Рабочая программа
по окружающему миру
3 класс ФГОС 3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и
естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику
психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного
плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому
планированию.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения в 3 классе
начальной школы.
Содержание обучения в 3 классе завершается перечнем универсальных учебных действий —
познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами
учебного предмета «Окружающий мир» с учѐтом возрастных особенностей младших
школьников.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а
также предметные достижения младшего школьника за третий год обучения в начальной школе В
тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания
обучения 3 класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика
деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы.
Представлены также способы организации дифференцированного обучения.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 3 класса начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а
также с учѐтом историко-культурного стандарта.
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире,
обществе и взаимодействии людей в нѐм, соответствует потребностям и интересам детей младшего
школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нѐм человека на основе целостного
взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение
естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в
содержании данного учебного предмета;
— развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной
практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты,
трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретѐнных знаний в речевой,
изобразительной, художественной деятельности;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей
принадлежности к Российскому государству, определѐнному этносу; проявление уважения к
истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового культурного
опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в
социуме; обогащение духовного богатства обучающихся;
— развитие способности ребѐнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни,
приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с
экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления
культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам,
мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является
раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде
обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и
природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей
составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует
формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе
развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей
ситуации. Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлѐн на основе следующих
ведущих идей:
— раскрытие роли человека в природе и обществе;
— освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,
«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и
познание».
Общее число часов, отведѐнных на изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе, составляет
68 часов (два часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и общество
Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с
другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина — Российская Федерация.
Уникальные памятники культуры России, родного края. Государственная символика Российской
Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России. Народы России. Уважение к
культуре, традициям своего народа и других народов, государственным символам России.
Семья — коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи.
Уважение к семейным ценностям.
Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к
людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая
ценность в культуре народов России. Особенности труда людей родного края, их профессии.
Страны и народы мира. Памятники природы и культуры — символы стран, в которых
они находятся.
Человек и природа
Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света. Вещество. Разнообразие
веществ в окружающем мире.
Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твѐрдые тела, жидкости, газы.
Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух — смесь газов.
Свойства воздуха.
Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния
воды, еѐ распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной
жизни человека.
Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды. Горные породы и минералы. Полезные
ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным
ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера). Почва, еѐ состав, значение
для живой природы и хозяйственной жизни человека.
Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы
съедобные и несъедобные. Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от
условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания
растений.
Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Условия,
необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений,
фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе
наблюдений. Охрана растений
Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий
окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери). Особенности
питания животных.
Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль
животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана
животных. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе
наблюдений.
Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища
и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние
человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на
основе
наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах.
Человек — часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов
(опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их
роль в жизнедеятельности организма. Гигиена отдельных органов и систем органов человека.
Измерение
температуры тела человека, частоты пульса.
Правила безопасной жизни
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы),
закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности окружающих
людей.
Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения
дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и
других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие
знаки безопасности).
Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта
(правила безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на
борту самолѐта, судна; знаки безопасности). Безопасность в Интернете (ориентирование в
признаках мошеннических действий, защита персональной информации, правила коммуникации
в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет.
Универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия:
— проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение животных) по
предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе результатов совместных с
одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы;
— устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями
жизни животного;
— определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные признаки и
отношения между объектами и явлениями;
— моделировать цепи питания в природном сообществе;
— различать понятия «век», «столетие», «историческое время»; соотносить историческое
событие с датой (историческим периодом).
Работа с информацией:
— понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и интересную
информацию о природе нашей планеты;
— находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их названия; находить на карте нашу
страну, столицу, свой регион;
— читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображѐнными объектами;
— находить по предложению учителя информацию в разных источниках — текстах, таблицах,
схемах, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа);
— соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой:
— понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный бюджет,
памятник культуры);
— понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель Земли,
царство природы, природное сообщество, цепь питания, Красная книга);
— понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки дорожного
движения, дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение).
— описывать (характеризовать) условия жизни на Земле
— на основе сравнения объектов природы описывать схожие, различные, индивидуальные
признаки;
— приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств природы;
— называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого организма;
— описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в пределах
изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия:
— планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при
небольшой помощи учителя);
— устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия.
