МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Оренбургской области
Районный отдел образования администрации Тоцкого района
МАОУ Тоцкая СОШ им. А.К. Стерелюхина
РАССМОТРЕНО
Методическим объединением
учителей
Щеголевой Н.А.___________
Протокол №
от "" г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
УТВЕРЖДЕНО
Директор
Долгих С.А.______________
Рыжков В.К.______________
Протокол №
Приказ №
от "" г.
от "" г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1368611)
учебного предмета
«Обществознание»
для 8 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Рыжков Виталий Константинович
Учитель истории
с. Тоцкое 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена на основе положений и требований
к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования, в соответствии с
Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание» (2018 г.), а также с учётом
Примерной программы воспитания (2020 г.). Обществознание играет ведущую роль в выполнении
школой функции интеграции молодёжи в современное общество: учебный предмет позволяет
последовательно раскрывать учащимся подросткового возраста особенности современного общества,
различные аспекты взаимодействия в современных условиях людей друг с другом, с основными
институтами государства и гражданского общества, регулирующие эти взаимодействия социальные
нормы.
Изучение курса «Обществознание», включающего знания о российском обществе и направлениях
его развития в современных условиях, об основах конституционного строя нашей страны, правах и
обязанностях человека и гражданина, способствует воспитанию российской гражданской
идентичности, готовности к служению Отечеству, приверженности национальным ценностям.
Привлечение при изучении курса различных источников социальной информации, включая СМИ и
Интернет, помогает школьникам освоить язык современной культурной, социально-экономической и
политической коммуникации, вносит свой вклад в формирование метапредметных умений извлекать
необходимые сведения, осмысливать, преобразовывать и применять их.
Изучение учебного курса «Обществознание» содействует вхождению обучающихся в мир культуры
и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного «Я»,
формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего места в
обществе.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Целями обществоведческого образования в основной школе являются:
— воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной
ответственности, правового самосознания, приверженности базовым ценностям нашего народа;
— развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов,
приверженности правовым принципам, закреплённым в Конституции Российской Федерации и
законодательстве Российской Федерации;развитие личности на исключительно важном этапе её
социализации — в подростковом возрасте, становление её духовно-нравственной, политической
и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка;
развитие интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; способности к личному
самоопределению, самореализации, самоконтролю; мотивации к высокопроизводительной,
наукоёмкой трудовой деятельности;
— формирование у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному
уровню знаний и доступной по содержанию для школьников подросткового возраста; освоение
учащимися знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах,
нормах, регулирующих общественные отношения, необходимые для взаимодействия с
социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;овладение
умениями функционально грамотного человека: получать из разнообразных источников и
критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать
полученные данные;
— освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности,
необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
— создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с
различными политическими, правовыми, финансово-экономическими и другими социальными
институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся
российском обществе;
— формирование опыта применения полученных знаний и умений для выстраивания отношений
между людьми различных национальностей и вероисповеданий в общегражданской и в семейнобытовой сферах; для соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными
ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и
средствами защите правопорядка в обществе.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебный года обучения составляет
34 часа. Недельная нагрузка составляет 1 час.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек в экономических отношениях
Экономическая жизнь общества. Потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов. Экономический
выбор.
Экономическая система и её функции. Собственность.
Производство — источник экономических благ. Факторы производства. Трудовая деятельность.
Производительность труда. Разделение труда.
Предпринимательство. Виды и формы предпринимательской деятельности.
Обмен. Деньги и их функции. Торговля и её формы.
Рыночная экономика. Конкуренция. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Невидимая рука
рынка. Многообразие рынков.
Предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль. Как повысить эффективность
производства.
Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица.
Финансовый рынок и посредники (банки, страховые компании, кредитные союзы, участники
фондового рынка). Услуги финансовых посредников.
