условиях:
находить соответствующие факты в предоставленных учителем текстах и иллюстрациях, привлекать
собственный опыт;
Контрольная
работа;
РЭШ
1.3.
Общение и его
роль в жизни
человека
2
0
2
14.11.2022
25.11.2022
Использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности общения как социального
явления, значения личного социального опыта при осуществлении общения в школе, семье, группе сверстников:
объяснять результаты общения в конкретных ситуациях с учётом особенностей его современных форм. Основы
функциональной грамотности: глобальные компетенции;
Практическая РЭШ
работа;
Тестирование;
1.4.
Человек в
малой группе
8
1
7
05.12.2022
02.02.2023
Устанавливать и объяснять взаимосвязи людей в малых группах: описывать социальные связи подростка с
членами семьи, одноклассниками, сверстниками, друзьями; Устанавливать и объяснять взаимосвязи людей в
малых группах: описывать социальные связи подростка с членами семьи, одноклассниками, сверстниками,
друзьями;
Контрольная
работа;
РЭШ
Итого по разделу
20
Раздел 2. Общество, в котором мы живём
2.1.
Общество —
совместная
жизнь людей
2
0
2
06.02.2023
17.02.2023
Использовать полученные знания для объяснения влияния природы на общество и общества на природу:
описывать отношение общества к природе на разных этапах истории общества;
Устный
опрос;
РЭШ
2.2.
Положение
человека
в обществе
1
0
1
20.02.2023
02.03.2023
Использовать полученные знания в практической деятельности: выполнять проектные задания (индивидуально и
в группе) по поиску и изучению примеров реализованных возможностей изменения людьми своего социального
положения;
Письменный
контроль;
РЭШ
2.3.
Роль
экономики в
жизни
общества.
Основные
участники
экономики
1
0
1
03.03.2023
09.03.2023
Использовать основы финансовой грамотности в практической деятельности, в повседневной жизни для защиты
прав потребителя финансовых услуг: выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые проекты.
Основы функциональной грамотности: финансовая грамотность;
Устный
опрос;
РЭШ
2.4.
Политическая
жизнь
2
0
2
13.03.2023
24.03.2023
Осваивать и применять знания о явлениях в политической жизни общества, о народах России, о государственной
власти в Российской Федерации: описывать политические события, государственные символы России;
Характеризовать государство: называть основные признаки и задачи государства;
Извлекать из разных источников информацию о народах России: проводить поиск и отбор социальной
информации о народах России из адаптированных источников, предоставленных учителем;
Овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: преобразовывать статистическую и
визуальную информацию о достижениях России в текст;
Основы функциональной грамотности: читательская грамотность;
Использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности, взаимосвязей явлений,
процессов социальной действительности: формулировать выводы, подкрепляя их аргументами, о роли России в
современном мире;
Осознавать российскую гражданскую идентичность, осваивать традиционные российские социокультурные и
духовно-нравственные ценности;
Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из
источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
Выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
Письменный
контроль;
РЭШ
2.5.
Культурная
жизнь
3
0
3
24.04.2023
Использовать полученные знания в практической деятельности, направленной на соблюдение традиций
общества, в котором мы живём: выполнять проектные задания;
Устный
опрос;
РЭШ
2.6.
Развитие
общества
1
1
0
25.04.2023
28.04.2023
Овладевать смысловым чтением: отбирать информацию о возможностях решения глобальных проблем усилиями
международного сообщества и международных организаций (ООН и Международное движение Красного Креста
и Красного Полумесяца и др.). Основы функциональной грамотности: читательская грамотность;
Устный
опрос;
РЭШ
0
4
01.05.2023
29.05.2023
Защита проектов;
Зачет;
РЭШ
3
31
Итого по разделу
10
Раздел 3. Итоговое повторение
3.1.
Защита
проектов
4
Итого по разделу
4
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
Количество часов
1.
Вводный урок: Для чего
изучать обществознание в
школе?
1
0
1
07.09.2022 Устный
опрос;
Практическая
работа;
2.
Биологическое и социальное 1
в человеке. Черты сходства
и различия человека и
животного.
0
1
14.09.2022 Практическая
работа;
3.
Потребности человека
1
(биологические, социальные,
духовные).Входная
контрольная работа.
1
0
21.09.2022 Контрольная
работа;
4.
Индивид, индивидуальность, 1
личность. Возрастные
периоды жизни человека и
формирование личности.
0
1
28.09.2022 Практическая
работа;
5.
Отношения между
поколениями. Особенности
подросткового возраста.