Совместная деятельность
— участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера), подчинѐнного;
— справедливо оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на
советы и замечания в свой адрес;
— выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь
собственное суждение, мнение;
— самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учѐтом этики общения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета "Окружающий мир" в 3 классе направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют
готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального
опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине - России; понимание особой
роли многонациональной России в современном мире;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к
российскому народу, к своей национальной общности;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к
своему и другим народам;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав
и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
— проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию
их индивидуальности;
— принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и
правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма,
сопереживания, уважения и доброжелательности;
— применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться,
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
— понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры,
проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов;
— использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в
разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
— соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе
информационной);
— приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к
физическому и психическому здоровью
Трудового воспитания:
— осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных
видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
— осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения,
бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
— осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том
числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
— понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной
среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся
действительности;
— на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и
зависимости между объектами (часть - целое; причина - следствие; изменения во времени и в
пространстве);
— сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии;
— объединять части объекта (объекты) по определѐнному признаку;
— определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты;
— находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма
2) Базовые исследовательские действия:
— проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому
предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам,
проводимым под руководством учителя;
— определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных вопросов;
— формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное
развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
— моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая
природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его
последствия; коллективный труд и его результаты и др.);
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина —
следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведѐнного наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
— использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения
информации с учѐтом учебной задачи;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе
предложенного учителем способа еѐ проверки;
— находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальную информацию;
— читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу,
иллюстрацию);
— соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в
Интернет (с помощью учителя);
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
— фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчѐт, выступление, высказывание) и
графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления
участников;
— признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно
высказывать своѐ мнение; приводить доказательства своей правоты;
— соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к
собеседнику;
— использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе,
социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
— конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и
опытной работы, подкреплять их доказательствами;
— находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и
явлениях природы, событиях социальной жизни;
— готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки,
фото, плакаты и др.) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные
действия:
1) Самоорганизация:
— планировать самостоятельно или с небольшой
помощью учителя действия по решению учебной
задачи;
— выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль:
— осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
— находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия
при необходимости (с небольшой помощью учителя);
— предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их
предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
3) Самооценка:
— объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой
учителя;
— оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их.
Совместная деятельность:
— понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и
долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по
окружающему миру);
— коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу
каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их
возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
— ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
— различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг); проявлять
уважение к государственным символам России и своего региона;
— проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и
других народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
— приводить примеры памятников природы, культурных объектов и достопримечательностей
родного края; столицы России, городов РФ с богатой историей и культурой; российских
центров декоративно-прикладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и
культуре народов России;
— показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
— различать расходы и доходы семейного бюджета;
— распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям,
различать их в окружающем мире;
— проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с природными
объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных
приборов; соблюдать безопасность проведения опытов;
— группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую
классификацию;
— сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы; —
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя их
существенные признаки и характерные свойства;
— использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и
извлечения информации, ответов на вопросы;
— использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения
простейших явлений и процессов в природе, организме человека;
— фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной
деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы;
— создавать по заданному плану собственные развѐрнутые высказывания о природе, человеке и
обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией);
— соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и
виатранспорта;
— соблюдать периодичность двигательной активности и профилактики заболеваний;
— соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
— соблюдать правила нравственного поведения на природе;
— безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в
Интернет; ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в
мессенджерах.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Наименование разделов и тем
программы
п/
п
Количество часов
Дата Виды деятельности
все контрол практич изуче
ния
го ьные
еские
работы работы
Раздел 1. Человек и общество.
1.1 Общество—совокупность
людей, 1
. которые объединены общей культурой
и связаны друг с другом совместной
деятельностью во имя общей цели.
0
0
1.2 Наша Родина — Российская Федерация
. — многонациональная страна.
2
0
0
1.3 Особенности жизни, быта, культуры
. народов РФ.
2
0
0
1.4 Уникальные памятники культуры
. (социальные и природные объекты)
России, родного края.
2
0
1
1.5 Города Золотого кольца России.
.
2
0
1
1.6 Государственная символика
. Российской Федерации (гимн, герб,
флаг) и своего региона.
