Рабочая программа
по русскому языку
3 класс ФГОС 3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 3 классов на уровне
начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения
программы начального общего образования Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на
целевые приори‐теты, сформулированные в Примерной программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"
Русский язык является основой всего процесса обучения в начальной школе, успехи в его
изучении во многом определяют результаты обучающихся по другим предметам. Русский язык как
средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих
способностей младших школьников, формирует умения извлекать и анализировать информацию из
различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Предмет «Русский язык»
обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности младших школь
ников, особенно таких еѐ компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская,
общекультурная и социальная грамотность. Первичное знакомство с системой русского языка,
богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно
использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной соци
ализации младшего школьника. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и
выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, участвует в фор
мировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и
передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России.
Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют
возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных
жизненно важных для человека областях. Изучение русского языка обладает огромным
потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовнонравственных ценностей,
принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует
формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения младшего школьника
непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием
связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие
устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности
за сохранение чистоты русского языка. Достижение этих личностных результатов —длительный
процесс, разворачивающийся на протяжении изучения содержания предмета.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является
признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию
речи младших школьников. Языковой материал призван сформировать первоначальные
представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного
языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи младших
школьников направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой
деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка,
речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по
совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литера
турное чтение».
Общее число часов, отведѐнных на изучение «Русского языка», в 3 классе — 170 ч.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"
В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего
школьника. Приобретѐнные им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий
на материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также
будут востребованы в жизни.
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии
языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно
‐нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения;
осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; пони
‐мание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной
и письменной речи как показателя общей культуры человека;
— овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных
представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием,
говорением, чтением, письмом;
— овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка:
фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их
признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм
современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических,
орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
— развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с
изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Сведения о русском языке
Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Методы познания
языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент.
Фонетика и графика
Звуки русского языка: гласный/согласный, гласный ударный/безударный, согласный
твѐрдый/мягкий, парный/непарный, согласный глухой/звонкий, парный/непарный; функции
разделительных мягкого и твѐрдого знаков, условия использования на письме разделительных
мягкого и твѐрдого знаков (повторение изученного). Соотношение звукового и буквенного состава
в словах с разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми согласными. Использование
алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Орфоэпия
Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с
нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов,
отрабатываемом в учебнике). Использование орфоэпического словаря для решения
практических задач.
Лексика
Повторение: лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова
(ознакомление). Устаревшие слова (ознакомление).
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова; однокоренные (родственные) слова; признаки
однокоренных (родственных) слов; различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных
слов и слов с омонимичными корнями; выделение в словах корня (простые случаи); окончание как
изменяемая часть слова (повторение изученного) Однокоренные слова и формы одного и того же
слова Корень, приставка, суффикс — значимые части слова Нулевое окончание (ознакомление)
Морфология
Части речи
Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Имена существительные
единственного и множественного числа. Имена существительные мужского, женского и среднего
рода. Падеж имѐн существительных. Определение падежа, в котором употреблено имя
существительное. Изменение имѐн существительных по падежам и числам (склонение). Имена
существительные 1, 2, 3-го склонения. Имена существительные одушевлѐнные и
неодушевлѐнные.
Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Зависимость формы
имени прилагательного от формы имени существительного. Изменение имѐн прилагательных по
родам, числам и падежам (кроме имѐн прилагательных на -ий, -ов, -ин). Склонение имѐн
прилагательных.
Местоимение (общее представление). Личные местоимения, их употребление в
речи. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте.
Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Неопределѐнная форма глагола.
Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов. Изменение глаголов по временам, числам. Род
глаголов в прошедшем времени.
Частица не, еѐ значение.
Синтаксис
Предложение. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между
словами в предложении. Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое.
Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Предложения распространѐнные и
нераспространѐнные. Наблюдение за однородными членами предложения с союзами и, а, но и без
союзов.
Орфография и пунктуация
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической
ошибки, различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы
в слове; контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение
и применение на новом орфографическом материале).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.
Правила правописания и их применение:
— разделительный твѐрдый знак;
— непроизносимые согласные в корне слова;
— мягкий знак после шипящих на конце имѐн существительных;
— безударные гласные в падежных окончаниях имѐн существительных (на уровне наблюдения);
— безударные гласные в падежных окончаниях имѐн прилагательных (на уровне наблюдения);
— раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
— непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
— раздельное написание частицы не с глаголами.
Развитие речи
Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность,
отказ и др. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и
бытового общения. Речевые средства, помогающие: формулировать и аргументировать собственное
мнение в диалоге и дискуссии; договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности; контролировать (устно координировать) действия при проведении парной и
групповой работы.
Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским
языком.
Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста, тема текста,
основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений
и абзацев.
План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь
предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но. Ключевые
слова в тексте.
Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание
собственных текстов заданного типа.
Жанр письма, объявления.
Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.
Изучающее, ознакомительное чтение.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка в 3 классе направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут
сформированы следующие личностные новообразования
гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение
русского языка, отражающего историю и культуру страны;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли
русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального
общения народов России;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том
числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
— уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из
художественных произведений;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах
межличностных отношений, в том числе отражѐнных в художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
— признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт;
— проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием
адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
— уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
— стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в
искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной
информации в процессе языкового образования;
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе
приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил
общения;
трудового воспитания:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из
художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям,
возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:
— бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
— неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
— первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные
представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира); —
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в
познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и
самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося
будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
— сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать
основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак,
лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;
— объединять объекты (языковые единицы) по определѐнному признаку;
— определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи,
предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
— находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного
учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми
единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
— выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе
предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
— устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым
материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
— с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой
ситуации;
— сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на
основе предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование,
выполнять по предложенному плану проектное задание;
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведѐнного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового
материала; — прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
— выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения
запрашиваемой информации, для уточнения;
— согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в
предложенном источнике: в словарях, справочниках;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа еѐ проверки (обращаясь к словарям, справочникам,
учебнику); — соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей,
законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в
Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о
происхождении слова, о синонимах слова);
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
— понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и
дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в
соответствии с речевой ситуацией;
— готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о
результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные
универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи дляполучения
результата;— выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических
ошибок;
— соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по
выделению,
характеристике, использованию языковых единиц;
— находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить
орфографическую и пунктуационную ошибку;
— сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно
оценивать их по предложенным критериям.
Совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учѐтом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного
учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно
разрешать конфликты;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
— объяснять значение русского языка как государственного языка Российской Федерации; —
характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
— производить звукобуквенный анализ слова (в словах с орфограммами; без
транскрибирования);— определять функцию разделительных мягкого и твѐрдого знаков в словах;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учѐтом функций букв е,
ѐ, ю, я, в словах с разделительными ь, ъ, в словах с непроизносимыми согласными;
— различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; различать однокоренные
слова и слова с омонимичными корнями (без называния термина); различать однокоренные слова и
синонимы;
— находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку,
суффикс;
— выявлять случаи употребления синонимов и антонимов; подбирать синонимы и антонимы к
словам разных частей речи;
— распознавать слова, употреблѐнные в прямом и переносном значении (простые случаи);
—
определять значение слова в тексте;
— распознавать имена существительные; определять грамматические признаки имѐн
существительных: род, число, падеж; склонять в единственном числе имена существительные с
ударными окончаниями;
— распознавать имена прилагательные; определять грамматические признаки имѐн
прилагательных: род, число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в
единственном числе) в соответствии с падежом, числом и родом имѐн существительных;
— распознавать глаголы; различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что
сделать?»; определять грамматические признаки глаголов: форму времени, число, род (в про
шедшем времени); изменять глагол по временам (простые случаи), в прошедшем времени — по
родам; — распознавать личные местоимения (в начальной форме); использовать личные
местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;
— различать предлоги и приставки;
— определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
— находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
— распознавать распространѐнные и нераспространѐнные предложения; находить место
орфограммы в слове и между словами на изученные правила; применять изученные правила
правописания, в том числе непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом
словаре учебника); непроизносимые согласные в корне слова; разделительный твѐрдый знак; мягкий
знак после шипящих на конце имѐн существительных; не с глаголами; раздельное написание
предлогов со словами;
— правильно списывать слова, предложения, тексты объѐмом не более 70 слов;
— писать под диктовку тексты объѐмом не более 65 слов с учѐтом изученных правил
правописания;
— находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
— понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию;
— формулировать простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации
устно и письменно (1—2 предложения);
— строить устное диалогическое и монологическое высказывание (3—5 предложений на
определѐнную тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;
создавать небольшие устные и письменные тексты (2—4 предложения), содержащие приглашение,
просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета;
— определять связь предложений в тексте (с помощью личных местоимений, синонимов, союзов
и, а, но);
— определять ключевые слова в тексте;
— определять тему текста и основную мысль текста;
— выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или предложений их
смысловое содержание;
— составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать текст;
— писать подробное изложение по заданному, коллективно или самостоятельно составленному
плану;
— объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия; —
уточнять значение слова с помощью толкового словаря.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п
Наименование разделов и тем
программы
Раздел 1. Сведения о русском языке
1.1. Русский язык как
государственный язык
Российской Федерации.
Знакомство с различными
Итого
по разделу:
методами
познания языка:
наблюдение,
анализ,
Раздел
2. Фонетика
и графика
лингвистический
2.1. Повторение: звуки русского
эксперимент
языка:
гласный/согласный, гласный
ударный/безударный, согласный
твѐрдый/мягкий,
парный/непарный, согласный
2.2. Соотношение
звукового и
глухой/звонкий,
буквенного
составафункции
в словах с
парный/непарный;
разделительными
ь
и
ъ, в
разделительных
2.3. словах
Использование
алфавита
мягкогос инепроизносимыми
твѐрдого
знаков,
согласными
при
работе
со
словарями,
условия
справочниками,
использования на письме
каталогами
разделительных
Итого
по разделу: мягкого и
твѐрдого
знаков
Раздел
3. Лексика
Количествочасов
Дата Виды деятельности
всег контроль практиче изучен
ия
о ные
ские
работы работы
Виды,
Электронные
формы (цифровые)
контроля образовательные
ресурсы
0
1
Устный
Рассказпояснение учителя на тему
«Русский язык как государственный опрос;
язык Российской Федерации»;
Практиче
скаяработ
а;
https://infourok.ru/prez
entaciya_k_
uroku_russkogo_yazyk
a_russkiy _yazykgosudarstvennyy_yazy
k_ rf-313593.htm
1
0
1
Устный
опрос;
Практиче
ская
работа;
https://infourok.ru/preze
ntaciya-po-russkomuyaziku-k-urokam-poteme-fonetika2019689.html
0.5
0
0.5
0.5
0
0.5
Работа в группах: определение
соотношения
количества звуков и букв в
предложенном наборе слов,
заполнение таблицы с тремя
колонками:
Комментированное
выполнение
количество звуков равно
количеству
задания,
связанного
с объяснением
букв, количество
звуков
меньше
различий
в звукобуквенном
количества
букв, количествосоставе
звуков
слов
с
разделительными
ь
и
ъ,
больше количества
букв;по в
Самостоятельная
работа
словах с непроизносимыми соглас
систематизации
ными;
информации: записывать
предложенный набор слов в
алфавитном порядке;
Устный
опрос;
Практиче
скаяработ
Устный
а;
опрос;
Практиче
скаяработ
а;
https://infourok.ru/prezent
aciya-po
-russkomu-yaziku-natemu-razdelitelniy-i-znakihttps://xn--j1ahfl.xn-kl-shkola-rossiip1ai/library/prezentatciya_po
3617201.html
_teme_russkij_
alfavit_ili_azbuka_201456.ht
ml
Рассказ учителя «Способы
толкования лексического значения
слова»;
Самостоятельная работа:
выписывание значений слов из
толкового словаря в учебнике или из
толкового словаря на бумажном или
электронном носителе;
Устный
опрос;
Практиче
скаяработ
Устный
а;
опрос;
Практиче
скаяработ
а;
https://infourok.ru/prezentac
iya-po
-russkomu-yazyku-na-temuleksicheskoe-znacheniehttps://infourok.ru/prezentaci
slova-3-klass-5322264.html
ya-po
-russkomu-yazyku-na-temumnogoznachnye-slovapryamoe-i-perenosnoeznachenie-3-klass-
1
1
2
3.1. Повторение: лексическое
значение слова.
1
0
1
3.2. Прямое и переносное
значение слова
(ознакомление).
2
0
2
3.3. Устаревшие слова (ознакомление) 2
0
2
Работа в парах: соотнесение
устаревших слов с их современ
ными синонимами;
Устный https://infourok.ru/urok-sопрос;
prezentaciey-ustarevshieПрактиче slova-klass-592251.html
скаяработ
а;
4
0
4
1
3
Устный
опрос;
Практиче
скаяработ
а;
Устный
опрос;
Контроль
ная
работа;
Практиче
ская
Устный
работа;
опрос;
Практиче
скаяработ
а;
https://resh.edu.ru/subject/l
esson/5313/
conspect/185529/
4
Учебный диалог «Чем похожи
родственные слова, чем они
различаются? Как найти корень
слова?»;
Наблюдение за группами
родственных
поисккорня
для каждой
Упражнение: слов,
выделение
в
группы
слова,
с
помощью
которого
предложенных словах с опорой
можно
объяснить
значение
на
алгоритм
выделения
корня;
родственных
слов;
Комментированный анализ
текста: поиск в нѐм родственных
слов;
Устный
опрос;
Практиче
скаяработ
а;
Устный
опрос;
Практиче
скаяработ
Устный
а;
опрос;
Практиче
скаяработ
а;
https://infourok.ru/material.htm
l?mid=4120
Итого по разделу:
Раздел 4. Состав слова (морфемика)
4.1. Повторение: корень как
обязательная часть слова;
однокоренные (родственные)
слова; признаки однокоренных
(родственных) слов; различение
и синонимов,
4.2. однокоренных
Однокоренныеслов
слова
и формы
однокоренных
слов
и
слов
с
одного и того же слова. Корень,
омонимичными
корнями;
приставка,
суффикс
— значимые
выделение
в
словах
корня
части слова. Нулевоеокончание
(простые(ознакомление)
случаи); окончание как
Итого
по разделу:часть слова.
