Аннотация к рабочей программе по предмету «Химия»







Аннотация к рабочей программе по предмету «Химия»
Рабочая программа учебного предмета «Химия» для учащихся 8-9 классов разработана на
основании следующих нормативно-правовых документов и материалов:
федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ
(п.6 ст.28);
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №
287);
концепции преподавания учебного предмета « Химия» в образовательных организациях РФ
(утв. Решением Коллегии Минпросвещения России, протокол от 03.12.2019)
примерной рабочей программы по химии на уровне основного общего образования для 8-9
классов общеобразовательных организаций (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию протокол 3/21 от 27.09.2021г.);
программы «Химия» для обучающихся 8-9 классов общеобразовательных школ авторов:
Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара.
К
целям при реализации образовательных функций предмета «Химия»
традиционно относят формирование знаний основ химической науки как области
современного естествознания, практической деятельности человека и как одного из
компонентов мировой культуры.
Задача предмета состоит в формировании системы химических знаний —
важнейших фактов, понятий, законов и теоретических положений, доступных обобщений
мировоззренческого характера, языка науки, знаний о научных методах изучения веществ
и химических реакций, а также в формировании и развитии умений и способов
деятельности, связанных с планированием, наблюдением и проведением химического
эксперимента, соблюдением правил безопасного обращения с веществами в повседневной
жизни.
С учётом программы воспитания МАОУ Тоцкая СОШ им.А.К.Стерелюхина, в
рабочей программе отражается реализация воспитательного потенциала урока химии,
который
предполагает использование различных видов и форм деятельности,
ориентированной на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями
обучающихся:
 привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке
явлений, организацию их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование её обсуждения, высказывания обучающимися своего
мнения по её поводу, выработка своего к ней отношения;
 демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующего
материала для работы на уроке, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
 применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных
игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического
театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках;
дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат
обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;
 инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст

обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей,
навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументировании
отстаивания своей точки зрения.
Учебным планом на изучение химии отводится 136 часов.
Программа реализуется:
- для 8 класса в объеме 68 часов в год, 2 часа в неделю;
- для 9 класса в объеме 68 часов в год, 2 часов в неделю.
Для реализации программы используется учебный комплекс:
1. Учебник для общеобразовательных учреждений «Химия. 8 класс» (автор Н.Е.Кузнецова,
И.М.Титова, Н.Н.Гара). Москва: «Вентана-Граф».
2. Учебник для общеобразовательных учреждений «Химия. 9 класс» (автор Н.Е.Кузнецова,
И.М.Титова, Н.Н.Гара). Москва: «Вентана-Граф».

Планируемые результаты освоения учебного предмета
По завершению курса химии на этапе основного общего образования выпускники
основной школы должны овладеть следующими результатами:
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы основного общего образования
достигаются в ходе обучения химии в единстве учебной и воспитательной деятельности
Организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно
нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и
способствуют процессам самопознания, саморазвития и социализации обучающихся.
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
Патриотического воспитания
ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному
наследию, понимания значения химической науки в жизни современного общества,
способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях
мировой и отечественной химии, заинтересованности в научных знаниях об устройстве
мира и общества
Гражданского воспитания
представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе,
коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видах деятельности; готовности к разнообразной совместной
деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении химических
экспериментов, создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию и
взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать своё
поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков;
Ценности научного познания
мировоззренческих представлений о веществе и химической реакции, соответствующих
современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности
научной картины мира; представлений об основных закономерностях развития природы,