Основные типы финансовых инструментов: акции и облигации.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит, кредит, платёжная карта, денежные
переводы, обмен валюты). Дистанционное банковское обслуживание. Страховые услуги. Защита прав
потребителя финансовых услуг.
Экономические функции домохозяйств. Потребление домашних хозяйств. Потребительские товары
и товары длительного пользования. Источники доходов и расходов семьи. Семейный бюджет.
Личный финансовый план. Способы и формы сбережений.
Экономические цели и функции государства. Налоги. Доходы и расходы государства.
Государственный бюджет. Государственная бюджетная и денежно-кредитная политика Российской
Федерации. Государственная политика по развитию конкуренции.
Человек в мире культуры
Культура, её многообразие и формы. Влияние духовной культуры на формирование личности.
Современная молодёжная культура.
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Роль науки в развитии общества.
Образование. Личностная и общественная значимость образования в современном обществе.
Образование в Российской Федерации. Самообразование.
Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации.
Понятие религии. Роль религии в жизни человека и общества. Свобода совести и свобода
вероисповедания. Национальные и мировые религии. Религии и религиозные объединения в
Российской Федерации.
Что такое искусство. Виды искусств. Роль искусства в жизни человека и общества.
Роль информации и информационных технологий в современном мире. Информационная культура
и информационная безопасность. Правила безопасного поведения в Интернете.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания
обществознания в основной школе.
Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета распределены по годам
обучения с учётом входящих в курс содержательных модулей (разделов) и требований к результатам
освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования, а также с учётом Примерной программы
воспитания. Содержательные модули (разделы) охватывают знания об обществе и человеке в целом,
знания всех основных сфер жизни общества и знание основ российского права. Представленный в
программе вариант распределения модулей (разделов) по годам обучения является одним из
возможных.
Научным сообществом и представителями высшей школы предлагается такое распределение
содержания, при котором модуль (раздел) «Основы российского права» замыкает изучение курса в
основной школе.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и духовнонравственные ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают готовность обучающихся
руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных
решений. Они достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в процессе развития у
обучающихся установки на решение практических задач социальной направленности и опыта
конструктивного социального поведения по основным направлениям воспитательной деятельности, в
том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных
правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах
противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к
участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе; проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской
Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины —
России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам; историческому, природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных
поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни; осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение
правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной
организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для
успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; уважение к
труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и
потребностей.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных последствий своих действий для
окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и
социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и
знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других,
повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение
учиться у других людей; осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции
из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в
том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё
развитие;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе
способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё
развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции
в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие
примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее — оперировать
понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого
развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и
их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать
ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать
риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть
готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при
изучении обществознания:
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для их
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по
аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению
особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между
собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения,
исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и
контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и
форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в
различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или
сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями
общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной
форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать
идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия
при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь
обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад
каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к предоставлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в
группе, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения
учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать
предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Человек в экономических отношениях
— осваивать и применять знания об экономической жизни общества, её основных
проявлениях, экономических системах, собственности, механизме рыночного регулирования
экономики, финансовых отношениях, роли государства в экономике, видах налогов, основах