изменяемая
Раздел 5. Морфология
5.1. Части речи.
Имя существительное: общее
значение, вопросы,
употребление в речи.
5
1
0
1
5.2. Имена существительные
единственного и
множественного числа.
3
0
3
5.3. Имена существительные
мужского, женского и среднего
рода.
5.4. Падеж имѐн
существительных.
Определение падежа, в
котором употреблено имя
существительное.
Изменениеимѐн
существительныхпо падежам
и числам
3
0
3
3
0
3
8
Составление по результатам
диалога таблицы «Части речи», по
горизонтали в строках таблицы
отражены следующие параметры:
«Значение», «Вопросы»,«Какие
признаки не изменяются», «какие
Наблюдение
за грамматическими
признаки изменяются»;
признаками
суще
Упражнение:имѐн
группировка
ствительных,
соотнесение
предложенного
набора слов на
сделанных
выводов
с информаци
основании того, какой
частью речи
ей
в
учебнике;
они
Дифференцированное
задание:
являются;
нахождение в ряду имѐн
существительных такого слова,
которое
какому-то
Работа впо
парах:
нахождение у
грамматическому
признаку
группы имѐн
отличается
от остальных
слов в
существительных
грамматического
ряду;
признака, который объединяет эти
имена существительные в группу;
Практическая работа: изменение
имѐн
существительных по указанному
https://resh.edu.ru/sub
ject/lesson/
4353/conspect/12712
8/
https://infourok.ru/prezentaciya
-po-russkomu-yazyku-na-temuimya-sush-i-ego-rol-v-rechi-3klass-5598272.html
https://infourok.ru/konspekt-iprezentaciya-k-urokurusskogo-yazika-v-klasse-rodimyon-suschestvitelnihhttps://resh.edu.ru/sub
1011171.html
ject/lesson/
4351/start/144829/
5.5. Имена существительные 1, 2, 3-го 3
склонения.
0
3
5.6. Имена существительные
одушевлѐнные и
неодушевлѐнные.
3
1
2
5.7. Имя прилагательное: общее
значение, вопросы,
употребление в речи.
3
0
3
5.8. Зависимость формы имени
3
прилагательного от формы имени
существительного. Изменение
имѐн прилагательных по родам,
5.9. Склонение
имѐн прилагательных. 3
числам и падежам
(кроме имѐн прилагательных на ий, -ов, -ин).
0
3
0
3
5.10 Местоимение (общее
. представление).
3
0
3
5.11 Личные местоимения, их употреб 3
. ление в речи.
Использование личных
местоимений для
устранения неоправданных
повторов в тексте.
0
3
Работа в парах: нахождение у
группы имѐн
существительных грамматического
признака, который объединяет эти
имена существительные в группу;
Наблюдение за грамматическими
Работа в группах: объединение имѐн
признаками имѐн существительных,
существительных в группы по
соотнесение сделанных выводов с
определѐнному
информаци ей в учебнике;
признаку (например, род или число);
Работа в парах: нахождение у
Наблюдение за соотнесением формы
группы имѐн
имени
существительных грамматического
прилагательного с формой имени
признака, который объединяет эти
существительного, формулирование
имена существительные в группу;
вывода по результатам наблюдения,
соотнесение собственных выводов с
Наблюдение
формы
информациейзав соотнесением
учебнике;
имени
Комментированное выполнение
прилагательного
с формой имени
задания на
существительного,
формулирование
нахождение грамматических
Работа
в
группах:
объединение
вывода
по результатам
наблюдения,
признаков
имѐн
имѐн
соотнесение
собственных
выводов с
прилагательных;
существительных
в группы по
информацией в учебнике;
определѐнному
признаку (например, род или
число);
Наблюдение
за ролью местоимений
задание:
вДифференцированное
тексте;
нахождение в ряду имѐн
существительных
такого слова,
Наблюдение за ролью
которое
по
какому-то
местоимений в тексте;
грамматическому
признаку
Практическая работа:
отличается
от
остальных
корректировка текста, слов в
ряду;
заключающаяся в замене
повторяющихся в тексте имѐн
существительных
соответствующими
местоимениями;
Устный
опрос;
Практиче
скаяработ
а;
Устный
опрос;
Контроль
ная
работа;
Устный
Практиче
опрос;
ская
Практиче
работа;
скаяработ
а;
https://infourok.ru/prezentaci
ya-k-uroku-russkogo-yazikana-temu-sklonenieimyon-suschestvitelnih-klass3345824.html
https://infourok.ru/prezentaciya
-k-uroku-russkogoyazyka-3-klass-shkola-21veka-na-temu-odushevlyonnyei-neodushevlyonnye-imenahttps://resh.edu.ru/sub
sushestvitelnye-4165033.html
ject/lesson
/4346/conspect/18543
7/
Устный
опрос;
Практиче
скаяработ
Устный
а;
опрос;
Практиче
скаяработ
а;
Устный
опрос;
Практиче
скаяработ
Устный
а;
опрос;
Практиче
скаяработ
а;
https://resh.edu.ru/subject/l
esson/5321/
conspect/200732/
https://infourok.ru/prezentaci
ya-k-uroku-89-russkogo
-yazyka-3-klass-na-temusklonenie-imyonprilagatelnyh
-5806208.html
https://infourok.ru/prezentac
iya-k-uroku-russkogo
-yazika-na-temumestoimenie-klassfgoshttps://infourok.ru/prezentaciy
1021538.html
a-po-russkomu-yaziku-natemu-lichnie-mestoimeniyaklass-970076.html
5.12 Глагол: общее значение,
. вопросы, употребление в речи.
3
0
3
5.13 Неопределѐнная форма глагола.
.
3
0
3
5.14 Настоящее, будущее, прошедшее 2
.
время глаголов.
0
2
5.15 Изменение глаголов по
. временам, числам. Род
глаголов в прошедшем
времени.
5.16 Частица не, еѐ значение
.
2
0
2
2
0
2
Итого по разделу:
Раздел 6. Синтаксис
6.1. Предложение. Установление
при помощи смысловых
(синтаксических) вопросов
связи между
словами
в
6.2. Главные
члены
предложения
предложении.
— подлежащее и сказуемое.
43
2
0
2
3
0
3
6.3. Второстепенные члены
предложения (без деления на
виды).