1
0
1
05.10.2022 Практическая
работа;
6.
Люди с ограниченными
1
возможностями здоровья, их
особые потребности и
социальная позиция.
0
1
12.10.2022 Практическая
работа;
7.
Цели и мотивы
деятельности. Виды
деятельности: игра, труд,
учение.
1
0
1
19.10.2022 Практическая
работа;
8.
Познание человеком мира и
самого себя как вид
деятельности.
1
0
1
26.10.2022 Практическая
работа;
9.
Право человека на
образование.
1
0
1
09.11.2022 Устный
опрос;
Практическая
работа;
1
0
1
16.11.2022 Практическая
работа;
10. Права и обязанности
учащегося.
Дата
Виды,
изучения формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы
11. Общение. Цели и средства
общения.
1
0
1
23.11.2022 Практическая
работа;
12. Особенности общения
подростков. Общение в
современных условиях.
1
0
1
30.11.2022 Практическая
работа;
13. Отношения в малых
группах. Групповые нормы
и правила. Лидерство в
группе.
1
0
1
07.12.2022 Устный
опрос;
Практическая
работа;
14. Межличностные отношения
(деловые, личные).
1
0
1
14.12.2022 Практическая
работа;
15. Отношения в семье. Роль
семьи в жизни человека и
общества.
1
0
1
21.12.2022 Устный
опрос;
Практическая
работа;
16. Семейные традиции.
Семейный досуг.
1
0
1
28.12.2022 Практическая
работа;
17. Свободное время подростка. 1
Отношения с друзьями и
сверстниками.
0
1
11.01.2023 Практическая
работа;
18. Конфликты в
межличностных
отношениях.
1
0
1
18.01.2023 Практическая
работа;
19. Обобщающий урок: Человек 1
и его социальное окружение
0
1
25.01.2023 Устный
опрос;
Практическая
работа;
20. Итоговое повторение по
разделу: «Человек и его
социальное окружение».
1
1
0
01.02.2023 Контрольная
работа;
21. Что такое общество. Связь
общества и природы.
1
0
1
08.02.2023 Устный
опрос;
Практическая
работа;
22. Устройство общественной
жизни. Основные сферы
жизни общества и их
взаимодействие.
1
0
1
15.02.2023 Практическая
работа;
23. Социальные общности и
группы. Положение
человека в обществе.
1
0
1
22.02.2023 Практическая
работа;
24. Что такое экономика.
Взаимосвязь жизни
общества и его
экономического развития.
Виды экономической
деятельности. Ресурсы и
возможности экономики
нашей страны.
1
0
1
01.03.2023 Устный
опрос;
Практическая
работа;
25. Политическая жизнь
общества. Россия многонациональное
государство.
Государственная власть в
нашей стране.
Государственный Герб,
Государственный Флаг,
Государственный Гимн
Российской Федерации.
1
0
1
15.03.2023 Письменный
контроль;
Практическая
работа;
26. Наша страна в начале XXI
века. Место нашей Родины
среди современных
государств.
1
0
1
22.03.2023 Устный
опрос;
Практическая
работа;
27. Культурная жизнь.
Духовные ценности,
традиционные ценности
российского народа.
1
0
1
05.04.2023 Практическая
работа;
28. Развитие общества.
1
Усиление взаимосвязей
стран и народов в условиях
информационного общества.
0
1
12.04.2023 Практическая
работа;
29. Глобальные проблемы
современности и
возможности их решения
усилиями международного
сообщества и
международных
организаций.
1
0
1
19.04.2023 Практическая
работа;
30. Обобщающий урок:
«Общество, в котором мы
живем».
1
0
1
26.04.2023 Практическая
работа;
Тестирование;
31. Защита проектов.
1
0
1
03.05.2023 Зачет;
32. Защита проектов.
1
0
1
10.05.2023 Зачет;
33. Итоговое повторение по
разделу: «Общество, в
котором мы живем».
1
0
1
17.05.2023 Устный
опрос;
Практическая
работа;
34. «Итоговое повторение:
Общество и его сферы.
Человек в обществе»
Контрольная работа за год.
Промежуточная аттестация.
1
1
0
24.05.2023 Контрольная
работа;
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
34
3
31
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и другие. Обществознание, 6 класс.
Издательство «Просвещение» Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. Обществознание. Поурочные разработки.
6 класс. Пособие для учителей. Под редакцией Л. Ф. Ивановой
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
РЭШ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Проектор, экран.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Справочные материалы, рабочие листы.