взаимосвязях человека с природной средой, о роли химии в познании этих
закономерностей;
познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по химии,
необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений;
познавательной, информационной и читательской культуры, в том числе навыков
самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными
техническими средствами информационных технологий;
интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к
самообразованию, проектной и исследовательской деятельности, к осознанному выбору
направленности и уровня обучения в дальнейшем;
Формирования культуры здоровья
осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на
здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек
(употребления алкоголя, наркотиков, курения), необходимости соблюдения правил
безопасности при обращении с химическими веществами в быту и реальной жизни;
Трудового воспитания
интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, уважение к труду
и результатам трудовой деятельности, в том числе на основе применения предметных
знаний по химии, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения
образования с учётом личностных интересов и способности к химии, общественных
интересов и потребностей; успешной профессиональной деятельности и развития
необходимых умений; готовность адаптироваться в профессиональной среде;
Экологического воспитания
экологически целесообразного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе
её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни,
ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью,
осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами,
а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
способности применять знания, получаемые при изучении химии, для решения задач,
связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры,
осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством
методов химии;
экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной,
коммуникативной и социальной практике.
Метапредметные результаты
8 класс:
Познавательные УУД
Метапредметные результаты освоения образовательной программы по химии отражают
овладение универсальными познавательными действиями, в том числе: Базовыми
логическими действиями
- умением использовать приёмы логического мышления при освоении знаний: раскрывать
смысл химических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать
взаимосвязь с другими понятиями), использовать понятия для объяснения отдельных
фактов и явлений; причинно-следственные связи между объектами изучения; строить
логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии); делать выводы и
заключения;
- умением применять в процессе познания понятия (предметные и метапредметные),
символические (знаковые) модели, используемые в химии, преобразовывать широко
применяемые в химии модельные представления — химический знак (символ элемента),
химическая формула и уравнение химической реакции — при решении учебнопознавательных задач; с учётом этих модельных представлений выявлять и

характеризовать существенные признаки изучаемых объектов — химических веществ и
химических реакций; выявлять общие закономерности, причинно-следственные связи и
противоречия в изучаемых процессах и явлениях; предлагать критерии для выявления этих
закономерностей и противоречий; самостоятельно выбирать способ решения учебной
задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев);
Базовыми исследовательскими действиями
- приобретение опыта по планированию, организации и проведению ученических
экспериментов: умение наблюдать за ходом процесса, самостоятельно прогнозировать его
результат, формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого опыта,
исследования, составлять отчёт о проделанной работе;
Работой с информацией
- умением выбирать, анализировать и интерпретировать информацию различных видов и
форм представления, получаемую из разных источников (научно-популярная литература
химического содержания, справочные пособия, ресурсы Интернета); критически оценивать
противоречивую и недостоверную информацию;
- умением применять различные методы и запросы при поиске и отборе информации и
соответствующих данных, необходимых для выполнения учебных и познавательных задач
определённого типа; приобретение опыта в области использования информационнокоммуникативных технологий, овладение куль турой активного использования различных
поисковых систем; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами,
другими формами графики и их комбинациями;
Коммуникативные УУД
Универсальными коммуникативными действиями
- умением задавать вопросы (в ходе диалога и/или дискуссии) по существу обсуждаемой
темы, формулировать свои предложения относительно выполнения предложенной задачи;
- приобретение опыта презентации результатов выполнения химического эксперимента
(лабораторного опыта, лабораторной работы по исследованию свойств веществ, учебного
проекта);
- заинтересованность в совместной со сверстниками познавательной и исследовательской
деятельности при решении возникающих проблем на основе учёта общих интересов и
согласования позиций (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы», координация
совместных действий, определение критериев по оценке качества выполненной работы и
др.);
Регулятивные УУД
Универсальными регулятивными действиями
- умением самостоятельно определять цели деятельности, планировать, осуществлять,
контролировать и при необходимости корректировать свою деятельность, выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, самостоятельно
составлять или корректировать предложенный алгоритм действий при выполнении заданий
с учётом получения новых знаний об изучаемых объектах — веществах и реакциях;
оценивать соответствие полученного результата заявленной цели;
- умением использовать и анализировать контексты, предлагаемые в условии заданий.
9 класс:
Познавательные УУД
Метапредметные результаты освоения образовательной программы по химии отражают
овладение универсальными познавательными действиями, в том числе: Базовыми
логическими действиями

