Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир», 2 класс

Рабочая программа
по окружающему миру
2 класс ФГОС 3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и
естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику
психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного
плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому
планированию.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения во 2 классе
начальной школы. Содержание обучения во 2 классе завершатся перечнем универсальных учебных
действий (УДД) - познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно
формировать средствами учебного предмета «Окружающий мир» с учётом возрастных
особенностей младших школьников. В первом классе предлагается пропедевтический уровень
формирования УУД, поскольку становление универсальности действий на этом этапе обучения
только начинается. С учётом того, что выполнение правил совместной деятельности строится на
интеграции регулятивных (определенные волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление
терпения и доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникативных (способность
вербальными средствами устанавливать взаимоотношения) универсальных учебных действий, их
перечень дан в специальном разделе — «Совместная деятельность».
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а
также предметные достижения младшего школьника за второй год обучения в начальной школе. В
тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания
обучения 2 класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика
деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы.
Представлены также способы организации дифференцированного обучения.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 2 класса начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а
также с учётом историко-культурного стандарта.
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире,
обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего
школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:
— Формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе
целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение
естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в
содержании данного учебного предмета.
— Развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и
жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения,
опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в
речевой, изобразительной, художественной деятельности.
— Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей
принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к
истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового

культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения
взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся.
— Развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм
жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии
с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления
культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам,
мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является
раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде
обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и
природа»,«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей
составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует
формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе
развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания курса«Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
— раскрытие роли человека в природе и обществе;
— освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и
природа»,«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость»,
«Человек и познание».
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе, составляет 68
часов (два часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и общество
Наша Родина — Россия, Российская Федерация Россия и её столица на карте. Государственные
символы России. Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России: Кремль, Красная
площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с
Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на
карте. Города России. Россия — многонациональное государство. Народы России, их традиции,
обычаи, праздники. Родной край, его природные и культурные достопримечательности. Значимые
события истории родного края. Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона.
Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и
общества.
Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление схемы родословного древа,
истории семьи.
Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта, справедливость, честность,
уважение к чужому мнению и особенностям других людей — главные правила взаимоотношений
членов общества.
Человек и природа
Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения. Звёзды и созвездия, наблюдения
звёздного неба. Планеты. Чем Земля отличается от других планет; условия жизни на Земле.
Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон
горизонта при помощи компаса. Ориентирование на местности по местным природным признакам,
Солнцу. Компас, устройство; ориентирование с помощью компаса.
Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Связи
в природе. Годовой ход изменений в жизни растений. Многообразие животных. Насекомые, рыбы,
птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика внешних признаков. Связи в
природе. Годовой ход изменений в жизни животных.
Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.
Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного поведения на природе.
Правила безопасной жизни
Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и
рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания). Физическая культура,
закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Правила безопасности в
школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи и на
пришкольной территории), в быту, на прогулках. Правила безопасного поведения пассажира
наземного транспорта и метро (ожидание на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне,
высадка, знаки безопасности на общественном транспорте). Номера телефонов экстренной помощи.
Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в Интернете (коммуникация в
мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет.
Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)
Познавательные универсальные учебные действия:
— ориентироваться в методах познания природы (наблюдение, опыт, сравнение, измерение);
— на основе наблюдения определять состояние вещества (жидкое, твёрдое, газообразное);
— различать символы РФ;
— различать деревья, кустарники, травы; приводить примеры (в пределах изученного);