2
0
1
Рассказ учителя;
рассматривание иллюстраций на
тему: «Что такое общество»;
Виды
,
форм
ы
контр
оля
Устн
ый
опро
с;
;
Просмотр и обсуждение
Устн
иллюстраций;
ый;
видеофрагментов и других
опро
материалов (по выбору) на тему:
с;
«Жизнь народов нашей страны»;
;
Ролевая игра по теме «Встречаем
Устн
гостей из разных республик РФ»:
ый
рассказы гостей об их крае и народах; опро
рассказы для гостей о родном крае;
с;
Работа в группе: чтение текстов
Устный
учебника и использование
опрос;
полученной информации для
Практич
подготовки собственного рассказа о еская
памятниках культуры России;
работа;
Моделирование маршрута по
Устный
Золотому кольцу с использованием опрос;
фотографий достопримечательностей; Практич
сувениров и т.д.;
еская
работа;
видеофрагментов и других
Устный
материалов (по выбору) на тему:
опрос;
«Жизнь народов нашей страны»;
Практич
Электронн
ые
(цифровые
)
образовате
льные
ресурсы
https://info
urok.ru/
https://info
urok.ru/
https://info
urok.ru/
https://info
urok.ru/
https://info
urok.ru/
https://info
urok.ru/
1.7 Уважение к культуре, истории,
. традициям своего народа и других
народов.
2
0
1
1.8 Семья — коллектив близких, родных
. людей. Поколения в семье.
1
0
1
1.9 Взаимоотношения в семье: любовь,
. доброта, внимание, поддержка.
1
0
0
1.1 Семейный бюджет, доходы и расходы
0. семьи.
1
0
0
1.1 Страны и народы мира на карте.
1.
2
0
1
1.1 Памятники природы и культуры —
2 символы стран, в которых они
находятся.
2
1
1
Итого по разделу
Раздел 2. Человек и природа.
20
еская
работа;
Ролевая игра по теме «Встречаем
Устный
гостей из разных республик РФ»:
опрос;
рассказы гостей об их крае и народах; Практич
рассказы для гостей о родном крае;
еская
работа;
«Почему семью называют
Устный
коллективом»;
опрос;
Практич
еская
работа;
Работа в группах: коллективный
Устн
ответ на вопрос «Какие бывают
ый
семьи?»;
опро
с;
Рассказ учителя: «Что такое
Устн
семейный бюджет»; Беседа по теме ый
«Доходы и расходы семьи»;
опро
с;
Практическая работа с картой:
Устный
страны мира. Работа в группах:
опрос;
самостоятельное составление
Практич
описания любой страны или народа еская
мира (с использованием
работа;
дополнительной литературы и
Интернета);
«Путешествие по странам мира»
Устный
(достопримечательности отдельных опрос;
стран мира;
Контрол
по выбору детей): рассматривание
ьная
видеоматериалов; слайдов;
работа;
иллюстраций;
Практич
еская
работа;
https://info
urok.ru/
https://info
urok.ru/
https://info
urok.ru/
https://info
urok.ru/
https://info
urok.ru/
https://info
urok.ru/
2.1 Вещество. Разнообразие веществ в
. окружающем мире. Твѐрдые тела,
жидкости, газы, их свойства.
2
0
2
2.2 Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. 2
. Значение для жизни.
0
1
2.3 Вода. Свойства воды. Состояния
. воды, еѐ распространение в природе,
значение для жизни. Круговорот
воды в природе.
3
1
2
2.4 Охрана воздуха, воды.
.
2
0
0
2.5 Горные породы и минералы. Полезные
. ископаемые, их значение в хозяйстве
человека. Полезные ископаемые
родного края.
3
0
3
2.6 Почва, еѐ состав, значение для живой
3
. природы и хозяйственной деятельности
человека.
0
2
Практические работы (наблюдение и
опыты) с веществами: текучесть;
растворимость;
окрашиваемость и
др.;
Демонстрация учебных
экспериментов: состояния воды;
свойства воздуха;
Устный
опрос;
Практич
еская
работа;
Устный
опрос;
Практич
еская
работа;
Демонстрация учебных
Устный
экспериментов: состояния воды;
опрос;
свойства воздуха;
Контрол
ьная
работа;
Практич
еская
работа;
Демонстрация учебных
Устный
экспериментов: состояния воды;
опрос;
свойства воздуха;
Практич
еская
работа;
Практические работы: горные породы Устный
и минералы — название;
опрос;
сравнение; описание;
Практич
еская
работа;
Экскурсия: почвы
Устный
(виды; состав;
опрос;
значение для жизни природы и
Практич
хозяйственной деятельности людей); еская
работа;
Тестиро
вание;
https://info
urok.ru/
https://info
urok.ru/
https://info
urok.ru/
https://info
urok.ru/
https://info
urok.ru/
https://info
urok.ru/
2.7 Царства природы. Бактерии, общее
. представление. Грибы: строение
шляпочного гриба; съедобные и
несъедобные грибы.