3
0
3
Наблюдение за грамматическими
признаками
глаголов (число, время, род в
прошедшем времени),
формулирование выводов по
результатам
наблюдений,
соотнесение собствен
Творческая работа:
ных
выводов с информацией
в
трансформировать
текст, изменяя
учебнике;
время глагола;
Практическая
работа: анализ текста
Обсуждение правильности
на
наличие в глаголов
нѐм
глаголов,
Наблюдение
за
грамматическими
соотнесения
и граммати
грамматические
характеристики
признаками
ческих характеристик (из числа
которых
даны
(извремя,
числа род в
глаголов
(число,
изученных);
изученных);
прошедшем времени),
Наблюдение
за грамматическими
формулирование
выводов по
признаками
результатам
глаголов
(число,
время, родсобствен
в
наблюдений,
соотнесение
прошедшем
ных выводоввремени),
с информацией в
Работа
в
парах:
группировка
формулирование
выводов по
учебнике;
глаголов
на
основании
изученных
результатам
грамматических
признаков;
наблюдений, соотнесение
собствен
ных выводов с информацией в
учебнике;
Устный
опрос;
Практиче
скаяработ
а;
https://resh.edu.ru/sub
ject/lesson
/4400/conspect/20119
6/
Устный
опрос;
Практиче
скаяработ
Устный
а;
опрос;
Практиче
скаяработ
Устный
а;
опрос;
Практиче
скаяработ
Устный
а;
опрос;
Практиче
скаяработ
а;
https://infourok.ru/prezentac
iya-k-uroku-russkogo
-yazyka-na-temuneopredelennaya-formahttps://resh.edu.ru/subject/l
glagola
esson/4352
-3-klass-umk-shkola-rossii/conspect/128746/
5232695.html
Самостоятельная
работа:
установление при помощи смысло
вых (синтаксических) вопросов
связи
между
словами
Дифференцированное
задание: в
предложении;
определение признака
классификации предложений;
Упражнение:
нахождение в тексте
Совместное составление
предложений
с заданными
алгоритма нахождения
главных
характеристиками;
членов предложения;
Упражнения на нахождение
подлежащих и
сказуемых;
Устный
опрос;
Практиче
скаяработ
Устный
а;
опрос;
Практиче
скаяработ
Устный
а;
опрос;
Практиче
скаяработ
а;
https://resh.edu.ru/subject/l
esson/5356
/conspect/201448/
https://infourok.ru/prezentaciya
-po-russkomu-yaziku-na-temupredlozhenie-glavnie-chlenipredlozheniya-klasshttps://infourok.ru/prezentaciya
586130.html
-po-russkomu-yaziku
-na-temu-vtorostepenniechlenipredlozheniya-klass
-2788481.html
https://infourok.ru/prezentaci
ya-k-uroku-po-russkomu
-yazyku-izmenenie-glagolovproshedshego-vremenihttps://infourok.ru/prezentaciya
po-rodam-i-chislam-3-klass-po-russkomu-yaziku
5123365.html
-otricatelnaya-chastica-neklass-3306535.html
6.4. Предложения
распространѐнные и
нераспространѐнные.
2
0
2
6.5. Наблюдение за однородными
3
членами
предложения с союзами и, а,
но и без союзов
Итого по разделу:
13
Раздел 7. Орфография и пунктуация
7.1. Повторение правил правописания, 5
изученных в 1 и 2 классах.
0
3
0
5
7.2. Формирование
орфографической зоркости:
осознание места возможного
возникновения
орфографической ошибки,
7.3. Использование
использование различных
орфографического словаря для
способов решения
определения (уточнения)
орфографической задачи в
слова.правилами
7.4. написания
Ознакомление
зависимости отсместа
Контроль и самоконтроль
правописания
их применение:
орфограммы в ислове.
.
при
проверке
собственных
- разделительный твѐрдый знак;
и
предложенных текстов
- непроизносимые
согласные в
корне слова;- мягкий знак после
шипящих на конце имѐн
существительных;
- безударные гласные в
падежных окончаниях имѐн
существительных (на уровне
Итогопоразделу:
наблюдения);Раздел
8. Развитие раздельное
речи
написание предлогов с личными
местоимениями;
- непроверяемые гласные и
согласные (перечень слов в
орфографическом словаре
учебника);- раздельное
написание частицы не с
10
0
10
10
0
10
25
1
24
50
Наблюдение за предложениями с
однородными членами;
Объяснение выбора нужного союза
в предложении с однородными
Комментированное
выполнение
членами;
задания на
нахождение в тексте предложений с
однородными членами;
Работа в парах: продолжение ряда
однородных членов предложения;
Моделирование алгоритмов
применения изучаемых в данном
классе орфографических правил,
следование
составленным
Работа в группах:
группировка
алгоритмам;
слов,
написание
которых можно объяснить
изученными правилами, и слов,
написание которых изученными
Проблемная ситуация, требующая
правилами объяснить нельзя;
использования дополнительных
источников информации: уточнение
написания
слов группировка
по
Работа в парах:
слов
орфографическому
словарю (в
по
месту
томчисленаэлектронномносителе);
орфограммы;
Работа в парах: группировка слов
по типу
орфограммы;
Работа в группах: группировка
слов, написание
которых можно объяснить
изученными правилами, и слов,
написание которых изученными
правилами объяснить нельзя;
Комментированное выполнение
анализа текста на наличие в нѐм
слов с определѐнной орфограммой;
Устный
опрос;
Практиче
скаяработ
Устный
а;
опрос;
Практиче
скаяработ
а;
https://infourok.ru/prezentaciya
-po-russkomu-yazyku-na-temurasprostranennye-inerasprostranyonnyehttps://infourok.ru/prezentaciya
predlozheniya-3-klass_po_russkomu
4486584.html
_yazyku_na_temu_odnorodnye
_chleny_
predlozheniya_soedinennye
_soyuzami_a-109247.htm
Устный
опрос;
Практиче
скаяработ
Устный
а;
опрос;
Практиче
скаяработ
а;
Устный
опрос;
Практиче
ская
Устный
работа;
опрос;
Контроль
ная
работа;
Практиче
ская
работа;
https://infourok.ru/prezentac
iya-k-uroku-russkogo
-yazyka-na-temupovtorenie-orfografii-3https://infourok.ru/prezentaciya
klass-6060373.html
-po-russkomu-yazikuformirovanie-orfograficheskoyzorkosti
-klass-2184994.html
https://infourok.ru/konspekturoka-porusskomu-yazyku
-orfograficheskij-slovar-3https://infourok.ru/prezentaciya
klass-5131021.html
-po-russkomu-yaziku-na-temuneproiznosimie-soglasnie-vkorne-slova-klass-924825.html
https://infourok.ru/konspe
kt-uroka-po-russkomu
-yaziku-po-temebezudarnie-padezhnieokonchaniya
-imyon-suschestvitelnih2558018.html
8.1. Нормы речевого этикета: устное и 3
письменное приглашение,
просьба, извинение,
благодарность, отказ и др.
0
3
8.2. Соблюдение норм речевого
этикета и
орфоэпических норм в
учебного
и этикета в
8.3. ситуациях
Особенности
речевого
бытового
условиях общения.
общения с людьми, плохо
русским
языком.
8.4. владеющими
Формулировка
и
аргументирование собственного
мнения в диалоге и дискуссии.
Умение
договариваться и приходить к
8.5. Повторение и продолжение
общему решению в совместной
работы с текстом, начатой во 2
деятельности. Умение
классе: признаки текста, тема
контролировать (устно
текста, основная мысль текста,
действия при
8.6. координировать)
План текста. Составление
заголовок,
проведении
парной
и групповой
плана
текста,
корректирование
текстов с
работы.
написание
текста по
нарушенным
заданному
плану.вСвязь
порядком предложений
и абзацев.
8.7. Ключевые
слова
тексте.
предложений
в
тексте
с
Определение типов текстов
помощью
личных
(повествование,
описание,
местоимений,
синонимов,
рассуждение)
и
создание
8.8. Знакомство с жанром письма,
союзов
и, а, но.
собственных
текстов
заданного
поздравительной
открытки,
типа.
объявления.
8.9. Изложение текста по
коллективно или
самостоятельно
составленному плану.