— группировать растения: дикорастущие и культурные; лекарственные и ядовитые (в пределах
изученного);
— различать прошлое, настоящее, будущее.
Работа с информацией:
— различать информацию, представленную в тексте, графически, аудиовизуально;
— читать информацию, представленную в схеме, таблице;
— используя текстовую информацию, заполнять таблицы; дополнять схемы;
— соотносить пример (рисунок, предложенную ситуацию) со временем протекания.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
1. ориентироваться в терминах (понятиях), соотносить их с краткой характеристикой:
— понятия и термины, связанные с социальным миром (индивидуальность человека, органы
чувств, жизнедеятельность; поколение, старшее поколение, культура поведения; Родина,
столица, родной край, регион);
— понятия и термины, связанные с миром природы (среда обитания, тело, явление, вещество;
заповедник);
— понятия и термины, связанные с организацией своей жизни и охраны здоровья (режим,
правильное питание, закаливание, безопасность, опасная ситуация);
2. описывать условия жизни на Земле, отличие нашей планеты от других планет Солнечной
системы;
3. создавать небольшие описания на предложенную тему (например, «Моя семья», «Какие бывают
профессии?», «Что «умеют» органы чувств?», «Лес — природное сообщество» и др.);
4. создавать высказывания-рассуждения (например, признаки животного и растения как живого
существа; связь изменений в живой природе с явлениями неживой природы);
5. приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере
своей местности);
6. описывать современные события от имени их участника.
Регулятивные универсальные учебные действия:
— следовать образцу, предложенному плану и инструкции при решении учебной задачи;
— контролировать с небольшой помощью учителя последовательность действий по решению
учебной задачи;
— оценивать результаты своей работы, анализировать оценку учителя и одноклассников,
спокойно, без обид принимать советы и замечания.
Совместная деятельность:
— строить свою учебную и игровую деятельность, житейские ситуации в соответствии с
правилами поведения, принятыми в обществе;
— оценивать жизненные ситуации с точки зрения правил поведения, культуры общения,
проявления терпения и уважения к собеседнику;
— проводить в парах (группах) простые опыты по определению свойств разных веществ (вода,
молоко, сахар, соль, железо), совместно намечать план работы, оценивать свой вклад в общее
дело;

— определять причины возможных конфликтов, выбирать (из предложенных) способы их
разрешения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета "Окружающий мир" в 2 классе направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность
обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны
отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли
многонациональной России в современном мире;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к
российскому народу, к своей национальной общности;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему
и другим народам;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
— проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию
их индивидуальности;
— принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил
межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания,
уважения и доброжелательности;
— применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться,
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
— понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры,
проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов;
— использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных
видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе
информационной);
— приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к
физическому и психическому здоровью.

Трудового воспитания:
— осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах
трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
— осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения,
бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
— осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том
числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательныеуниверсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
— понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды
обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
— на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и
зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в
пространстве);
— сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии;
— объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты;
— находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях
на основе предложенного алгоритма;
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
— проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому
предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам,
проводимым под руководством учителя;
— определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных вопросов;
— формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное
развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
— моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая
природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его

последствия; коллективный труд и его результаты и др. );
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина —
следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
— использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения
информации с учётом учебной задачи;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе
предложенного учителем способа её проверки;
— находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальную информацию;
— читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу,
иллюстрацию);
— соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в
Интернет (с помощью учителя);
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
— фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание)
и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления
участников;
— признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно
высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
— соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к
собеседнику;
— использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе,
социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
— конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и
опытной работы, подкреплять их доказательствами;
— находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и
явлениях природы, событиях социальной жизни;
— готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки,
фото, плакаты и др. ) к тексту выступления.

Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
— планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению
учебной задачи;
— выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль:
— осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
— находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия
при необходимости (с небольшой помощью учителя);
— предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их
предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
3) Самооценка:
— объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой
учителя;
— оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их.
Совместная деятельность:
— понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных
целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
— коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу
каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их
возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
— ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
— находить Россию на карте мира, на карте России - Москву, свой регион и его главный город;
— узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего
региона;
— проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других
народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в
социуме и на природе;
— распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и
фотографиям, различать их в окружающем мире;
— приводить примеры изученных традиций, обычаев и праздников народов родного края;

важных событий прошлого и настоящего родного края; трудовой деятельности и профессий
жителей родного края;
— проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные наблюдения и опыты с
природными объектами, измерения;
— приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, при меры, иллюстрирующие
значение природы в жизни человека;
— описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные культурные объекты
(достопримечательности родного края, музейные экспонаты);
— описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные природные объекты
и явления, в том числе звёзды, созвездия, планеты;
— группировать изученные объекты живой и неживой природы по предложенным признакам;
— сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;
— ориентироваться на местности по местным природным при знакам, Солнцу, компасу; —
создавать по заданному плану развёрнутые высказывания о природе и обществе; —
использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
— соблюдать правила нравственного поведения в социуме и в природе, оценивать примеры
положительного и негативного отношения к объектам природы, проявления внимания, помощи
людям, нуждающимся в ней;
— соблюдать правила безопасного поведения в школе, правила безопасного поведения
пассажира наземного транспорта и метро;
— соблюдать режим дня и питания;
— безопасно использовать мессенджеры Интернета в условиях контролируемого доступа в
Интернет;
— безопасно осуществлять коммуникацию в школьных сообществах с помощью учителя в
случае необходимости.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Человек и общество.
1.1.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на
карте.