2
0
1
2.8 Разнообразие растений. Зависимость
. жизненного цикла организмов от
условий окружающей среды.
2
0
1
2.9 Размножение и развитие растений.
. Особенности питания и дыхания
растений.
1
0
1
2.1 Роль растений в природе и жизни
0. людей, бережное отношение
человека к растениям.
1
0
1
2.1 Условия, необходимые для жизни
1. растения (свет, тепло, воздух, вода).
Наблюдение роста растений, фиксация
изменений.
1
0
1
2.1 Растения родного края, названия и
2 краткая характеристика. Охрана
растений.
1
0
1
2.1 Разнообразие животных. Зависимость
3 жизненного цикла организмов от
условий окружаю щей среды.
2
0
0
2.1 Размножение и развитие животных
4. (рыбы, птицы, звери,
пресмыкающиеся, земноводные).
1
0
0
Рассказ учителя (чтение текста
учебника) о бактериях;
Рассматривание и описание
особенностей внешнего вида
бактерий;
Рассказ учителя: «Чем грибы
отличаются от растений»; Работа в
группе: классификация растений из
списка; который предложили
одноклассники;
Практическая работа в паре по теме
«Размножения растений (побегом;
листом; семе нами)»;
Устный
опрос;
Практич
еская
работа;
Устный
опрос;
Практич
еская
работа;
Устный
опрос;
Практич
еская
работа;
Охраняемые растения родного края
Устный
(наблюдение; рассматривание
опрос;
иллюстраций);
Практич
еская
работа;
Коллективное создание схемы по
Устный
теме «Условия жизни растений»;
опрос;
Практич
еская
работа;
Охраняемые растения родного края
Устный
(наблюдение; рассматривание
опрос;
иллюстраций);
Практич
еская
работа;
Дидактическая игра по теме «Каких Устный
животных мы знаем»; Коллективное опрос;
составление схемы по теме
Тестиро
«Разнообразие животных»;
вание;
Работа в парах: характеристика
Устн
животных по способу; размножения ый
(на основе справочной литературы); опро
https://info
urok.ru/
https://info
urok.ru/
https://info
urok.ru/
https://info
urok.ru/
https://info
urok.ru/
https://info
urok.ru/
https://info
urok.ru/
https://info
urok.ru/
2.1 Особенности питания животных. Цепи
5. питания. Условия, необходимые для
жизни животных (воздух, вода, тепло,
пища).
2.1 Роль животных в природе и жизни
6. людей, бережное отношение человека
к животным. Охрана животных.
1
0
0
подготовка презентации;
Учебный диалог по теме «Как
животные питаются»; Составление и
анализ цепей питания;
1
0
0
Рассказ учителя по теме «Как
человек одомашнил животных»;
2.1 Животные родного края, их названия.
7.
1
0
0
2.1 Природные сообщества: лес, луг, пруд.
8. Взаимосвязи в природном сообществе.
1
0
0
Просмотр и обсуждение
иллюстраций;
видеофрагментов и других
материалов (по выбору) на тему
«Охрана животных»;
Работа со словарѐм: определение
значения слова
«сообщество»;
2.1 Создание человеком природных
9. сообществ для хозяйственной
деятельности, получения продуктов
питания (поле, сад, огород).
1
0
0
2.2 Природные сообщества родного края.
0.
0.5 0
0
2.2 Правила поведения в лесу, на водоѐме,
1. на лугу.
0.5 0
0
2.2 Человек — часть природы. Общее
2. представление о строении тела
человека.
0.5 0
0
Рассказ учителя по теме «Что
такое природное сообщество»;
Сравнение понятий: естественные
сообщества;
искусственные сообщества;
Рассказ учителя по теме «Что такое
природное сообщество»;
Обсуждение ситуаций;
раскрывающих правила
положительного и отрицательного
отношения к природе;
Обсуждение текстов учебника;
объяснения учителя: «Строение тела
человека»;
с;
Устн
ый
опро
с;
Устн
ый
опро
с;
Устн
ый
опро
с;
https://info
urok.ru/
https://info
urok.ru/
https://info
urok.ru/
Устн
ый
опро
с;
Устный
опрос;
Тестиро
вание;
https://info
urok.ru/
Устн
ый
опро
с;
Устн
ый
опро
с;
Устн
ый
опро
с;
https://info
urok.ru/
https://info
urok.ru/
https://info
urok.ru/
https://info
urok.ru/
2.2 Системы органов (опорно3. двигательная, пищеварительная,
дыхательная, кровеносная, нервная,
органы чувств), их роль в
жизнедеятельности организма.