3
0
3
3
0
3
3
0
3
3
0
3
3
0
3
3
0
3
3
0
3
3
0
3
Творческие работы: создание с
использованием норм речевого
этикета небольших устных и
письменных текстов, содержащих
приглашение/просьбу/извинение/бл
агодарность/ отказ;
Творческие работы: создание с
использованием норм речевого
этикета небольших устных и
письменных
текстов, содержащих
Самооценка собственной
речевой
приглашение/просьбу/извинение/бла
культуры во время общения;
годарность/отказ;
Устный https://infourok.ru/prezentaciya
опрос;
-etiket-pravila-blagodarnosti-iПрактиче otkaza-1734744.html
скаяработ
а;
Устный
опрос;
Практиче
скаяработ
Устный
а;
опрос;
Практиче
Ролевая игра «Наблюдатели», цель скаяработ
Устный
а;
игры — оценка правильности
опрос;
выбора языковых и неязыковых
Практиче
средств устного общения на уроке и скаяработ
на переменах, в конце учебного дня а;
Дифференцированное задание:
Устный
подведение итогов игры;
нахождение ошибок в определении опрос;
темы и основной мысли текста;
Практиче
Практическая работа: анализ и
скаяработ
Совместное
составление
Устный
корректировка
текстов с плана
а;
текста;
опрос;
нарушенным порядком
Работа
в парах: составление плана
Практиче
предложений;
предложенного
текста;текстами
скаяработ
Наблюдение
за тремя
Устный
а;
разного типа (повествование,
опрос;
описание, рассуждение) на одну
Практиче
тему,
формулирование
выводов
скаяработ
Работа с текстами шуточных
Устный
об
особенностях
каждого
из
а;
стихотворений о несоблюдении
опрос;
трѐх
типов
текстов;
норм речевого этикета,
Практиче
культуры общения;
скаяработ
Практическая
работа:
Устный
а;
воспроизведение текста в соответ
опрос;
ствии с заданием: подробно,
Практиче
выборочно;
скаяработ
а;
https://infourok.ru/prezentaciya
-po-russkomu-yaziku-na-temurechevoy-etiket2337329.html
https://infourok.ru/urokrusskogoyazika-klass-rechevoy-etiket2773407.html
https://infourok.ru/pre
zentaciyaargumentaciya
-v-diskussii1879748.html
https://resh.edu.ru/subject/l
esson/4217
/conspect/288819/
https://resh.edu.ru/subject/lesso
n/1241/
https://resh.edu.ru/sub
ject/lesson
/7660/conspect/26927
1/
https://infourok.ru/prezentaciya
-po-russkomu-yazyku-delovoepismo-pozdravitelnayaotkrytka-5756765.html
https://infourok.ru/prezentaciya
-po-russkomu-yaziku-po-temeizlozheniepovestvovatelnogoteksta-po-kollektivnosostavlennomu-planu-klass3707554.html
8.10 Изучающее, ознакомительное
чтение
3
Итого по разделу:
Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
30
18
170 9
0
3
149
Работа с текстами шуточных
стихотворений о несоблюдении
норм речевого этикета,
культуры общения;
Устный
опрос;
Практиче
скаяработ
а;
https://infourok.ru/prezentaci
ya-k-uroku-russkogo-yazykapo-teme-osnovnye-vidychteniya-poiskovoeprosm%C3%B3trovoeoznakomitelnoeizuchayushee-4559561.html
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п
Тема урока
Количество часов
Дата
изучения
Факт
Виды,
формы
контроля
всего контрол практи
ьные
ческие
работы работы
1.
1
Русский язык как
государственный язык РФ.
Язык и речь. Виды речи и их
назначение. Знакомство с
различными методами
познания языка:
наблюдение, анализ,
лингвистический
эксперимент.
0
1
01.09.2022
Устный
опрос;
Практическая
работа;
2.
Для чего нужен язык?
Красота и выразительность
русского языка.
1
0
1
02.09.2022
Устный
опрос;
Практическая
работа;
Особенности речевого
этикета в условиях
общения с людьми, плохо
владеющими русским
языком.
3.
Повторение: лексическое
значение слова.
1
0
1
05.09.2022
Устный
опрос;
Практическая
работа;
4.
Слово в тексте:
синонимы, антонимы,
омонимы,
устаревшие слова
(ознакомление).
1
0
1
06.09.2022
Устный
опрос;
Практическая
работа;
5.
Слово в тексте: прямое и
переносное значение слова
(ознакомление).
1
0
1
07.09.2022
Устный
опрос;
Практическая
работа;
6.
Фразеологизмы. Значение и
роль в речи.
1
0
1
08.09.2022
Устный
опрос;
Практическая
работа;
7.
Работаем со словарѐм.
1
0
1
09.09.2022
Устный
Составляем толковый
словарик.
опрос;
Практическая
работа;
8.
Повторение: звуки русского 1
языка: гласный —
согласный, гласный
ударный — безударный,
согласный твердый —
мягкий, парный —
непарный, согласный
глухой— звонкий, парный —
непарный (в объеме
изученного).
0
1
12.09.2022
Устный
опрос;
Практическая
работа;
9.
Слог. Гласные звуки и
буквы для их
обозначения.
1
0
1
13.09.2022
Устный
опрос;
Практическая
работа;
10.
Повторяем правила
обозначения гласных после
шипящих. Использование
алфавита при работе со
словарями, справочниками,
каталогами.
1
0
1
14.09.2022
Устный
опрос;
Практическая
работа;
11.
Звукобуквенный разбор
слова.
1
0
1
15.09.2022
Устный
опрос;
Практическая
работа;
12.
Учимся выполнять
фонетический разбор.
Составление рассказа по
репродукции картины
Поленова «Золотая
осень».
1
0
1
16.09.2022
Устный
опрос;
Практическая
работа;
сочинение.
13.
Фонетический разбор слова. 1
0
1
19.09.2022
Устный
опрос;
Практическая
работа;
14.
Обобщение знаний по
фонетике. Входная
контрольная работа.
Диктант №1.
1
1
1
20.09.2022
Устный
опрос;
Диктант.
15.
Работаем со словарѐм.
Составляем орфоэпический
словарик. Использование
1
0
1
21.09.2022
Устный
опрос;
Практическая
орфоэпического словаря для
решения практических задач.
работа;
16.
Повторение: корень как
обязательная часть слова.
Выделение в словах корня
(простые случаи).
1
0
1
22.09.2022
Устный
опрос;
Практическая
работа;
17.
1
Однокоренные
(родственные) слова.
Признаки родственных слов.
0
1
23.09.2022
Устный
опрос;
Практическая
работа;
18.
Однокоренные слова и
формы одного и того же
слова. Нулевое окончание
(ознакомление).
1
0
1
26.09.2022
Устный
опрос;
Практическая
работа;
19.
Однокоренные слова и
синонимы. Однокоренные
слова и слова с
омонимичными корнями.
1
0
1
27.09.2022
Устный
опрос;
Практическая
работа;
20.
Корень, приставка,
суффикс– значимые части
слова.
Выделение в словах корня
(простые случаи).
1
1
0
28.09.2022
Контрольная
работа;
21.
Образование слов с
помощью приставок и
суффиксов.
1
0
1
29.09.2022
Устный
опрос;
Практическая
работа;
22.
Повторяем
словообразование.
1
0
1
30.09.2022
Устный
опрос;
Практическая
работа;
23.
Учимся разбирать слово по
составу.
1
0
1
03.10.2022
Устный
опрос;
Практическая
работа;
24.