1

0

0

06.09.2022

Игра-путешествие по теме «Работаем
экскурсоводами, проводим экскурсии по
Москве, Санкт-Петербургу»;

Устный
опрос;

Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
http://schoolcollection.edu.ru/

1.2.

Государственные символы России, символика своего региона.

1

0

0

08.09.2022

Работа с картой: Россия, Москва, СанктПетербург, наш регион на карте РФ;

Устный
опрос;

http://schoolcollection.edu.ru/

1.3.

Москва — столи ца. Достопримечательности Москвы. Страницы истории
Москвы.

2

0

0.25

13.09.2022 Игра-путешествие по теме «Работаем
15.09.2022 экскурсоводами, проводим экскурсии по
Москве, Санкт-Петербургу»;
Рассказ учителя по теме «История
возникновения Москвы»;

1.4.

Города России. Свой регион и его столица на карте РФ.

1

0

0

20.09.2022

Работа с картой: Россия, Москва, СанктПетербург, наш регион на карте РФ;

Устный
опрос;

http://schoolcollection.edu.ru/

1.5.

Россия — многонациональное государство. Народы России, их традиции,
обычаи, праздники.

1

0

0.25

22.09.2022

Рассказ учителя, рассматривание иллюстраций,
чтение текстов о федеративном устройстве
России, о многонациональном составе
населения страны;

Устный
опрос;
Практическая
работа;

http://schoolcollection.edu.ru/

1.6.

Родной край, его природные и культурные достопримечательности.

1

0

0

27.09.2022

Работа с картой: Россия, Москва, СанктПетербург, наш регион на карте РФ;

Устный
опрос;

http://schoolcollection.edu.ru/

1.7.

Значимые события истории родного края. Свой регион и его главный
город на карте.

1

0

0.25

29.09.2022

Составление сообщения об истории родного
края (при помощи взрослых, с использованием
дополнительных источников информации);

Устный
опрос;
Практическая
работа;

http://schoolcollection.edu.ru/

1.8.

Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение
труда в жизни человека и общества.

1

0

0

04.10.2022

Дидактическая игра по теме «Профессии города
и села»;

Устный
опрос;

http://schoolcollection.edu.ru/

1.9.

Семья — коллектив. Семейное древо. Семейные ценности. и традиции.

2

0

0.25

06.10.2022 Обсуждение обязанностей в семье, семейных
11.10.2022 традиций, совместный труд и отдых;
Практическая работа по теме «Составление
схемы родословного древа семьи»;

Устный
http://schoolcollection.edu.ru/
опрос;
Практическая
работа;
Тестирование;

http://schoolУстный
collection.edu.ru/
опрос;
Практическая
работа;
Тестирование;

1.10. Совместный труд и отдых. Участие детей в делах семьи.

1

0

0

13.10.2022

1.11. Правила культурного поведения в общественных местах.

2

1

0

2

0

1.12

Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и
особенностям других людей — главные правила взаимоотношений
членов общества.

Итого по разделу

Обсуждение обязанностей в семье, семейных
традиций, совместный труд и отдых;

Устный
опрос;

http://schoolcollection.edu.ru/

18.10.2022 Анализ ситуаций, раскрывающих примеры
20.10.2022 гуманного отношения к людям;

Устный
опрос;
Контрольная
работа;

http://schoolcollection.edu.ru/

0

25.10.2022 Учебный диалог по теме «Оцени себя —
27.10.2022 умеешь ли ты сдерживать эмоции?»;
Анализ ситуаций, раскрывающих примеры
гуманного отношения к людям;

Устный
опрос;

http://schoolcollection.edu.ru/

16

Раздел 2. Человек и природа.
2.1.

Наблюдения, опыты, измерения. Звёзды и созвездия, наблюдения
звёздного неба. Планеты.

3

0

0.25

08.11.2022 Просмотр и обсуждение иллюстраций,
15.11.2022 видеофрагментов и других материалов (по
выбору) на тему «Звёздное небо Созвездия»;

Устный
опрос;
Практическая
работа;

http://schoolcollection.edu.ru/

2.2.

Чем Земля отличается от других планет. Условия жизни на Земле.