2.2 Гигиена отдельных органов и систем
4. органов человека.
0.5 0
0
Рассматривание схемы строения
тела человека: называние; описание
функций разных систем органов;
Устн
ый
опро
с;
https://info
urok.ru/
1
0
0
Практическая работа по теме
«Измерение температуры тела и
частоты пульса»;
https://info
urok.ru/
2.2 Измерение температуры тела человека,
5. частоты пульса.
1
0
0
Обсуждение текстов учебника;
объяснения учителя: «Строение тела
человека»;
Устн
ый
опро
с;
Устный
опрос;
Тестиро
вание;
Итого по разделу
Раздел 3. Правила безопасной жизни.
3.1 Здоровый образ жизни; забота о
. здоровье и безопасности окружающих
людей.
35
1
0
0
Анализ ситуаций по теме «Что
может произойти; если…»;
https://info
urok.ru/
3.2 Безопасность во дворе жилого дома
2
. (внимание к зонам электрических,
газовых, тепловых подстанций и других
опасных объектов; предупреждающие
знаки безопасности).
0
1
3.3 Транспортная безопасность пассажира
. разных видов транспорта, правила
поведения на вокзалах, в аэропортах,
на борту самолѐта, судна.
3.4 Безопасность в Интернете
. (ориентировка в признаках
мошенничества в сети; защита
персональной информации) в
условиях контролируемого доступа в
Интернет.
Итого по разделу
2
0
0
1
0
Устн
ый
опро
с;
Устный
опрос;
Контро
льная
работа;
https://info
urok.ru/
2
Практическая работа по теме
«Рассматривание знаков (опасно;
пожароопасно; взрывоопасно;
внимание — автопогрузчик;
электрический ток; малозаметное
препятствие; падение с высоты);
коллективное объяснение их
значения»;
Рассказ учителя по теме «Правила
поведения в транспорте; на вокзалах;
в аэропортах; на борту самолета;
судна»;
Учебный диалог по теме «Как
обеспечить безопасность при работе
в Интернете»;
Устн
ый
опро
с;
Устн
ый
опро
с;
7
https://info
urok.ru/
https://info
urok.ru/
https://info
urok.ru/
Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
6
68
3
24
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/
п
Количество часов
Дата
изучения
всего контро
льные
работы
1
0
практиче
ские
работы
01.09.2022
1
1.
Человек и природа. Методы
изучения природы.
2.
Человек и природа. Тело,
вещество, частица.
Человек и природа.
Разнообразие веществ.
1
0
0
06.09.2022
1
0
1
08.09.2022
4.
Человек и природа.
Физические и химические
явления природы.
1
0
1
13.09.2022
5.
Человек и природа. Вода и еѐ
состояния.
1
0
1
15.09.2022
6.
Человек и природа. Свойства
воды.
1
0
1
20.09.2022
7.
Человек и природа.
Круговорот воды в природе.
1
0
1
22.09.2022
8.
Человек и природа. Береги
воду. Разнообразие веществ
в окружающем мире.
1
0
1
27.09.2022
9.
Человек и природа. Воздух и
его свойства.
1
0
1
29.09.2022
10. Человек и природа. Охрана
воздуха.
1
0
1
04.10.2022
11. Человек и природа. Что
такое почва и из чего она
состоит.
12. Человек и природа. Какие
бывают почвы.
1
0
0
06.10.2022
1
0
1
11.10.2022
3.
Факт
Виды,
формы
контроля
Устный опрос;
Практическая
работа;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Практическая
работа;
Устный
опрос;
Практическая
работа;
Устный
опрос;
Практическая
работа;
Устный
опрос;
Практическая
работа;
Устный
опрос;
Практическая
работа;
Устный
опрос;
Практическая
работа;
Устный
опрос;
Практическая
работа;
Устный
опрос;
Практическая
работа;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Практическая
работа;
0
1
13.10.2022
Устный
опрос;
Практическая
работа;
Устный
опрос;
Практическая
работа;
Устный
опрос;
Практическая
работа;
13. Человек и природа. Охрана
почв.