Разбор слова по составу и
словообразование.
1
0
1
04.10.2022
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;
25.
1
Повторение правил
правописание, изученных в 1
0
1
05.10.2022
Устный
опрос;
Практическая
и 2 классах: правописании
слов с изученными
орфограммами в корне.
работа;
Изложение.
Обучающее изложение.
Подробное изложение
текста. «Осенняя ѐлочка»
1
0
1
06.10.2022
Устный
опрос;
Практическая
работа;
27.
Повторение и продолжение 1
работы с текстом, начатой во
2 классе: признаки текста.
0
1
07.10.2022
Устный
опрос;
Практическая
работа;
28.
Повторение и продолжение
работы с текстом, начатой
во 2 классе: умение
контролировать (устно
координировать) действия
при проведении парной и
групповой работы.
1
0
1
10.10.2022
Устный
опрос;
Практическая
работа;
29.
Повторение и продолжение 1
работы с текстом, начатой во
2 классе: заголовок и тема
текста.
0
1
11.10.2022
Устный
опрос;
Практическая
работа;
30.
Определение типов текстов
(повествование, описание,
рассуждение).
1
0
1
12.10.2022
Устный
опрос;
Практическая
работа;
31.
Повторение и продолжение
работы с текстом, начатой
во 2 классе: план текста.
1
0
1
13.10.2022
Устный
опрос;
Практическая
работа;
32.
Составление плана
повествовательного
текста. Контрольное
списывание №1.
1
1
1
14.10.2022
Устный
опрос;
Практическая
работа;
Контрольная
работа.
33.
Предложение и его смысл.
1
0
1
17.10.2022
Устный
26.
Работаем со словарѐм.
Составляем
орфографический словарик.
Использование
орфографического словаря
для определения (уточнения)
написания слова.
Установление при помощи
смысловых
(синтаксических) вопросов
связи между словами в
предложении.
34.
Виды предложений по цели
высказывания и интонации.
опрос;
Практическая
работа;
1
0
1
18.10.2022
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;
Устный
опрос;
Практическая
работа;
Обучающее изложение
«Сыроежка».
Устный
опрос;
Практическая
работа;
Изложение
35.
Повторение и продолжение
работы с текстом, начатой
во 2 классе:
корректирование текстов с
нарушенным порядком
предложений и абзацев.
1
0
1
19.10.2022
36.
Деление текста на абзацы.
Формулирование и
аргументирование
собственного мнения в
диалоге и дискуссии.
1
1
1
20.10.2022
Диктант.
Диктант №2.
37.
Главные члены
предложения.
1
0
1
21.10.2022
Устный
опрос;
Практическая
работа;
Грамматическая основа.
38.
Повторение правил
правописания, изученных в
1 и 2 классах: повторяем
правописание
разделительного твѐрдого и
разделительного мягкого
знаков.
1
0
1
24.10.2022
Устный
опрос;
Практическая
работа;
39.
Повторение правил
правописания, изученных в
1 и 2 классах: учимся
находить орфограммы
разделительного твѐрдого и
разделительного мягкого
знаков в слове.
1
0
1
25.10.2022
Устный
опрос;
Практическая
работа;
40.
1
Грамматическая основа
предложения: подлежащее и
сказуемое.
0
1
26.10.2022
Устный
опрос;
Практическая
работа;
Грамматическая основа
предложения.
1
42.
Учимся находить
грамматическую
основу предложения.
1
0
1
28.10.2022
Устный
опрос;
Практическая
работа;
43.
Подлежащее.
1
0
1
07.11.2022
Устный
опрос;
Практическая
работа;
44.
Сказуемое.
1
0
1
08.11.2022
Устный
опрос;
Практическая
работа;
45.
Учимся находить
подлежащее и сказуемое.
1
0
1
09.11.2022
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;
46.
Составляем план текста.
1
0
1
10.11.2022
Устный
опрос;
Практическая
работа;
47.
Учимся писать письма.
Знакомство с жанром
письма: адресат.
1
0
1
11.11.2022
Устный
опрос;
Практическая
работа;
48.
Второстепенные члены
предложения (без
деления на виды).
1
0
1
14.11.2022
Устный
опрос;
Практическая
работа;
49.
Второстепенные члены
предложения.
Обстоятельство.
1
0
1
15.11.2022
Устный
опрос;
Практическая
работа;
41.
0
1
27.10.2022
Устный
опрос;
Практическая
работа;
50.
Обстоятельство.
1
0
1
16.11.2022
Изложение текста
В.Бианки «Скворцы»
Устный
опрос;
Практическая
работа;
Изложение.
51.
Второстепенные члены
предложения. Определение.
1
1
1
17.11.2022
Диктант №3
Устный
опрос;
Практическая
работа;
Диктант.
52.
Определение.
1
0
1
18.11.2022
Устный
опрос;
Практическая
работа;
53.
Повторяем изученные
орфограммы.
1
0
1
21.11.2022
Устный
опрос;
Практическая
работа;
54.
Закрепляем изученные
орфограммы.
1
0
1
22.11.2022
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;
55.
1
Формирование
орфографической зоркости:
осознание места
возникновения
орфографической ошибки,
использование различных
способов решения
офрфографической задачи в
зависимости от места
орфограммы в слове: учимся
писать слова с двумя
корнями.
0
1
23.11.2022
Устный
опрос;
Практическая
работа;
56.
Написание текста по
заданному плану.
0
1
24.11.2022
Устный
опрос;
Практическая
работа;
1
57.
Дополнение.
1
0
1
25.11.2022
Устный
опрос;
Практическая
работа;
58.
Второстепенные члены
предложения.
Дополнение.
1
0
1
28.11.2022
Устный
опрос;
Практическая
работа;
59.
1
Формирование
орфографической зоркости:
осознание места
возникновения
орфографической ошибки,
использование различных
способов решения
офрфографической задачи в
зависимости от места
орфограммы в слове:
правило написания букв о, ѐ
после шипящих в корне
слова.
0
1
29.11.2022
Устный
опрос;
Практическая
работа;
60.
1
Формирование
орфографической зоркости:
осознание места
возникновения
орфографической ошибки,
использование различных
способов решения
офрфографической задачи в
зависимости от места
орфограммы в слове: учимся
писать буквы о, ѐ после
шипящих в корне слова.
0
1
30.11.2022
Устный
опрос;
Практическая
работа;
61.
Предложения
распространѐнные и
нераспространѐнные.
0
1
01.12.2022
Устный
опрос;
Практическая
работа;
1
2.
Наблюдение за
однородными членами
предложения.
1
0
1
02.12.2022
Устный
опрос;
Практическая
работа;
Сочинение.
Сочинение по серии
картин «Серая
Шейка».
63.
Предложения с
однородными членами с
союзами и, а, но и без
союзов.
1
0
1
05.12.2022
Устный
опрос;
Практическая
работа;
64.
Учимся писать письма.
Знакомство с жанром
письма: адрес.
1
0
1
06.12.2022
Устный
опрос;
Практическая
работа;
65.
Нормы речевого этикета:
устное и письменное
приглашение, просьба,
извинение, благодарность,
отказ и др.
1
0
1
07.12.2022
Устный
опрос;
Практическая
работа;
66.
Создание собственных
текстов заданного типа.
1
1
1
08.12.2022
Устный
опрос;
Практическая
работа;
Диктант № 4.