3

0

0.25

17.11.2022 Учебный диалог по теме «Чем Земля отличается
24.11.2022 от других планет»;

Устный
опрос;
Практическая
работа;

http://schoolcollection.edu.ru/

2.3.

Изображения Земли: глобус, карта, план.

2

0

0.25

29.11.2022 Практическая работа с глобусом;
01.12.2022

Устный
опрос;
Практическая
работа;

http://schoolcollection.edu.ru/

2.4.

Карта мира. Материки, океаны.

2

0

0.25

06.12.2022 Рассказ учителя, работа с текстом учебника:
08.12.2022 описание и особенности океанов и материков на
Земле;
Практическая работа с картой: «Как показывать
объекты на настенной карте»;

Устный
опрос;
Практическая
работа;

http://schoolcollection.edu.ru/

2.5.

Определение сторон горизонта при помощи компаса. Компас, его
устройство, ориентирование на местности.

3

0

0.25

13.12.2022 Практическая работа с картой: «Как показывать
20.12.2022 объекты на настенной карте»;

Устный
http://schoolcollection.edu.ru/
опрос;
Практическая
работа;
Тестирование;

2.6.

Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы.

4

1

0.25

22.12.2022 Экскурсия в парк: сравнение деревьев,
10.01.2023 кустарников, трав;
Коммуникативная деятельность: описание
растений по иллюстрациям и живым объектам;
Практическая работа по теме «Рассматривание
растений, обсуждение условий благополучного
роста и развития растения»;
Работа в группах с иллюстративным
материалом: составление коллективного
рассказа по теме «Каким бывает растение в
разные сезоны»;

Устный
опрос;
Контрольная
работа;
Практическая
работа;

http://schoolcollection.edu.ru/

2.7.

Дикорастущие и культурные растения.

2

0

0.25

12.01.2023 Классификация растений (по иллюстрациям):
17.01.2023 дикорастущие — культурные;

2.8.

Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растения.

1

0

0.25

19.01.2023

2.9.

Мир животных (фауна).

4

0

0.25

24.01.2023 Дидактическая игра по теме «Угадай животное
02.02.2023 по описанию»;
Логическая задача по теме «Найди ошибку —
какое животное попало в эту группу случайно»;

Устный
http://schoolcollection.edu.ru/
опрос;
Практическая
работа;
Тестирование;

2.10. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая
характеристика (особенности внешнего вида, движений, питания,
размножения).

4

0

0.25

07.02.2023 Логическая задача по теме «Найди ошибку —
16.02.2023 какое животное попало в эту группу случайно»;

http://schoolУстный
collection.edu.ru/
опрос;
Практическая
работа;
Тестирование;

2.11. Сезонная жизнь животных.

2

0

0.25

21.02.2023 Ролевая игра по теме «Собрание в лесу — кто
28.02.2023 как готовится к зиме»;

Устный
опрос;
Практическая
работа;

http://schoolcollection.edu.ru/

Работа в группах с иллюстративным
материалом: составление коллективного
рассказа по теме «Каким бывает растение в
разные сезоны»;

Устный
опрос;
Практическая
работа;

http://schoolcollection.edu.ru/

Устный
опрос;
Практическая
работа;

http://schoolcollection.edu.ru/

2.12

Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и
животных Красной книги.

2

0

0.25

02.03.2023 Учебный диалог по теме «Что такое Красная
07.03.2023 книга?»;
Рассказ учителя: «Растения и животные нашего
края, занесённые в Красную книгу»;

Устный
опрос;
Практическая
работа;

http://schoolcollection.edu.ru/

2.13

Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного
поведения на природе.

2

0

0.25

09.03.2023 Коллективное составление памятки по
14.03.2023 теме«Правила поведения в заповедных
местах»;

Устный
опрос;
Практическая
работа;

http://schoolcollection.edu.ru/

Итого по разделу

34

Раздел 3. Правила безопасной жизни.
3.1.

Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий,
двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов
пищи и рацион питания).

2

0

0.25

16.03.2023 Учебный диалог по теме «Зачем нужен режим
21.03.2023 дня? Почему нужно правильно питаться?»;

Устный
опрос;
Практическая
работа;

http://schoolcollection.edu.ru/

3.2.

Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие
сохранения и укрепления здоровья.

2

0

0.25

23.03.2023 Учебный диалог по теме «Зачем нужен режим
04.04.2023 дня? Почему нужно правильно питаться?»;

Устный
опрос;
Практическая
работа;

http://schoolcollection.edu.ru/

3.3.

Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения
на занятиях, переменах, при приёмах пищи, а также на пришкольной
территории).

2

0

0.25

06.04.2023 Беседа по теме «Что может случиться на
11.04.2023 прогулке, на игровой площадке, дома и в школе,
если не соблюдать правила безопасности»;

Устный
опрос;
Практическая
работа;

http://schoolcollection.edu.ru/

3.4.

Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро.
Номера телефонов экстренной помощи.

3

1

0.25

13.04.2023 Анализ дорожных ситуаций.;
20.04.2023

Устный
опрос;
Контрольная
работа;

http://schoolcollection.edu.ru/

3.5.

Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в
Интернете (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в
условиях контролируемого доступа в Интернет.

3

1

0.25

25.04.2023 Практическая работа по теме «Правила
02.05.2023 пользования компьютером»;

Устный
опрос;
Контрольная
работа;
Практическая
работа;

http://schoolcollection.edu.ru/

4

5.5

Итого по разделу

12

Резервное время

6

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

1.

Наша Родина - Россия
Человек и общество. Наша
Родина — Россия,
Российская Федерация.
Россия и её столица на
карте. Государственные
символы России, символика
своего региона. Москва —
столица.
Достопримечательности
Москвы. Страницы истории
Москвы. Города России.
Свой регион и его столица
на карте РФ. Россия —
многонациональное
государство. Народы
России, их традиции,
обычаи, праздники. Родной
край, его природные и
культурные
достопримечательности.
Значимые события истории
родного края. Свой регион и
его главный город на карте.
Хозяйственные занятия,
профессии жителей родного
края. Значение труда в
жизни человека и общества

Количество часов

Дата
Виды,
изучения формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы
1

0

0

01.09.2022 Устный
опрос;

2.

Символы России Человек и
общество. Наша Родина —
Россия, Российская
Федерация. Россия и её
столица на карте.
Государственные символы
России, символика своего
региона. Москва — столица.
Достопримечательности
Москвы. Страницы истории
Москвы. Города России.
Свой регион и его столица
на карте РФ. Россия —
многонациональное
государство. Народы
России, их традиции,
обычаи, праздники. Родной
край, его природные и
культурные
достопримечательности.
Значимые события истории
родного края. Свой регион и
его главный город на карте.
Хозяйственные занятия,
профессии жителей родного
края. Значение труда в
жизни человека и общества

1

0

0

05.09.2022 Устный
опрос;

3.

Народы России Человек и
общество. Наша Родина —
Россия, Российская
Федерация. Россия и её
столица на карте.
Государственные символы
России, символика своего
региона. Москва — столица.
Достопримечательности
Москвы. Страницы истории
Москвы. Города России.
Свой регион и его столица
на карте РФ. Россия —
многонациональное
государство. Народы
России, их традиции,
обычаи, праздники. Родной
край, его природные и
культурные
достопримечательности.
Значимые события истории
родного края. Свой регион и
его главный город на карте.
Хозяйственные занятия,
профессии жителей родного
края. Значение труда в
жизни человека и общества

1

0

0

07.09.2022 Устный
опрос;

4.

Родной край Человек и
общество. Наша Родина —
Россия, Российская
Федерация. Россия и её
столица на карте.

1

1

0

12.09.2022 ;
;
Проверочная
работа по
разделу "Где
мы живём";

1

0

0

14.09.2022 Устный
опрос;

Государственные символы
России, символика своего
региона. Москва — столица.
Достопримечательности
Москвы. Страницы истории
Москвы. Города России.
Свой регион и его столица
на карте РФ. Россия —
многонациональное
государство. Народы
России, их традиции,
обычаи, праздники. Родной
край, его природные и
культурные
достопримечательности.
Значимые события истории
родного края. Свой регион и
его главный город на карте.
Хозяйственные занятия,
профессии жителей родного
края. Значение труда в
жизни человека и общества.
5.

Природа. Природные
объекты и предметы,
созданные человеком.
Неживая и живая природа.

6.

1
Природа. Как изучают
природу Человек и природа.

0

0.5

19.09.2022 Устный
опрос;
Практическая
работа;

1

0

0

21.09.2022 Устный
опрос;

1

0

0

26.09.2022 Устный
опрос;

Наблюдения, опыты,
измерения. Звёзды и
созвездия, наблюдения
звёздного неба.
Планеты. Чем Земля
отличается от других
планет. Условия жизни на
Земле. Изображения Земли:
глобус, карта, план. Карта
мира. Материки, океаны.
Определение сторон
горизонта при помощи
компаса. Компас, его
устройство, ориентирование
на местности
7.