государственной бюджетной и денежно-кредитной политики, о влиянии государственной
политики на развитие конкуренции;
— характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических
системах; объекты спроса и предложения на рынке труда и финансовом рынке; функции денег;
— приводить примеры способов повышения эффективности производства; деятельности и
проявления основных функций различных финансовых посредников; использования способов
повышения эффективности производства;
— классифицировать (в том числе устанавливать существенный признак классификации)
механизмы государственного регулирования экономики;
— сравнивать различные способы хозяйствования;
— устанавливать и объяснять связи политических потрясений и социально-экономических
кризисов в государстве;
— использовать полученные знания для объяснения причин достижения (недостижения)
результатов экономической деятельности; для объяснения основных механизмов
государственного регулирования экономики, государственной политики по развитию
конкуренции, социально-экономической роли и функций предпринимательства, причин и
последствий безработицы, необходимости правомерного налогового поведения;
— определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на
обществоведческие знания, факты общественной жизни своё отношение к предпринимательству
и развитию собственного бизнеса;
— решать познавательные и практические задачи, связанные с осуществлением экономических
действий, на основе рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов; с использованием
различных способов повышения эффективности производства; отражающие типичные ситуации
и социальные взаимодействия в сфере экономической деятельности; отражающие процессы;
— овладевать смысловым чтением, преобразовывать текстовую экономическую информацию в
модели (таблица, схема, график и пр.), в том числе о свободных и экономических благах, о видах
и формах предпринимательской деятельности, экономических и социальных последствиях
безработицы;
— извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ и Интернета о
тенденциях развития экономики в нашей стране, о борьбе с различными формами финансового
мошенничества;
— анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать
социальную информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных источников
(в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить её с личным социальным
опытом; используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их
аргументами;
— оценивать собственные поступки и поступки других людей с точки зрения их экономической
рациональности (сложившиеся модели поведения производителей и потребителей; граждан,
защищающих свои экономические интересы; практики осуществления экономических действий
на основе рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов; использования различных
способов повышения эффективности производства, распределения семейных ресурсов, для
оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных
практик);
— приобретать опыт использования знаний, включая основы финансовой грамотности, в
практической деятельности и повседневной жизни для анализа потребления домашнего
хозяйства, структуры семейного бюджета; составления личного финансового плана; для выбора
профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере; выбора форм
сбережений; для реализации и защиты прав потребителя (в том числе финансовых услуг),
осознанного выполнения гражданских обязанностей, выбора профессии и оценки собственных
перспектив в профессиональной сфере;
— приобретать опыт составления простейших документов (личный финансовый план,
заявление, резюме);
— осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой
культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе гуманистических ценностей,
взаимопонимания между людьми разных культур.
Человек в мире культуры
— осваивать и применять знания о процессах и явлениях в духовной жизни общества, о науке
и образовании, системе образования в Российской Федерации, о религии, мировых религиях, об
искусстве и его видах; об информации как важном ресурсе современного общества;
— характеризовать духовно-нравственные ценности (в том числе нормы морали и
нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость) нашего общества, искусство как сферу
деятельности, информационную культуру и информационную безопасность;
— приводить примеры политики российского государства в сфере культуры и образования;
влияния образования на социализацию личности; правил информационной безопасности;
— классифицировать по разным признакам формы и виды культуры;
— сравнивать формы культуры, естественные и социально-гуманитарные науки, виды
искусств;
— устанавливать и объяснять взаимосвязь развития духовной культуры и формирования
личности, взаимовлияние науки и образования;
— использовать полученные знания для объяснения роли непрерывного образования;
— определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на
обществоведческие знания, факты общественной жизни своё отношение к информационной
культуре и информационной безопасности, правилам безопасного поведения в Интернете;
— решать познавательные и практические задачи, касающиеся форм и многообразия духовной
культуры;
— овладевать смысловым чтением текстов по проблемам развития современной культуры,
составлять план, преобразовывать текстовую информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему)
и преобразовывать предложенные модели в текст;
— осуществлять поиск информации об ответственности современных учёных, о религиозных
объединениях в Российской Федерации, о роли искусства в жизни человека и общества, о видах
мошенничества в Интернете в разных источниках информации;
— анализировать, систематизировать, критически оценивать и обобщать социальную
информацию, представленную в разных формах (описательную, графическую,
аудиовизуальную), при изучении культуры, науки и образования;
— оценивать собственные поступки, поведение людей в духовной сфере жизни общества;
— использовать полученные знания для публичного представления результатов своей
деятельности в сфере духовной культуры в соответствии с особенностями аудитории и
регламентом;
— приобретать опыт осуществления совместной деятельности при изучении особенностей
разных культур, национальных и религиозных ценностей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
Количество часов
всего
контрольные практические
работы
работы
Дата
Виды деятельности
изучения
Виды,
формы
контроля
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
Раздел 1. Человек в экономических отношениях
1.1.