Диктант.
67.
1
Учимся ставить знаки
препинания в предложениях
с однородными членами, не
соединѐнными союзами.
0
1
09.12.2022
Устный
опрос;
Практическая
работа;
68.
Предложения с
однородными членами.
1
0
1
12.12.2022
Устный
опрос;
Практическая
работа;
1
0
1
13.12.2022
Устный
опрос;
Практическая
работа;
Значение и использование в
тексте.
69.
Предложения с
однородными членами в
тексте.
70.
Знаки препинания в
предложениях с
однородными членами,
соединѐнными
повторяющимися союзами
И, ИЛИ.
1
0
1
14.12.2022
Устный
опрос;
Практическая
работа;
71.
1
Учимся ставить знаки
препинания в предложениях
с однородными членами.
0
1
15.12.2022
Устный
опрос;
Практическая
работа;
72.
Обобщение знаний о
предложениях с
однородными членами.
1
0
1
16.12.2022
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;
73.
Закрепление знаний о
предложении.
1
0
1
19.12.2022
Устный
опрос;
Практическая
работа;
74.
Части речи. Распознавание
частей речи по изученным
признакам.
1
1
1
20.12.2022
Устный
опрос;
Практическая
работа;
Диктант.
75.
Самостоятельные части речи. 1
0
1
21.12.2022
Устный
опрос;
Практическая
работа;
76.
Служебные части речи.
1
0
1
22.12.2022
Устный
опрос;
Практическая
работа;
77.
1
Самостоятельные части
речи. Имя существительное:
общее значение, вопросы,
употребление в речи.
0
1
23.12.2022
Устный
опрос;
Практическая
работа;
Диктант № 5.
Обучающее изложение.
Изложение.
78.
1
Закрепляем написание
безударных гласных в корне
слова.
0
1
26.12.2022
Устный
опрос;
Практическая
работа;
79.
Повторение и продолжение 1
работы с текстом, начатой
во 2 классе: основная мысль
текста.
0
1
27.12.2022
Устный
опрос;
Практическая
работа;
80.
Имена существительные
мужского, женского и
среднего рода.
1
0
1
28.12.2022
Устный
опрос;
Практическая
работа;
81.
Имена существительные
мужского, женского и
среднего рода.
1
0
1
29.12.2022
Устный
опрос;
Практическая
работа;
82.
Род неизменяемых имѐн
существительных.
1
0
1
10.01.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
83.
Имена существительные
единственного и
множественного числа.
1
0
1
11.01.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
84.
Правило написания мягкого
знака после шипящих на
конце имѐн
существительных.
1
0
1
12.01.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
85.
Правописание мягкого знака 1
после шипящих на конце
имѐн существительных.
0
1
13.01.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
86.
Закрепление правописания
орфограммы "Мягкий знак
после шипящих на конце
имѐн существительных".
0
1
16.01.2023
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;
1
87.
Имена существительные,
которые употребляются
только в форме
единственного числа или
множественного числа.
1
0
1
17.01.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
88.
Падеж имѐн
существительных.
1
0
1
18.01.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
Изложение.
Обучающее
изложение.
89.
Определение падежа, в
котором употреблено имя
существительное:
именительный и
винительный падежи.
1
0
1
19.01.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
90.
Функция предлогов.
Образование падежных
форм имѐн
существительных.
1
0
1
20.01.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
91.
1
Формирование
орфографической зоркости,
осознание места возможного
возникновения
орфографической ошибки:
учим слова с удвоенными
согласными в корне.
0
1
23.01.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
92.
Определение падежа, в
котором употреблено имя
существительное:
родительный падеж имѐн
существительных.
0
1
24.01.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
1
93.
1
Формирование
орфографической зоркости,
осознание места возможного
возникновения
орфографической ошибки,
использование различных
способов решения
орфографической задачи в
зависимости от места
орфограммы в слове:
правило написания
суффикса -ок- в именах
существительных.
0
1
25.01.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
94.
1
Формирование
орфографической зоркости,
осознание места возможного
возникновения
орфографической ошибки,
использование различных
способов решения
орфографической задачи в
зависимости от места
орфограммы в слове: учимся
писать суффикс -ок- в
именах существительных.
0
1
26.01.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
95.
1
Определение падежа, в
котором употреблено имя
существительное: дательный
падеж имѐн
существительных.
0
1
27.01.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
96.
Определение падежа, в
котором употреблено имя
существительное:
творительный падеж имѐн
существительных.
1
0
1
30.01.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
97.
Определение падежа, в
котором употреблено имя
существительное:
предложный падеж имѐн
существительных.
1
0
1
31.01.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
98.
Изменение имѐн
существительных по
падежам и числам.
1
1
1
01.02.2023
Склонениеимѐн
существительных: 1, 2 и 3.
Устный
опрос;
Практическая
работа;
Диктант.
Диктант № 6.
1
0
1
02.02.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
100. Правило написания
1
безударных окончаний имѐн
существительных 1-го.
склонения
0
1
03.02.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
Изложение.
99.
Учимся определять
склонение имѐн
существительных.
Обучающее изложение.
101. Правописание
безударных окончаний
имѐн
существительных 1-го
склонения.
1
0
1
06.02.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
102. Имена существительные
одушевлѐнные и
неодушевлѐнные.
1
1
0
07.02.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
1
0
1
08.02.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
103.
Правописание
безударных окончаний
имѐн
существительных 2-го
склонения.
Сочинение.
Сочинение на основе
сказочного сюжета по
картине И.Билибина
«Иван царевич и
лягушка-квакушка».
104.
Учимся писать безударные
окончания имѐн
существительных 2-го
склонения.
1
0
1
09.02.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
105. Имена существительные
собственные и
нарицательные.
1
0
1
10.02.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
106.
Способы образования
имѐн существительных.
1
0
1
13.02.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
107.
Безударные окончания имѐн 1
существительных 3-го
склонения.
0
1
14.02.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
1
1
1
15.02.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
Контрольная
работа.
1
0
1
16.02.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
1
Повторяем правописание
безударных окончаний имѐн
существительных 1, 2 и 3-го
склонения.
0
1
17.02.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
1
0
1
20.02.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
Изложение.
1
0
1
21.02.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
108. Учимся писать безударные
окончания имѐн
существительных 3-го
склонения.
Контрольное списывание
№2.
109. Правописание безударных
окончаний имѐн
существительных 1, 2 и 3го склонения.
110.
111. Правописание слов с
непроизносимыми
согласными в корне
слова.
Обучающее изложение.
112. Учимся писать слова
с непроизносимыми
согласными в слове.
113. Закрепляем правописание
1
орфограммы
"Непроизносимые согласные
в корне слова".
0
1
22.02.2023
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;
114.
Вспоминаем
правописание мягкого
знака после
шипящих на конце
существительных.
1
0
1
24.02.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
115.
Правописание
окончаний имѐн
существительных
множественного числа.
1
0
1
27.02.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
116.
Обобщение знаний об
имени существительном.
1
0
1
28.02.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
Тестирование;
1
0
1
01.03.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
1
Повторяем правописание
безударных окончаний имѐн
существительных
0
1
02.03.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
1
0
1
03.03.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
1
0
1
06.03.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
117. Самостоятельные части
речи. Имя
прилагательное: общее
значение, вопросы,
употребление в речи.