1
14. Человек и природа. Царство
растений. Разнообразие мира
растений.
1
0
1
18.10.2022
15. Человек и природа. Царство
растений. Органы растений
1
0
1
20.10.2022
16. Человек и природа. Царство
растений. Дыхание и
питание растений.
Контрольная работа.
1
1
0
25.10.2022
17. Человек и природа. Царство
растений. Размножение и
развитие растений.
1
0
1
27.10.2022
18. Человек и природа. Царство
растений. Охрана растений.
1
0
0
08.11.2022
19. Человек и природа. Царство
животных. Разнообразие
животных.
1
0
1
10.11.2022
20. Человек и природа. Царство
животных. Органы
животных.
Человек и природа. Царство
21. животных. Разные способы
передвижения животных.
1
0
0
15.11.2022
1
0
1
17.11.2022
22. Человек и природа. Царство
животных. Дыхание и
питание животных.
23. Человек и природа. Царство
животных. Размножение
животных.
24. Человек и природа. Царство
животных. Охрана
животных.
Человек и природа. Царство
25. грибов. Бактерии, общее
представление.
1
0
0
22.11.2022
1
0
0
24.11.2022
Устный
опрос;
1
0
0
29.11.2022
Устный опрос;
Тестирование;
1
0
0
01.12.2022
Устный
опрос;
Человек и природа. Царство
26. бактерий. Бактерии, общее
представление.
1
0
0
06.12.2022
Устный
опрос;
27. Человек и природа.
Круговорот жизни.
Бактерии, общее
представление.
1
0
0
08.12.2022
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Тестирование;
Контрольная
работа
Устный
опрос;
Практическая
работа;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Практическая
работа;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Практическая
работа;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
28. Человек и природа.
Природные сообщества. Лес.
29. Человек и природа.
Природные сообщества. Луг.
30. Человек и природа.
Природные сообщества.
Водоѐм.
31. Человек и природа. Человек
- часть природы.
Контрольная работа.
1
0
0
13.12.2022
1
0
0
15.12.2022
1
0
0
20.12.2022
1
1
0
22.12.2022
32. Человек и природа.
Кровеносная система
человека Человек — часть
природы.
33. Правила безопасной жизни.
Как укрепить сердце.
Здоровый образ жизни;
забота о здоровье и
безопасности окружающих
людей.
34. Человек
и
природа
Дыхательная
система
человека. Человек — часть
природы.
35. Правила безопасной жизни.
Как беречь органы дыхания.
36. Человек и природа.
Пищеварительная система
человека. Человек — часть
природы.
1
0
0
27.12.2022
1
0
0
29.12.2022
Устный опрос;
1
0
1
10.01.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
1
0
0
12.01.2023
1
0
0
17.01.2023
Устный
опрос;
Устный
опрос;
37. Человек и природа Органы
чувств. Человек — часть
природы.
Человек и природа. Нервная
38. система человека. Человек
— часть природы.
39. Человек и общество.
Управляй своими эмоциями.
40. Человек и природа. Кожа
человека. Человек — часть
природы.
41. Человек и природа. Скелет и
мышцы человека. Осанка.
Человек — часть природы.
42. Правила безопасной жизни.
Здорово быть здоровым!
43. Виды транспорта. Наземный,
воздушный и водный
транспорт.
1
0
0
19.01.2023
Устный
опрос;
1
0
0
24.01.2023
Устный
опрос;
1
0
0
26.01.2023
1
0
0
31.01.2023
Устный
опрос;
Устный
опрос;
1
0
0
02.02.2023
Устный
опрос;
1
0
0
07.02.2023
Устный
опрос;
1
0
0
09.02.2023
Устный
опрос;
Устный опрос;
Тестирование;
Контрольная
работа;
Устный
опрос;
44. Правила безопасной жизни.
Правила безопасного
поведения в самолете и на
корабле.
45. Правила безопасной жизни.
Правила безопасного
поведения в автомобиле и
поезде.
46. Правила безопасной жизни.
Правила твоей
безопасностиь в сети
Интренет.
1
0
0
14.02.2023
Устный
опрос;
1
0
0
16.02.2023
Устный опрос;
Тестирование;
1
0
1
21.02.2023
Устный
опрос;
Практическая
работа;
47. Правила безопасной жизни.