Экономика —
основа
жизнедеятельности
человека
5
;
Письменный
Экономика — основа жизнедеятельности человека;
контроль;
Характеризовать способы координации хозяйственной жизни в
различных экономических системах: описывать различные
способы хозяйствования и формулировать основания для
сравнения;
Определять и аргументировать с точки зрения социальных
ценностей и с опорой на обществоведческие знания, факты
общественной жизни, своё отношение к предпринимательству и
развитию собственного бизнеса: формулировать суждения на
основе информации, предложенной учителем; выражать своё
отношение к решениям людей в конкретных ситуациях. Основы
функциональной грамотности: финансовая грамотность;
Решать познавательные и практические задачи: анализировать
реальные социальные ситуации для осуществления экономических
действий на основе рационального выбора в условиях
ограниченных ресурсов; исследовать несложные практические
ситуации, связанные с использованием различных способов
повышения эффективности производства. Основы
функциональной грамотности: финансовая грамотность;
Овладевать смысловым чтением: преобразовывать текстовую
экономическую информацию в модели (таблица, схема);
Приводить примеры организации эффективного производства на
основе жизненных ситуаций: иллюстрировать действие факторов,
влияющих на повышение производительности труда;
Оценивать значение экономически рационального поведения
основных участников обмена: анализировать сложившиеся
практики и модели поведения. Основы функциональной
грамотности: финансовая грамотность;
Использовать полученные знания для объяснения социальноэкономической роли предпринимательства: описывать и
раскрывать на примерах функции предпринимательства;
Вносить коррективы в моделируемую экономическую
деятельность на основе изменившихся ситуаций;
http://www.law.edu.ru/, http://www.edu-all.ru/,
http://www.openet.edu.ru/.
http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_1/index.htm,
http://gtrubnik.narod.ru/ucontents.htm, http://school.edu.ru/
1.2.
Рыночные
отношения в
экономике
5
Осваивать и применять знания о рыночном хозяйстве как одном из Письменный
способов организации экономической жизни: формулировать
контроль;
собственное мнение о роли рыночного механизма и
необходимости развития конкуренции для регулирования
экономики;
Использовать полученные знания для объяснения взаимосвязей
рынка и конкуренции: высказывать обоснованные суждения о
влиянии конкуренции на функционирование рынка;
Приводить примеры использования способов повышения
эффективности производства: иллюстрировать на основе
социальных фактов различные способы повышения его
эффективности;
Оценивать поведение людей с точки зрения их экономи- ческой
рациональности: анализировать и оценивать с позиций
экономических знаний сложившиеся практики и модели
поведения производителя;
Приобретать опыт использования знаний для выбора профессий и
оценки собственных перспектив в профессиональной сфере:
устанавливать преимущества профессионализма и его взаимосвязь
с жизненным успехом. Извлекать социальную информацию из
адаптированных источников и СМИ о тенденциях развития
современной рыночной экономики: выявлять соответствующие
факты;
Готовность к саморазвитию и личностному самоопределению;
Искать и отбирать социальную информацию из различных
источников в соответствии с познавательной задачей,
систематизировать, интерпретировать и оценивать достоверность
социальной информации, в том числе о тенденциях развития
современной рыночной экономики;
http://www.law.edu.ru/, http://www.edu-all.ru/,
http://www.openet.edu.ru/.
http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_1/index.htm,
http://gtrubnik.narod.ru/ucontents.htm, http://school.edu.ru/
1.3.