118.
119. Различение имѐн
прилагательных
женского, мужского,
среднего рода.
120.
Изменение
прилагательного
родам и числам
по
121. Зависимость
формы
имени прилагательного
от
формы
имени
существительного.
1
0
1
07.03.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
122. Правописание окончаний
имѐн прилагательных на ий,-ия, -ие.
1
0
1
09.03.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
123. Изменение имѐн
прилагательных по родам,
числам и падежам (кроме
имѐн прилагательных на ий,-ов, -ин).
1
0
1
10.03.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
Правило правописания
безударных гласных в
падежных окончаниях
имѐн прилагательных (на
уровне наблюдений).
1
0
1
13.03.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
125. Правило правописания
безударных гласных в
падежных окончаниях
имѐн прилагательных (на
уровне наблюдений).
1
1
1
14.03.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
124.
Диктант.
Диктант №7.
126. Правописание
окончаний имѐн
прилагательных.
1
0
1
15.03.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
Правописание
окончаний имѐн
прилагательных.
1
0
1
16.03.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
1
0
1
17.03.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
127.
128. Склонение имѐн
прилагательны.
Сочинение по
картине.
Сочинение.
129.
Учимся писать
окончания имѐн
прилагательных.
1
0
1
20.03.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
Учимся писать безударные
окончания имѐн
прилагательных.
1
0
1
21.03.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
131. Учимся писать безударные
окончания имѐн
прилагательных.
1
0
1
23.03.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
130.
Обучающее изложение.
Изложение.
132. Виды прилагательных.
1
0
1
24.03.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
133. Как образуются
прилагательные.
1
0
1
03.04.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
134. Знакомство с жанром
поздравительной открытки,
объявления.
1
0
1
04.04.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
135.
Соблюдение норм речевого 1
этикета и орфоэпических
норм в ситуациях учебного и
бытового общения.
0
1
05.04.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
136.
Создание с
использованием норм
речевого этикета
небольших устных и
письменных текстов.
1
0
1
06.04.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
137. Обобщение знаний об имени 1
прилагательном.
0
1
07.04.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
Тестирование;
1
0
1
10.04.2023
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Сочинение.
139. Самостоятельные части
речи. Местоимение (общее
представление).
1
0
1
11.04.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
140. Работаем с текстом:
ключевые слова в
тексте. Изучающее,
ознакомительное
чтение.
1
1
1
12.04.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
138. Закрепление знаний об
имени прилагательном.
Сочинение по
картинкам.
Контрольная
работа.
Контрольное
списывание № 3
141. Личные местоимения,
их употребление в
речи.
1
0
1
13.04.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
142. Лицо и число личных
местоимений.
1
0
1
14.04.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
143. Род местоимений 3-го лица
единственного числа.
1
0
1
17.04.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
144. Как
изменяется
местоимение.
1
1
1
18.04.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
Диктант № 8.
Диктант.
145.
Связь предложений в
тексте с помощью личных
местоимений, синонимов,
союзов и, а, но.
1
0
1
19.04.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
146. Использование личных
1
местоимений для устранения
неоправданных повторов в
тексте
0
1
20.04.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
147. Раздельное написание
предлогов с личными
местоимениями.
1
0
1
21.04.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
148. Жанр письма.
1
0
1
24.04.2023
149. Учимся писать письма.
Умение договариваться
и приходить к общему
решению в совместной.
деятельности
1
0
1
25.04.2023
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;
Устный
опрос;
Практическая
работа;
150. Самостоятельные
части речи. Глагол:
общее
значение, вопросы,
употребление в речи.
1
0
1
26.04.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
151. Учимся подбирать к
глаголам синонимы и
антонимы.
1
0
1
27.04.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
152. Неопределѐнная форма
глагола.
1
0
1
28.04.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
153. Единственное и
множественное число
глаголов.
1
0
1
02.05.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
1
0
1
03.05.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
54.
Изменение глаголов по
числам.
155. Времена глаголов.
1
0
1
04.05.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
156. Настоящее время глагола.
1
0
1
05.05.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
157. Прошедшее время глагола.
1
0
1
10.05.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
Тестирование;
158. Будущее время глагола.
Промежуточная
аттестация. Контрольная
работа за год.
1
1
1
11.05.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
Контрольная
работа
Написание окончаний ишь,-ешь глаголов (на
уровне
наблюдений).
160. Правописание окончаний
-ишь, -ешь глаголов.
1
0
1
12.05.2023
1
0
1
15.05.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
Устный
опрос;
Практическая
работа;
161. Создание созданного
собственных текстов
заданного типа
(повествование, описание,
рассуждение).
1
0
1
16.05.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
Изложение.
1
0
1
17.05.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
Род глаголов в прошедшем 1
времени.
0
1
18.05.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
159.
Изложение
162. Изменение глаголов по
временам, числам.
163.
164. Время и число глаголов.
1
0
1
19.05.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
165. Частица не, еѐ значение.
1
0
1
22.05.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
166. Раздельное написание
частицы не с
глаголами.
1
0
1
23.05.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
Изложение.
167. Ролевая игра
1
"Наблюдатели": оценка
выбора языковых и
неязыковых средств устного
общения.
0
1
24.05.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
1
0
1
25.05.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
1
0
1
26.05.2023
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Тестирование;
170. Контроль и самоконтроль
1
при проверке собственных и
предложенных текстов.
0
0
29.05.2023
Контрольная
работа;
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
12
167
Изложение.
168.
Творческая работа:
создание собственного
текста с
использование норм
речевого этикета.
169. Повторение орфограмм,
изученных в 3 классе.
170
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Канакина В.П., Горецкий В.Г., Русский язык (в 2 частях). Учебник. 3 класс. Акционерное
общество«Издательство «Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методические рекомендации
Поурочное планирование
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
РЭШ https://resh.edu.ru/
Инфоурокhttps://infourok.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Комплект наглядных пособий «Грамматические разборы»
Комплект таблиц «Русский алфавит»
Комплект таблиц для нач. шк. «Русский язык. Глагол»
Комплект таблиц для нач. шк. «Русский язык. Имя прилагательное» )
Комплект таблиц для нач. шк. «Русский язык. Имя существительное»
Комплект таблиц для нач. шк. «Русский язык. Местоимение»
Комплект таблиц для нач. шк. «Русский язык. Предложение»
Набор таблиц «Словарные слова»
Таблицы демонстрационные «Основные правила и понятия 1-4 класс»
Таблицы демонстрационные «Правописание гласных в корне слова»
Таблицы демонстрационные «Русский алфавит»
Таблицы демонстрационные «Русский язык 4 кл.»
Модель-аппликация «Звукобуквенная лента»
Модель-аппликация «Набор звуковых схем»
Стенд-лента «Буквы»
Фрагмент (демонстрационный) маркерный (двусторонний) «Разбор по частям речи, разбор слова по
составу и звукобуквенный анализ»,
Фрагмент (демонстрационный) маркерный двухсторонний «Склонение имен существительных и
прилагательных»,
Слайд-комплекты
Пейзаж в произведениях русских художников
Расскажи о человеке
Сочини рассказ
Набор звуковых схем
Русский язык (резинка). Комплект динамических раздаточных пособий. Методическое пособие.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
1. Классная магнитная доска.
2. Настенная доска с приспособлением для крепления картинок.
3.Колонки.
4. Компьютер