Погода, ее составляющие
(температура воздуха,
облачность, осадки, ветер).
Наблюдение за погодой
своего края. Предсказание
погоды и его значение в
жизни людей

8.

Осенние изменения в
неживой и живой природе
Человек и природа.
Многообразие растений.
Деревья, кустарники, травы.
Дикорастущие и культурные
растения. Связи в природе.
Годовой ход изменений в
жизни растения. Мир
животных (фауна).
Насекомые, рыбы, птицы,
звери, земноводные,
пресмыкающиеся: общая
характеристика
(особенности внешнего
вида, движений, питания,
размножения). Сезонная
жизнь животных

1

0

0.5

28.09.2022 Устный
опрос;
Экскурсия;

10. Звезды и планеты. Солнце –
ближайшая к нам звезда,
источник света и тепла для
всего живого на Земле.

1

0

0

03.10.2022 Устный
опрос;

11. Полезные ископаемые, их
значение в хозяйстве
человека, бережное
отношение людей к
полезным ископаемым.

1

0

0.5

05.10.2022 Устный
опрос;
Практическая
работа;

1

0

0

10.10.2022 Устный
опрос;

13. Вода. Свойства воды.
1
Состояния воды, ее
распространение в природе,
значение для живых
организмов и хозяйственной
жизни человека.

0

0

12.10.2022 Устный
опрос;

14. Растения, их разнообразие.
части растения (корень,
стебель, лист, цветок, плод,
семя). Условия,
необходимые для жизни
растения (свет, тепло,
воздух, вода). Деревья,
кустарники, травы.

1

0

0.25

17.10.2022 Устный
опрос;
Практическая
работа;

15. Животные, их разнообразие. 1
Условия, необходимые для
жизни животных (воздух,
вода, тепло, пища).

1

0

19.10.2022 Тестирование;
Оценка
достижений
за I четверть.;

9.

Неживая и живая природа.
Погода, ее составляющие
(температура воздуха,
облачность, осадки, ветер).
Наблюдение за погодой
своего края. Экскурсия

Полезные ископаемые
родного края (2–3 примера).
12. Воздух – смесь газов.
Свойства воздуха. Значение
воздуха для растений,
животных, человека.

Насекомые, рыбы, птицы,
звери, их отличия.

16. Взаимосвязи в природном
сообществе: растения –
пища и укрытие для
животных; животные –
распространители плодов и
семян растений. Влияние
человека на природные
сообщества.

1

0

0.25

24.10.2022 Устный
опрос;
Практическая
работа;

17. Дикорастущие и культурные 1
растения Роль растений в
природе и жизни людей,
бережное отношение
человека к растениям.

0

0.25

26.10.2022 Устный
опрос;

18. Дикие и домашние
животные. Роль животных в
природе и жизни людей,
бережное отношение
человека к животным

1

0

0

07.11.2022 Устный
опрос;

19. Условия, необходимые для
1
жизни растения (свет, тепло,
воздух, вода). Наблюдение
роста растений, фиксация
изменений. Растения, их
разнообразие

0

0.25

09.11.2022 Устный
опрос;
Практическая
работа;

20. Животные, их разнообразие. 1
Условия, необходимые для
жизни животных (воздух,
вода, тепло, пища). Дикие и
домашние животные.

0

0

15.11.2022 Устный
опрос;

21. Роль животных в природе и
жизни людей, бережное
отношение человека к
животным. Животные
родного края, их названия,
краткая характеристика на
основе наблюдений.

1

0

0

17.11.2022 Устный
опрос;

22. Красная книга России, ее
значение, отдельные
представители растений и
животных Красной книги.
Посильное участие в охране
природы.

1

0

0.25

22.11.2022 Устный
опрос;
Практическая
работа;

23. Личная ответственность
каждого человека за
сохранность природы.

1

0

0

24.11.2022 Устный
опрос;

24. Природа. Природные
объекты и предметы,
созданные человеком.

1

0

0.25

29.11.2022 Устный
опрос;
Практическая
работа;

1

0

0.25

01.12.2022 Устный
опрос;
Практическая
работа;

1

0

0.25

06.12.2022 Устный
опрос;
Практическая
работа;

1

0

0

08.12.2022 Устный
опрос;

28. Проверочная работа за I
1
полугодие. Общественный
транспорт. Транспорт города
или села. Наземный,
воздушный и водный
транспорт. Правила
пользования транспортом.