Финансовые
отношения в
экономике
5
1
Приводить примеры деятельности и проявления основных
функций различных финансовых посредников: описывать
ситуации деятельности финансовых посредников и их функции на
основе предложенных учителем источников;
Оценивать собственные поступки и поступки других участников
финансового рынка с точки зрения их экономической
рациональности (включая вопросы, связанные с личными
финансами и предпринимательской деятельностью, для оценки
рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения
недобросовестных практик): формулировать и представлять
краткие выводы о способах эффективного использования
денежных средств. Основы функциональной грамотности:
финансовая грамотность;
Анализировать, обобщать, систематизировать, критически
оценивать социальную информацию, включая экономикостатистическую, из адаптированных источников (в том числе
учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить её с личным
социальным опытом; формулировать выводы, подкрепляя их
аргументами; выполнять задания к предложенным учителем
фрагментам;
Приобретать опыт использования знаний основ финансовой
грамотности для реализации защиты прав потребителя
финансовых услуг: выражать собственное отношение к
нарушению прав и недобросовестному поведению участников
финансового рынка. Основы функциональной грамотности:
финансовая грамотность;
Осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие
с людьми другой культуры, национальной и религиозной
принадлежности, на основе гуманистических ценностей,
взаимопонимания между людьми разных культур: выполнять
учебные задания в парах и группах;
Выявлять проблемы и выбирать различные подходы (способы)
для принятия решений в жизненных и учебных ситуациях в целях
защиты экономических интересов;
Тестирование; http://www.law.edu.ru/, http://www.edu-all.ru/,
http://www.openet.edu.ru/.
http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_1/index.htm,
http://gtrubnik.narod.ru/ucontents.htm, http://school.edu.ru/
1.4.
Домашнее
хозяйство
3
1.5.
Экономические
цели и функции
государства
2
Итого по разделу
1
20
Раздел 2. Человек в мире культуры
Использовать знания для объяснения взаимосвязей экономических
явлений: объяснять причины достижения (недостижения)
результатов экономической деятельности;
Приобретать опыт использования полученных знаний в
практической повседневной жизни: анализировать потребление
домашнего хозяйства, структуру семейного бюджета, выполнение
гражданских обязанностей (в том числе по уплате налогов),
собственные перспективы в профессиональной сфере в целях
осознанного выбора профессии; сопоставлять свои потребности и
возможности. Основы функциональной грамотности: финансовая
грамотность;
Оценивать собственные поступки и поведение других людей с
точки зрения их экономической рациональности: давать оценку
рациональному распределению семейных ресурсов. Основы
функциональной грамотности: финансовая грамотность;
Решать познавательные и практические задачи, отражающие
процессы формирования, накопления и инвестирования
сбережений: формулировать и представлять краткие выводы о
способах эффективного использования денежных средств и
различных форм сбережений. Основы функциональной
грамотности: финансовая грамотность;
Приобретать опыт составления простейших документов:
составлять семейный бюджет, личный финансовый план,
заявление, резюме. Основы функциональной грамотности:
финансовая грамотность;
Анализировать практические ситуации, связанные с реализацией
гражданами своих экономических интересов;
Тестирование; http://www.law.edu.ru/, http://www.edu-all.ru/,
http://www.openet.edu.ru/.
http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_1/index.htm,
http://gtrubnik.narod.ru/ucontents.htm, http://school.edu.ru/
Осваивать и применять знания о роли государства в экономике, об
основах государственной бюджетной и денежно-кредитной
политики Российской Федерации: описывать экономические цели
и функции государства;
Классифицировать (в том числе устанавливать существенный
признак классификации) механизмы государственного
регулирования экономики: составлять классификационную
таблицу;
Устанавливать и объяснять связи политических потрясений и
социально-экономических кризисов в государстве: описывать
социальные ситуации и факты. Использовать знания для
объяснения основных механизмов государственного
регулирования экономики, в том числе государственной политики
по развитию конкуренции: высказывать обоснованные суждения о
различных направлениях экономической политики государства и
её влиянии на экономическую жизнь общества;
Выявлять причинно-следственные связи при изучении
экономических явлений и процессов;
Тестирование; http://www.law.edu.ru/, http://www.edu-all.ru/,
http://www.openet.edu.ru/.
http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_1/index.htm,
http://gtrubnik.narod.ru/ucontents.htm, http://school.edu.ru/
2.1.