Правила твоей безопасности
в жизни.
48. Человек
и
общество.
Общество.
49. Человек и общество. Роль
экономики в твоей жизни.
50. Человек и природа. Горные
породы и минералы
51. Человек и природа.
Полезные ископаемые
родного края, их охрана.
52. Человек и общество.
Растениеводство.
53. Человек и общество.
Животноводство.
1
0
0
23.03.2023
Устный
опрос;
1
0
0
28.03.2023
1
0
0
02.03.2023
1
0
0
07.03.2023
1
0
0
09.03.2023
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
1
0
0
14.03.2023
1
0
1
16.03.2023
54. Человек и общество. Какая
бывает промышленность.
Контрольная работа.
1
1
0
21.03.2023
55. Правила безопасной жизни.
Бюджет семьи. Правила
безопасности при покупках.
56. Правила безопасной жизни.
Человек и общество.
Бюджет государства.
1
0
0
23.03.2023
1
0
1
04.04.2023
57. Человек и общество. Наша
1
Родина сегодня.
58. Человек
и
общество. 1
Памятники природы России.
0
0
06.04.2023
0
1
11.04.2023
59. Человек и общество.
Памятники истории
культуры России.
0
1
13.04.2023
1
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Практич
еская
работа;
Устный
опрос;
Контро
льная
работа;
Контрол
ьная
работа;
Устный
опрос;
Практич
еская
работа;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Практич
еская
работа;
Устный
опрос;
Практич
еская
работа;
Устный
опрос;
60. Человек и общество. Мой
регион - часть большой
страны.
61. Человек и общество. Наша
Родина. Путешествие по
городам Золотого кольца
России.
1
0
0
18.04.2023
1
0
1
20.04.2023
62. Человек и общество. Наша
Родина. Продолжаем
путешествие по городам
Золотого кольца России.
1
0
1
25.04.2023
63. Человек и общество. Россия
и ее ближайшие соседи (на
севере Европы). Страны и
народы мира на карте.
Промежуточная
аттестация. Контрольная
работа за год.
64. Человек и общество. Россия
и ее ближайшие соседи (на
северо-западе). Страны и
народы мира на карте.
65. Человек и общество. Россия
и ее ближайшие соседи (в
центре Европы). Страны и
народы мира на карте.
66. Человек и общество. Россия
и ее ближайшие соседи (на
юге Европы). Страны и
народы мира на карте.
Памятники природы и
культуры — символы стран,
в которых они находятся.
67. Человек и общество. В гостях
у народов мира.
Путешествие по материкам.
Страны и народы мира на
карте.
68. Человек и общество. В
гостях у народов мира.
Продолжаем путешествие по
материкам. Страны и народы
мира на карте. Памятники
природы и культуры —
символы стран, в которых
они находятся.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
1
1
0
27.04.2023
1
0
0
02.05.2023
Устный
опрос;
1
0
0
04.05.2023
Устный
опрос;
1
0
0
11.05.2023
Устный
опрос;
1
0
0
16.05.2023
Устный
опрос;
1
0
0
18.05.2023
Устный
опрос;
68
4
24
Устный
опрос;
Практич
еская
работа;
Устный
опрос;
Практич
еская
работа;
Устный
опрос;
Контро
льная
работа
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Окружающий мир (в 2 частях); 3 класс /Плешаков А.А.; Новицкая М.Ю.;
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; ;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методические рекомендации
Поурочное планирование
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
РЭШ https://resh.edu.ru/
Инфоурокhttps://infourok.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире. Начальная школа 1-4 классы
Компакт-диск «Окружающий мир 3 класс»
Компакт-диск «Детская энциклопедия подводного мира»
Компакт-диск «Анатомия для детей»
Компакт-диск «Веселый зоопарк»
Компакт-диск «Детская энциклопедия о животных»
Компакт-диск «Занимательная наука. Вещества и их свойства»
Компакт-диск «Моѐ тело. Как оно устроено?»
Компакт-диск «Правила дорожного движения для детей»
Компакт-диск «Природа и человек. Естествознание для начальной школы»
Компакт-диск «Природа России»
Таблицы демонстрационные «Окружающий Мир»
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ
Набор муляжей овощей
Набор муляжей грибов
Набор муляжей фруктов
Учебная карта «Карта полушарий»
Учебная карта «Природные зоны России»
Учебная карта «Российская Федерация» (физическая)