1

0

13.12.2022 ;
;
Проверочная
работа за I
полугодие;

29. Человек – член общества,
носитель и создатель
культуры. Понимание того,
как складывается и
развивается культура
общества и каждого его
члена.

0

0

15.12.2022 Устный
опрос;

Неживая и живая природа.
25. Значение труда в жизни
человека и общества.
Трудолюбие как
общественно значимая
ценность в культуре народов
России и мира.
26. Значение труда в жизни
человека и общества.
Трудолюбие как
общественно значимая
ценность в культуре народов
России и мира. Профессии
людей.
27. Значение труда в жизни
человека и общества.
Трудолюбие как
общественно значимая
ценность в культуре народов
России и мира.

1

30. Профессии людей. Личная
1
ответственность человека за
результаты своего труда и
профессиональное
мастерство.

0

0

20.12.2022 Устный
опрос;

31. Трудолюбие как
1
общественно значимая
ценность в культуре народов
России и мира. Личная
ответственность человека за
результаты своего труда и
профессиональное
мастерство.

0

0

22.12.2022 Устный
опрос;

32. Экскурсия.Времена года, их
особенности (на основе
наблюдений). Смена времен
года в родном крае на
основе наблюдений.

1

0

0.5

27.12.2022 Устный
опрос;
Экскурсия;

33. Времена года, их
особенности (на основе
наблюдений). Смена времен
года в родном крае на
основе наблюдений.

1

0

0

10.01.2023 Устный
опрос;

34. Красная книга России, ее
значение, отдельные
представители растений и
животных Красной книги.
Личная ответственность
каждого человека за
сохранность природы.

1

0

0

12.01.2023 Устный
опрос;

35. Общее представление о
строении тела человека.

1

0

0.25

17.01.2023 Устный
опрос;
Практическая
работа;

Системы органов (опорнодвигательная,
пищеварительная,
дыхательная, кровеносная,
нервная, органы чувств), их
роль в жизнедеятельности
организма.

36. Ценность здоровья и
здорового образа жизни.

1

0

0

19.01.2023 Устный
опрос;

37. Дорога от дома до школы,
правила безопасного
поведения на дорогах

1

0

0

24.01.2023 Устный
опрос;

38. Практическая работа
«Школа пешехода». Дорога
от дома до школы, правила
безопасного поведения на
дорогах

1

0

0.25

26.01.2023 Устный
опрос;
Практическая
работа;

39. Номера телефонов
экстренной помощи.

1

0

0

31.01.2023 Устный
опрос;

1

0

0

02.02.2023 Устный
опрос;

41. Правила безопасного
1
поведения в лесу, на
водоёме в разное время года.
Первая помощь при лёгких
травмах (ушиб, порез, ожог),
обмораживании, перегреве.

0

0.25

07.02.2023 Устный
опрос;
Практическая
работа;

42. Забота о здоровье и
безопасности окружающих
людей.

1

0

0

09.02.2023 Устный
опрос;

43. Личная ответственность
каждого человека за
сохранение и укрепление
своего физического и
нравственного здоровья.

1

0

0

14.02.2023 Устный
опрос;

Режим дня школьника,
чередование труда и отдыха
в режиме дня; личная
гигиена.

Правила пожарной
безопасности, основные
правила обращения с газом,
электричеством, водой.
40. Номера телефонов
экстренной помощи.

Номера телефонов
экстренной помощи.

44. Семья – самое близкое
окружение человека.

1

0

0

16.02.2023 Устный
опрос;

1

0

0.25

21.02.2023 Устный
опрос;
Практическая
работа;

1

0

0

28.02.2023 Устный
опрос;

47. Правила поведения в школе, 1
на уроке. Оценка великой
миссии учителя в культуре
народов России и мира.

0

0

02.03.2023 Устный
опрос;

0

0

07.03.2023 Устный
опрос;

Семейные традиции.
Взаимоотношения в семье и
взаимопомощь членов
семьи. Оказание посильной
помощи взрослым.
45. Родословная. Имена и
фамилии членов семьи.
Составление схемы
родословного древа, истории
семьи.
46. Младший школьник.
Обращение к учителю.
Оценка великой миссии
учителя в культуре народов
России и мира. Классный,
школьный коллектив,
совместная учеба, игры,
отдых.