Культура, её
многообразие и
формы
1
Осваивать и применять знания о процессах и явлениях в духовной
жизни: различать в предлагаемых ситуациях формы культуры,
выявлять их описания в тексте, составлять опорные схемы и
планы;
Классифицировать по разным признакам формы и виды культуры:
сопоставлять определённые примеры с указанными формами
(видами) культуры, составлять собственные модельные примеры
различных видов культуры;
Сравнивать формы культуры: различать признаки разных форм
культуры в предлагаемых ситуациях и примерах;
Устанавливать и объяснять взаимосвязь развития духовной
культуры и формирования личности: описывать взаимовлияние
различных форм культуры, современной молодёжной культуры и
личностного развития личности;
Овладевать смысловым чтением текстов по проблемам развития
современной культуры: составлять план, преобразовывать
текстовую информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему) и
преобразовывать предложенные модели в текст;
Приобретать опыт осуществления совместной деятельности при
изучении особенностей разных культур, национальных и
религиозных ценностей: выявлять дефициты информации,
данных, необходимых для решения поставленной задачи в
процессе совместной работы. Основы функциональной
грамотности: глобальные компетенции;
Содействовать формированию внутренней позиции личности как
особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и
жизни в целом;
Способствовать осознанию ценности самостоятельности и
инициативы;
Самостоятельно выбирать способ решения учебной за- дачи в
процессе работы с кейсами (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев);
Устный
опрос;
http://www.law.edu.ru/, http://www.edu-all.ru/,
http://www.openet.edu.ru/.
http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_1/index.htm,
http://gtrubnik.narod.ru/ucontents.htm, http://school.edu.ru/
2.2.
Наука и
образование в
Российской
Федерации
4
Осваивать и применять знания о науке и образовании, о системе
образования в Российской Федерации: отбирать с заданных
позиций приведённые в тексте описания;
Сравнивать естественные и социально-гуманитарные науки:
находить их сходства и различия в предлагаемых примерах;
Решать познавательные и практические задачи, касающиеся форм
и многообразия духовной культуры: анализировать жизненные
ситуации и принимать решения относительно осуществления
конкретных действий в области науки, образования,
самообразования. Основы функциональной грамотности:
глобальные компетенции;
Осуществлять поиск информации об ответственности современных учёных в разных источниках: сопоставлять и
Осуществлять поиск информации об ответственности
современных учёных в разных источниках: сопоставлять и
обобщать информацию, представленную в разных формах
(описательную, графическую, аудиовизуальную);
Приводить примеры политики Российского государства в сфере
культуры и образования: отбирать соответствующие ситуации из
учебных текстов и СМИ;
Использовать полученные знания для объяснения роли
непрерывного образования: выполнять индивидуальные и
групповые проекты;
Формировать мотивацию к целенаправленной социально
значимой деятельности (получению образования);
Выявлять причинно-следственные связи, доказывая значение
образования в условиях усложнения технологий в современном
обществе;
Выявлять причинно-следственные связи, доказывая значение
образования в условиях усложнения технологий в современном
обществе;
Устный
опрос;
http://www.law.edu.ru/, http://www.edu-all.ru/,
http://www.openet.edu.ru/.
http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_1/index.htm,
http://gtrubnik.narod.ru/ucontents.htm, http://school.edu.ru/
2.3.