- умением использовать приёмы логического мышления при освоении знаний: раскрывать
смысл химических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать
взаимосвязь с другими понятиями), использовать понятия для объяснения отдельных
фактов и явлений; выбирать основания и критерии для классификации химических веществ
и химических реакций; устанавливать причинно-следственные связи между объектами
изучения; строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии);
делать выводы и заключения;
- умением применять в процессе познания понятия (предметные и метапредметные),
символические (знаковые) модели, используемые в химии, преобразовывать широко
применяемые в химии модельные представления — химический знак (символ элемента),
химическая формула и уравнение химической реакции — при решении учебнопознавательных задач; с учётом этих модельных представлений выявлять и
характеризовать существенные признаки изучаемых объектов — химических веществ и
химических реакций; выявлять общие закономерности, причинно-следственные связи и
противоречия в изучаемых процессах и явлениях; предлагать критерии для выявления этих
закономерностей и противоречий; самостоятельно выбирать способ решения учебной
задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев);
Базовыми исследовательскими действиями
- умением использовать поставленные вопросы в качестве инструмента познания, а также
в качестве основы для формирования гипотезы по проверке правильности высказываемых
суждений;
- приобретение опыта по планированию, организации и проведению ученических
экспериментов: умение наблюдать за ходом процесса, самостоятельно прогнозировать его
результат, формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого опыта,
исследования, составлять отчёт о проделанной работе;
Работой с информацией
- умением выбирать, анализировать и интерпретировать информацию различных видов и
форм представления, получаемую из разных источников (научно-популярная литература
химического содержания, справочные пособия, ресурсы Интернета); критически оценивать
противоречивую и недостоверную информацию;
- умением применять различные методы и запросы при поиске и отборе информации и
соответствующих данных, необходимых для выполнения учебных и познавательных задач
определённого типа; приобретение опыта в области использования информационнокоммуникативных технологий, овладение куль турой активного использования различных
поисковых систем; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами,
другими формами графики и их комбинациями;
- умением использовать и анализировать в процессе учебной и исследовательской
деятельности информацию о влиянии промышленности, сельского хозяйства и транспорта
на состояние окружающей природной среды
Коммуникативные УУД
Универсальными коммуникативными действиями
- умением задавать вопросы (в ходе диалога и/или дискуссии) по существу обсуждаемой
темы, формулировать свои предложения относительно выполнения предложенной задачи;
- приобретение опыта презентации результатов выполнения химического эксперимента
(лабораторного опыта, лабораторной работы по исследованию свойств веществ, учебного
проекта);
- заинтересованность в совместной со сверстниками познавательной и исследовательской
деятельности при решении возникающих проблем на основе учёта общих интересов и
согласования позиций (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы», координация

совместных действий, определение критериев по оценке качества выполненной работы и
др.);
Регулятивные УУД
Универсальными регулятивными действиями
- умением самостоятельно определять цели деятельности, планировать, осуществлять,
контролировать и при необходимости корректировать свою деятельность, выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, самостоятельно
составлять или корректировать предложенный алгоритм действий при выполнении заданий
с учётом получения новых знаний об изучаемых объектах — веществах и реакциях;
оценивать соответствие полученного результата заявленной цели;
- умением использовать и анализировать контексты, предлагаемые в условии заданий.
Предметные результаты:
8 класс:
1) раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула,
химический элемент, простое вещество, сложное вещество, смесь (однородная и
неоднородная), валентность, относительная атомная и молекулярная масса, количество
вещества, моль, молярная масса, массовая доля химического элемента в соединении,
молярный объём, оксид, кислота, основание, соль, электроотрицательность, степень
окисления, химическая реакция, классификация реакций: реакции соединения, реакции
разложения, реакции замещения, реакции обмена, экзо- и эндотермические реакции;
тепловой эффект реакции; ядро атома, электронный слой атома, атомная орбиталь, радиус
атома, химическая связь, полярная и неполярная ковалентная связь, ионная связь, ион,
катион, анион, раствор, массовая доля вещества (процентная концентрация) в растворе;
2) иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий (см. п. 1) и
применять эти понятия при описании веществ и их превращений;
3) использовать химическую символику для составления формул веществ и
уравнений химических реакций;
4) определять валентность атомов элементов в бинарных соединениях; степень
окисления элементов в бинарных соединениях; принадлежность веществ к определённому
классу соединений по формулам; вид химической связи (ковалентная и ионная) в
неорганических соединениях;
5) раскрывать смысл Периодического закона Д. И. Менделеева:
демонстрировать понимание периодической зависимости свойств химических элементов от
их положения в Периодической системе; законов сохранения массы веществ, постоянства
состава, атомно-молекулярного учения, закона Авогадро; описывать и характеризовать
табличную форму Периодической системы химических элементов: различать понятия
«главная подгруппа (А-группа)» и «побочная подгруппа (Б-группа)», малые и большие
периоды; соотносить обозначения, которые имеются в таблице «Периодическая система
химических элементов Д. И. Менделеева» с числовыми характеристиками строения атомов
химических элементов (состав и заряд ядра, общее число электронов и распределение их по
электронным слоям);
6) классифицировать химические элементы; неорганические вещества;
химические реакции (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому
эффекту);
7) характеризовать (описывать) общие химические свойства веществ различных
классов, подтверждая описание примерами молекулярных уравнений соответствующих
химических реакций;
8) прогнозировать свойства веществ в зависимости от их качественного состава;
возможности протекания химических превращений в различных условиях;

9) вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в
растворе; проводить расчёты по уравнению химической реакции;
10) применять основные операции мыслительной деятельности — анализ и
синтез, сравнение, обобщение, систематизацию, классификацию, выявление причинноследственных связей — для изучения свойств веществ и химических реакций; естественнонаучные методы познания — наблюдение, измерение, моделирование, эксперимент
(реальный и мысленный);
11) следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным
оборудованием, а также правилам обращения с веществами в соответствии с инструкциями
по выполнению лабораторных химических опытов по получению и собиранию
газообразных веществ (водорода и кислорода), приготовлению растворов с определённой
массовой долей растворённого вещества; планировать и проводить химические
эксперименты по распознаванию растворов щелочей и кислот с помощью индикаторов
(лакмус, фенолфталеин, метилоранж и др.).
9 класс:
1) раскрывать смысл основных химических понятий: химический элемент, атом,
молекула, ион, катион, анион, простое вещество, сложное вещество, валентность,
электроотрицательность, степень окисления, химическая реакция, химическая связь,
тепловой эффект реакции, моль, молярный объём, раствор; электролиты, неэлектролиты,
электролитическая диссоциация, реакции ионного обмена, катализатор, химическое
равновесие, обратимые и необратимые реакции, окислительно-восстановительные реакции,
окислитель, восстановитель, окисление и восстановление, аллотропия, амфотерность,
химическая связь (ковалентная, ионная, металлическая), кристаллическая решётка,
коррозия металлов, сплавы; скорость химической реакции, предельно допустимая
концентрация (ПДК) вещества;
2) иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий (см. п. 1) и
применять эти понятия при описании веществ и их превращений;
3) использовать химическую символику для составления формул веществ и
уравнений химических реакций;
4) определять валентность и степень окисления химических элементов в
соединениях различного состава; принадлежность веществ к определённому классу
соединений по формулам; вид химической связи (ковалентная, ионная, металлическая) в
неорганических соединениях; заряд иона по химической формуле; характер среды в водных
растворах неорганических соединений, тип кристаллической решётки конкретного
вещества;
5) раскрывать смысл Периодического закона Д. И. Менделеева и
демонстрировать его понимание: описывать и характеризовать табличную форму
Периодической системы химических элементов: различать понятия «главная подгруппа
(А-группа)» и «побочная подгруппа (Б-группа)», малые и большие периоды;
соотносить обозначения, которые имеются в периодической таблице, с числовыми
характеристиками строения атомов химических элементов (состав и заряд ядра, общее
число электронов и распределение их по электронным слоям); объяснять общие
закономерности в изменении свойств элементов и их соединений в пределах малых
периодов и главных подгрупп с учётом строения их атомов;
6) классифицировать химические элементы; неорганические вещества;
химические реакции (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому
эффекту, по изменению степеней окисления химических элементов);
7) характеризовать (описывать) общие и специфические химические свойства
простых и сложных веществ, подтверждая описание примерами молекулярных и ионных
уравнений соответствующих химических реакций;

8) составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и
солей; полные и сокращённые уравнения реакций ионного обмена; уравнения реакций,
подтверждающих существование генетической связи между веществами различных
классов;
9) раскрывать сущность окислительно-восстановительных реакций посредством
составления электронного баланса этих реакций;
10)
прогнозировать свойства веществ в зависимости от их строения;
возможности протекания химических превращений в различных условиях;
11) вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в
растворе; проводить расчёты по уравнению химической реакции;
12) следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным
оборудованием, а также правилам обращения с веществами в соответствии с инструкциями
по выполнению лабораторных химических опытов по получению и собиранию
газообразных веществ (аммиака и углекислого газа);
13) проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных
веществ: распознавать опытным путём хлорид-, бромид-, иодид-, карбонат-, фосфат-,
силикат-, сульфат-, гидроксид-ионы, катионы аммония и ионы изученных металлов,
присутствующие в водных растворах неорганических веществ;
14) применять основные операции мыслительной деятельности — анализ и
синтез, сравнение, обобщение, систематизацию, выявление причинно-следственных связей
— для изучения свойств веществ и химических реакций; естественно-научные методы
познания — наблюдение, измерение, моделирование, эксперимент (реальный и
мысленный).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.05.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (35349) 2-15-57

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».