Классный, школьный
коллектив, совместная
учеба, игры, отдых.
48. Друзья, взаимоотношения
1
между ними; ценность
дружбы, согласия, взаимной
помощи. Правила
взаимоотношений со
взрослыми, сверстниками,
культура поведения в школе
и других общественных
местах.

49. Друзья, взаимоотношения
1
между ними; ценность
дружбы, согласия, взаимной
помощи. Правила
взаимоотношений со
взрослыми, сверстниками,
культура поведения в школе
и других общественных
местах.

0

0

09.03.2023 Устный
опрос;

50. Друзья, взаимоотношения
1
между ними; ценность
дружбы, согласия, взаимной
помощи. Правила
взаимоотношений со
взрослыми, сверстниками,
культура поведения в школе
и других общественных
местах.

0

0

14.03.2023 Устный
опрос;

51. Ориентирование на
местности. Компас.

1

0

0

16.03.2023 Устный
опрос;

52. Ориентирование на
местности. Компас.

1

0

0

21.03.2023 Устный
опрос;

53. Практическая
работа«Ориентирова
ние на местности».

1

0

0.5

23.03.2023 Устный
опрос;
Практическая
работа;

54. Формы земной поверхности: 1
равнины, горы, холмы,
овраги (общее
представление, условное
обозначение равнин и гор на
карте). Особенности
поверхности родного края
(краткая характеристика на
основе наблюдений).

0

0

04.04.2023 Устный
опрос;

55. Водоемы, их разнообразие
(океан, море, река, озеро,
пруд); использование
человеком. Водоемы
родного края (названия,
краткая характеристика на
основе наблюдений).

0

0

06.04.2023 Устный
опрос;

Ориентирование на
местности. Компас.

1

56. Времена года, их
особенности (на основе
наблюдений). Смена времен
года в родном крае на
основе наблюдений.

1

0

0

11.04.2023 Устный
опрос;
Экскурсия;

57. Времена года, их
особенности (на основе
наблюдений). Смена времен
года в родном крае на
основе наблюдений.

1

0

0

13.04.2023 Устный
опрос;

58. Россия на карте,
государственная граница
России.

1

0

0

18.04.2023 Устный
опрос;

59. Святыни городов России.
Главный город родного
края:
достопримечательности,
история и характеристика
отдельных исторических
событий, связанных с ним.

1

0

0

20.04.2023 Устный
опрос;

60. Москва – столица России.
Святыни Москвы – святыни
России.

1

0

0

25.04.2023 Устный
опрос;

61. Достопримечательности
Москвы. Характеристика
отдельных исторических
событий, связанных с
Москвой .

1

0

0

27.04.2023 Устный
опрос;

62. Города России. СанктПетербург, Золотое кольцо
России.

1

0

0

02.05.2023 Устный
опрос;

63. Земля – планета, общее
представление о форме и
размерах Земли. Глобус как
модель Земли.

1

0

0

04.05.2023 Устный
опрос;

Достопримечательности
Москвы.

Географическая карта и
план. Материки и океаны, их
названия, расположение на
глобусе и карте.

64. Глобус как модель Земли.
1
Географическая карта и
план. Материки и океаны, их
названия, расположение на
глобусе и карте.

0

0

11.05.2023 Устный
опрос;

65. Страны и народы мира.
Общее представление о
многообразии стран,
народов, религий на Земле.

1

0

0

16.05.2023 Устный
опрос;

66. Промежуточная аттестация.
Контрольная абота за год.

1

1

0

18.05.2023 Контрольная
работа;

67. Города России. Страны и
народы мира. Общее
представление о
многообразии стран,
народов, религий на Земле.

1

0

0

23.05.2023 Устный
опрос;

68. Итоговый урок

1

0

0

25.05.2023 Устный
опрос;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

68

4

5.5

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Окружающий мир (в 2 частях), 2 класс /Виноградова Н.Ф., Общество с ограниченной
ответственностью «Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ»; Акционерное общество «Издательство
Просвещение»;
Окружающий мир (в 2 частях), 2 класс /Плешаков А.А., Акционерное общество
«Издательство«Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методические рекомендации, поурочное планирование
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Портал "Начальная школа"
http://nachalka.edu.ru/
Портал "Введение ФГОС НОО"
http://nachalka.seminfo.ru/
Библиотека материалов для начальной школы
http://www.nachalka.com/biblioteka

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Учебные плакаты "Живая и неживая природа", Мультимедийный компьютер, карта, глобус, компас
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ
Термометр, Гербарий, компас,


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.05.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (35349) 2-15-57

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».