Роль религии в
жизни общества
2
Осваивать и применять знания о религии, мировых религиях:
различать в предлагаемых ситуациях мировые религии,
особенности религии как социального института;
Сравнивать мировые и национальные религии: составлять
сравнительную таблицу;
Осуществлять поиск информации о религиозных объединениях в
Российской Федерации в разных источниках информации:
сопоставлять и обобщать информацию, представленную в разных
формах (описательную, графическую, аудиовизуальную);
Оценивать собственные поступки, поведение людей в духовной
сфере жизни общества: выражать свою точку зрения, участвовать
в дискуссии. Основы функциональной грамотности: глобальные
компетенции;
Овладевать навыками работы с информацией: воспринимать и
создавать информационные тексты в различных форматах, в том
числе цифровых;
Тестирование; http://www.law.edu.ru/, http://www.edu-all.ru/,
http://www.openet.edu.ru/.
http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_1/index.htm,
http://gtrubnik.narod.ru/ucontents.htm, http://school.edu.ru/
2.4.
Роль искусства в
жизни человека
2
Осваивать и применять знания об искусстве и его видах: различать
в предлагаемых ситуациях объекты, относящиеся к разным видам
искусства;
Характеризовать искусство: отбирать в тексте значимые признаки
для его характеристики;
Сравнивать виды искусств: составлять сравнительные таблицы;
Осуществлять поиск информации о роли искусства в жизни
человека и общества в разных источниках информации:
сопоставлять и обобщать информацию, представленную в разных
формах (описательную, графическую, аудио- визуальную);
Формировать готовность обучающихся к саморазвитию,
самостоятельности в определении своего отношения к искусству
как форме общественного сознания;
Овладевать навыками работы с информацией: восприятие и
создание информационных текстов в различных форматах, в том
числе цифровых;
2.5.
Роль информации
в современном
мире
1
;
Письменный
Осваивать и применять знания об информации как важном ресурсе контроль;
современного общества: различать в предлагаемых ситуациях
объекты, относящиеся к разным видам информации;
Характеризовать информационную культуру и информационную
безопасность: отбирать в тексте признаки информационной
культуры, особенности информационной безопасности;
Приводить конкретные примеры правил информационной
безопасности: моделировать ситуации, отражающие их действие и
значение;
Определять и аргументировать с точки зрения социальных
ценностей и с опорой на обществоведческие знания факты
общественной жизни, своё отношение к информационной
культуре и информационной безопасности, пра- вилам
безопасного поведения в Интернете: формулировать суждения на
основе информации, предложенной учителем; выражать своё
отношение к поступкам людей в конкретных ситуациях;
Осуществлять поиск информации о видах мошенничества в
Интернете: составлять алгоритм безопасного поведения в
Интернете, сопоставляя и обобщая информацию, представленную
в разных формах (описательную, графическую,
аудиовизуальную);
Использовать полученные знания для публичного представления
результатов своей деятельности в сфере духовной культуры:
выступать с сообщениями в соответствии с особенностями
аудитории и регламентом;
Содействовать формированию готовности обучающихся к
саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению;
Овладевать навыками работы с информацией: выявлять дефициты
информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
Итого по разделу
10
Раздел 3. Итоговое повторение
Устный
опрос;
http://www.law.edu.ru/, http://www.edu-all.ru/,
http://www.openet.edu.ru/.
http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_1/index.htm,
http://gtrubnik.narod.ru/ucontents.htm, http://school.edu.ru/
http://www.law.edu.ru/, http://www.edu-all.ru/,
http://www.openet.edu.ru/.
http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_1/index.htm,
http://gtrubnik.narod.ru/ucontents.htm, http://school.edu.ru/
3.1.
Защита проектов
4
Итого по разделу
4
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
1
3
Защита проектов;
0
Практическая
работа;
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
Количество часов
1.
Экономическая жизнь
общества. Потребности и ресурсы. Ограниченность
ресурсов.
1
Устный
опрос;
2.
Экономический выбор.
Экономическая система и её
функции.
1
Тестирование;
3.
Собственность.
Производство — источник
экономических благ.
Факторы производства.
1
Устный
опрос;
4.
Трудовая деятельность.
Предпринимательство.
Производительность труда.
Разделение труда.
1
Тестирование;
5.
Обмен. Деньги и их функции. 1
Торговля и её формы
Устный
опрос;
6.
Рыночная экономика. Кон
куренция. Спрос и
предложение.
1
Тестирование;
7.
Невидимая рука рынка.
Многообразие рынков.
1
Устный
опрос;
8.
Предприятие в экономике.
1
Издержки, выручка и
прибыль. Как повысить
эффективность производства.
Тестирование;
9.
Заработная плата и стиму1
лирование труда. Занятость и
безработица
Устный
опрос;
10. Контрольная работа 1
Дата
Виды,
изучения формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы
1
1
Контрольная
работа;
11. Финансовый рынок и
1
посредники (банки,
страховые компании,
кредитные союзы, участники
фондо-вого рынка). Услуги
финансовых посредников.
Устный
опрос;
12. Основные типы финансовых
инструментов: акции и
облигации.
1
Тестирование;
13. Банковские услуги, предоставляемые гражданам
(депозит, кредит, платёжная
карта, денежные переводы,
обмен валюты).
1
Тестирование;
14. Дистанционное банковское
обслуживание. Страховые
услуги.
1
Письменный
контроль;
15. Защита прав потребителя
финансовых услуг
1
Тестирование;
16. Экономические функции
домохозяйств. Потребление
домашних хозяйств.
Потребительские товары и
товары длительного
пользования.
1
Устный
опрос;
17. Источники доходов и
1
расходов семьи. Семейный
бюджет. Личный
финансовый план. Способы и
формы сбережений
18. Экономические цели и
функции государства.
Налоги. Доходы и расходы
государства.
Государственный бюджет.
1
19. Государственная бюджетная 1
и денежно-кредитная
политика Российской
Федерации. Государственная
политика по развитию
конкуренции
1
Практическая
работа;
Устный
опрос;
Тестирование;
20. Контрольная работа 2
1
21. Культура, её многообразие и
формы. Влияние духовной
культуры на формирование
личности. Современная
молодёжная культура
1
1
Контрольная
работа;
Устный
опрос;
22. Наука. Естественные и
1
социально-гуманитарные
науки. Роль науки в развитии
общества.
Тестирование;
23. Образование. Личностная и
общественная значимость
образования в современном
обществе.
1
Устный
опрос;
24. Образование в Российской
Федерации.
Самообразование.
1
Тестирование;
25. Политика в сфере культуры и 1
образования в Российской
Федерации
Устный
опрос;
26. Понятие религии. Роль
1
религии в жизни человека и
общества. Свобода совести и
свобода вероисповедания.
Тестирование;
27. Национальные и мировые
религии. Религии и
религиозные объединения в
Российской Федерации
1
Устный
опрос;
28. Что такое искусство. Виды
искусств.
1
Устный
опрос;
29. Роль искусства в жизни
человека и общества
1
Тестирование;
30. Роль информации и информационных технологий в
современном мире.
Информационная культура и
информационная безопасность. Правила
безопасного поведения в
Интернете
1
Практическая
работа;
31. Контрольная работа 3
1
1
32. Защита проектов
1
1
Практическая
работа;
33. Защита проектов
1
1
Практическая
работа;
34. Защита проектов
1
1
Практическая
работа;
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
34
3
Контрольная
работа;
4
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Городецкая Н.И. и другие. Обществознание. 8 кл. Издательство
«Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Правоведение. 8-9 классы. Изучаем Конституцию. Элективный курс, Обществознание. 8-9 классы.
Технологические карты по учебникам под редакцией Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой, Н. И.
Городецкой, А. И. Матвеева. Программа для установки через Интернет
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://www.law.edu.ru/, http://www.edu-all.ru/, http://www.openet.edu.ru/.
http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_1/index.htm, http://gtrubnik.narod.ru/ucontents.htm,
http://school.edu.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